Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценность веры в новое сотворение




Вера в учение о Новой земле приносит христианину ряд весьма практических преимуществ.

Она побуждает к терпению. Сам Иисус, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр. 12:2). Апостол Павел подкреплял свое мужество, размышляя о будущей славе: «Посему мы не унываем... Ибо кратковременное, легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:16, 17).

Она приносит радость и уверенность в награде. Сам Христос сказал: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). Павел повторяет эту мысль: «У кого дело... устоит, тот получит награду» (1 Кор. 3:14).

Она дает силу противостоять искушению. «Взирая на воздаяние», Моисей смог устоять против «греховных наслаждений» и пренебречь «египетскими сокровищами» (Евр. 11:25, 26).

Она позволяет предвкушать радость неба. Награда христианину не только будущее (Еф. 1:14). Христос говорит: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20). «И когда Христос приходит, Он всегда приносит с Собою небо». Общение с Ним – это «небо в сердце, это начало славы, это предвкушение спасения»9.

Она способствует большему успеху в жизни сегодня. Иногда христиан считают настолько увлеченными небом, что от них не ожидают никакой пользы на земле. Но именно вера в будущее и дает христианину то прочное основание, опираясь на которое можно двигать мир. Как заметил К.С. Льюис: «Изучая историю, вы обнаружите, что христиане, которые больше всего сделали для настоящего, это те, кто больше всего задумывались о будущем... Именно потому, что многие христиане оставили мысли о будущем мире, они стали столь малополезны в этом мире. Стремитесь в небо и вы в придачу получите землю, думая о земле, вы потеряете все»10.

«Мудрый человек охотнее станет высекать статую из мрамора, чем лепить снеговика»11.

Христианин, рассчитывающий жить вечно, естественно, более тщательно организует свою жизнь, и этим будет участвовать в жизни общества более плодотворно, чем человек, который считает, что он – явление временное и родился только для того, чтобы быть извергнутым вон.

«Размышление над небесными темами, к чему поощряет Дух Святой, обладает великой утверждающей силой. Этим возвышается и облагораживается душа. Расширяется и обостряется проницательность и кругозор. Шкала ценностей невидимого и видимого мира становится более объективной»12.

Она раскрывает характер Божий. Мир, каким мы его видим сегодня, отражает характер Божий и Его изначальный план по отношению к этой планете в очень искаженном виде. Экосистема нашей планеты настолько поражена грехом, что почти невозможно представить себе связь между этим миром и раем, показанном в 1-й и 2-й главах Книги Бытие. Сегодня жизнь характеризуется постоянной борьбой за выживание. Даже жизнь верующего, которому приходится сражаться с миром, плотью и дьяволом, не точно отражает первоначальный план Божий. Именно то, что Бог приготовил для искупленных мир, не тронутый влиянием сатаны, мир в котором руководят лишь намерение Божьей, дает нам представление о Его совершенном характере.

Она привлекает нас к Богу. В конечном счете Библия описывает Новую землю, чтобы привлечь нерелигиозного человека ко Христу. Один человек, услышав, что «земля, восстановленная в Едемской красоте, будет столь же реальной, как сегодняшняя земля, и что она станет последним прибежищем святых, где они будут свободны от горя, страданий и смой смерти и будут знать и видеть, и общаться друг с другом лицом к лицу», стал энергично возражать. «Как, – сказал он. – Этого не может быть. Это как раз то, что устроило бы мир. Это как раз то, что понравилось бы грешникам».

Многие склонны считать, что религия... с ее последним вознаграждением должна быть чем-то нежеланным для мира. Поэтому, когда заходит речь о любом состоянии счастья, к которому может устремиться сердце человека в его падшем состоянии, они склоны отвергать его, как не соответствующее истинной религии13. Такой подход далек от истины.

Намерение Бога – отвлечь людей от сосредоточенности на земном и помочь им оценить мир будущий, увидеть прелесть всего, что приготовил людям их любящий Отец.

Вечное обновление. На этой старой земле часто говорят, что «все хорошее когда-нибудь заканчивается». Лучшее из всех добрых известий о Новой земле состоит в том, что ей никогда не придет конец. Сбудется воспетое в оратории «Аллилуйя»: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (см. Откр. 11:15; ср. Дан. 2:44; 7:27). Согласно Писанию, каждое творение присоединится к гимну: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков» (Откр. 5:13).

«Великая борьба окончена. Греха и грешника больше нет. Вся вселенная чиста. Во всей необъятной вселенной бьется один и тот же пульс единства и радости. Во все концы безбрежного пространства исходят потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшего небесного тела, все одушевленное и неодушевленное в своей девственной красоте и совершенной радости восклицает: «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!»14


[1]. Ellen G/ White. Selected Messages. (Washington, D.C: Review and Herald? 1985), book 1, p.21.

[2]. Там же.

[3]. О том, почему возникли некоторые разночтения, смотрите White, Early Writings (Washington, D.C: Review and Herald, 1945), pp. 220, 221.

[4].См. Siegfried H.Horn, The Spade Confirms the Book, rev. ed., (Washington, D.C: Review and Herald, 1980).

[5]. Об общепринятом среди адвентистов седьмого дня взгляде на библейское толкование. См. General Conference Committee, Report of the General Conference Committee Annual Council, Oct. 12, 1986, «Methods of Bible Study,» Distributed by the Biblical Research Institute, General Conference of Seventh-day Adventists, 6840 Eastern Ave., N.W., Washington, D.C. 20012. См. Также «A Symposium on Biblical Hermeneutics, ed. G.M. Hyde (Washington, D.C: Review and Herald, 1974); Gerhard F. Hasel, Understanding the Living Word of God (Mountain View, CA: Pacific Press, 1980). Сравни P.Gerard Damsteegt, «Interpreting the Bible» (Газета, выпущенная к совещанию Комитета библейских исследований при Дальневосточном дивизионе, Сингапур, май 1986).

[6]. White, The Story of Patriarchs and Prophets (Mountain View, CA: Pacific Press, 1958), p. 114.

ГЛАВА 2

1. Gordon R. Lewis, Decide for Yourself: A Theological Workbook (Downers Grove, IL: Inter Varsity Press, 1978), p. 15.

2. Это космологические, теологические, онтологические, антропологические и религиозные аргументы. См., напр., T. H. Jermison, Christian Beliefs (Mountain View, CA: Pacific Press, 1959), p. 72; Richard Rice, The Reign of God (Berrien Springs, MI: Andrews University Press, 1985), pp. 53–56. Эти аргументы не доказывают существование Бога, но показывают явную вероятность этого существования. Однако, в конечном счете, существование Бога принимается верою.

3. Яхве – это «предположительная транслитерация» святого имени Бога, используемая в Ветхом Завете (Исх. 3:14, 15; 6:3). Первоначальное еврейское слово состояло из четырех согласных ЙХВХ. Со временем, боясь осквернить имя Бога, иудеи отказались читать это имя вслух. Где бы не встречалось ЙХВХ, они читали его словом Адонай. А в VII или VIII в по Р.Х., когда в еврейские слова добавились гласные, масореты присоединили гласные слова Адонай к согласным ЙХВХ. От этого соединения получилось слово Иегова, которое используется в английской Библии перевода короля Иакова. Другие переводы предпочитают слово Яхве (Иерусалимская библия) или Господь (RSV, NIV, NKJV). (См. Siegfried H. Horn, Seventh-day Adventist Bible Dictionary, Don F. Neufeld, ed., rev. ed., [Washington, D. C.: Review and Herald, 1979] pp. 1192, 1193).

4. «Predestination», Seventh-day Adventist Encyclopedia, Don F. Neufeld, ed., rev. ed. (Washington, D. C.: Review and Herald, 1976), p. 1144.

ГЛАВА 4

1. Описание пророчества о 70-ти седьминах см. 70 Weeks, Leviticus, and the Nature of Prophecy, ed., Frank B. Holbrook (Washington, D.C.: Biblical Research Institute, General Conference of Seventh-day Adventists, 1986), pp. 3–127.

