Уничтожение сатаны и грешников
Сразу после оглашения приговора сатана, его ангелы и люди, последовавшие за ним, подвергнутся наказанию. Они должны умереть вечной смертью. «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал всех», отвергнувших спасение (Откр. 20:9). Даже поверхность земли за стенами города расплавится, превратившись в безбрежное море огня для совершения «суда и погибели нечестивых» (2 Петр. 3:7). «День мщения у Господа» (Ис. 34:8), в который Он совершит «чудное Свое действие» (Ис. 28:21) – уничтожение врагов своих, – наступил. Апостол Иоанн сказал: «И кто не был записан в Книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15). Эта же участь постигнет диавола и его сообщников (Откр. 20:10). Из контекста всей Библии видно, что эта смерть «смерть вторая» (Откр. 21:8), которой подвергнутся нечестивые, означает их полное уничтожение. А как же тогда быть с теорией о вечно пылающем аде? Внимательное исследование показывает, что Библия не учит о таком аде или о бесконечном мучении. 1. Ад. Согласно Библии, ад – это «место и состояние наказания и уничтожения вечным огнем во второй смерти тех, кто отверг Бога и спасение, предложенное в Иисусе Христе»13. Во многих английских переводах Библии слово «ад» употребляется для перевода древнееврейского «шеол» и древнегреческого «гадес». Эти слова обычно обозначают могилу, где умершие – как праведники, так и нечестивые – ожидают в бессознательном состоянии дня воскресения (см. 25-ю гл. этой книги). Поскольку современное представление об аде так сильно отличается о того, что подразумевают эти древнееврейский и древнегреческий термины, то последние переводы Библии избегают слова «ад» и попросту транслитерируют (транслитерация – передача букв одной письменности посредство букв другой письменности – прим. ред.) древнееврейское слово как «шеол», а древнегреческое – как «гадес».
А вот древнегреческое слово «геенна», которое в английских переводах Нового Завета также переведено словом «ад», обозначает место наказания нераскаявшихся огнем. Таким образом, в Библии «ад» не всегда имеет одно и то же значение – пренебрежение этими различиями не раз приводило к большой путанице. «Геенна» происходит от древнееврейского «Га Хинном», т.е. Долина Енномова, расположенная к югу от Иерусалима. Здесь израильтяне совершали языческий обряд сожжения детей в жертву Молоху (2 Пар. 28:3; 33:1, 6). Иеремия предсказывал, что в наказание за такой грех Господь сделает это место «Долиной убийства» в которой будут хоронить трупы израильтян до тех пор, пока в ней уже не будет хватать места. Оставшиеся тела будут служить «пищею птицам небесным» (Иер. 7:32, 33; 19:6; Ис. 30:33). Без сомнения, пророчество Иеремии побуждало израильтян считать «Ге Хинном» местом суда над нечестивыми, местом наказания, позора и мерзости14. Согласно поздней раввинской традиции, это было местом для сжигания трупов и мусора. Иисус использовал огонь Енному как образ адского огня (см. Мф. 5:22; 18:9). Таким образом, огонь Еннома символизировал истребляющий огонь последнего суда. Христос утверждал, что это пламя будет участью грешников после смерти (Лк. 12:5) и что ад уничтожит как тело, так и душу (Мф. 10:28). Какова же природа адского огня? Горят ли вечно люди в аду? 2. Участь нечестивых. Согласно Писанию, Бог обещает вечную жизнь только праведным. Плата за грех – смерть, а не вечная жизнь в аду (Рим. 6:23). Писание учит, что нечестивые будут «истреблены» (Пс. 36:9, 34), что они погибнут (Пс. 36:20; 67:2). Они не будут вечно жить в сознательном состоянии, а будут сожжены (Мал. 4:1; Мф. 13:30, 40; 2 Петр. 3:10). Они будут истреблены (Пс. 144:20; 2 Фес. 1:9; Евр. 2:14), они исчезнут (Пс. 103:35).
