Нормы правописания. Орфография
Цель: рассмотреть юридический текст с точки зрения орфографической грамотности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 1. Связь понятийной и функциональной направленности юридического текста с нормами правописания.
2.Понятие об орфографии. Краткие сведения из истории русской орфографии. 3.Основные принципы орфографии: морфологический, фонетический, традиционный (исторический), дифференцирующие написания. 4.Раздельное, слитное и полуслитное написание. 5.Правила переноса слов. 6. Употребление прописной и строчной букв в наименованиях органов власти, управления, организаций, образовательных учреждений, фирм, их структурных подразделений, комитетов, комиссий законодательных, нормативных актах и др. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1. В текстах, данных в приложении для проверки умений и навыков грамотного письма, определите правила написания слов с пропущенными орфограммами.
2. Выполните задания 39 и 105, данные в «Практикуме по орфографии русского языка» Т.Г.Голощаповой. ЛИТЕРАТУРА 1. Баишева З.В. Русский язык и культура речи в юриспруденции: Учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002, - С. 133-138. 2. Голощапова Т.Г. Практикум по орфографии русского языка: Методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2004, – С. 45, 101. 3. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С. 159-165. 4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002, - С. 103-141.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15. ПУНКТУАЦИЯ В ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ Цель: рассмотреть понятийную сущность знаков препинания.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие о пунктуации. Краткие сведения из истории русской пунктуации. 2. Знаки препинания разделяющие и выделяющие. 3. Постановка тире в простом и сложном предложениях. 4. Основные функции запятой как знака препинания. 5. Смысловая обоснованность двоеточия. 6. Скобки и многоточие в правоведческих текстах. 7. Графическое оформление цитат и сносок. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ В текстах, данных в приложении для проверки грамотного письма, объясните постановку знаков препинания и сформулируйте правила, подтверждающие правильность вашего выбора.
ЛИТЕРАТУРА 1.Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М.: Высшая школа, 1987, - С. 459-466. 2.Баишева З.В. Русский язык и культура речи в юриспруденции: Учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002, - С. 133-142. 3.Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С. 163-165. 4.Голуб И.Б.Русский язык и культура речи: Учебное пособие, 2002, - С. 142-182. 5.Усынина Е.Е. Научный юридический текст: от создания до публикации: Учебное пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 1999. – 86 с.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УСТНЫХ РЕФЕРАТИВНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Цель: научиться грамотно и логично излагать юридический текст; привить умения и навыки анализа устного выступления.
1. Экстралингвистические факторы, влияющие на содержание и форму юридического текста официально-делового стиля. 2. Служебный (управленческий) документ как структурный текст официально-делового стиля. 3. Основные виды унифицированных и стандартизированных юридических текстов в соответствии с их функциональной направленностью (регулятивной и охранительной). 4. Текстовые нормы и речевая организация юридического жанра закона. 5. Конституция как основной закон государства. Экстралингвистические факторы, влияющие на содержательно-логическое и структурное членение текста.
6. Федеральные законы России. Отражение в них композиционных черт жанра закона. 7. Кодекс как юридический жанр. Основные типы кодексов и особенности их речевой организации. 8. Процессуальные акты как жанр юридических документов. Структура и речевая стандартизованность процессуальных актов. 9. Устав как жанр юридического подстиля официально-делового стиля. Структура и речевое оформление. 10. Текстовая норма процессуального текста протокола (опись, осмотр, допрос, выемка, обыск и др.). Речевое оформление. 11. Текстовые нормы процессуальных текстов постановления и приговора. Их речевая организация. 12. Композиция юридических текстов регулятивного вида: инструкция, приказ, письмо, правила и др. 13. Латинские и греческие термины в юридических текстах. 14. Интернациональная правовая терминология. 15. Понятие юридического термина, его характеристика. 16. Употребление фразеологических предлогов и союзов в юридическом тексте. 17. Язык права и литературные нормы современного русского государственного языка. 18. Морфологические особенности юридических текстов. 19. Синтаксис правоведческих текстов. 20. Юридические тексты научных жанров реферата, курсовой и дипломной работ. Их композиция и языковое оформление. 21. Особенности речевой организации устной формы официально-делового общения: допрос, беседа, телефонный разговор и др. 22. Научные формы юридического устного общения: лекция, доклад, диспут и др. 23. Известные отечественные юристы. Особенности использования ими стилистически окрашенных языковых и речевых средств. 24. Речевой этикет юриста. 25. Шаблоны, штампы и клише в юридических текстах официально-делового, научного и публицистического стилей.
