Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библейские принципы церковного правления




1. Христос – глава Церкви. Христос является главой Церкви потому, что Он совершает посредническое служение на небесах. Христос одержал на кресте решающую победу над сатаной, и Отец Небесный дал Ему «всякую власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Бог «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22; ср. Флп. 2:10, 11). Поэтому Он является «Господом господствующих и Царем царей» (Откр. 17:14).

Христос – глава Церкви еще и потому. Что Церковь – Его тело (Еф. 1:23; Кол. 1:18). Верующие являются «членами тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30). Они должны иметь тесные взаимоотношения с Ним, потому что от Него Церковь «растет» и соединяется «составами и связями» (Кол. 2:19).

2. Христос есть источник всей ее власти. Господь Иисус Христос демонстрирует Свою власть в следующем: а) в образовании христианской Церкви (Мф. 16:18); б) в установлении обрядов, которые должны совершаться Церковью (Мф. 26:26–30; 28:19, 20; 1 Кор. 11:23–29; Ин. 13:1–17); в) в праве наделить Церковь Божественным авторитетом действовать от Его имени (Мф. 16:19; 18:15–18; Ин. 20:21–23); г) в ниспослании Святого Духа, приводящего Церковь в повиновение Ему (Ин. 15:25; 16:13–15); д) в распределении внутри Церкви особых даров, чтобы все члены могли трудиться как апостолы, пророки, евангелисты, пасторы (пастыри) и учителя для приготовления ее членов к служению, для созидания «тела Христова», «доколе все придем к единству веры» и отображению «полноты Христа» (Еф. 4:7–13).

3. Св. Писание наделено Христовой властью. Несмотря на то что Христос руководит Своей Церковью посредством Святого Духа, единственным мерилом всей деятельности Церкви является Слово Божие. Всей члены должны повиноваться этому Слову, потому что оно является законом в абсолютном смысле. Авторитету Писаний должны подчиняться все общественные нравы, обычаи и культурные традиции (2 Тим. 3:15–17).

4. Авторитет Христа и служителей Церкви. Христос наделяет Церковь и специально предназначенных служителей Своею властью, но Он никогда не передает эту власть кому бы то ни было. Никто не имеет независимую Божественную власть вне Христа и Его Слова. Собрания Адвентистов седьмого дня избирают своих служителей. Но хотя эти служители трудятся как представители народа, Христос наделил их Своей властью. Их избрание служит лишь подтверждением призыва, который они получили от Христа. Главной обязанностью избранных служителей является наблюдение за тем, чтобы соблюдались библейские указания относительно Богослужения, учения, дисциплины и миссионерской деятельности. Поскольку Церковь – это тело Христа, они должны советоваться и согласовывать с ней все свои действия и решения.

Новозаветные служители Церкви. Новый Завет упоминает о двух особых служениях в Церкви – служение пресвитера и служение диакона. О важности этих обязанностей можно судить по тем высоким моральным и духовным требованиям, которые предъявлялись к людям, выполнявшим эти служения.

Церковь подчеркивала святость призвания к церковному руководству, совершая над призванными обряд посвящения – возложения рук (Деян. 6:6; 13:2, 3; 1 Тим. 4:14; 5:22).

Пресвитеры

А. Кто такой пресвитер?

«Пресвитеры» (по-гречески «пресбутерос» или «епископы») («эпископос») были самыми основными ответственными служителями Церкви. Слово «пресвитер» означает старший, то есть достойный и уважаемый. Его положение напоминало положение человека, присматривающего за порядком в синагоге. Слово «епископ» означает «надзиратель». Слова «пресвитер», «надзиратель» или «епископ» Павел использовал как равнозначные (Деян. 20:17, 28; Тит. 1:5, 7).

Занимавшие это положение присматривали за вновь образованными церквами. Звание «пресвитер» говорило о статусе или достоинстве служения, а слово «епископ» – о долге и ответственности. Вот почему слово «епископ» означало «надзиратель»7. Из того, что апостолы также называли себя пресвитерами (старшими) (1 Петр. 5:1; 2 Ин. 1; 3 Ин. 1), ясно, что служение совершали как местные пресвитеры, так и странствующие пресвитеры или просто пресвитеры. Те и другие трудились как пастыри христианских общин.

Б. Качества, необходимые для пресвитерского служения. Человек, избираемый на пресвитерское служение, «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца (не сварлив), не корыстолюбив, но тих миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись (заботиться) о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенные, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3:1–7; ср. Тит. 1:5–9).