2. О библейском обосновании принципа «день за год» см. William H. Shea, Selected Studies on Prophetic Interpretation (Washington, D. C.: Review and Herald, 1982), pp. 56–93.

3. Даты царствования Артаксерса безошибочно установлены с помощью олимпийских дат, Канона Птоломея, папирусов со Слонового острова и вавилонских клинописных дощечек.

4. См. также C. Mervyn Maxwell, God Cares (Mountain View, C.A.: Pacific Press, 1981), vol. 1, pp. 216–218.

5. Gleason L. Archer, Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1982), p. 291.

6. White, The Desire of Ages (Mountain View, C.A.: Pacific Press, 1940) p.530.

7. То, что Св. Писание говорит об Иисусе как о «единородном» и «первородном», а также указывает на день Его появления на свет, не отрицает Его божественной природы и существования от вечности. Слово «единородный» (Ин. 1:14; 1:18; 3:16; 1Ин. 4:9) происходит от греческого слова «моногенез». В Библии это слово приобретает значение «единственный» или «уникальный», характеризуя не события, происшедшие в определенное время, а особые взаимоотношения. Например, Исаак назван «единородным» сыном Авраама, хотя он не был его единственным сыном и даже первенцем (Быт. 16:16; 21:1–21; 25:1–6). Исаак был единственным в своем роде, уникальным сыном, которому предстояло стать наследником Авраама. Иисус Христос, являясь пресуществующим Богом, божественным, созидающим Словом, стал при Своем воплощении в уникальном смысле Сыном Бога. Иисус – «моногенез» по предназначению, единственный в Своем роде, уникальный во многих аспектах Своей сущности и Своей жизни. Ни одно дитя человеческое не было настолько целостно и не повторимо в Своем отношении к Божеству, а также ни одно не выполнило такого служения как Он. Итак, слово «моногенез» характеризует отношение между Богом Отцом и Сыном Иисусом Христом, как отношение отдельных Личностей Божества. Это отношение свойственно сложной божественно-человеческой личности Христа в связи с осуществлением плана спасения» (Комитет по проблемам перевода библии, Problems in Bible Translation [Washington, D. C.: Review and Herald, 1954] p. 202). Таким же образом слово «первородный», которым назван Христос, не подразумевает определенный момент времени. Скорее всего оно подчеркивает важность или превосходство (Евр. 12:23). У евреев первенец пользовался преимуществами в семье. Точно так же Иисус, будучи первородным среди людей, вернул обратно все преимущества, утерянные человеком. Он стал новым Адамом, новым «первенцем» или главою человечества. Библейское упоминание о дне, в который родился Иисус, основано на похожей концепции относительно единородных и первородных сыновей. В контексте вышесказанное мессианское пророчество: «Ты Сын Мой; Я ныне родил тебя» (Пс. 2:7) относится к воплощению Иисуса (Евр. 1:3, 5).

8. Еще одно свидетельство находим в законах греческой грамматики.

1. Слово «Господь» используется без определенного артикля. ЙХВХ в Септуагинте выражено словом «куриос» (без артикля). Очень часто слово «куриос» (без артикля) в Новом завете указывает на Бога (напр. Мф. 7:21; 8:2, 6, 25).

2. Один артикль относится к двум существительным. Так, например, о Христе, как о Боге, сказано в следующих выражениях: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13), «правда Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 1:1).

3. Если имеются два существительных и второе употребляется в родительном падеже без артикля, то для любого из этих существительных справедливо правило: качественная характеристика одного приписывается другому. Поэтому по аналогии с такими выражениями, как «правда Божия» или «гнев Божий» (Рим. 1:17, 18) можно сказать, что Иисус описан, как «Сын Божий» (Лк. 1:35).

9. White, «The True Sheep Respond to the Voice of the Shepherd», Signs of the Times, Nov/ 27, 1893, p.54.

10. White, Patriarchs and Prophets, p. 34.

11. Писатели-адвентисты часто пользуются этими выражениями, чтобы показать идентичность Иисуса с человеком, но они никогда не имеют в виду, что Иисус в чем-то был запятнан грехом. На протяжении всей истории официальная позиция состояла в том, что Господь Иисус Христос был абсолютно безгрешным.

12. Христос взял на себя «те же умственные и физические немощи», которые были присущи Его современникам (White, «Notes of Travel», Advent Review and Sabbath Herald, Feb. 10, 1885, p. 81). Он взял на Себя человеческую природу, ослабленную «в физическом отношении» – однако не только морально не пал, но и был полностью безгрешен (White, «In All Points Tempted Like As We Are», Signs, Dec. 3, 1902, p. 2; White, Desire of Ages, p.49).

13. Henry Melvill, in Sermons by Henry Melvill, B.D., ed., C.P. Mcllvaine (New York, N.Y.: Stanford & Swords, 1844), p.47. Под «невинными слабостями» он подразумевал голод, боль, печаль и т.д. Что касается природы Христа, соотносимой с человеческой природой до и после грехопадения, автор назвал это воззрение «ортодоксальной доктриной» (Там же.

14. White, Letter 8, 1895 in The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed., Francis D. Nichol, rev. ed. (Washington, D.C.: Review and Herald, 1980), vol. 5. pp.1128, 1129; Ср. SDA Bible Commentary, rev. ed. p. 426.

15. Ср. White, «In Gethsemane», Signs, Dec. 9, 1987, p. 3; White in SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, p. 927.

16. Brooke F. Wescott, The Epistle to the Hebrews (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1972), pp. 59.

17. F.F. Bruce, Commentary on the Epistle to the Hebrews (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1972), pp. 85, 86.

18. White, «The Temptation of Christ», Review and Herald, April 1, 1875, p. [3].

19. Philip Schaff, The Person of Christ, (New York, NY: George H. Doran, 1913), pp. 35, 36.

20. Karl Ullmann, An Apologetic View of the Sinless Character of Jesus, The Biblical Cabinet; or Hermeneutical Exegetical, and Philological Library (Edinburgh, Thomas Clark, 1842), vol. 37, p. 11.

21. White, «In Gethsemane», Signs, Dec. 9, 1897, p. 3; Ср. White, Desire of Ages, p. 266.

22. White, Letter 8, 1895, in SDA Bible Commentary, vol. 5, pp. 1128, 1129. Во время жизни Е.Г. Уайт слову «предрасположение» давались ниже седеющие определения: слово «предрасположение», происшедшее от латинского «пропенсус», имеет значение «естественная склонность; пристрастие, влечение» (Webster’s Collegiate Dictionary, 3 rd., [Springfield, MA: G. & C. Merriam Co., 1916]). Ср. Nuttall’s Standard Dictionary of the English Language (Boston, MA: De Wolfe, Fiske & Co., 1886). Полный словарь Вебстера определяет его как «качество или состояние предрасположения (в нравственном смысле определенная склонность); естественная наклонность; расположение к совершению добра или зла; пристрастие, влечение, стремление» (Webster’s International Dictionary of the English Language [Springfield, MA: G. And C. Merriam & Co., 1890]). Один из любимых писателей Е.Г. Уайт Генри Мелвил писал: «Хотя человеческая природа, которую принял Иисус, имела невинные слабости, Он не воспринял ее греховных влечений. Здесь вмешалось Божество. Святой Дух осенил Деву, освободив от слабости и запретив греховность. А потому рожденная человеческая сущность была скорбящей, страдающей, но вместе с тем непорочной и безгрешной; орошенной слезами, но не запятнанной пороками, уязвимой для страдания, но не склонной к согрешению; слившейся с человеческими горестями, но бесконечно далекой от того, чтобы быть причиной, их вызывающей (Мелвилл, с. 47). См. Tim Poirier, «A Comparison of the Christology of Ellen White and Her Literary Sources» (Unpublished MS, Ellen G. White Estate, Inc., General Conference of Seventh-day Adventists, Washington, D.C. 20012).