АНАЛИЗ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 1. Содержательная сторона: научно-теоретический уровень, информативность, ясность, логичность и убедительность, полнота раскрытия темы. 2. Практическая значимость выступления. 3. Личные качества выступающего: глубина знаний, речевая культура, уважение к слушателям, умение убедительно и доходчиво изложить материал и т.д. 4. Исполнительская деятельность: техника, эмоциональность речи, расчет времени выступления, контакт с аудиторией и др.
5. Общее мнение о выступлении. Советы, пожелания, рекомендации выступающему.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Тест 1 1. Как вы считаете, нужно ли специалисту в юридической сфере деятельности обладать языковой грамотностью?
2. Устраните ошибки в употреблении фразеологизмов.
1. Жду вас десять минут и ни цента больше. 2. Два пернатых в одной берлоге не уживутся. 3. Если я буду ощущать какой-то дискомфорт с точки зрения честности или нечестности, я думаю, что я уйду в отставку. 4. Известно, какую важную роль в воспитании молодежи имеет литература. 5. Я вам зуб даю на отсечение, что преступник будет задержан. 6. Так вот, где собака порылась.
3.Какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствующие языковой норме?
Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонат выставки, биография жизни, мизерные мелочи, габаритные размеры, ведущий лидер, реальная действительность, уголовный криминал, странный парадокс, прогрессировать вперед. 4. Подберите синонимы к современным канцеляризмам. Обговорить, озадачить, озвучить, подвижки, прорыв, конкретика, наработки, силовые структуры (министерства, ведомства и т.д.), властные структуры (институты) пресс-релиз, бизнес-план. 5. Выберите адекватное, на ваш взгляд, значение новообразованного слова. Показуха (топ-модель, презентация, видимость деятельности), бормотуха (лектор, женщина-спикер, дешевый алкоголь), групповуха (партия, групповой секс, парламент), кольцевуха (невеста, женщина-ювелир, кольцевая дорога), мокруха (дождь, душ, убийство), чернуха (негатив, брюнетка, афроамериканка), заказуха (женщина-киллер, заказное убийство), расслабуха (каникулы, отдых, транквилизатор).
6. Раскройте смысл аббревиатур, Определите их род.
КГБ, КПЗ, МГБ, МВД, НЛО, ФСБ, СНГ.
7. Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературного языка, а какие являются просторечиями.
Лягу – ляжу, кладу, ложу, награжу – наградю, положи – поклади, мозоль – мозоля, задолжность – задолженность, междугородний – междугородный, туфель – туфлей.
8. Запишите цифры словами, правильно употребите с ними имена существительные, данные в скобках.
1. Разность между 87 и 58 составляет 29. 2. Небольшой старинный город с 4675 (жители) красиво расположился вдоль реки. 3. Библиотека института ежемесячно пополняется 300 книг. 4. В общей сложности на машины было погружено 22,4 (тонн) угля. 5. Потери от мошенничества с пластиковыми карточками в прошлом году снизились только в одной из фирм до уровня 200-220 (тысяча долларов). 9.Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с. Срыв поставок – расторжение договора; непредвиденные обстоятельства – задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы – повышение спроса на выпускаемую продукцию; плохой урожай – повышение цен на зерно; внедрение новой техники – повышение качества продукции; потеря рабочего времени – низкая производительность труда.