Потому, прежде чем кандидат в пресвитеры будет назначен на это служение, он должен проявить себя как заботливый и честный глава собственного дома. «Нужно обратить внимание на то, как живет семья человека, предлагаемого на служение. Послушны ли ему члены его семьи? Может ли такой человек с честью управлять собственным домом? Насколько воспитаны его дети? Уважительно ли они относятся к своему отцу? Если он не проявляет тактичности, мудрости и силы благочестия в собственном доме, то можно смело сказать, что и Церковью он будет руководить так же недостойно»8. Кандидат в пресвитеры, если не женат, должен показать, как он руководит собственным домом, прежде чем ему может быть доверено более ответственное руководство «домом Божиим» (1 Тим. 3:15)

Поскольку это служение очень важно, Павел предписывал: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (Гал. 5:22).

В. Ответственность пресвитер и его авторитет. Пресвитер – это духовный лидер общины. Он призван быть «пастырем Церкви Бога» (Деян. 20:28). В Его обязанности входит поддерживать слабых членов (Деян. 20:35), увещевать заблудших (1 Фес. 5:12) и предостерегать против учений, которые могут производить разделения (Деян. 20:29–31). Пресвитеры должны быть образцом христианской жизни и служить примером щедрости (Деян. 20:35).

Г. Отношение к пресвитерам. Успех церковного руководства в значительной степени зависит от добросовестности и преданности членов Церкви. Павел поощряет верующих уважать своих руководителей и «почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5:13). «Достойно начальствующим пресвитерам, – сказал он, – должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

Писание ясно показывает, что члены Церкви должны уважать церковное руководство: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязательные дать отчет» (Евр. 13:17; ср. 1 Петр. 5:5). Когда члены создают трудности руководителям в служении, порученном им Богом, те и другие испытывают огорчение и лишаются радости и успеха в деле Божьем.

К верующим обращен призыв наблюдать за христоподобной жизнью руководителей Церкви. «Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Христиане не должны обращать внимание на сплетни. Павел предостерегал: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5:19).

2. Диаконы и диакониссы. Слово «диакон» происходит от греческого слова «диаконос», что значит «слуга» или «помощник». Служение диакона было учреждено в помощь апостолам, чтобы те полностью посвятили себя «молитве и служению слова» (Деян. 6:4). Хотя диаконы должны были заботиться о временных нуждах Церкви, они также участвовали в евангельской работе (Деян. 6:8; 8:5–13, 26–40).

В женском роде это слово встречается в Рим. 16:19. Оно переведено двояко: либо как «слуга», либо как «диаконисса». «Само использование этого слова в этом тексте наводит на мысль, что, когда Павел писал Послание к Римлянам, в Церкви уже существовало служение диакониссы»10.

Подобно пресвитерам, диаконы также избираются Церковью на основе нравственного и духовного соответствия этому служению (1 Тим. 3:8–13).

Воспитание Церкви. Христос наделил Церковь властью воспитывать своих членов и предложил соответствующие принципы, которыми нужно руководствоваться при этом. Он ожидает, что Церковь будет следовать этим принципам всякий раз, когда возникнет необходимость отстоять ее высокое призвание быть «священством святым» и «народом святым» (см. Мф. 18:15–18; 1 Петр. 2:5, 9). Церковь должна сделать все со своей стороны, чтобы помочь заблуждающимся членам осознать и исправить свои ошибки. Христос хвалит Ефесскую и Фиатирскую Церкви за их нетерпимость к ереси и безнравственности (Откр. 2:14, 15, 20). Обратите внимание на следующие библейские советы:

1. Как поступать с личными оскорблениями. Когда один член Церкви чем-либо обидел другого (Мф. 18:15–17), Христос советует потерпевшему пойти к обидчику – «заблудшей овце» и убедить его изменить свое поведение. В случае неудачи он должен сделать вторую попытку в сопровождении одного или двух беспристрастных свидетелей. Если же и эта попытка не удается, дело должно быть представлено перед всей Церковью.

Если заблуждающийся собрат отвергает мудрость и авторитет Христовой Церкви, он отделяет себя от церковного братства. Исключение из церкви – это только подтверждение и признание его вины. Если под водительством Святого Духа Церковь тщательно следует библейскому совету, ее решения признаются на небесах. Христос сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

2. Как поступать с публичными оскорблениями. Хотя «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23), оскорбительные и вызывающие действия, которые компрометируют Церковь, должны быть сразу пресечены исключением оскорбителя.