23. White, «Temptation of Christ», Review and Herald, Oct. 13, 1874, p. [1]: Ср. White in SDA Bible Commentary, vol. 7, p. 904.

ГЛАВА 5

1. См. Arnold V. Wallenkampf, New by the Spirit (Mountain View, CA: Pacific Press, 1978), pp. 49, 50.

2. White, Desire of Ages, p. 669.

3. Leroy E. Froom, The Coming of Comforter, rev. ed. (Washington, D.C.: Review and Herald, 1949), pp. 66, 67.

4. White, Testimonies for the Church (Mountain View, CA: Pacific Press, 1948), vol. 8, pp. 21, 22.

ГЛАВА 6

1. L. Berkhof, Systematic Theology, 4th rev. ed. (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1941), p. 182.

2. Если считать, что каждый день Сотворения был продолжительностью 1000 лет, сразу возникают проблемы. При таком подходе Адам, созданный в шестой «день» вечером, уже в самый первый день Своей жизни прожил бы намного дольше, чем за всю жизнь, нашедшую отражение в Библии (Быт. 5:5). См. Jemison, Christian Beliefs, pp. 116, 117.

3. См. 4-ю главу этой книги.

4. «Creation», SDA Encyclopedia, p. 357.

5. Там же; Arthur J. Ferch, «What Creation Means to Me», Adventist Review, Oct. 9, 1986, pp. 11–13.

ГЛАВА 7

1. Доктрина о человеке долгое время была теологическим понятием, используемым в дискуссиях о членах человеческой семьи. В этой дискуссии не идет речь непременно о мужчине, исключая женщину. Термин «человек» используется в целях облегчить дискуссию и сохранить верность теологической традиции и семантике.

2. Berkhof, Systematic Theology, p. 183.

3. «Soul», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 1361.

4. «Soul», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 1061.

5. Там же, с. 1064.

6. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, p. 257.

7. Там же, испр. изд., т. 3, с. 1090.

8. «Sin, I» SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 1042.

9. James Orr, God’s Image in Man (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1948), pp. 3, 4.

10. Leonard Verduin, Somewhat Less than God: The Biblical View of Man (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1970), p. 69.

11. В Новом Завете опыт Израиля на горе Синай ассоциируется с Ветхим Заветом (Гал. 4:24, 25). На Синае Бог возобновляет Его вечный Завет благодати, данный Его освобожденному народу (1 Пар. 16:14–17; Пс. 104:8–11; Гал. 3:15–17). Бог обещает им: «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх. 19:5, 6; Ср. Быт. 17:7, 9, 19). Завет был основан на праведности по вере (Рим. 10:6–8; Втор. 30:11–14), а закон должен был быть вписан в их сердце (Вор. 6:4–6; 30:14).

Верующие всегда легко превращают завет благодати в систему спасения посредством дел. На примере Авраама, его недостаточного доверия Богу, когда он пытался разрешить свои проблемы собственными усилиями, апостол Павел показал, что значит Ветхий Завет (Быт. 16; 12:10–20; 20; Гал. 4:22–25). Фактически оправдание посредством дел существовало всегда с того времени, как грех вошел в этот мир и был нарушен вечный Завет (Ос. 6:7).

На протяжении всей истории Израиля большинство пыталось «утвердить свою праведность» через «дела закона» (Рим. 9:30; 10:4). Они жили не по Духу, а по букве (2 Кор. 3:6). Пытаясь оправдаться законом (Гал. 5:4), они жили под осуждением закона и находились не в свободе, а в рабстве (Гал. 4:21–23). Таким образом они исказили Синайский завет.

Послание к Евреям относит первый, или Ветхий, Завет к истории Израиля после Синая и показывает, что он носит временный характер. Оно показывает, что левитское священство было учреждено до определенного времени и выполняло символическое служение до тех пор, пока действительность не воплотилась во Христа (Евр. 9:10). Сами по себе обряды не имели ценности. И, к сожалению, многие не поняли этого (Евр. 10:1).

Когда образ встретился с действительностью, символ прикоснулся к реальности, то приверженность этой системе «теней» исказили подлинную миссию Христа. Вот почему в Послании так выразительно подчеркнуто преимущество лучшего, Нового Завета над Синайским.

Следовательно, Ветхий Завет можно представить как в негативной, так и в позитивной форме. С негативной точки зрения его можно считать человеческим искажением Божьего вечного Завета. С положительной точки зрения он представляет собой временное земное служение, предназначенное Богом для чрезвычайных обстоятельств, которые сложились по причине падения человека. См. также White, Patriarchs and Prophets, pp. 370–73; White, «Our Work», Review and Herald, June 23, 1904, p. 8; White, «A Holy Purpose to Restore Jerusalem» Southern Watchman, Mach 1, From the Lord (Washington, D. C.: Review and Herald, 1983), pp. 84–90..

12. Ср. Hasel, Covenant in Blood.

ГЛАВА 8

1. Слово «Люцифер» происходит от латинского слова люцифер, означающего «светоносец». Выражение «сын зари» обозначалось, как правило, словами «утренняя звезда» – Венера.

«Буквальный перевод еврейского выражения выглядел бы так: «осиянный, сын зари». Образное сравнение сатаны до его падения со сверкающей планетой Венерой, самой яркой из всех небесных светил, – это самая подходящая выразительная иллюстрация того высокого положения, с которого упал Люцифер» (Lucifer», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 683).

2. См. General Conference Committee, «Methods of Bible Study», 1986; Hasel, Biblical Interpretation Today (Washington, D.C., Biblical Research Institute [of the General Conference on Seventh-day Adventists], 1985).

3. См. напр. K. Runia, The Present-day Christological Debate (Downers Grove, IL: Inter-Varsity Press, 1984); G.C. Berkouwer, The Person of Christ (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1954), pp. 14–56.

ГЛАВА 9

1. George E. Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1974), p. 453.

2. «Atonement», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 97.

3. Для глубокого понимания этой библейской концепции см. Seventh-day Adventists Answer Questions on Doctrine (Washington D.C.: Review and Herald, 1957), pp. 341–355.

4. Vincent Taylor, The Cross of Christ (London: Macmillan, 1956), pp. 88, 89.

5. Hanks K. LaRondelle, Christ Our Salvation (Mountain View, CA: Pacific Press, 1980), pp. 25, 26.

6. Raoul Dederen, «Atoning Aspects in Christ’s Death», in The Sanctuary and the Atonement, eds., Arnold V. WallenKampf and W. Richard Lesher, (Washington, D.C.: [Biblical Research Institute of the General Conference of Seventh-day Adventists], 1981), pp. 295. Он добавил: «Умилостивлением у язычников считалось определенное действие со стороны человека, посредством которого он сам влиял на мысли божества. Он просто подкупал своего бога, стараясь расположить его к себе. Согласно Св. Писаниям, искупление – примирение проистекает из Божьей любви» (Там же, с. 317).

7. LaRondell, pp.26.

8. Там же, с. 26, 27.

9. Dederen, p. 295.

10. LaRondelle, p. 28. В этой выдержке приведена цитата из статьи «Reconciliation», H.G. Link and C. Brown, The New International Dictionary of New Testament Theology (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1098), vol. 3, p. 162.

11. LaRondelle, p. 30.

12. См. White, Christ’s Object Lessons (Washington, D.C.: Review and Herald, 1941), p. 312.

13. Philip Schaff, History of the Christian Church (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1962), vol. 1, p. 173.

14. Wilbur M. Smith, «Twentieth-Century Scientists and the Resurrection of Christ» Christianity Today, April 15, 1957, p. 22. Об аргументах относительно историчности воскресения см. Josh McDowell, Evidence Than Demands a Verdict (Campus Crusade for Christ, 1972), pp. 185–274.

