Исторического развития
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Федеральное агентство по образованию Ингушский государственный университет Кафедра психологии УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ По этнопсихологии Составитель: М.Т. Ахильгова Назрань-2011
Составитель: доцент кафедры психологии Ахильгова М.Т. Рецензенты: канд. психол. наук доцент Точиева М.М.
Данное учебное пособие раскрывает проблемы этнической психологии — отрасли социальной психологии, рассматривающей особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера этнических общностей. Изучение данной дисциплины основывается на знаниях и умениях, приобретенных в ходе изучения специальных психологических дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика». Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для организации деятельности практического психолога. Содержание курса отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. ЛЕКЦИЯ № 1 ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1. Предмет исследования этнической и кросс-культурной психологии 3. Краткая история развития этно- и кросс-культурной психологии 2. Психологическая характеристика этнических общностей 4. Роль этничности в современном мире Этнопсихология - наука о психическом своеобразии людей, принадлежащих к различным этническим особенностям (родоплеменным организациям, народностям, нациям). Возникла она на стыке социальной психологии и этнографии. Этнопсихология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях.
Каждое племя, народность, нация в определенную эпоху обладают рядом психических особенностей, присущих данной этнической общности и не свойственных другой. Несходные географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в психологии человеческих популяций. Кросс-культурная психология - это изучение сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также - изучение современных изменений этих различий (Д Бери, Я. Пуртинг, М. Сегал, Р. Дасен). Предмет исследования этнопсихологии - систематические связи между психологическими и культурными переменными этнических групп народов. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ На данном этапе они сформулированы следующим образом. ЦЕЛИ: 1) выявление психологических механизмов формирования позитивной 2) изучение психологических механизмов формирования этнической ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия (особенностей межэтнического восприятия, психологических механизмов межэтнической напряженности; явлений этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии; трансформации этнической идентичности; социально-психологических особенностей этнических миграций и аккультурации) и др.;
2) изучение особенностей формирования и актуализации этнической
3) создание и апробирование программ и методов 4) развитие теории этнической психологии с целью понимания Датой рождения этнопсихологии принято считать 1859 г., когда приват-доцент кафедры общего языкознания Берлинского университета Г. Штейнталь и философ М. Лацарус начали издавать специальные журнал - «Журнал этнической психологии и языкознания». Этнопсихологию они определили как науку «о духе народа», которым объяснялись все стороны жизни народа - уровень материального производства, продукты его умственного труда, язык и нравы, его семейно-бытовые отношения. Идею психологии народов как особой отрасли науки отстаивал другой немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт, который написал 10-томный труд по «Психологии народов». Народный дух, по его мнению, является продуктом совместного существования людей (язык, обычаи, мифы...). В России, как и в других странах, этнопсихология как наука возникла на базе этнографических исследований народностей России, которые были организованы в 1846 г. по инициативе Русского географического общества. Большое внимание уделено этнографии психической, которая предусматривала изучение народной психологии в зависимости от этнической специфики быта, культуры, условий жизни, семейных отношений, воспитания и др. Представитель описательного подхода в этнопсихологии в 60-х гг. XIX в. был Н.Я. Данилевский, биолог по образованию. Он выдвинул теорию культурно-исторических типов, где человечество делится на несколько основных типов, которые не сравнимы друг с другом, поскольку развивает свою сторону человеческого духа. Все цивилизации отличаются друг от друга тремя основными особенностями: 1) этнографическими, проявляющимися в психическом строе народа; Религиозными исторического развития Он предлагал выделять особые черты национального характера.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ Проблемы этнопсихологии следует рассматривать с уточнения основных ее понятий: этнос, этническая общность, нация, раса
Раса - группы людей, объединенных общностью происхождения и различных наследственных особенностей: строения тела, формы волос, глаз, пигментации кожи... Крупнейшие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Не следует смешивать расу с нацией, т.к. группы людей одной расы или антропологического типа говорят на разных языках, образуя различные народности. Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Психологическая наука обычно различает следующие виды групп: - статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.); - естественные; - большие (классы, нации, партии, религиозные); - малые (от 3 до 5 человек); - организованные и неорганизованные. Классы - (от лат. - разряд, группа) - это группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по распределению прибыли в зависимости от того, кто является владельцем средств производства. [ Человек, которому принадлежат станки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс собственников. С другой стороны, большую часть населения составляют люди, не имеющие во владении средств производства и зарабатывающие на жизнь своим трудом ]. Классовая структура общества длительное время оказывала самое серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности человечества, определяя имущественное и социальное положение составляющих его элементов. Социально-классовое расслоение общества влечет за собой конфликты. Этнос - (с др.-гр. - народ, национальная общность) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, сознание своего единства и отличия от подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании. Принадлежность к этносу не является врожденной, а приобретается в процессе формирования личности в определенной культурной среде через усвоение стереотипов поведения, принятых в данной этногруппе.
Российский географ и этнограф Л.Н. Гумилев считал, что этнос - явление географическое, всегда связанное с ландшафтом и, вместе с тем, подчеркивал психологическое своеобразие этноса как коллектива, противопоставляющего себя всем другим коллективам из чувства комплиментарности (фр.букв. хвалебный; преувеличенно положительный отзыв) и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей в противопоставлении «МЫ» и «ОНИ» и делении на «своих» и «чужих». Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни. К признакам, выражающим системные свойства существующего этноса и отделяющим его от других, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения. Принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно-общинного строя. Второй тип этноса - народность - обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса - нация - возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономических связей. Одним из важнейших факторов формирования нации является общая территория со всей совокупностью природных условий (климат, география, ландшафт, растительный и животный мир, характер почвы). Нация - этносоциальный организм, обладающий общностью, это понятие более шире, чем «национальная общность» - устойчивое объединение людей, общность хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры. Нация (от лат. народ) - большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующаяся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями. Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно индентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему. Культура - система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность человеческой деятельности, основанной на средствах труда, знаках и передаваемые последующим поколениям.
Различают материальную культуру (материальные орудия и средства, продукты человеческого труда, техника, жилища...) и духовную (искусство, наука, религия, идеология, нормы морали и поведения, формы образования, воспитания). В современной системе психологических знаний существует две традиции в понимании и исследовании обусловленности психологии человека его этнической и культурной принадлежностью. В западной (прежде всего американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросс-культурная психология. В отечественной научной традиции (ведущей свое начало от европейской философской мысли) исследования обусловленности психологии этничностью проводятся в рамках этнической психологии. Предмет исследования всех этих трех направлений в общем смысле один и тот же... Однако в конечных целях и теоретических подходах их есть существенные различия. Психологическая антропология ведет свое начало с 30-х годов XX столетия и возникла как междисциплинарное направление исследований «культура и личность», отражая желание культур-антропологов проникнуть во внутреннюю, психологическую жизнь индивидов, обусловленную их культурной социализацией ( или инкультурацией). С 60-х годов это направление исследований оформилось в научную дисциплину - психологическую антропологию, яркими представителями которой были Р. Бенедикт, Маргарет Мид, К. Клакхон, Р. Линтон, К. Дюбуа и др. Основным предметом этой дисциплины является изучение того, как человек мыслит, чувствует, эмоционально реагирует и действует в условиях разных культур (Велик А.А., 1993). Кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология – это, прежде всего, раздел психологии. Одно из последних определений ее в книге Д. Берри, Я. Пуртинга, М. Сегалла и Р. Дасена звучит так: «Кросс-культурная психология - это изучение сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также - изучение современных изменений этих различий» (1992).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|