Эта мера одновременно удаляет из общины зло (которое в противном случае действовало бы подобно закваске), восстанавливает доброе имя Церкви и служит исправлению оскорбителя. Узнав о безнравственном поступке в Коринфской Церкви, Павел призвал к немедленному действию. «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, – сказал он, – обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа... Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом» (1 Кор. 5:4, 5, 7). Не общайтесь с тем, указал он, кто, называя себя верующим, «остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:11, 13).

3. Как поступать с людьми, производящими разделение. Члена Церкви, который производит «разделения и соблазны» (Рим. 15:17), «поступает бесчинно», отказывается от библейского совета, следует избегать, чтобы он «устыдился» своего поведения. «Но не считайте его за врага, – говорит Павел, – а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:6, 14, 15). Если «производящий разделения» человек отказывается прислушаться ко «второму вразумлению» Церкви, его следует исключить, «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10, 11).

4. Восстановление виновных. Члены Церкви не должны презрительно относиться к исключенным или пренебрегать ими. Наоборот, они должны содействовать восстановлению таковых через покаяние и новое рождение. Исключенные могут вновь присоедениться к церковному братству, если проявят истинное покаяние (2 Кор. 2:6–10).

Сила, слава и благодать Бога проявляются особым образом тогда, когда грешники вновь возвращаются в Церковь. Бог жаждет освободить пленников греха, вывести их из царства тьмы и ввести в царство света. Божья Церковь на земле демонстрирует перед всей Вселенной силу искупительной жертвы Христа в жизни людей.

Сегодня Христос через Свою Церковь приглашает всех присоединиться к Его семье. «Се, – говорит Он, – стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).


Вселенская Церковь включает в себя всех, кто истинно верит во Христа. Но в последние дни, когда широко распространилось отступление от библейских истин, Бог призвал Свой верный Остаток, чтобы он соблюдал заповеди Божьи и хранил веру в Иисуса. Этот Остаток провозглашает наступление часа суда, возвещает спасение через Христа и проповедует приближение Его Второго пришествия. Эта миссия провозглашения истины символически представлена тремя ангелами в 14-й главе Книги Откровение. По времени она совпадает с судом, который совершается на небесах, и результатом этой миссии являются покаяние и исправление людей. Каждый верующий призван лично участвовать в этом всеобщем свидетельстве (Основание веры, 12).

ГЛАВА 12

ОСТАТОК И ЕГО МИССИЯ

Чтобы лучше понять миссию Божьей Церкви на земле, давайте еще раз обратимся к удивительной и загадочной символике Книги Откровение.

Припадая к земле, большой красный дракон готовится к прыжку. Он уже увлек с неба третью часть ангелов (Откр. 12:4, 7–9). Теперь, если ему удастся пожрать Младенца, который вот-вот родится, он выиграет войну.

Стоящая перед ним женщина облечена в солнце, под ногами ее луна, а на голове венец из двенадцати звезд. Сыну, которому она дает жизнь, уготовано «пасти все народы жезлом железным».

Дракон бросается на новорожденного Младенца, но все попытки уничтожить Его безуспешны, потому что Дитя «восхищено было к Богу и престолу Его». Взбешенный дракон направляет свою ярость против матери Младенца, которой чудесным образом даны крылья, и она была перенесена в отдаленное, специально приготовленное для нее Богом место. Там питали ее в течение времени, времен и полувремени, то есть 3,5 года или 1260 пророческих дней (Откр. 12:1–6, 13, 14).

В библейском пророчестве чистая женщина символизирует собою верную Божью Церковь1. Женщина, изображенная блудницей или развратницей, символизирует собой Церковь-отступницу (Иез. 16; Ис. 57:8; Иер. 31:4, 5; Ос. 1–3; Откр. 17:1–5).

Дракон, «древний змий, называемый диаволом и сатаною», поджидал удобный момент, чтобы пожрать Младенца – долгожданного Мессию, Иисуса Христа. Сатана, который борется против своего заклятого врага Иисуса, использовал как свое орудие Римскую империю. Но ничто, даже смерть на кресте, не смогло помешать Иисусу исполнить Его миссию Спасителя человечества.

На кресте Христос нанес сатане сокрушительное поражение. Говоря о Своем крестном подвиге, Христос сказал: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31). В Откровении запечатлен небесный гимн победы: «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь... Итак веселитесь, небеса и обитающие на них!» (Откр. 12:10–12). Изгнание сатаны с небес наложило определенное ограничение на его деятельность. Сатана больше не имел доступа к небожителям и не мог обвинять перед ними Божий народ.

Но если небо торжествует, то земля должна внять предостережению: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему осталось времени» (Откр. 12:12).

Давая выход своему гневу, сатана стал жестоко преследовать Церковь (Откр. 12:3), которая хотя и сильно пострадала, но тем не менее выжила. «Пустыня» – это новые и малонаселенные земли; она служила убежищем для верных Божьих детей в течение 1260 пророческих дней или 1260 буквальных лет (Откр. 12:14–16; о принципе день за год см. 4-ю гл. этой книги)2.

В конце этого периода в ответ на знамения скорого возвращения Христа на арене великой борьбы появляется Божий народ, сохранивший истину среди всех испытаний. Иоанн называет эту верную группу «остатком... который соблюдает заповеди Божии и имеет свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:7). Диавол с особой силой ненавидит этот Остаток (Откр. 12:17).

Когда и где были эти преследования? Как и почему сатана преследует верную Церковь? Когда появился Остаток? Какова его миссия? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к Священному Писанию и истории.

ВЕЛИКОЕ ОТСТУПНИЧЕСТВО

Преследования христианской Церкви начались во времена языческого Рим, а затем верных христиан преследовали отступники в рядах самой Церкви. Это богоотступничество не должно вызвать недоумения: Иоанн, Павел и Христос предсказали его.

Во время Своей последней продолжительной беседы с учениками Иисус предостерег их от грядущего обмана. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, – сказал Он, – ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:4, 24). Его последователи испытывают время «великой скорби», но выживут (Мф. 24:21, 22). Грандиозные знамения в природе отметят конец этого преследования и укажут на близость возвращения Христа (Мф. 24:29, 32, 33).

Павел также предостерегал христиан: «По отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29, 30). Эти «волки» поведут Церковь к «отступлению» или «отпадению».

По словам апостола Павла, великое отступничество должно произойти перед возвращением Христа. Предсказание это было настолько определенным, что отсутствие этого явления есть верное знамение того, что пришествие Христа не случится в скором времени. «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3, 4).

Во дни апостола Павла это отступление только начало заявлять о себе. Оно проявило себя по-сатанински, «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» (2 Фес. 2:9, 10). Перед тем как минуло первое столетие, апостол Иоанн утверждал, что «много лжепророков появилось в мире». Он говорил, что «дух антихриста... «теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:1, 3). Как возникло это отступничество Церкви?

Власть «человека греха». Когда Церковь оставила свою «первую любовь» (Откр. 2:4), она утратила чистоту учения, высоту нравственных идеалов и невидимые узы единства, дарованные Святым Духом. В Богослужении простота уступила место формализму. Все чаще популярность и личный авторитет становились определяющими мотивами при выборе руководителей Церкви. Таким образом, непосвященные люди постепенно захватывали власть в некоторых церквах, а затем распространяли свое влияние на соседание церкви.

Управление местной церковью под водительством Святого Духа было заменено духовным авторитаризмом, при котором вся власть сосредоточилась в руках одного лица – епископа. Ему лично подчинялся каждый член Церкви, и верующим внушалось, что только через него они имеют доступ к спасению. С этого времени руководство Церкви думало только о том, чтобы господствовать над Церковью, а не служить ей. «Больший» уже не считал себя «слугой всех». Так постепенно развилось представление о священнической иерархии, которая встала между отдельным человеком и Господом»3.

Когда значение человеческой личности и местной церкви было сведено до минимума, на сцене появился епископ Рима как воплощение верховной власти в христианстве. При содействии императора этот главный епископ, или папа4, был признан видимой главой вселенской Церкви. Таким образом, в его руках содержалась вся власть над Церковью и ее руководителями по всему миру.

Господство папства5 ввергло христианскую Церковь во тьму духовного отступничества. Возрастающая популярность ускорила ее падение. Сниженные нравственные нормы позволяли необращенным людям чувствовать себя уютно в церкви. Многие, присоединившиеся к Церкви, имели слабое представление об истинном христианстве. Они чисто формально принадлежали к Церкви и привнесли в христианство свои языческие учения, идолов, свою форму богослужения, свои праздники и символы.