3. Вечное наказание. Когда речь идет о наказании нечестивых, в Новом Завете употребляется слово «вечный». Так переводится древнегреческое слово «айониос». Это определение применяется как по отношению к Богу, так и к человеку. Чтобы избежать недоразумений, необходимо помнить, что «айониос» – это относительный термин и его значение зависит от того слова, которое он определяет. Поэтому, когда Писание употребляет слово «айониос» («вечный») по отношению к Богу, оно означает, что Он обладает бесконечностью бытия, ибо Бог бессмертен. Но когда это определение употребляется по отношению к смертным человеческим существам или к тленным вещам, оно обозначает лишь то время, пока человек живет, а вещь существует. Например, в Послании Иуды, в 7-м стихе сказано, что Содом и Гоморра подверглись «казни огня вечного». Однако эти города не горят сегодня. Апостол Петр сказал, что огонь превратил эти города в пепел, осудив их на истребление (2 Петр. 2:6). «Вечный» огонь пылал до тех пор, пока не осталось уже ничего, что могло бы гореть, а затем погас (см. Иер. 17:27; 2 Пар. 36:19). Подобным образом, когда Христос говорит об «огне вечном» (Мф. 25:41) для нечестивых, то имеет в виду, что этот огонь будет «неугасимым» (Мф. 3:12). Только тогда, когда уже нечему будет гореть, он погаснет15. Когда Христос говорил о вечном наказании, о «муке вечной» (Мф. 25:46), Он не имел в виду вечного наказания. Он имел в виду то, что «вечная жизнь (которую будут праведные иметь) будет продолжаться в течение бесчисленных веков вечности; а наказание (которому подвергнутся нечестивые) тоже будет вечным – но не вечным продолжением страдания в сознательном состоянии, а наказанием абсолютным и окончательным. Конец тех, кто подвергнется этому наказанию – смерть вторая. Это вечная смерть, после которой не будет, да и не может быть воскресения»16. Когда в Библии говорится о «вечном искуплении» (Евр. 9:12) и «вечном суде» (Евр. 6:2), то подразумеваются вечные последствия искупления и суда, а не бесконечная продолжительность искупления и суда. Точно так же, когда речь идет о вечном наказании, имеется в виду результат, а не процесс наказания. Смерть, которая постигнет нечестивых, будет окончательной и вечной.
4. Мучимые «во веки веков». Употребление в Писании выражение «во веки веков» (Откр. 14:11; 19:3; 20:10) также послужило поводом к заключению, что наказание сатаны и нечестивых будет длиться всю вечность. Но как и в случае с определением «вечный», значение выражения «во веки» определяется значением того слова, с которым оно употребляется. Если оно относится к Богу, его значение абсолютно, ибо Бог бессмертен, если к смертным человеческим существам, то его значение ограничено. Описание наказания Едома может служить хорошим примером употребления этого выражения. Пророк Исаия говорит, что Бог превратит эту землю в горящую смолу, которая не будет гаснуть «ни днем, ни ночью», и «вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» (Ис. 34:9, 10). Едом был уничтожен, но он не горит в настоящее время. «Вечно» длилось до его полного разрушения. Повсюду в Писании ясно видно, что значение выражений «навсегда», «навеки», «во веки» имеет определенные пределы. В Ветхом Завете говорится, что раб мог служить своему господину «вечно» (Исх. 21:6), что маленький Самуил должен был оставаться в скинии «навсегда» (1 Цар. 1:22), а Иона думал, что ему придется остаться в чреве огромной рыбы «навек» (Ион. 2:7). Подобным образом употреблены эти выражения и в Новом Завете: апостол Павел, например, советовал Филимону принять Онисима «навсегда» (Флм. 15). Во всех этих случаях эти выражения означают «до тех пор, пока жив человек». В Пс. 91:8 сказано, что нечестивые будут уничтожены «навеки». А пророк Малахия, пророчествуя о великом последнем огне, сказал: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1). Как только все нечестивые – сатана, падшие ангелы и нераскаявшиеся люди будут истреблены огнем – и корень и ветви, – то смерть или ад не будут более нужны (см. 25-ю гл. этой книги). Они тоже будут уничтожены Богом навеки (Откр. 20:14). Таким образом, в Библии ясно показано, что наказание, а не наказывание будет вечным – и это смерть вторая. После наказания не будет воскресения, а последствия его будут вечными.