10.Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Народы не выб…рают себе своих жребиев каждый пр…емлет свое бремя и свое задание свыше. Так получили и мы русские наше бремя и наше задание. И это бремя пр…вратило всю нашу историю в живую тр…гедию жертвы и вся жизнь нашего народа стала сам…отверже(н,нн)ым служением (не)пр…рывным и часто (не)посильным… И как часто другие народы спасались нашими жертвами и безмолвно и безвозвратно пр…нимали наше великое служение… с тем что(бы) потом горд…ливо говорить о нас как о «(не)культурном народе» или «низкой ра(с,сс)е… (И.А.Ильин).
Тест 2 1. Как Вы понимаете слова Д.И. Писарева: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни»?
2.Определите типы речевых ошибок. Отредактируйте предложения.
1. Сегодня у нас в гостях гость из Екатеринбурга. 2. Мы перед принятием решительных решений. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Те, кто не совершил преступления, могут быть амнистированы. 5. Мы не арестовываем никого, не задерживаем, мы просто перемещаем в место, где им положено быть.
3.Распределите слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской.
Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, проступки.
4.Подберите синонимы к номинативным единицам языка. Отметьте их стилевое употребление.
Аманат, анимизм, байкер, кастинг, квота, спонсор, ноу-хау, де-юре, тинейджер, сайт. 5.Выберите адекватное, на Ваш взгляд, толкование значения слова.
Междусобойчик (самоанализ, саммит, неформальное общение), висяк (нераскрытое дело, картина, вешалка), важняк (президент, аристократ, следователь по особо важным делам), ужастик (маленький уж, психоаналитик, триллер), мочиловка (сильный дождь, драка, русская баня), страшилка (некрасивая дама, налоговый инспектор, садистские стишки), оживляж (реаниматор, реформатор, элемент развлекательности).
6.Раскройте смысл аббревиатур. Определите их род.
ГУФСИН, КПРФ, ЛДПР, ПВО, СКВ, НЗ, ООН.
7.От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода, где это возможно в соответствии с нормами литературного русского языка.
Артист, врач, директор, певец, танцор, ткач, секретарь, юрист, техник.
8.Замените цифры словами. Употребите имя существительное, данное в скобках, в нужной падежной форме.
1. Выручка от реализации нефтепродуктов и услуг за 9 месяцев компании за указанный период составила 3,2629 (триллион рублей). За это время переработано 10,523 (миллион тонн) нефти, что на 14,1 (процент) выше, чем за аналогичный период прошлого года. 2. Награждение завода «Кристалл» совпало с 850 (лет) хмельного производства на Руси. 3. Банк планирует инвестировать в экономику области до 2,5 (миллиард рублей).
9.Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова.
Беспокоиться, тревожиться (за кого-нибудь, о ком-нибудь); упрекать, порицать (в чем-нибудь, за что-нибудь); уверенность, вера (во что-нибудь, в чем-нибудь); оплатить, заплатить (что-нибудь, за что-нибудь), касаться, относиться (кого-нибудь, к кому-нибудь); арестовать, подозревать (кого-нибудь, в чем-нибудь), препятствовать, тормозить (что-нибудь, чему-нибудь).
10.Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
И еще один дар дала нам наша (Р, р)оссия это наш дивный наш могучий наш поющий язык… Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ создавший этот язык сам пр…зван достигнут душевно и духовно той высоты на которую зовет его язык … Горе нам что (не,ни) умели мы беречь наш язык и бережно р…стить его – в его звучании в его закономерной свободе в его ритме и в ризах его орг…нически выр…сшего правописания. (Не,ни) любить его значит (не,ни) любить и (не,ни) блюсти нашу (Р,р)одину… Чем (бы) мы были если бы кому(нибудь) удалось от…рвать нас от (Р,р)одины? (И.А. Ильин).
Тест 3 1. Кого, на Ваш взгляд, можно назвать грамотным специалистом в области правоведения?
2.Укажите типы речевых ошибок (тавтология, плеоназм, нарушение лексической сочетаемости и др.) в предложениях. Отредактируйте их.
1. Выпас собак запрещается. 2. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 3. Продается пожилой дом. 4. Лекция для бездетных родителей. 5. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.
3. Составьте словосочетания со следующими паронимами.
Затемнение – затенение, континент – контингент, соседний – соседский, реальный – реалистический, процесс – процессия, субъектный – субъективный, деловой – деловитый, сокрушенно – сокрушительно.