Этот компромисс между язычеством и христианством и породил тотальную систему ложной религии, смешения истины и заблуждения, названную ап. Павлом «человеком греха». Пророчество 2 Фес. 2-й гл. Не относится к каким-то отдельным личностям, а разоблачает целую религиозную систему, приведшую к великому отступлению. Однако многие верующие внутри этой системы принадлежат к вселенской Божьей Церкви, поскольку они живут в согласии с тем светом истины, который они имеют.

Страдающая Церковь. С упадком духовности Римская Церковь приобретала все более светский характер, она все ближе соединялась с императорской властью. Церковь и государство объединились в порочном союзе.

Августин, один из самых влиятельных отцов в Церкви, в своем классическом произведении «О граде Божием» показал католический идеал вселенской Церкви, руководящей вселенским государством. Представление Августина легло в основу средневековой папской теологии.

В 553 г. по Р.Х. в письме, приложенном к Кодексу Юстиниана, император Юстиниан провозгласил епископа Рима главою над всеми церквами6. Он также признал за папой власть искоренять ереси7.

Когда полководец Юстиниана Велизарий в 538 г. по Р.Х. освободил Рим от власти остготов, приверженцев арианства, католическая церковь получила возможность развернуться в полную силу. Теперь римский епископ мог воспользоваться преимуществами, дарованными ему декретом Юстиниана от 533 г. по Р.Х., и усилить власть «Святого престола». Таким образом начался 1260-летний период преследования инакомыслящих, о котором предсказывал о библейское пророчество (Дан. 7:25; Откр. 12:6, 14; 13:5–7).

Ужасно то, что Церковь с помощью государства пыталась навязать свои указы и свое учение всем христианам. Многие отказывались от своих убеждения из-за страха перед преследованиями, в то время как христиане, верные своим духовным принципам, испытывали суровые гонения. Христианский мир превратился в поле битвы. Тысячи христиан были посажены в тюрьмы и казнены, во время 1260-летнего периода преследования миллионы верных христиан испытали великие страдания, а многие заплатили своей жизнью за верность Христу8.

Каждая капля пролитой крови была позорным пятном на добром имени Бога и Иисуса Христа. Ничто так не навредило христианству, как это жестокое преследование. Эти действия Церкви, а также учение о чистилище и вечных муках грубо исказили представление о Боге и привели к тому, что многие отвергли христианство в целом.

Задолго до Реформации в самой католической церкви раздавались голоса протеста против безжалостного уничтожения противников Церкви, против ее высокомерных заявлений и морального разложения внутри нее. Неготовность Церкви к реформам привела в шестнадцатом столетии к протестантской Реформации. Ее успех нанес большой удар по авторитету и престижу Римской Церкви. Папство начало кровавую борьбу с Реформацией, чтобы уничтожить ее, но постепенно проиграло сражение с силами, выступавшими за гражданскую религиозную свободу.

Наконец, в 1798 г. спустя 1260 лет после 538 г., римская католическая церковь получила смертельный удар9. После блестящих побед наполеоновской армии в Италии папа сделался зависимым от милости французского революционного правительства, которое видело в римской религии непримиримого врага республики. Французское правительство обязало Наполеона арестовать папу. По его приказу генерал Бертье вошел в Рим и провозгласил конец политической власти папы. Взяв папу в плен, Бертье доставил его во Францию, где тот умер, находясь в ссылке10.

Низвержение папства явилось кульминацией целого ряда событий, сопровождавших его постепенный упадок. Низвержение папства знаменует собой конец 1260-летнего пророческого периода и полное исполнение пророчества11.

РЕМОРМАЦИЯ

Противоречащие Библии учения, основывающиеся на традиции, безжалостное преследование инакомыслящих, растление, массовый духовный упадок среди духовенства – вот что в основном побуждало людей требовать духовных реформ в официальной Церкви

Доктринальные вопросы. Рассмотрим некоторые из тех небиблейских доктрин, которые вызвали протестантскую Реформацию и которые до сих пор разделяют протестантов и римских католиков.

1. Глава Церкви на земле является наместником Христа. Эта доктрина гласит, что епископ Рима является наместником или представителем Христа на земле и видимым главою Церкви. В противоположность библейской точке зрения относительно церковного руководства (см. 1-ю гл. этой книги) это учение было основано на предположении, что Христос сделал Петра видимым главою Церкви и что папа является преемником Петра12.