15. LaRondelle, pp. 32, 33.

16. См. Hyde, «What Christ’s Life Means to Me, «Adventist Review, Nov. 6, 1986, p. 19.

ГЛАВА 10

1. T.F. Torrance, Royal Priesthood, Scottish Journal of Theology Occasional Papers, No. 3 (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1963), p. 48.

2. См. «Conversion» and «Repent, Repentance», SDA Bible Dictionary, rev. ed., pp. 235, 933.

3. W.E. Vine, An Expository Dictionary of the New Testament Words (Old Tappan, NJ: Fleming H. Revell, 1966), pp. 284–86; William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, A Greek English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago, IL: University of Chicago Press, 1973), p. 196.

4. «Justification», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 635.

5. LdRondelle, p. 47.

6. «Sanctification», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 979.

7. Там же.

8. White, Messages to Young People (Nashville, TN: Southern Publishing Assn., 1930). P. 35.

9. White, Desire of Ages, p. 668.

10. «Perfect, Perfection», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 864.

11. LaRondelle, p. 77.

12. Там же, с. 89.

13. White, in SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 2, p. 1032.

14. О Христе, нашем Первосвященнике, Е. Уайт сказала так: «Богослужения, молитвы, славословие, исповедание греха восходят от истинных верующих, как благоухание, к небесному святилищу. Однако оскверненные несовершенным человеческим естеством, они никогда не имели бы ценности перед Богом, если бы не были очищены кровью. Они были бы лишены незапятнанной чистоты, если бы Посредник по правую сторону Бога не представлял и не очищал все молитвы, поднимающиеся из земных храмов». (Selected Messages, book 1, p. 344).

15. J. Calvin, Institutes of the Christian Religion (Grand Rapids: Associated Publishers and Authors, Inc, n. d.), III, 11, 6.

16 White in SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 1072.

ГЛАВА 11

1. О происхождении слова «церковь» Беркхоф писал: «Названия «церковь», «керк» и «кирхэ» произошли не от слова «экклесия», а от слова «куриакэ», которое означает «принадлежащий Господу». Они подчеркивают, что слово «церковь» означало «собственность Божия». Название «то куриакон» или «хэ куриакэ» – прежде всего место, где собиралась Церковь. Считалось, что это место принадлежит Господу, и поэтому оно было названо «то куриакон» (Systematic Theology, p. 557).

2. «Church, Nature of», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 302; «Church», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 224.

3. Согласно современным переводам, основанным на Кодекс Синаитикус, Александриус, Ватиканус и Ефреми Рескриптус.

4. Верования ранней Церкви, кроме учения об Иисусе, были похожи на верование иудаизма. Христиане, иудеи и язычники, вместе продолжали поклоняться в субботу в синагогах, слушая толкование ветхозаветных писаний (Деян. 13:42–44; 15:13, 14, 21). Разорванная храмовая завеса была знаком того, что символические обряды встретились с действительностью. Цель Послания к Евреям – направить внимание христианина от образов к действительности, состоящей позади образов, то есть искупленной смерти Иисуса, Его священническому служению на небесах и Его спасающей благодати. Новозаветная эпоха представляла собой переходный период, и хотя иногда апостолы участвовали в ветхозаветных обрядах, решение первого Иерусалимского Собора показывает, что они не видели в них спасающей ценности.

5. Charles E. Bradford, «What the Chirch Means to Me», Adventist Review, Nov. 20, 1986, p. 15.

6. См. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 5, p. 432.

7. См. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, pp. 26, 38.

8. White, Testimonies,vol. 5, p. 618.

9. Cлово «дикаонос» может быть либо мужского, либо женского рода в зависимости от контекста. Поскольку Фива, названная «нашей сестрой», также является «диаконос», слово это должно быть женского рода, хотя пишется, как существительное мужского рода.

10. «Deaconess», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 277. В новозаветные времена слово «диаконос» имело широкое значение. Оно также использовалось и в других значениях Например, Павел, хотя он апостол, часто называл себя (см. 1 Тим. 4:6) «диаконой» (множественное число от «диаконос» – SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, p. 300). Эти слова переведены как «служители» или «слуги» вместо «диаконы».

ГЛАВА 12

1. Ослепительное сияние солнца, окружающее чистую женщину (Откр. 12:1), представляет собою, по мнению разных библейских комментаторов, свет новозаветного Евангелия, который озарил и наделил силой раннюю Церковь. Луна, отражающая свет солнца, олицетворяет свет Евангелия, данный в Ветхом Завете через пророчества и обряды, указывающие на крест и на Грядущего Спасителя. Двенадцать звезд представляют собой корни Церкви: в Ветхом Завете это были родоначальники двенадцати колен, а в Новом – двенадцать апостолов.

2. О принципе «день за год» в исчислении пророческого времени упомянуто ранее в ссылках на мессианское пророчество Дан. 9 гл. См. 4-ю главу этой книги.

3. SDA Bible Commentary, vol. 4, p. 835.

4. Имя «папа» буквально происходит от слова «папа» на позднелатинском языке, «папас» – на позднегреческом, что значит «отец», «епископ», от классического греческого «паппас», «отец». Папа – это епископ Рима, глава Римско-католической Церкви». (Webster’s New Universal Unabrilbged Decrionary, 2nd ed. [New York, NY: Simon & Schuster, 1979]).

5. Папство можно назвать системой духовного правления, в которой папа наделяется высшим авторитетом.

6. Письмо Юстиниана к папе Иоанну, процитировнное в письме Иоанна к Юстиниану, Codex Justintanus (Code of Justinuan), Book 1, title 1, 8, Corpus Juris Civilis, comp., Paulus Krueger, 12th ed.) Berlin: Weidmannsche Verlaglsbuchhandlung, 1959), vol. 2, p. 11, in The Civil Law, ed. and trans. S.P. Scott, (Cincinnati, OH: Central Trust Comp., 1932), vol. 12, pp. 11–13. Ср. Justiniani Novellae (Justintan’s New Constitutions), 131 st New Constitution, Chap. 2, Corpus Juris Civills, comps. Rudolfus Schoell and Gueilelmus Kroll, 7th ed., vol. 3, p. 665, in Civil Law, vol. 17, p. 125. См. также Don Neufeld and Julia Neuffer, eds., Seventh-day Adventist Bible Student’s Source Book (Washington, D.C: Review and Herald, 1962), pp. 684, 685.

7. Письмо Юстиниана к архиепископу Константинопольскому Епифанию, 26 марта 533 г., в Codex Justintanus, Book i, title 1, 7, Corpus Juris Civilis, Krueger’s ed., vol. 2, p. 8. Как цитируется в Source Book, p. 685.

8. См. «Persecution», Encyclopedia of Religion and Ethics, ed. James Hastings (New York, NY: Charles Scribner’s Sons, 1917), vol. 9, pp. 749–57; John Dowling, The History of Romanism: From the Earliest Corruptions of Christianity to the Present Time, 10th ed. (New York, NY: Edward Walker, 1846), pp. 237–616.

9. Этот удар сильно подорвал престиж папства, но не покончил с его властью. В Откр. 13:3 говорится об исцелении «смертельной раны», а, значит, о возрождении папской власти. В последнее время папство становится самой могущественной религиозной властью в мире.

10. George Trevor, Rome: From the Fall of the Western Empire (London: The Religious Tract Society, 1868), pp. 439, 440; John Fdalphus, The History of France From the Year 1790 to the Peacc Concludec at Amiens in 1800 (London: Gearge Kearsey, 1803), vol. 2, pp. 364–369. См. также Source Book, pp. 701, 702.

11. Leroy E. Froom, The Prophetic Faith of Our Fathers (Washington, D.C.: Revew and Herald, 1948), vol. 2, pp. 765–782.

12. Peter Geiermann, The Convert’s Catechism of Catholic Doctrine (St. Louis, MO: B. Herder Book Co., 1957), pp. 27, 28.

13. Там же. с. 27.

