Педагогика начального образования
изведения речи и музыки, проигрыватели, включая лазерные, для воспроизведения записей с дисков. Визуальные средства. Наибольшее распространение получили диа- и графопроекторы. С помощью диапроекторов воспроизводятся на экранах (отражательных или просветных) изображения с фотоматериалов — слайдов (диапозитивов), а также диафильмов. Графопроекторы (кодоскопы) — наиболее популярные проекционные аппараты. Имеют важные достоинства с дидактической точки зрения: компактны, просты в обращении. Аудиовизуальные устройства. К ним относятся специализированные аудиовизуальные установки, средства учебного кино, учебное телевидение и видеодисковые системы. Учебное кино прочно вошло в школьную практику, хотя существуют факторы, ограничивающие его применение: при просмотре фильма исключается не только конспектирование, но и отвлечение для размышлений, обмена впечатлениями — все это должно быть отложено «на потом», т.е. до окончания фильма. В последние годы все более прочные позиции завоевывает учебное телевидение (УТВ) как одно из основных технических средств предъявления учебной информации. У телевидения много специфических особенностей, резко отличающих его от учебного кино. Вопросы применения УТВ в последние годы привлекают внимание дидактов и педагогов. Разработано множество методических приемов применения телевизионной техники в различных видах учебной деятельности. В наши дни получает все большее распространение новое информационное средство — видеодисковые системы и компакт-диски. И это реальность. Например, в Ростовской СШ № 15 под руководством педагога Ю.Ф. Смоленцева учащиеся сами изготовили компакт-диск, содержащий краеведческую информацию по донскому краю для уроков географии, истории, литературы.
Валеологически целесообразная регламентация урока Какова деятельность ребенка, таково и движение вовлеченных в эту деятельность его естественных сил и способностей, а каково движение и упражнение этих сил, таково их развитие, их изменение, а, следовательно, таков и результат этого развития. И.Ф. Козлов Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе является урок. Именно ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ урок в наибольшей степени определяет как позитивные, так и негативные влияния образовательной среды на здоровье ребенка. Сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока. Более того, валеологизация урока должна способствовать общему повышению эффективности обучения. Включение валеологической задачи вводит ограничения на способы достижения цели урока. Сама же эта задача подразумевает выбор средств и форм обучения, которые не вредят физическому, психическому и духовному здоровью детей. Самостоятельное значение должно придаваться поддержанию оптимального функционального состояния учителя и учащихся, на которое, как известно, влияют не только темп, ритм урока, длительность и трудность видов учебной деятельности, но и общее эмоциональное состояние, мотивация участников образовательного процесса. • Санитарно-гигиенические условия проведения урока. Перед началом урока учитель должен обеспечить проветривание класса, проверить освещенность и чистоту кабинета, состояние рабочих мест учеников и учителя. • Валеологически целесообразное включение в урок подразумевает создание доминанты, что достигается на уроке четкой постановкой цели и задач урока и ее усвоением детьми. Кроме того, необходимо кратко описать план занятия, виды учебной деятельности детей, чтобы ученики почувствовали свою сопричастность к уроку.
Завершение доминанты, то есть достижение запрограммированного на уроке результата, как правило сочетается с положительной эмоцией, чувством глубокого удовлетворения. Помимо создания доминанты на уроке важно быстрое включение в урок за счет определенного действия, носящих характер ритуала. Общепринятым школьным ритуалом является приветствие вошедшего учителя стоя. Однако каждый учитель может сознательно ввести какой-либо ритуал, связанный именно с его уроком. Привычный ритуал, как любая привычка, основывается на динамическом стереотипе работы мозга — наиболее экономичном способе его деятельности. • Выбор адекватных по возрасту форм и методов ведения урока. Как правило, в методических пособиях для учителя подробно разбираются приемлемые для конкретного возраста формы и методы обучения. Тем не менее, учителю желательно акцентировать свое внимание на том, на каких конкретных возрастных особенностях базируется тот или иной метод. Для сохранения здоровья школьников важным является также удовлетворение базовых потребное- 132 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ тей занимающихся, которые разнятся в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных параметрах физических факторов среды в пирамиде потребностей по А. Мас-лоу занимают самую нижнюю ступень. Это биологические (физиологические) потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Выше в пирамиде располагаются потребности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех и также должны удовлетворяться в ходе образовательной деятельности. Кроме того, согласно концепции Г.К. Зайцева, необходимо создавать условия для удовлетворения базовых потребностей школьников, меняющихся в зависимости от возраста. Для дошкольников и младших школьников это базовые потребности в игре, подражании, свободе выбора, вооруженности; для среднего школьного возраста доминирующее значение сохраняют вспомогательные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются преимущественно идеальные потребности в самопознании и поиске смысла; для старшего школьного возраста — социальные потребности в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении и самоопределении, а также вспомогательные — в саморегуляции деятельности и творческой активности.
• Темп и ритм урока. Оптимальный темп урока выбирается на основе результатов диагностики интенсивности умственной работоспособности детей класса, ориентиром является темп работы тех учащихся, показатели которых примерно совпадают со средним темпом работы класса. В случае отсутствия диагностики темп урока подбирается опытным путем. Непозволительно для учителя пренебрегать тем, что даже несколько учеников не справляются с предложенным темпом. Для флегматичных детей должны быть предусмотрены паузы в течение урока когда другим детям дается не обязательное дополнительное задание. Особое внимание на темп урока должны обращать учителя-холерики, склонные навязывать учащимся чрезмерно высокий темп обучения. Помимо темпа на работоспособности сказывается ритм урока. Ритмичность означает плавное чередование на уроке микрофаз напряжения и отдыха. • Регламентация длительности основных видов учебной деятельности школьников. Длительность основных видов учебной деятельности школьников регламентируется в связи с развитием утомления, неблагоприятным воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные приводятся при изучении конкретных методик преподавания предметов. Так, для младших школьников существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка. Учителю необходимо понимать значимость такой регламентации, основанной на тщательных физиолого-гигиенических исследованиях, и соблюдать их постоянно. Нормы работы с компьютером, применения ТСО приводятся в санитарных правилах и нормах, публикуемых в журнале «Вестник образования».
• Смена видов деятельности на уроке. Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания школьников, которая, как известно, на начальном этапе обучения не превышает 3-8 минут. При планировании уроков необходимо учитывать возможность непроизвольной концентрации внимания на нужном предмете. Это обеспечивается его новизной, яркостью, интересом для детей. Кроме того, учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и способы действий быстро вызывают скуку. • Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательного интереса. Побудительным началом активной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути. В то же время необходимо учитывать известный закон Джеркса-Додсона: слишком высокая мотивированность, эмоциональное напряжение также ухудшает результаты деятельности, как и чересчур низкая мотивированность. Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. По мнению B.C. Ротенберга, С.М. Бон-даренко, познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение. А. Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?134
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|