Психологическая основа нации
(основные понятия этнической и кросс-культурной психологии) В современной этнопсихологической науке нет единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение (Пименов В.В., 1994). Наиболее распространенным и общепринятым является определение этноса, данное Ю.В. Бромлеем: этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (1983). Существуют и другие подходы к пониманию природы этноса. Так, напр., Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как прежде всего природное явление. В его понимании этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («МЫ» и «НЕ МЫ»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения. Гумилев всегда подчеркивал психологическое своеобразие этноса, считая, что это «коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности (букв, хвалебный; преувеличенно положительный отзыв) и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы и они» и деление на своих и чужих». «Этнический стереотип не передается по наследству', а усваивается ребенком в процессе социализации и остается довольно прочным в течение жизни». То, что понятие «нация» более политизированное и «официальное», хорошо иллюстрирует положение людей т.н. смешанных этносов - караимы, метисы и т.п. К какой нации отнесут себя такие люди, чаще всего зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте.
Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первичные нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Движущей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако многие народности часто не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности. Каждая нация существует за счет системы внутренних связей и отношений составляющих ее людей, которые формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной культуры, языка и психологии. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, тем более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми. Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т.е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Его отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном. Представитель той или иной нации может понять, кем он является, вспомнив, кем были его предки. Возможность длительного существования нации обусловливается функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке. Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. Этническое самосознание - это осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выражения и формирования. Национальное самосознание может играть двоякую роль. С одной стороны может носить прогрессивный характер, если не абсолютизирует свою общность, не считает ее «сверхценностью», обеспечивает нормальное отношение к другим народам. С другой - регрессивный, если оно сводится к узким рамкам клановых, религиозно-националистических, идейно-политических взглядов. Вспышки последней имеют место в различных регионах и республиках бывшего СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе. Южной Осетии, Грузии, Таджикистане, война в Чечне - подтверждение той же тенденции.
Национальное самосознание специфически проявляется в отношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями существовали тесные связи и сотрудничество, обычно формировалась положительная установка на взаимное восприятие и терпимость к существующим различиям. Если контакты не затрагивали их жизненных интересов, эти народы могли быть индифферентны друг к другу. Позднее было выделено понятие этнического сознания как более широкого явления, содержащего в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание — часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности. Национальное (или этническое) сознание существует: на теоретическом и обыденном уровнях. Теоретический уровень национального сознания представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей..., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития. Обыденный уровень включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Именно обыденное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, нетерпимость к другим общностям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|