14. Позднее учение о непогрешимости папы основывалось на допущении, что 1) «непогрешимость, являясь свойством Божественной Церкви, была обязательно присуща ее руководству», 2) Петр был непогрешим в преподавании веры и нравственности и 3) папа унаследовал от Петра свойства Божественной Церкви. Это значило, что, вещая с кафедры, «папа является непогрешимым Учителем в вопросах веры и нравственности» (Гейерманн. с. 29). По латыни «экс катедра» означает «с кресла». Применительно к папе это означает его официальные обращения к Католической Церкви.

15. О притязаниях, приписанных папству, см. напр., Lucius Ferraris, «Papa», art. 2, in Prompta Bibliotheca (Venice; Gaspar Storti, 1772), vol. 6, pp. 25–29 как цитируется в Source Book, p. 680. О притязаниях самого папства см.. напр. Pope Leo XII, Encyclical Letter, Jan. 10, 1890 and June 20, 1894 in The Great Encyclical Letters of Pope Leo XIII (New York, NY: Benziger Brothees, 1903), pp. 193, 304. См. также Source Book, pp. 683, 684.

16. Catechism of the Council of Trent for Paris Priests, trans. By John A. McHugh and Charles J. Callan (New York, NY: Joseph F. Wagner, Inc., 1958 reprint), pp. 258, 259. См. также Source Book, pp. 614.

17. SDA Bible Commentary, vol. 7, pp. 47, 48.

18. См. Coucil of Trent, Session IV (April 8, 1546) как цитируется в The Creeds of Christendom, ed., Philip Schaff, 6th ed., rev. (Grand Rapids, MI: Baker, 1983), vol. 2, pp. 79–83. См. также Source Book, p. 1041–1043.

19. Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 2, pp. 528–531.

20. Там же.

21. Там же.

22. Robert M. Grant, A Short History of Interpretation of the Bible (Philadelphia, PA: Fortress Press, 1984), p. 97.

23. Farrar, p. 361.

24. Там же. с. 363.

25. Grant, p. 97. 26/

26. Farrar, p. 365.

27. О происхождении остатка см. Froom, Prophrtic Faith of Our Fathers, vol. 4; P. Gerard Damsteegt, Foundations of the Seventh-day Adventist Message and Miccion (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1977).

29. См. Midrash Rabbah on Canticles I. 6, 4; Tertulian, Against Marcion, III, 13; Tertullian, Answer to the Jems, 9.

30. Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 2, pp. 531, 787.

31. SDA Bible Commentary, vol. 7, pp. 828–31.

32. Католическая Церковь притязает на право изменять день поклонения. «вопрос: Какой день является субботним днем? Ответ: Недельная суббота. Вопрос: Почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы? Ответ: Потому что Католическая Церковь перенесла торжественные празднования с субботы на воскресенье» (Гейерманн. С. 50). См. также Source Book, p. 886. Этот катехизис получил «апостольское благословение» папы Пия Х 25 января 1910 г.

ГЛАВА 13

1. Binjamin F. Reaves, «What Unery Means to Me», Adventist Review, Decembre 4, 1986, p. 20.

2. White, The Adventisr Home (Nachville, TN: Southern Publishing Assn., 1952), p. 179.

ГЛАВА 14

1. S.M. Samuel, «A Brave African Wife», Review and Herald, February 14, 1963, p. 19.

2. Обряд – это принятая в Церкви символическая религиозная церемония или ритуал, излагающий главные евангельские истины, обладающий универсальностью и обязательностью. Христос предусмотрел два обряда: Крещение и Вечерю Господню. Обряд не есть священное таинство в смысле опис оператум б т.е. такой акт, который в самом себе и собой дает благодать и несет спасение. Крещение и Вечеря Господня освящены только в том смысле, что они напоминают присягу, которую принимали римские воины, обещая подчиняться командирам до самой смерти. Эти обряды предполагают обет полной преданности Христу. См. Strong, Systematic Theology (Philadelphia, PA: Judson Press, 1954), p. 930; «Baptism», SDA Encyclopedia, rev. ed., pp. 128, 129.

3. Jemison, Christian Beliefs, p. 244.

4. «С самого начала адвентисты седьмого дня в соответствии со своим протестантским наследием отвергали такой взгляд на Крещение, как на «опис оператум», т.е. на такой акт, который в самом себе дает благодать и несет спасение» («Baptism», SDA Encyclopedia), rev. ed., p. 128.

5. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 740.

6. Иногда члены Церкви, принявшие Крещение через погружение, чувствуют необходимость повторного Крещения. Противоречит ли такое желание утверждению апостола Павла о том, что есть только «одно Крещение» (Ефес. 4:5)? Служение самого Павла говорит, что нет. Посетив Ефес, он встретил там нескольких учеников, крещенных Иоанном крестителем. Они покаялись и веровали в грядущего Мессию (Деян. 19:1–5). Они не имели ясного понимания Евангелия. Крестившись от Иоанна, они все еще находились во власти серьезных заблуждений. Но получив больший свет, они с радостью приняли Христа своим Искупителем. Этот шаг вперед произвел перемену в их отношении к своим обязательствам. Приняв более совершенную веру, они испытали соответствующую перемену в их жизни и характере. В знак этой перемены и признания новой веры, они повторно крещены во имя Иисуса Христа.

Многие искренние последователи Христа имели подобный опыт. Более ясное понимание воли Божьей приводит человека к новым отношениям с Ним, человек начинает осознавать свои новые обязанности. Многое из того, что прежде казалось невинным, а подчас и достойным похвалы, теперь рассматривается как греховное... Прежнее Крещение больше не удовлетворяет его. Он осознал себя грешником, осуждаемым законом Божьим. Он заново умирает для греха и хочет снова быть погребенным со Христос в крещении, чтобы воскреснуть и ходить в обновленной жизни. Такой подход согласуется с примером апостола Павла, крестившего обращенных из иудеев. Этот случай был запечатлен духом Святым как наставление и как урок для Церкви» (White, Sketches From the Life of Paul [Battle Creek, MI: Review and Herald, 1883], pp. 132, 133; См. также Seventh-day Adventist Church Manual [Washington, D.C.: General Conference of Seventh-day Adventists, 1986], rev. ed., p. 50; White, Evangelism, pp. 372–375).

В Писании мы не находим каких-либо возражений против повторного Крещения тех, кто нарушил завет с Богом, совершив тяжкий грех или отступив от веры, а затем пережили новое обращение и желают обновить свой завет. (Смотри Seventh-day Adventist Church Manual, pp. 51, 162; White, Evangelism, p. 375).

7. См. Albrecht Oepke, «Bapto, Baptizo», in Theological Dectionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel, trans. Gtoffrey W. Bromiley (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publ. Co., 1964), vol. 1, p. 529. Вайн отмечает, что глагол «бапто» употреблялся греками в значении окрашивать одежду или черпать воду, погружая один сосуд в другой и т.д. (W.E. Vine, An Expository Dectronary of Biblical Words [New York, NY: Thomas, 1985], p. 50. Глагол «погружать» встречается в Новом Завете три раза и всякий раз в значении «окунать». В частности, в притче о богаче и Лазаре богач просил Авраама позволить Лазарю омочить или погрузить кончик пальца в холодную воду и хоть капелькой воды увлажнить его язык (Лк. 16:24). В ночь перед распятием Иисус обнаружил перед всеми Своего предателя, обмакнув или погрузив кусок хлеба в вино и подав его Иуде (Иоан. 13:26). И, наконец, когда Иоанн в видении увидел Иисуса, скачущего на коне во главе воинств небесных, то одежда Его показалась ему как будто обагренной или погруженной в кровь (Откр. 19:13).

8. George E. Rice, «Baptism: Union With Christ», Ministry, May 1982, p. 20.

9. См. Albrecht Oepke, «Bapto, Baptizo», in Theological Dectionary of the New Testament, vol. 1, p. 535. Ср. Arndt and Gingrich, Grerk-English Lexicon of the New Testament, p. 131.

