Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




- проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо

или упорство. Психосоциальные аспекты одаренного ребенка:

- сильно развито чувство справедливости;

- имеет личную систему ценностей;

- легко переплетает реалии и фантазии;

- наделен ярким воображением;

- имеет развитое чувство юмора;

- склойен к преувеличению страха;

- способен к экстрасенсорному восприятию;

- многое понимает и чувствует без лишних слов;

- легко уязвим.

Физические характеристики одаренности:

- высокий энергетический уровень;

- малая продолжительность сна;

- рост слишком маленький или слишком большой;

- нередки дефекты зрения (до 8 лет);

- часто страдает отсутствием практических навыков.

2.9.5. Стратегия работы с одаренными детьми

На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс ме­роприятий для работы с одаренными детьми, предложенный челя­бинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских.

Комплекс состоит из трех этапов:

1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов.

2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, выяв­ляющих их склонности и интересы.

3. Работа педагогов с детьми по специализированным програм­мам, направленным на развитие и углубление их способностей.

Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными и одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педа­гоги должны научиться работать нестандартно, заниматься разра­боткой авторских программ, уроков, находить индивидуальный под­ход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант.

А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных:

1. Содержание учебной программы должно предусматривать де­тальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных детей должна предусмат­ривать развитие продуктивного мышления и навыков его практи-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ческого применения, что позволяет учащимся переосмыслить име­ющиеся знания и генерировать новые.

3. Программа должна давать детям возможность постоянно при­общаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информа­ции, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Программа должна предусматривать наличие и свободное ис­пользование соответствующих источников.

5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.

6. Программа должна способствовать развитию сознания и само­сознания детей, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.

7. Особое внимание следует уделять сложным мыслительным про­цессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому ма­стерству.

2.9.6. Работа с одаренными детьми

С. Callahan (1978) рекомендует следующие способы стимуляции творческой активности:

• Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы.

• Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными но­выми для него предметами и стимулами для развития его любознательности.

• Поощрение высказывания оригинальных идей.

• Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Ши­рокое использование вопросов дивергентного типа мышления (быстрота, гибкость, оригинальность и точность) применитель­но к самым разнообразным областям (Пример: «Назовите са­мые разные варианты...»).

• Использование личного примера творческого подхода к реше­нию проблем.

• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проект Rapyht и модель Гилфорда предлагают следующие при­емы активизации дивергентного мышления в процессе изучения отдельных дисциплин (типы вопросов):

Наука

Математика

Расскажите о всех возможных вариантах исполь­зования воды. Постарайтесь назвать максимум предметов, работающих на электричестве. Расскажите о возможных вариантах классифика­ции и конкретного набора предметов (например, по форме, цвету, размер'у, съедобности, несъедоб­ности...). Попытайтесь назвать предметы, суще­ствующие парами.158

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Язык

Музыка

Ориентация в социальной сфере

Дайте описание внешнего вида наиболее фантас­тического космического пришельца, которого вы можете себе представить.

Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента.

Художественное Изготовьте один и тот же предмет в различных творчество условиях. Постройте дом для воображаемого су­щества из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из остатков различных материалов. Назовите всех людей, которые помогают нам пу­тешествовать, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым в нашей жизни, строят нам дома. Назовите возможные пути ис­пользования пустых коробок, бумажных и поли­этиленовых пакетов, стружки от карандашей, ку­сочков цветных мелков.

Все предыдущее относится к обучению одаренных в специальной школе или специальном классе.

Наш собственный многолетний опыт показывает реальность и высокую эффективность следующих педагогических приемов рабо­ты с одаренными детьми:

- использование авторских программ по курсам Базисного учеб­ного плана, учитывающих реальный индекс интеллекта уча­щихся и особенности их психики;

- методы взаимного обучения;

- методы учебно-исследовательской работы;

- введение элективных курсов и факультативов за счет школь­ного компонента Базисного учебного плана.

Эти направления можно отнести к вертикальному обогащению интеллекта учащихся. К горизонтальной линии обогащения (линия социального развития) можно относить развитие коммуникативных способностей, преподавание психологии.

Все это относится к случаю обучения одаренных в массовой шко­ле. Так как отечественная система образования не может позволить себе открытие множества школ для одаренных детей, то, на наш взгляд, нет никакой необходимости открывать специальные школы для одаренных. Они неизбежно превратятся в очередной постсовет­ский «питомник» исключительных людей. Следует помнить и о за­коне больших чисел: если сформировать класс из одних лишь от­личников, через полгода в нем появятся свои двоечники. Мы убеж­дены в том, что в каждой школе обнаружатся таланты, если создать соответствующую образовательную среду, сформировать хороший психологический климат, увидеть в каждом ребенке личность. «Каж-

дый человек самоценен», — утверждал Ф.М. Достоевский. Следуя этой позиции, мы обнаруживаем таланты в любой школе — будь это провинциальное образовательное мало комплектное учрежде­ние или академическая школа-лаборатория. Остается одно — песто­вать эти таланты, одухотворяя и морально поддерживая их.

Развитию творческого потенциала личности может способство­вать не только учебная, но и воспитательная работа с детьми. В этом глубоко убеждены авторы «Петербургской концепции воспи­тания», созданной под научным руководством профессора И.А. Ко-лесниковой в 1993 году. Они призывают педагогов в работе с воспи­танниками стимулировать у них формирование системы творчес­ких отношений к миру, с миром, к людям, с людьми, к себе, с самим собой. Это произойдет, по их мнению, если будут созданы педагогические условия для:

- осознания личностью своей неповторимости, самооценки при адекватности самооценки, умение посмотреть на себя со сто­роны, способности к саморефлексии, самодиагностике;

- выработки воспитанником круга жизненных ценностей, ле­жащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути;

- развития самостоятельности и креативности мышления, фор­мирования когнитивных характеристик, обеспечивающих сво­боду ориентации в различных жизненных ситуациях;

- развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов восприятия мира, овладения внутренними ресурса­ми физического, психического, нравственного самосовершен­ствования;

- раскрытия творческих задатков и способностей, овладения кре­ативными формами самовыражения во всех сферах бытия. ~-

Задачей воспитателя становится оказание помощи ребенку, под­ростку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освое­нии новых социальных ролей в органичной для каждого форме; в создании имиджа: своего стиля поведения, общения, манеры оде­ваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений, в отыскании своих тем, своих вопросов в области чело­веческой культуры, определении своих специфических функций в семье, школе, кругу сверстников.

Взрослый призван обеспечивать и поддерживать целостность субъектных проявлений воспитанника, выражающуюся: в умении увидеть и сформировать жизненную.перспективу, поставить перед собой долгосрочные и сиюминутные цели, проявить ответственность и самостоятельность в деятельности, осуществляемой на основе инте-160

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...