Педагогика начального образования
- проявляет повышенную концентрацию внимания на чем-либо или упорство. Психосоциальные аспекты одаренного ребенка: - сильно развито чувство справедливости; - имеет личную систему ценностей; - легко переплетает реалии и фантазии; - наделен ярким воображением; - имеет развитое чувство юмора; - склойен к преувеличению страха; - способен к экстрасенсорному восприятию; - многое понимает и чувствует без лишних слов; - легко уязвим. Физические характеристики одаренности: - высокий энергетический уровень; - малая продолжительность сна; - рост слишком маленький или слишком большой; - нередки дефекты зрения (до 8 лет); - часто страдает отсутствием практических навыков. 2.9.5. Стратегия работы с одаренными детьми На сегодняшний день хорошо зарекомендовал себя комплекс мероприятий для работы с одаренными детьми, предложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских. Комплекс состоит из трех этапов: 1. Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов. 2. Диагностика детей с помощью психологических тестов, выявляющих их склонности и интересы. 3. Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей. Большое внимание должно уделяться подготовке учителей для работы со способными и одаренными детьми. Необходимы целевое финансирование и специальная подготовка для такой работы. Педагоги должны научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. И тогда, возможно, вырастет талант.
А. Пассов (1982) выделил 3 стратегии обучения одаренных: 1. Содержание учебной программы должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления. 2. Учебная программа для одаренных детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления и навыков его практи- ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ческого применения, что позволяет учащимся переосмыслить имеющиеся знания и генерировать новые. 3. Программа должна давать детям возможность постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации, прививать им стремление к приобретению знаний. 4. Программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников. 5. Программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии. 6. Программа должна способствовать развитию сознания и самосознания детей, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой. 7. Особое внимание следует уделять сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству. 2.9.6. Работа с одаренными детьми С. Callahan (1978) рекомендует следующие способы стимуляции творческой активности: • Доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы. • Обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами для развития его любознательности. • Поощрение высказывания оригинальных идей. • Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа мышления (быстрота, гибкость, оригинальность и точность) применительно к самым разнообразным областям (Пример: «Назовите самые разные варианты...»). • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Проект Rapyht и модель Гилфорда предлагают следующие приемы активизации дивергентного мышления в процессе изучения отдельных дисциплин (типы вопросов): Наука Математика Расскажите о всех возможных вариантах использования воды. Постарайтесь назвать максимум предметов, работающих на электричестве. Расскажите о возможных вариантах классификации и конкретного набора предметов (например, по форме, цвету, размер'у, съедобности, несъедобности...). Попытайтесь назвать предметы, существующие парами.158 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ Язык Музыка Ориентация в социальной сфере Дайте описание внешнего вида наиболее фантастического космического пришельца, которого вы можете себе представить. Попытайтесь извлечь самые различные звуки из имеющегося музыкального инструмента. Художественное Изготовьте один и тот же предмет в различных творчество условиях. Постройте дом для воображаемого существа из имеющегося материала. Создайте птицу нового вида из остатков различных материалов. Назовите всех людей, которые помогают нам путешествовать, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым в нашей жизни, строят нам дома. Назовите возможные пути использования пустых коробок, бумажных и полиэтиленовых пакетов, стружки от карандашей, кусочков цветных мелков. Все предыдущее относится к обучению одаренных в специальной школе или специальном классе. Наш собственный многолетний опыт показывает реальность и высокую эффективность следующих педагогических приемов работы с одаренными детьми: - использование авторских программ по курсам Базисного учебного плана, учитывающих реальный индекс интеллекта учащихся и особенности их психики; - методы взаимного обучения; - методы учебно-исследовательской работы; - введение элективных курсов и факультативов за счет школьного компонента Базисного учебного плана. Эти направления можно отнести к вертикальному обогащению интеллекта учащихся. К горизонтальной линии обогащения (линия социального развития) можно относить развитие коммуникативных способностей, преподавание психологии. Все это относится к случаю обучения одаренных в массовой школе. Так как отечественная система образования не может позволить себе открытие множества школ для одаренных детей, то, на наш взгляд, нет никакой необходимости открывать специальные школы для одаренных. Они неизбежно превратятся в очередной постсоветский «питомник» исключительных людей. Следует помнить и о законе больших чисел: если сформировать класс из одних лишь отличников, через полгода в нем появятся свои двоечники. Мы убеждены в том, что в каждой школе обнаружатся таланты, если создать соответствующую образовательную среду, сформировать хороший психологический климат, увидеть в каждом ребенке личность. «Каж-
дый человек самоценен», — утверждал Ф.М. Достоевский. Следуя этой позиции, мы обнаруживаем таланты в любой школе — будь это провинциальное образовательное мало комплектное учреждение или академическая школа-лаборатория. Остается одно — пестовать эти таланты, одухотворяя и морально поддерживая их. Развитию творческого потенциала личности может способствовать не только учебная, но и воспитательная работа с детьми. В этом глубоко убеждены авторы «Петербургской концепции воспитания», созданной под научным руководством профессора И.А. Ко-лесниковой в 1993 году. Они призывают педагогов в работе с воспитанниками стимулировать у них формирование системы творческих отношений к миру, с миром, к людям, с людьми, к себе, с самим собой. Это произойдет, по их мнению, если будут созданы педагогические условия для: - осознания личностью своей неповторимости, самооценки при адекватности самооценки, умение посмотреть на себя со стороны, способности к саморефлексии, самодиагностике; - выработки воспитанником круга жизненных ценностей, лежащих в гуманистической парадигме, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути; - развития самостоятельности и креативности мышления, формирования когнитивных характеристик, обеспечивающих свободу ориентации в различных жизненных ситуациях; - развития и совершенствования индивидуальных каналов и способов восприятия мира, овладения внутренними ресурсами физического, психического, нравственного самосовершенствования;
- раскрытия творческих задатков и способностей, овладения креативными формами самовыражения во всех сферах бытия. ~- Задачей воспитателя становится оказание помощи ребенку, подростку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в освоении новых социальных ролей в органичной для каждого форме; в создании имиджа: своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений, в отыскании своих тем, своих вопросов в области человеческой культуры, определении своих специфических функций в семье, школе, кругу сверстников. Взрослый призван обеспечивать и поддерживать целостность субъектных проявлений воспитанника, выражающуюся: в умении увидеть и сформировать жизненную.перспективу, поставить перед собой долгосрочные и сиюминутные цели, проявить ответственность и самостоятельность в деятельности, осуществляемой на основе инте-160
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|