10. J.K. Howard, New Testament Baptism (London: Pickering & Inglis Ltd., 1970), p. 48.

11. Matthew Black, The Scrolls and Christian Origins (New York: Charles Scribner’s Sons, 1961), pp. 96–98. См. также «Baptism», SDA Bible Dectionary, rev. ed., pp. 118, 119.

12.G.E. Rice, «Baptism in the Early Church», Ministry, March, 1981, p. 22. Ср. Henry F. Beown, Baptism Through the Centuries (Mounatain View, Cal.: Pacific Press, 1965); William L. Lampkin, A History of Immersion (Nashville: Beoadman Press, 1962); Wolfred N. Cotte, The Archeology of Baptism (London: Yates and Alexander, 1876).

13. Brown, Baptism Through the Centuries, pp. 49–90

14. Alfred Plummer, A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to C. Luke, The International Critical Commentary, ed., Samuel R. Driver, et al., 5th ed. (Edinbuegh: T. & T. Clark, 1981 reprint), p. 88.

15. «Baptism», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 128.

16. Howard, New Testament Baptism, p. 69.

17. G.E. Rice, «Baptism: Union With Christ», Ministry, May 1982, p. 21.

18. Gottfried Oosterwal, «Every Member a Minister? From Baptism to a Theological Base», Ministry, Feb. 1980, pp. 4–7. См. также Rex D. Edwards, «Baptism as Ordination». Ministry, Aug. 1983, pp. 4–6.

19. White in SDA Bible Commetary, rev. ed., 6, p. 1075.

20. Если необходимо быть готовым к Крещению, то что значит выражение «креститься для мертвых»? Следующее истолкование согласуется с библейским учением о воскресении и Крещении: в 1 Кор. 15 апостол Павел подчеркивает важность воскресения из мертвых и выступает против отрицания воскресения. Он показывает, что если нет воскресения, то вера верующих тщетна и напрасна (1 Кор. 15:14–18). Далее он рассуждает о том же самом: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестится для мертвых?» (1 Кор. 15:29). Выражением «крестящийся для мертвых» иногда пытаются обосновать понятие о заступническом Крещении верующих за умерших. В свете библейского понимания готовности к Крещению такое объяснение несостоятельно. У. Робертсон Николл отмечает, что упоминаемое апостолом Павлом Крещение было «обычным явлением, когда смерть христианина побуждала к обращению его живых родственников, которые «ради мертвых» (любимых людей), в надежде на воссоединение с ними, обращались ко Христу». «Надежда на будущее блаженство в сочетании с родственными или дружескими чувствами была одной из самых существенных причин быстрого распространения христианства» (W. Robertson Nicoll, ed., The Expositor’s Greek Testament [ Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1956], vol. 2, p. 931. М. Рэйдр отмечает, что предлог «для» (хупер, греч. ориг.) в выражении «крестящиеся для мертвых» – это предлог со значением цели. Это значит, что такое Крещение соваршалось «ради» или «из-за мертвых, с целью воссоединения с умершими во Христе родственниками при воскресении» [M. Raeder, «Vikariatstaufe in 1 K. 15:29?» Zeitschrift fur die Neutestamentiche Wissenschaft, 45 (1955), pp. 258–260, цит. по Harold Riesenfeld, «Huper», Theological Dectionary of the New Testament, vol. 8, p. 531]. Ср. (Howard, New Testament Baptism, pp. 108, 109).

Дж. Ховард утверждает, что высказывание апостола Павла в 1 Кор. 15:29 в контексте звучит так: «Если Христос не воскрес, то те, кто умер «во Христе», погибли и, не имея надежды, мы обречены и несчастны, в особенности те, кто присоединился к христианской общине и крестился ради тех, кто умер во Христе, надеясь на воссоединение с ними» (Howard, «Baptism for the Dead: A Study of 1 Corinthians 15:29», Evangelical Quarterly, ed. F. F. Bruce [Exeter, Eng.: Paternoster Press], July-September, 1965, p. 141.

21. Ср. Bamstiigt, «Reaping the Harvest», Adventist Review, October 22, 1987, p. 15.

22. См. SDA Church Manual, p. 41.

23. White, Evangelism, p. 313.

24. Karl Barth, Church Dogmatics, trans. G.W. Bromiley (Edinburgh: T. & T. Clark, 1969) vol. 4/4, p. 179.

25. G. R. Beasley-Murray, Babtism in the New Testament (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1973), p. 392.

26. См. Edwards, «Baptism».

ГЛАВА 15

1. См. Robert Odom. «The First Celebration of the Ordinance of the Lord’s House», Ministry, Jan. 1953, p. 20; White, Desire of Ages, pp. 643–646.

2. Там же, с. 650.

3. Крещение и Вечеря Господня тесно связаны между собой. Крещение предшествует членству в Церкви, в то время как ногоомовение предназначено для тех, кто уже является членом Церкви. Во время этого обряда уместно размышлять о наших обещаниях, данных Господу при Крещении.

4. Смотрите. C. Mervyn Maxwell, «A Fellowship on Forgiveness», Review and Herald, June 29, 1961, pp. 6, 7.

5. Jon Dubdahl, Misions: A Two-Way Street (Boisr, ID: Pacific Press, 1986), p. 28.

6. Обычно считается что в Деян. 20:7 это выражение относится к празднованию Вечери Господней, но это не единственное его значение. В Лк. 24:35 оно обозначает обычную ежедневную трапезу.

7. Основываясь на предположении, что в библейские времена люди не умели сохранять виноградный сок длительное время в теплом климате Израиля со времени сбора урожая осенью до весеннего праздника Пасхи, считают само собой разумеющимся, что праздновали Пасху перебродившим вином. Это предположение необоснованно. Во всем древнем мире соки сохраняли длительное время неперебродившими при помощи различных способов. Один из них – сгущение сока до консистенции сиропа путем кипячения. При хранении в холодном месте такой концентрат не подвергался брожению. Разбавляя его водой, получали безалкогольное «сладкое вино». См. напр. William Patton, Bible Wines – Laws of Fermentation (Oklahoma City, OK: Sane Press, n. d.), pp. 24–41; см. также C.A. Christoforides, «More on Unfermented Wine», Ministry, April 1955, p. 34; Lael O. Caecar, «The Meaning of Yayin in the Old Testament» (Unpublished M.A. Thesis, Anderws University, 1986), pp. 74–77; White, Desire of Ages, p. 653. Пасхальное вино делалось также из изюма (F.C. Gilbert, Pracrical Lessons From the Experience of Israrl for the Chych of To-day [Nashville, TN: Southern Publ. Assn., 1972 ed.], pp. 240, 241).

8. В свете этого немаловажно то обстоятельство, что Христос избегает использования обычного слова «вино» (по-гречески ойнос), а употребляет выражение «плод виноградный» (Мк. 14:25). Тогда как «ойнос» может относиться и к перебродившему и к неперебродившему вину, «плод виноградный» означает только чистый виноградный сок, самый точный символ крови Христа, назвавшего Себя «Истинной Виноградной Лозой» (Ин. 15:1).

9. Дрожжи также вызывают брожение виноградного сока. Дрожжевые споры легко переносимые ветром или насекомыми, легко пристают к восковому налету на кожуре виноградных ягод. Когда виноград давят, споры смешиваются с соком. При комнатной температуре дрожжевые клетки быстро размножаются, вызывавя брожение. См. Martin S. Peterson, Arnold H. Johnson, eds., Enceclopedia of Food Techonology [Westport, CT.: Avi Publishing Co., 1974], vol. 2, pp. 61–69; Enceclopedia of Food Science [Westport, CT.: Avi Publishing CO., 1978], vol. 3, p. 878.

10. R. Riche, Reign of God, p. 303.

11. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 746.