Архиепископ Уильям Темпл был прав, когда заявил: «Одно мы можем утверждать с уверенностью: вечные мучения должны быть отвергнуты. Если бы люди не внесли греческое и небиблейское понимание естественной неразрушимости души человека, и не читали бы Новый Завет, уже имея в сознании такое представление, они бы почерпнули из него (Нового Завета) веру не в вечное мучение, но в полное уничтожение. Именно огонь назван «айониос» – вечным, а не жизнь, ввергнутая в него»17. Когда приговор в соответствии с законом Божьим, будет приведен в исполнение, требование справедливости будет удовлетворено. Теперь небеса и земля возвещают праведность Господа. 5. Принцип наказания. Смерть как наказание – это окончательный результат греха. Вследствие своих грехов все, отвергающие спасение, предлагаемое им богом, погибнут навеки. Но некоторые люди совершили чудовищные грехи, с дьявольским наслаждением причиняя страдания другим, а другие жили сравнительно нравственной, мирной жизнью, и главная их вина в том, что они отвергли спасение, дарованное во Христе. Справедливо ли было бы подвергать их одинаковому наказанию? Христос сказал: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказание, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:47, 48). Несомненно, те, чье восстание против Бога было более открытым, те пострадают больше. Однако необходимо понимать суть этих мучений в свете «второй смерти», постигшей Христа на кресте. Там Он понес грехи всего мира. Ужасное разделение с Отцом, ставшее следствием греха, было причиной Его агонии – этих душевных мук, не поддающихся описанию. Такие же страдания постигнут погибающих грешников. Они пожинают то, что сеяли не только при жизни, но и при последнем разрушении. В присутствии Божьем испытываемое ими чувство вины за совершенные грехи вызовет у них неописуемую агонию. Чем больше вина, тем сильнее будут мучения. Сатана, первопричина и подстрекатель ко греху, будет страдать больше всех18. Очищение земли. Описывая день Господень, когда все следы греха будут уничтожены, апостол Петр сказал: «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). Огонь, истребляющий нечестивых, очистит землю от скверны греха. Из руин этой земли Бог произведет «новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21:1). С этой очищенной и воссозданной земли – вечного дома искупленных – Бог навсегда сотрет печаль, боль и смерть (Откр. 21:4). Проклятие, которое навлек на нее грех, будет снято (Откр. 22:3).
В ожидании грядущего дня Господня, в который грех и нераскаявшиеся грешники будут уничтожены, апостол Петр обращается ко всем людям: «Какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия?» Основывая эту свою надежду на обетовании о возвращении Христа, он утверждает: «Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Петр. 3:11–14). Новая земля, на которой обитает правда, будет служить вечным домом для искупленных и совершенной средой для вечной жизни, любви, радости и умножения познаний в присутствии Божием. Сам Бог будет обитать со Своим народом, страдания и смерть исчезнут навсегда. Закончится великая борьба, и грех больше никогда не повторится. Все одушевленное, существующее во Вселенной, будет провозглашать, что Бог есть любовь. Он будет царствовать вовеки (Основание веры). ГЛАВА 27 НОВАЯ ЗЕМЛЯ Пережив страшные мгновения, когда смерть была совсем рядом, некто сказал с облегчением: «Мой дом на небе, но я не тоскую по дому!» Подобно этому человеку, многие считают, что после смерти небо – это более предпочтительное место, чем ад, но оно все же уступает действительности и прелестям настоящей жизни. Если бы такие представления многих людей о грядущем были верны, то такое чувство было бы вполне оправданным. Но описания и косвенные свидетельства, содержащиеся в Библии, убеждают нас, что все, приготовленное Богом для спасенных, настолько превосходит ту жизнь, которой мы живем теперь, что мало кто замедлил бы поменять этот мир на будущий. ПРИРОДА НОВОЙ ЗЕМЛИ Осязаемая действительность. В первых двух главах Библии рассказывается о том, что Бог сотворил совершенный мир для обитания сотворенных Им людей. Две последние главы Библии также говорят о сотворении Богом совершенного мира для человечества, но это будет воссоздание Земли, пострадавшей от разрушительного воздействия греха. Вновь и вновь Библия возвещает, что вечная обитель для искупленных будет действительным миром, который могут увидеть реальные люди, обладающие телом и разумом, смогут услышать, потрогать, попробовать, измерить, изобразить, проверить и испытать во всей полноте. Над землей Бог распространит действительное небо. Третья глава второго Послания апостола Петра суммирует библейское основание этого понятия. Петр говорит о допотопном мире: «...Тогдашний мир погиб, быв потоплен водою». Второй мир – «нынешние небеса и земля» – будут очищены огнем, чтобы расчистить место для «новой земли», на которой «обитает правда» (стих 6, 7, 13)1. «Третий» мир будет таким же реальным, как и первые два. СВЯЗЬ И ОТЛИЧИЕ Выражение «новая земля» указывает на преемственность – связь с сегодняшней землей – и отличие от нее2. Апостолы Петр и Иоанн видят, что прежняя земля очищается от осквернения, а затем обновляется (2 Петр. 3:10–13; Откр. 21:1)3. Поэтому наша новая земля – это прежде всего наша земля, а не какое-либо другое место. Обновленная, она все же останется нам знакомой и близкой, – нашим домом. И так это чудно! Она, однако, будет новой в том смысле, что Бог очистит ее от всякого пятна греха. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ Новый Иерусалим – столица Новой земли. На древнееврейском языке «Иерусалим» обозначает «город мира». Земной Иерусалим редко соответствовал значению своего имени, но имя «Новый Иерусалим» будет в совершенстве отражать действительность. Связующее звено. В некотором смысле этот город соединяет небо и землю. Слово «небо», употребляемое Писанием, обозначает: 1) атмосферу (Быт. 1:20); 2) звездное небо (Быт. 1:14–17); 3) «Третье небо», где расположен рай (2 Кор 12:2–4). Небо здесь взаимосвязано с раем; поэтому оно стало синонимом рая, места пребывания Бога и Его престола. Поэтому в более широком смысле Писание называет Царство Божие, Его правление и людей, добровольно признающих Его власть, словосочетанием «царство небесное». Ответ Бога на просьбу, содержащуюся в молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10) превзойдет все ожидания, когда Он перенесет Новый Иерусалим на планету Земля (Откр. 21:1, 2). Он не просто очистит землю, Он возвеличит ее. Земля в более прекрасном состоянии, чем до грехопадения, станет столицей Вселенной. ОПИСАНИЕ ГОРОДА Апостол Иоанн в самых возвышенных словах передает красоту Нового Иерусалима: «Город... приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Само описание города говорит о его реальности. 1. Его свет. Первой характерной особенностью, которую отметил Иоанн у жены, «невесты Агнца» – это ее «светило» (Откр. 21:9, 11). Слава Божья освещает город, делая свет солнца и луны ненужным (Откр. 21:23, 24). Темные аллеи не будут омрачать Нового Иерусалима, ибо стены и улицы его прозрачны и «ночи там не будет» (Откр. 21:25). «И не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22:5). 2. Устройство города. Для постройки города Бог использовал самые лучшие материалы. Стена его из ясписа, «драгоценнейшего камня» (Откр. 21:11, 18); основания украшены двенадцатью различными камнями: ясписом, сапфиром, халкидоном, смарагдом, сардониксом, сеардоликом, хризолитом, вериллом, топазом, хрисопрасом, гиацинтом, аметистом (Откр. 21:19, 20). Эти драгоценные камни, однако, не основной строительный материал. Большую часть города – его здания и улицы – Бог построил из золота (Откр. 21:18, 21), использовав этот драгоценный металл так же свободно, как люди сегодня используют бетон. Это золото чище любого золота, нам известного. Иоанн называет его «чистым золотом», подобным «чистому стеклу» (Откр. 