Педагогика начального образования
ремесленники) Флоренции, добившись отмены крепостного права, создали тем самым мощную прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись, архитектуру, музыку — ведь не следует забывать, что люди еженедельно проводили по много часов в храмах (католическая церковь, помимо 52 воскресений, имеет ежегодно еще полсотни праздников). В церкви этот городской люд сначала глазел, потом глядел, а затем разглядывал скульптурные и художественные произведения; сначала «хлопал ушами», не слушая музыку, а потом начал ее слушать и даже понимать. В XIV веке во Флоренции от восьми до десяти тысяч людей ходили в начальную школу, не менее тысячи — в среднюю и от пятисот до шестисот юношей ежегодно посещали высшие учебные заведения. Как при этом не наступить Возрождению? Эпоха Возрождения — это эпоха массового устремления к культуре, знаниям, искусству; массового спроса на живопись и живописцев не только со стороны меценатов. Это точка массового спроса на грамотных людей. Во множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создавали ту своеобразную атмосферу, ту «критическую массу», при которой начинается ценная реакция творчества, при которой неизбежно должны вспыхивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланд-жело и Леонардо. В итоге напрашивается вывод: везде, где бы ни появлялись идеальные или даже оптимальные условия, общественный спрос, социальный заказ на тот или иной талант, — обязательно этот спрос выносил на свет большое число особо одаренных или даже гениальных людей. При всем этом частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и у всех народов одинакова, но реализовавших себя намного меньше. Поэтому необходимо изучать природу возникновения талантливых людей, в том числе и педагогов, а тем более тщательно готовить почву для их успешной реализации.
Любой директор школы должен понимать, что талантливые люди, как правило, самобытны в общении, в коллективе это «неудобные люди», но ради высокой педагогики необходимо терпеть их оригинальность, следуя завету Н. Рериха: «Попробуйте прожить хотя бы один день, не вредя друг другу». Бедность порождает экстремизм. Образование делает страну богатой. Поэтому мы обречены в будущем создавать благодатные условия для педагогического творчества, для самореализации талантливых педагогов. Иначе страна не может думать о своем будущем. Е. Торренс выделяет следующие творческие методы в преподавании: ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ • Признание ранее не признанных или неиспользованных возможностей. • Уважение желания ученика работать самостоятельно. • Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности. • Предоставление ученику свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели. • Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников. • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей. • Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы. • Поощрение работы над проектами, предложенными учениками. • Исключение какого-либо давления на детей. • Подчеркивание положительного значения индивидуальных различий. • Уважение потенциальных возможностей отстающих. • Демонстрация энтузиазма. • Создание ситуаций, при которых слабые учащиеся тесно работают с сильными. • Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью. • Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.
• Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников. • Извлечение максимальной помощи из хобби, конкретных извлечений и индивидуальных наклонностей. Трудно что-либо добавить к квинтэссенции мыслей, являющихся итогом многолетнего изучения педагогики творчества. Свести в какую-то систему педагогические технологии в этой сфере деятельности невозможно, так как определяющими факторами являются возраст детей, их подбор в классном коллективе, характер учебной дисциплины, название темы и многое другое. Поэтому лучше обратиться к рассмотрению сквозь призму гуманистической педагогики на конкретных примерах. Пример 1. Интегрированный урок природоведения и изобразительного искусства во 2 классе. Тема занятия: «Осень». В первой части сдвоенного урока учитель начальных классов в форме беседы с детьми анализирует особенности времен года, пози-164
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|