12. White, Desire of Ages, p. 656; cf. p. 661.

13. M.L. Andreasen, «The Ordinances of the Lord’s House», Ministry, Jan. 1947, pp. 44, 46.

14. Ср. White, Evangelism (Washington, D.C.: Review and Herald, 1946). P. 273.

15. См., напр. Frank Jolbrook, «For Members Only?» Ministry, Feb. 1987, p. 13.

16. SDA Bible Commentary rev. ed., vol. 6, p. 765.

17. Там же.

18. White, Evangelism, p. 274. Сравни SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 765

19. В Библии точно не определено, как часто следует праздновать Вечерю Господню (см. 1 Кор. 11:25, 26). Адвентисты придерживаются практики многих протестантов и проводят ее четыре раза в год. «Принимая ежеквартальный план проведения обряда, первые верующие-адвентисты считали, что более частое его проведение чревато формализмом и непониманием всей важности этого служения». Похоже, что это решение является компромиссом между слишком частым празднованием и слишком редким, например, раз в год (W.E. Read, «Frequency of the Lord’s Supper», Ministry, April 1955, p. 43).

ГЛАВА 16

1. См. например White, Christ’s Object Lessons, pp. 327, 328. Мы не всегда можем с легкостью отличить данные свыше способности от врожденных или приобретенных. Тем более, что у людей, руководимых Духом Божьим, эти способности часто сочетаются.

2. См. Richard Hammill, «Spiritual Gifts in the Church Today», Ministry, July, 1982, pp. 15, 16.

3. В самом широком смысле слова любовь – это дар от Бога, потому что все добрые дары исходят от Него (Ин. 1:17). Любовь – плод Духа (Гал. 5:22), но она не духовный дар в том смысле, что Святой Дух дал его не только некоторым верующим, но всем. Достигать любви должны все! (1 Кор. 14:1).

4. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 778.

5. Whwte, «Appeals for Our Missions» in Historical Sketches of the Foregin Missions of the Stvtnth-day Alventists (Basel, Switzeriand: Imprimerie Poluglotte, 1886), p. 291. Ср. Rex D. Edwards, A New Frontier – Evary Believer a Minister [Mountain View, CA: Pacific Press, 1979], pp. 58–73)/

6. Ср. J. David Newman, «Seminar in Spiritual Gifts», неопубл. Рукописи, с. 3.

7. О важности этого вопроса читайте White, «Home Descipline», Review and Herald, June 13, 1882, p. [1].

8. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 5, p. 511.

9. Don Jacobsen, «What Spiritual Gifts Mean to Me», Adventist Review, December 25, 1986, p. 12.

10. См. Roy C. Naden, Discovering Your Spiritual Gifts (Berrien Springs, MI.: Institute of Cherch Ministry, 1982); Mark A. Finley, The Way to Adventist Church Growgh (Siloam Springs, AR: concerned Communications, 1982); C. Peter Wagner, Your Sporitual Gifts Can Help Your Church Grow (Glendale, CA.: Regal Books, 1979).

11 Ср. White, Acts of the Apostles, p. 50; White, Counsels to Parents, Teachers and Students (Mountain View, CA.: Pacific Press, 1943), p. 131.

ГЛАВА 17

1. Курсив составителей.

2. Библейские примеры женщин-пророчиц. См. Исх. 15:20; Суд. 4:4; 4 Цар. 22:14; Лк. 2:36; Деян. 21:9.

3. Frank B. Holbrook, «The Biblical Basis for a Modern Prophet», p. 1 (Shelf document, Ellen G. White Estate Inc., General Conference of Sevengh-day Fdventists, 6840 Eastern Ave. NW, Washington, D.C. 20012). Сравни Jemison, A Prophet Among You (Mountain View, CA: Pacific Press, 1955), pp. 52–55.

4. См. Holbrook, «Modern Prophet», pp. 3–5.

5. К сожалению, веские документальные данные за этот период христианской эпохи отсутствуют.

6. Gerhard Friedrich, «Prophets and Prophecies in the New Testament» in Theological Dicrionary of the New Testament, vol. 6, p. 859.

7. Ср. Friedrich, pp. 860, 860.

8. Выражение «свидетельство Иисуса» более понятно в субъективном, а не в объективном выражении. «возможны два перевода: а) свидетельство об Иисусе или относительно Иисуса (объектный генетив), т.е. свидетельство христиан об Иисусе; «Кто несет свидетельство Иисуса» (RSV); б) свидетельство от Иисуса или сделанное Иисусом (субъектный генетив), весть Иисуса к Церкви. На основании употребления этого выражения в книге Откровение можно судить, что это выражение употребляется как субъектный генетив (свидетельство от Иисуса или сделанное Иисусом) и указывает на то, что это свидетельство дано посредством пророческого откровения» (Holbrook, «Modern Propher», p. 7.

В качестве одного из доказательств Холбрук цитирует Откр. 1:1, 2: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал Слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел». В этом контексте видно, что речь идет об откровении от Иисуса или Иоанна. Иоанн сообщает об этом свидетельстве от Иисуса. Оба эти выражения в форме генетива имеют больший смысл в контексте как субъектные генетивы и согласуются с заключительными словами Христа в Книге: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро!» (Откр. 22:20; там же, стихи 7, 8).

9. См. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, p. 812; T.H. Blincoe, «The Prophets Were Unitil John», Ministry, July 1977, p. 24L; Holbrook, «Modern Prophet», p. 8.

10. James Moffatt in Expositor’s Greek Testament, ed., W. Robertson Nicoll, vol. 5, p. 465.

11. «Spirit of Prophecy», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 1412. «Ибо свидетельство Христово утвердилось в нас, – говорил Апостол Павел тем, кто ожидает Второго Пришествия, – так что вы «не имеете недостатка ни в каком даровании» (1 Корю 1:6–7).

12. Uriah Smith, «Do We Descard the Bible by Endorsing the Visions?» Review and Herald, Jan. 13, 1863, p. 52, цит. в Review and Herald, Dec. 1, 1977, p. 13.

13. White, «A Messenger», Review and Herald, July 26, 1906, p. 8. Определение «вестница Господа» было дано по вдохновению свыше» (там же).

14. White, Early Writings, p. 59.

15. J.M. Peebles, «The Word Spiritualism Misunderstood», in Centennial Book of Modern Spiritualism in America (Chicago, IL: National Spiritualist Association of the United States of America, 1948), p. 34.

16. B.F. Austin, «A Few Helpful Thoughts», Centennial Book of Modern Spiritualism, p. 44.

17. White, The Great Controversy Between Christ and Satan (Mountain View, CA: Pacific Press, 1950). pp.571, 588.

18. Об историческом понимании пророчеств Книг Даниила и Откровение, которое господствовало в протестантизме, начиная с периода Реформации вплоть до XIX в. См. Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 2–4. См. также гл. 12 этой книги.

19. Richard Hammil, «Spiritual Gifts in the Church Today», Ministry, July 1982, p. 17.

20. Roger L. Dudley and Des Cummings, Jr., «A Comparison of the Christian Attitudes and Behaviors Between Those Adventist Church Membere Who Regularly Read Ellen White Books and Those Who Do Not», 1982, pp. 41, 42. Исследование проведено Институтом церковного служения при университете Андрюса. (В опросе участвовали 8200 членов из 193 церквей США.)

21. Jemison, Propget Among You, pp. 208–210; Froom, Movement of Destity (Washington, D.C.: Review and Herald, 1971), pp. 91–132; Damsteegt, Foundations of the Seventh-day Adventist Message and Missin, pp. 103–293.

22. White, Early Wratings, p. 78.

23. White, Great Controversy, p. Vii.

24. William A. Spicer, The Spirit of Prophecy in the Advent Movement (Washington, D.C.: Review and Herald, 1937), p. 30.

25. White, Testimonies, vol. 5, pp. 664, 665.

26. White, «An Open Letter», Review and Herald, Jan. 20, 1903, p. 15 in White, Colporteur Ministry (Mountain View, CA: Pacific Press, 1953), p. 125.