2. Непогрешимость Церкви и ее главы. Самый значительный вклад в укрепление престижа и власти Римской Церкви внесло учение о ее непогрешимости. Церковь заявила, что она никогда не заблуждалась и никогда не будет заблуждаться. В основе этого учения лежит постулат, не имеющий библейского обоснования: поскольку Церковь имеет Божественное происхождение, непогрешимость является одним из присущих ей качеств13. Она должна быть непогрешимой в учении, вере и морали, поскольку Бог намеревался привести через нее всех людей доброй воли к спасению и Он Сам сохранит ее от всякого заблуждения силою Святого Духа.

Отрицание всеобщей человеческой греховности (см. 7-ю гл. этой книги) приводит к логическому следствию: руководитель Церкви должен быть также непогрешим14. Вот почему католическое учение заявило о Божественных привилегиях руководителя своей Церкви15.

3. Утрачивается понятие о служении Христа как Первосвященника и Ходатая. По мере того как власть римской церкви укреплялась, в представлении верующих стиралось понятие о постоянном посредническом служении Христа как Первосвященника в небесном святилище. В ветхозаветные времена это служение было символически представлено ежедневными жертвами, приносимыми в святилище (см. 4-ю и 23-ю гл. этой книги). Теперь внимание верующих было направлено на земное священство, во главе которого стоял римский владыка. Вместо того чтобы довериться Христу в вопросах прощения грехов и вечного спасения (см. 9-ю и 10-ю гл. этой книги), верующие возложили свое упование на пап, священников и прелатов. В противоположность новозаветному учению о священстве всех верующих теперь жизненно важным для спасения считалось отпущение грехов, совершаемое духовенством.

Когда Церковь заменила мессой служение Вечери Господней, люди совершенно утратили понятие о служении Христа в качества священника на небесах, где Он постоянно вменяет заслуги Своей искупительной жертвы кающимся верующим. В отличие от Вечери Господней, служения, которое Иисус установил в память Своей смерти и в ознаменование Его грядущего царства (см. 15-ю гл. этой книги), католическая церковь ввела мессу, которую назвала «бескровной жертвой Христа», приносимой Богу человеком-священником. Считается, что месса должна наделить особой благодатью живых и покойных верующих в той же мере, как жертва Христа на Голгофе16.

Будучи несведущими в Писаниях, зная только мессу, совершаемую священником, множество людей теряли благословение прямого доступа к нашему Ходатаю Иисусу Христу. Следовательно, обетование и приглашение: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:6) осталось неуслышанным и непонятым.

4. Добрые дела рассматриваются как заслуги. Убеждение в том, что, совершая добрые дела, человек может заслужить спасение и что верой спастись невозможно, противоречило новозаветному учению (см. 9-ю и 10-ю гл. этой книги). Католическая Церковь учила, что добрые дела, которые являлись следствием благодати, озарившей сердце грешника, заслуживали награды, то есть они давали человеку законное право на спасение. Считалось, что человек мог совершить больше добрых дел, чем было нужно для спасения (как это делали святые) и таким образом стать обладателем сверх заслуги. Эти сверх заслуги можно было использовать на благо другим. Поскольку Церковь учила, что грешники получали оправдание на основе праведности, принесенной в их сердца, добрые дела играли важную роль в оправдании человека.

Эти заслуживающие награды дела также играли важную роль в учении о чистилище, согласно которому люди, не имевшие совершенной чистоты, должны были вначале пройти процесс очищения или временного наказания за свои грехи в чистилище, и лишь потом войти в радость неба. Живые верующие посредством молитв и добрых дел могли сократить продолжительность страданий тех, кто находился в чистилище, и облегчить эти страдания.

5. Учение о труде покаяния (епитимье) и индульгенциях. Труд покаяния (епитимья) – это таинство, посредством которого христиане могут получить прощение тех грехов, которые совершены после крещения. Достигается оно через отпущение грехов священником, но прежде, чем получить его, христиане должны исследовать свое сердце, покаяться в грехах и исполниться решимости никогда больше не согрешать перед Богом. Потом они должны исповедать свои грехи священнику и совершить труд покаяния, то есть выполнить определенное задание священника.

Это таинство, однако, полностью не освобождает грешников. Они должны еще понести временное наказание в этой жизни или в чистилище. С целью избавления от временного наказания за грех после прощения их вины Церковь ввела индульгенции. Индульгенции, которые предназначались как для живых, так и для находившихся в чистилище, давались на условии покаяния и совершения предписанных добрых дел, часть – в виде уплаты денег в церковную казну.