21:18). Войти в город можно через двенадцать ворот, каждые из которых сделаны из цельной жемчужины. «Жемчуг – это результат страдания: в раковину устрицы попадает мельчайшее инородное тело, и маленькое существо в страданиях преобразует его в сияющую драгоценность. Ворота – из жемчуга. Чтобы вы и я смогли войти туда, Бог претерпел безмерные страдания, примирив с Собой все во Христа»4. Не меньшее значение, чем список материалов, из которых построен город, имеет и тот факт, что ангел, показавший Иоанну город, измерил его стены. То, что их можно измерить, что они имеют высоту, длину и толщину, свидетельствует современному, ориентированному на факты уму о реальности города. 3. Снабжение водой и питанием. От престола Божьего, расположенного в центре города, исходит «река воды жизни» (Откр. 22:1). Величественное, многоветвистое дерево жизни растет «по ту и другую сторону реки». Его плоды содержат тот жизненный элемент, без которого человечество существует с тех пор, как Адам и Ева покинули Едемский сад. Эти плоды – божественное противоядие против старения, истощения и обычного утомления. (Откр. 22:2; Быт. 3:22). Наш вечный дом. В Библии ясно изложена истина о том, что спасенные в конце концов наследуют землю (Мф. 5:5; Пс. 36:9, 29; 113:24). Иисус обещал приготовить для Своих последователей «обители» в доме Своего Отца (Ин. 14:1–3). Как мы уже отметили, согласно Библии, центр небесного управления и престол Отца расположены в Новом Иерусалиме, который спустится на эту землю (Откр. 21:2, 3, 5). Жилище в городе. Новый Иерусалим – это город, которого ожидал Авраам (Евр. 11:10). В этом огромном городе Христос устраивает «обители» (Ин. 14:2) или жилища для спасенных – самые настоящие дома. Жилища вне города. Однако искупленные не будут ограничены стенами Нового Иерусалима. Они наследуют всю землю; из своих домов спасенные отправятся за пределы города, чтобы проектировать и строить дома, о которых они мечтали, сажать растения, собирать урожай и питаться плодами (Ис. 65:21). Жизнь с Богом и со Христом. На Новой земле найдет свое вечное исполнение обетование Христа: «Чтоб и вы были где Я» (Ин. 14:3). Цель воплощения – «с нами Бог» – будет наконец достигнута: «Вот, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Спасенные будут иметь преимущество жить в присутствии Отца и Сына и в общении с ними. ЖИЗНЬ НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ Какой же будет жизнь на Новой земле? Это будет царствование вместе с Богом и со Христом. Бог привлечет искупленных к делам Своего царства: «Престол Бога и Агнца будет в нем (в городе), и рабы Его будут служить Ему... и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:3–5; ср. 5:10). Мы не знаем, как далеко будет простираться их правление. Однако мы без сомнения можем сказать, что важным делом искупленных в царстве стане служение в качестве посланников Христа ко всей Вселенной, свидетельствующих о пережитой любви Божьей. Величайшей радостью для них будет прославление Бога. Физическая деятельность на новой земле. Жизнь на Новой земле превзойдет все наши представления о вечности. Перспектива безграничного развития и разнообразие возможностей пробудит у спасенных самые смелые дерзания. Мы уже видели, что в Писании обещано, что искупленные «будут строить домы и жить в них» (см. Ис. 65:21). Слово «обитать» подразумевает все разнообразие деятельности в повседневной жизни. Основным мотивом жизни на Новой земле будет восстановление того, что бог задумал при первоначальном сотворении. В Едеме Творец вверил первым людям сад, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2:15). По словам пророка Исаии, спасенные будут насаждать виноградники и прекрасные сады. Согласно Книге Откровение, искупленные будут играть на арфах и других музыкальных инструментах. Ведь Сам Бог наделил человечество желанием творить и обогатил мир неограниченными возможностями (Быт. 1:28–31).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|