27. White, Testiminies, vol. 5, p. 663.

28. Там же, с. 665.

29. Там же, с. 660.

30. White, Great Controversy, p. vii.

ГЛАВА 18

1. Holbrook, What God’s Law Means to Me», Adventist Review, Jan, 15, 1987, p. 16.

2. White, Selected Messages, book 1, p. 235.

3. Там же, с. 218.

4. Ср. The Westminster Confessin of Faeth, A.D. 1647, Chapter XIX, in Philip Schaff, The Creeds of Christendom, vol. 3, pp. 640–644.

5. См. Taylor G. Bunch, The Ten Commandements (Washington, D.C.: Review and Herald, 1944). Pp. 35, 36.

6. «Ten Commandments», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 1106.

7. Закон Моесеев может также означать часть Ветхого Завета, названную Пятикнижием, – первые пять книг Библии (Лк. 24:44; Деян. 28:23).

8. «В книгу завета были включены определенные гражданские и церемониальные постановления. Гражданские постановления являлись не дополнением к Декалогу, но лишь частным применением его общих принципов. Церемониальные постановления символизируют Евангелие и указывают грешникам на то, как им будет дарована благодать. Таким образом, Декалог занимает главенствующее место в завете. Ср. Иер. 7:21–23; Francis D. Nichol, Answers to Objections (Washington, D.C.: Review and Herald, 1952), pp. 62–68.

9. A. Wallenkampf, «Is Consciens a Safe Guide?» Review and Herald, April 11, 1983, p. 6.

10. Некоторые интерпретируют выражение апостола Павла: «Конец закона – Христос, к праведности всякого верующего», как означающее, что конец или цель закона – привести нас к тому моменту, когда мы осознаем свой грех, приходим ко Христу за прощением и получаем Его праведность через веру. (Такое употребление слова «конец» – греч. «телос» встречается также в 1 Фес. 1:5; Иак. 5:11; и 1 Петр. 1:9.) См. также примеч. 23.

11. Ср. SDA Bible Commrntary, rev. ed., vol. 6, p. 961; White, Selected Messages, book 1, p. 233. Церемониальный закон был также «наставником», приводящим человека ко Христу, но другими средствами. Служение в святилище с его жертвоприношениями указывало грешникам на прощение грехов посредством крови грядущего Агнца Божьего, Иисуса Христа. И это вело их к пониманию благодати Евангелия. Служение было установлено, чтобы привить людям любовь к Закону Божьему, тогда как жертвоприношения должны были иллюстрировать любовь Божию во Христе.

12. Там же, с. 213.

13. White, The Desire of Ages, p. 329.

14. Ср. White, Education, pp. 173–184.

15. Историческими символами веры, подтверждающими действительность Закона, являются Вальденский катехизис 1500 г., Малый катехизис Лютера, 1529 г., Английский катехизис 1549 г. и 1662 г., Шотландский Символ веры, 1560 г. (реформаты), Гейдельбергский катехизис, 1563 г. (реформаты), Второй Гельвецкий Символ веры, 1566 г. (реформаты), Тридцать девять вопросов религии, 1571 г. (Англиканская Церковь), Формула согласия, 1576 г. (Лютеранская Церковь(, Ирландские вопросы веры, 1615 г. (Ирландская Епископальная Церковь), Вестминстерский Символ веры, 1647 г., Вестминстерский краткий катехизис, 1647 г., Символ веры вальденсов, 1655 г., Савойская декларация, 1658 г. (Когрегационная Церковь), Символ веры общества друзей, 1675 г. (квакеры), Филадельфийский Символ веры, 1688 г. (Баптистская Церковь), Двадцать пять вопросов религии, 1784 г. (Методистская Церковь), Нью-Гемпширская конференция, 1833 г. (Баптистская Церковь), Большой катехизис Православной, Католической, Восточной Церкви (Греко-русская Церковь); как цит. в The Creeds of Christendom, ed. Philip Schaff, rev. by David S. Schaff (Grand Rapids: Baker Book House, 1983), vols, 1–3.

16. Ссылки на первую и вторую заповеди см. Быт. 35:1–4; на четвертую – Быт. 2:1–3; на пятую – Быт. 18:29; на шестую – Быт. 4:8–11; на седьмую – Быт. 39:7–9; 19:1–10; на восьмую – Быт. 44:8; на девятую – Быт. 12:11–20; 20:1–10; на десятую – Быт. 27.

17. Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 1, pp. 456, 894; vol. 2, pp. 528, 784; vol. 3, pp. 252, 744; vol. 4, pp. 392, 846.

18. Questions on Doctrine, p. 142.

19. Каин и Авель были хорошо знакомы с системой жертвоприношений (Быт. 4:3–5; Евр. 11:4). Весьма вероятно, что Адам и Ева получили свои первые одежда (Быт. 3:21), сделанные из шкур животных, принесенных в жертву для искупления их грехов.

20. См. следующие исторические Символы веры: Вестминстерский Символ веры, Ирландские вопросы веры, Савойскую декларацию, Филадельфийский Символ веры и Методистские вопросы религии.

21. Ср. The SDA Bible Commentary, rev, ed., vol. 6, p. 204; White, Patriarchs and Prophets, p. 365.

22. Calvin, Commenting on a Harmony of the Evangelists, trans. By William Pringle (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1949), vol. 1, p. 277.

23. The SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, pp. 541, 542.

24. Другие считают, что выражение «конец Закона – Христос» означает, что Христос – цель Закона (см. напр. Гал. 3:23) или исполнение Закона (см. Мф. 5:17).

Однако та точка зрения, что Христос – это завершение Закона как средства спасения (см. Рим 6:14), представляется наилучшим соответствием контексту Рим. 10:4. «Апостол Павел противопоставляет Божий путь праведности по вере попыткам получить праведность от Закона. Весть Евангелия заключается в том, что Христос – это конец закона как пути к праведности для всех, имеющих веру», (The SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 595). Ср. White, Selected Messages, book 1, p. 394.

25. Nichol, Answers to Objections, pp. 100, 101.

ГЛАВА 19

1. John N. Andrews, History of the Sabbath, 2nd ed., enl. (Barrle Creek, MI: Seventh-day Adventist Publishing Assn., 1873). 3rd ed., enl., p. 575.

2. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 1, p. 220.

3. Там же.

4. J.L. Shuler, God’s Everlasting Sign (Nashville: Southern Pub. Assn., 1972), pp. 114–116; M.L. Anderason, The Sabbath (Washington D.C.: Review and Herald, 1941), p. 248; Wallenkampf, «The Baptism, Seal, and Fullness of the Holy Spirit» (неопубликованная рукопись), p. 48; White, Patriarchs and Prophets, p. 307; White, Great Controversy, pp. 615, 640.

5. White, Patriarchs and Prophets, p. 30.

6. Wallenkampf «Baptism, Seal, and the Fullness of the Holy Spirit», p. 48.

7. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 1, p. 605.

8. «Sabbath», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 1239.

9. «Sabbath, Annual», там же, с. 1265.

10. Jonathan Edwards, The Works of President Edwards (New York: Leavitt & Allen, 1852 repr. Of the Worcester ed.), vol. 4, p. 622. Пуритане считали воскресенье христианской субботой.

11. Интересно отметить, что день, в который Иисус покоился в гробу, был особым днем, так как эта суббота являлась седьмым днем недели и первой субботой недели опресноков. Какой день для завершения искупления! «Хорошо», произнесенное при Творении, сливается с «Совершилось!» при искуплении, так как Автор и Совершитель вновь покоился, окончив Свое дело.

12. Samuele Bacchiocchi, Rest for Modern Man (Nashville: Southern Pub. Assn., 1976), pp. 8, 9.

13. «Savvath», SDA Enceclopedia, rev, ed., p. 1244. См. также <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...