Индульгенции стали возможны благодаря сверхзаслугам мучеников, святых, апостолов, а особенно Иисуса Христа и Марии. Их заслуги хранились в «сокровищнице заслуг» и переводились на счет тех верующих, у кого их не хватало. Ключи от этой сокровищницы находились в ведении папы как законного наместника Петра. Он мог освобождать людей от временного наказания, переводя на их счет заслуги из сокровищницы17.

6. Абсолютная власть принадлежит Церкви. На протяжении веков официальная Церковь переняла много языческих верований, праздников и символов. Когда против этого отступления раздались голоса протеста, Церковь Рима присвоила себе исключительное право толковать Библию по своему усмотрению. Решающим голосом теперь обладала не Библия, а Церковь (см. 1-ю гл. этой книги). Римская Церковь утверждала, что у божественной истины есть два источника: 1) Св. Писание и 2) католическая традиция, в которую входили труды отцов Церкви, постановления церковных советов, принятые постулаты и обряды Церкви. Всякий раз, когда основанием церковной доктрины становилась традиция, ей отдавалось предпочтение перед Св. Писанием. Простые верующие не имели права толковать доктрины, открытые Богом в Св. Писании. Это право принадлежало только католической Церкви18.

Заря нового дня. В четырнадцатом столетии Джон Виклиф призвал к реформам внутри Церкви не только в Англии, но и во всем христианстве. В то время когда Библия существовала только в нескольких копиях, он сделал первый полный перевод Библии на английский язык. Его учение о спасении по вере в одного лишь Иисуса Христа и об исключительной непогрешимости Св. Писания положено в основу протестантской Реформации. Будучи провозвестником Реформации, Виклиф пытался раскрепостить Церковь Христа от оков язычества, которое держало ее в узах невежества. Он начал движение, которое было призвано освободить разум человека и избавить все народы от мрака религиозного заблуждения. Труды Виклифа взволновали сердца Гуса, Иеронима, Лютера и многих других. Это была заря Реформации.

Мартина Лютера, по природе активного, пылкого, принципиального человека, можно по праву назвать самой сильной личностью Реформации. Как никому другому, ему удавалось возвращать людей к Св. Писаниям и великой евангельской истине об оправдании верой, и в то же время он разоблачал несостоятельность учения о спасении посредством добрых дел и личных заслуг.

Заявляя, что единственным авторитетом для верующих людей должно быть Св. Писание, Лютер направлял их взор к небесам, ко Христу как их единственному Ходатаю и Спасителю, а не к человеческим делам, священникам и таинствам. Он говорил, что делами невозможно облегчить тяжесть согрешения или избежать наказания. Только искренне покаяние перед Богом и вера во Христа может спасти грешников. А поскольку Его благодать является даром и дается безвозмездно, купить ее нельзя. Поэтому не индульгенции дают людям надежду, а пролитая кровь распятого Искупителя.

Подобно тому как археологи находят сокровища под грудами вековых наслоений, так и Реформация извлекла на свет давно забытые истины. Заново был открыт великий евангельский принцип – оправдание верою, равно как и понимание примиряющей жертвы Иисуса Христа, принесенной раз и навсегда, и признание полноты и достаточности Его посреднического священнического служения. Был положен конец многим небиблейским учениям и обрядам, таким как молитвы за умерших, почитание святых и мощей, вера в таинство мессы, культ поклонения Марии, чистилище, епитимья, святая вода, безбрачные духовенства, четки, инквизиция, пресуществление и неприкосновенность традиции.

Протестантские реформаторы практически единодушно признавали, что папство – это и есть та самая система, которая названа в пророчествах «человека греха» и «маленький рог» и которая должна была преследовать истинный Божий народ в течение 1260 лет (Откр. 12:6, 14 и 13:5) перед Вторым пришествием19.

Учение о том, что Библия и только Библия является мерилом веры и нравственности, становится основополагающим учением протестантизма. Реформаторы провозгласили, что все человеческие традиции должны быть подчинены окончательному и высшему авторитету Св. Писаний. В вопросах веры никакие авторитеты – будь то папа, соборы, отцы Церкви, цари и ученые – не должны господствовать над совестью. Это было настоящее пробуждение христианского мира от сна заблуждений и невежества, и в результате во многих странах была провозглашена религиозная свобода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...