4.Подберите синонимы к следующим номинативным единицам. Определите стилистическую принадлежность данных единиц.
Аллах акбар, бартер, бизнес-ланч, данс-клуб, камикадзе, менеджер, полтергейст, промоутер, респондент, референдум.
5.Выберите адекватный, на ваш взгляд, вариант значения слова.
Депресняк (депрессия, сессия, грустный человек), отходняк (поезд, прощание, отдых), обломняк (неудача, ленивый, милицейская дубинка), сушняк (сухое вино, полотенце, состояние после выпивки), кидалово (мяч, баскетбол, мошенничестово), зажигалово (электрик, лампочка, активное веселье) месилово (коктейль, бармен, драка).
6.Раскройте смысл аббревиатур. Определите их род.
ФСИН, ТОО, ЧП, ЕЭС, ЦБР, НДС, СМИ.
7.От данных слов образуйте форму именительного падежа множественного числа.
Адрес, автор, бухгалтер, вексель, договор, инспектор, паспорт, офицер, протокол, герб.
8.Замените цифры словами. Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже.
1. К 1778 (студенты) прибавить 852 (слушатель). 2. Стоимость товара составляет 456 (миллион долларов). 3. Длина пути равна 957 (километр). 4. За прошедший год с жалобами и просьбами обратились 2587 (человек). 5. Скорость составляла от 86 до 120 (километр).
9.Из вариантов, данных в скобках, составьте словосочетание в соответствии с нормами литературного языка.
Сознался (в хулиганстве, о хулиганстве), признать (нетрудоспособным, о нетрудоспособности), запамятовать (обстоятельства, об обстоятельствах), квалифицировать (по статье, статьей), учесть (обстоятельства, об обстоятельствах), заплатить (за проезд, проезд), препятствовать (следствию, ведению следствия), тревожиться (о друге, за друга). 10.Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Слепая ма(с,сс)а публики правда торопеет перед адв…катами и в случа… беды легко отдается им в руки веруя в их могущество. Но все развитое общество (не)вольно держит их в подозрени…. Я имел случай сблизиться с лучшими и замечательнейшими деятелями нашего времени в области иску(с,сс)тва и мысли. Я пользовался их с…мпатиями почти дружбою. И что (же)? Я всегда чувствовал что звание «адв…кат» мне как (бы) изв…нялось. Конечно я (не,ни)когда (не) оправдывался сознавая что если (бы) поднялся спор то я сумел (бы) отстоять свое д…стоинство. И все (таки) (не) обошлось без (не, ни) которых (не) доразумений. Но я и тут (не) уступил… Время их сгладило. (С. А. Андреевский).
Тест 4 1. Как вы понимаете высказывание А.Н. Толстого: «Язык – это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». 2. Устраните ошибки в употреблении слов и фразеологизмов. Определите их тип.
1. Для оценки положения в стране нет слов. 2. Преступник был загнан во главу угла. 3. В раскрытии особо важных дел достигнуты заметные успехи. 4. После смены мы сообразили выпить. 5. Выборы губернатора области назначены на июнь месяц. 3.Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары.
Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, удивительно, недоумение, идеальный, придворный, недоразумение, индеец, идеалистический, крепостной, дворовый, индиец, крепостник.
4.Подберите синонимы к данным ниже номинативным единицам языка. Отметьте стилистическую окраску этих единиц.
Брейн-ринг, де-факто, бренд, бойнфренд, имидж, либерализация, секьюрити, уик-энд, шопинг, аманат, якудзы.
5.К какой лексике и фразеологии с точки зрения сферы ее употребления относятся данные номинативные единицы (профессионализмы, жаргон, термин).
Беспредел (вопиющее нарушение юридических законов или каких-либо моральных норм), братки (члены преступных группировок), в лом (лень, нежелание делать что-то), голубые фишки (акции лучших предприятий, приносящих высокие дивиденды, конструктив (конструктивные решения, предложения и т.п.), нал (наличные деньги), отморозок (человек, полностью утративший моральные качества), пиар (общественные связи), прокрутка денег (банковская операция, направленная на получение прибыли).
