Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные лингвистические термины




Наречие – знаменательная неизменяемая часть речи, обозначающая признак процессуального или непроцессуального признака: где, куда, откуда, быстро, громко.

Подчинительные союзы – грамматический класс союзов, используемых для выражения подчинительной связи между частями сложного предложения.

Предлоги – служебные языковые единицы, которые служат для образования форм и значения падежа слов с предметным значением, а также выступают как средство синтаксического подчинения имен с предметным значением другим номинативным единицам в словосочетании и предложении. По способу образования предлоги делятся на производные (посредством, вопреки, поперек) и непроизводные (на, перед, без). По структуре предлоги подразделяются на простые (через, около) и сложные (из-за, из-под, по-над, по-за). Среди предлогов выделяются лексические и фразеологические (в силу, с учетом, в заключение).

Сочинительные союзы – грамматический разряд союзов, оформляющий сочинительные связи в предложении: соединяют части сложносочиненного предложения и однородные члены: и, а, но, однако, зато.

Союзы – служебные единицы языка, используемые как средство связи между членами предложения и частями сложного предложения. Различаются лексические (или, тоже) и фразеологические союзы (для того чтобы, с той целью чтобы). По способу образования выделяются производные (зато, однако) и непроизводные (но, да, или) союзы.

Частицы – служебные единицы языка, передающие оттенки лексико-фразеологических и синтаксических значений, уточняющих и конкретизирующих значение лексико-фразеологических и синтаксических единиц (ну, как бы, пусть). Различаются лексические (пусть, разве, неужели) и фразеологические частицы (ровным счетом, круглым числом).

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИСА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель: рассмотреть стилистические особенности словосочетания и простого предложения.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Синтаксис как раздел грамматики. Стилистический синтаксис.

2. Порядок слов и его роль в организации речи. Синтаксическое и актуальное членение простого предложения.

3. Синтаксическая связь подлежащего и сказуемого.

4. Согласование определений и приложений.

5. Предложное и беспредложное управление.

6. Простое осложненное предложение.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Выберите из данных в скобках форм нужную для построения словосочетания. Ответ обоснуйте.

 

Указание (по передаче, о передаче), распоряжаться (фондами, с фондами), обсуждение (о расширении, расширения), требование (перевода, о переводе), доложить (итоги, об итогах), ответ (по заявлению, на заявление), план (по выпуску, выпуска), равнодушие (за судьбу, о судьбе), удостоен (наградой, награды), ждать (ответ, ответа), право (на труд, трудиться), дом (номер три, под номером третьим), разговор (о работе, про работу).

 

2. Выберите из данных в скобках форм нужную. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты.

 

1. Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук (был слышен, были слышны) в напряженной тишине. 2. Углубление и развитие противоречий между странами неоднократно (вызывало, вызывали) военные конфликты. 3. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в коллективном труде, (закреплялось, закреплялись) в языке. 4. После короткой беседы большинство (получает, получают) направление. 5. Никто из работников управления так и не (смог, смогли) прямо ответить на наш вопрос. 6. Женщина-следователь отлично (справился, справилась) с трудным делом. 7. Большинство тех, кто (дал, дали) согласие на переезд, в дальнейшем (взял, взяло, взяли) свои заявления. 8. Самая северная точка на земном шаре называется (Северным полюсом, Северный полюс). 9. Огромные перемены во всех областях жизни произошли (за последнее полстолетие, за последние полстолетия) почти во всем мире. 10. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий, настоящая) ханжа.

 

3. Определите стилистическую функцию осложненных компонентов простого предложения во вводной части Конституции Российской Федерации. Объясните постановку знаков препинания и композицию предложения.

 

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

4. Определите смысловую роль порядка слов в предложениях статьи 18 главы 2 Конституции Российской Федерации. Изменится ли стилистико-смысловая направленность текстов при ином порядке слов?

 

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 

5. Определите ошибки в приведенных ниже простых предложениях (нарушение порядка слов, неправильное употребление осложненных членов предложения, ошибки при согласовании и управлении и т.д.). Произведите правку предложений.

 

1. В учебном центре переподготовку прошли 51 человек. 2. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно. 3. Факты, о которых изложил автор письма, полностью подтвердились. 4. Старшее поколение должно влиять и вести за собой молодежь, помогать ей. 5. Согласно распоряжения срок представления отчета истекает 1 марта. 6. Руководство потребовало доложить итоги работы. 7. Делегаты конференции разъехались в свои страны. 8. Лекции об охране правопорядка были прочитаны на предприятиях, учреждениях и школах. 9. Любой ребенок, любой подросток должны знать, как опасно перебегать дорогу перед движущимся транспортом. 10. Николаев не раз предупреждался за допускаемый им брак и прогулы. 11. Следует строго спросить с нарушителей. 12. К заявлению с просьбой о внеочередном отпуске, переданном начальнику отдела, была приложена справка из поликлиники. 13. Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, запрещено. 14. Свиридов совершил для личного пользования кражу сотового телефона. 15. В кювете был обнаружен мотоцикл рядом с поперек лежащим гражданином с погнутым бочком и без переднего колеса. 16. Первое целевое задание на отдел готовил Никитин. 17. О несоответствии задания и наряда пояснил свидетель Столяров. 18. При осмотре трупа никаких следов насилия, кроме свидетельства о браке, не обнаружено. 19. В медпункте будут проводиться противогриппозные прививки, кроме освобожденных врачом. 20. Нарушив правила дорожного движения пострадало двое мужчин.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баишева З.В. Русский язык и культура речи в юриспруденции: Учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002, - С. 47-50, 80- 82.

2. Голощапова Т.Г. Русский язык и культура речи: Учебно-методическое пособие. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2005, - С. 137-156.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002, - С. 312-331.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: БЕК, 1997, - С. 230-277.

5. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1988, - С. 126-160.

6. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1984, - С.155-170.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...