6.Раскройте смысл аббревиатур. Определите их род.
ОАО, РОВД, ФЗ, УК, ВМС, ЧК, НКВД.
7.Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных в соответствии с литературной нормой русского языка.
Башня, башкир, ботинок, вафля, носки, помидоры, сапоги, полотенце, гектар, кухня.
8.Просклоняйте имена числительные полтора, 567. 9.Составьте словосочетания или предложения с предлогами с учетом, с целью, в связи с, за отсутствием, невзирая на, с помощью, в заключение. 10.Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Современный русский литературный язык главная опр…деляющая разновидность русского национального языка. Все достижения хозяйства науки и техники культуры других сфер жизни общества и отдельных лиц находят свое выр…жение в литературном языке письме(н,нн)ом и ус…ном. Нет такой человеческой мысли которую нельзя было (бы) передать средствами русского литературного языка… Русский литературный язык становится ун…версальным средством общения основной массы русского населения. (В) связи с (не,ни)пр…рывным под(ъ,ь)емом всеобщего образования в нашей стране он стан…т единстве(н,нн)ым средством общения для всех русских… Он пр…дставляет собой единую систему спая(н,нн)ую внутренними общими закон…мерностями на всех уровнях реализующуюся в об…зательных для всех нормах. (Ф.П.Филин).
Оценка теста производится следующим образом: 1) при правильном выполнении всего задания Вы получаете 6 баллов; 2) если выполнена половина задания, – 3 балла; 3) частичное выполнение задания – 1,5 балла; 4) невыполнение задания – 0 баллов. Таким образом, 60 набранных баллов свидетельствуют об отличном усвоении материала курса; 30 баллов – о хорошем знании языка; 15 баллов – ваши познания в области языковой и речевой деятельности удовлетворительны; 0 баллов – серьезный сигнал о том, что Вам необходимо серьезно заняться русским литературным языком.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1. Язык как средство общения. 2. Основные функции языка. Язык права. 3. Мышление и язык. Отражение основных типов мышления в языке права. 4. Юридическая коммуникация, значение языка в профессиональной деятельности юриста. 5. Юридический статус современного русского языка как языка государственного, межнационального и международного общения. 6. Русский литературный язык – нормированная и обработанная форма национального (общенародного) языка. 7. Языковая норма и вариант. Обязательность соблюдения норм в процессе юридического общения. 8. Культура речи юриста. 9. Понятие функционального языкового стиля. Стилистика языка и стилистика речи. 10. Понятие официально-делового стиля. Юридический подстиль. 11. Основные функции юридических текстов: ясность, точность, объективность высказывания. 12. Юридическая терминология. Типы терминов. 13. Лексика и фразеология правоведческого текста. 14. Морфологические особенности юридических текстов. 15. Связь композиции правового документа с его коммуникативной направленностью. 16. Юридический научный текст. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы юридических научных текстов. 17. Юридические тексты публицистического характера. 18. Разговорный стиль русского языка. 19. Ораторское искусство. Известные отечественные судебные ораторы. Их речевое мастерство. 20. Ошибки, связанные с нарушением лексико-фразеологических норм русского языка: тавтология, плеоназм, употребление слова или фразеологизма в несвойственном для них значении и др. 21. Однозначные и многозначные номинативные единицы в юридических текстах. 22. Использование в текстах юридических документов омонимов, синонимов, антонимов. 23. Паронимы в языке права. Ошибки, связанные с употреблением паронимов. 24. Заимствованная лексика и фразеология в языке права. Интернациональные термины. 25. Использование в процессе юридической коммуникации активной и пассивной лексики и фразеологии. 26. Ненормированные формы в речи правоведа. Особенности их употребления. 27. Профессионализм и юридический термин. 28. Стилистика частей речи. Понятие стилистической окрашенности языковых единиц. 29. Стилистическая окрашенность основных категорий имени существительного (род, число, падеж, склонение). 30. Склонение имен собственных. 31. Трудности, связанные с использованием полных и кратких форм, степеней сравнения имени прилагательного. 32. Глагол и глагольные формы в языке юриста. 33. Ошибки, связанные с употреблением деепричастий и причастий в речи юриста. 34. Особенности употребления в правовых документах местоимений. 35. Имя числительное в языке права. Ошибки, связанные с употреблением числительного. 36. Стилистическое использование в юридических документах лексических и фразеологических предлогов. 37. Стилистическое использование в юридических документах лексических и фразеологических союзов. 38. Частицы в юридических текстах. Основная стилистическая функция лексических и фразеологических частиц. 39. Синтаксическая стилистика. 40. Типы связи в простом предложении. Ошибки, связанные с сочетанием подлежащего и сказуемого, с построением словосочетания и управления как типов подчинительной связи. 41. Использование юристом простых и сложных предложений. 42. Ошибки, связанные с употреблением структурно-семантических моделей предложений, в текстах юридической направленности. 43. Сложные синтаксические конструкции в языке права. 44. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Правильность их графического оформления. 45. Графическое оформление сносок и цитат в письменной речи юриста. 46. Связь понятийной и функциональной направленности юридического документа с нормами правописания. 47. Необходимость соблюдения юристом норм правописания. 48. Устная и письменная формы речи. 49. Особенности устной речи юриста. Орфоэпические нормы и варианты норм в языке. 50. Использование в юридических документах шаблонов, клише, специальной терминологии и канцеляризмов. 51. Понятие юридического документа. Текстовые нормы и речевое оформление. 52. Композиция и речевое оформление Конституции как Основного Закона государства. 53. Типы юридических документов и особенности их композиции. 54. Общие композиционные и языковые черты, характерные для юридических документов разных типов. 55. Зависимость языка правового документа от его содержательной и функциональной направленности. 56. Использование в юридических текстах стилистически окрашенных языковых единиц.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Баишева З.В. Культура речи в юриспруденции: Учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. 2. Бояринцева Г.С. Культура речи юриста. – Саранск, 1987. 3. Васильева Л.М., Скворцова Р.Е., Шкатова Л.А. Документоведение: Учебное пособие. – Челябинск: Челябинский гос. университет, 2000. 4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 5. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005. 6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2003. 7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 1989. 8. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: изд-во БЕК, 1997. 9. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2002. 10. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учебное пособие, - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. 11. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. 12. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. 13. Профессиональное речевое общение: Методическое пособие. / Сост. О.Г. Усанова, Л. А. Усанова. – Челябинск: Челябинский гос. педагогический университет, 2002. 14. Процессуальные документы досудебного производства / Сост. Казаков В.И. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2003. 15. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1988. 16. Русский язык и культура речи / Под ред проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. 17. Усынина Е.Е. Научный юридический текст: от создания до публикации: Учебное пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 1999. 18. Язык закона / Под ред. Пиголкина. – М., 1990.
Дополнительная литература 1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М.: Высшая школа, 1993. 2. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М.: Высшая школа, 1987. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2001. 4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку, - М.: Высшая школа, 2001. 5. Головин Б.Н. Введение в языкознание: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1983. 6. Голощапова Т.Г. Практикум по орфографии. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2004. 7. Грамматика русского языка: В 2-х т. / Под ред. В.В.Виноградова. – М.: Академия наук, 1960. 8. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2000. 9. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб: «Норинт», 2000. 10. Кодухов В.И. Введение в языкознание: Учебник. – М.: Просвещение, 1987. 11. Кожина М.А. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1983. 12. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: «Издательство «Мир и образование», 2003. 13. Русская грамматика: В 2-х т. / Под ред Н.Ю.Шведовой. 14. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1984. 15. Сборник заданий и упражнений по синтаксису сложного предложения / Сост. Е.Ю. Никитина. – Челябинск: Металл, 1997. 16. Усанова О.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: ЧГАКИ, 2003. 17. Чепасова А.М. Мир русской фразеологии: Книга для юношества. – Челябинск: Челябинский гос. педагогический университет, 1998. 18. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1985. 19. Шкатова Л.А. Русский язык как государственный. – Челябинск, 1997. 20. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|