Кроме того, стали изучать не только культурные различия, но и другие, такие как биологические, экологические, кросс-националъные.
- биологические различия (в питании, генетических особенностях, - экологические различия рассматривают человеческие популяции в процессе адаптации к их природной среде и базируются на видах экономической деятельности (охоте, собирательстве, земледелии) и т.д.; - кросс-национальные - т.е. изучение различных культурных групп внутри одного государства. Этот последний подход понимается как собственно этническая психология,изучающая группы как носители оригинальных культур, значительно отличающихся от доминирующей культуры и сохраняющихся в течение многих поколений после миграции.
ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - также наука междисциплинарная - создана на стыке этнографии (этнологии) и социальной психологии. Сам термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науке. Первоначально целью этнопсихологии было изучение психологических особенностей духовной культуры народов. Уже во второй половине XIX в. сформировались самые общие понятия этнопсихологии - психология народов, национальный характер, народный дух и появился термин этническая (или этнографическая) психология (Т. Рибо, 1886) Одновременно развивалось и философско-психологическое направление в этнопсихологии (X. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Лебон и др.). Основным методом исследования в тот период был анализ проявлений человеческого духа в языке, обычаях, мифах, т.е. в сфере духовной культуры разных народов. Отечественная этнопсихология в историческом контексте связана с именами языковедов и литературоведов Д. Овсянико-Куликовского и А. Потебни, этнографов Н. Надеждина и К. Кавелина, философа Г. Шпета.
В 1927 г. Шпет издал книгу «Введение в этническую психологию», в которой этнопсихология классифицируется как описательная наука, изучающая дух народа или коллективные переживания. Ключ к пониманию психологии народа, по мнению Шпета, - это его история, культура и конкретная социальная действительность, которые определяют содержание коллективного духа нации. РОЛЬ ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Возрастание роли этничности в т.н. «смутные времена» - реакция на неопределенность (т.к. нетерпимость к неопределенности - одна из самых сильных психологических характеристик человека, способствующая его адаптации в окружающем мире). При разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скреплявшей общество, в целях удовлетворения основной потребности человека в определенности, на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира - этническая. Эти проблемы выводят нас на давний спор о происхождении этничности или этнической идентичности. Представители одного направления в этнологии, называемого премордиализмом, объясняют этничность как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения. Некоторые ортодоксальные (др.-гр. - правомерный; убеждение, учение, лишенное здравого смысла) последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение. Представители противоположного направления - инструментализма, полагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества.; она может возрастать или уменьшаться в зависимости от множества факторов, в т. ч. от умения политиков эффективно мобилизовать группу для достижения общих целей или отражения внешней угрозы. Некоторые инструменталисты (их еще называют конструктивистами) считают, что этническая идентичность социально конструируется политическими элитами в борьбе за власть, т.е. это очень изменчивое, подверженное манипуляции и зависимое от ситуации явление группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению.
Русский философ И. Ильин предостерегает, что «национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа». В исследованиях Дж. Бери и М. Плизента, посвященных проблеме этнической толерантности в многонациональных обществах, установлено, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и выражения готовности обмена идеями, установками или для участия в совместной деятельности, а угроза этой идентичности - к нетерпимости и этноцентризму. В отечественных исследованиях было выявлено, что в норме в групповом сознании существует прочная устойчивая связь между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, связь, являющаяся социально-психологическим законом. В неблагоприятных социально-психологических условиях данная связь может разрушаться или становиться обратной, активизируя механизмы психологической защиты, что выражается в росте негативных гетеростереотипов, этнической интолерантности, этноцентризме. Отечественная этнопсихологияв своих эмпирических исследованиях опирается на следующие зарубежные теории: - модель социальной идентичности Теджфела - Тернера; - кризис личностной идентичности Э. Эриксона; - иерархия потребностей А. Маслоу; - методический аппарат Дж. Крамбо, построенный на теории В. Франкла о поисках личностью смысла жизни и др. В современном мире нередкой является ситуация утраты человеком внутренних связей и глубинного понимания своей собственной этнической культуры, что выражается в неосознанных (а иногда и осознанных) внутренних конфликтах с ней, напр., коллективистские нормы культуры иногда воспринимаются как внешне навязанные императивы (законы; повеление, настоятельное, безусловное требование), не разделяемые самим человеком. Исследования психотерапевтов говорят: в настоящее время более часто психические нарушения встречаются у представителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, или у потомков межэтнических браков, т.е. в случаях, когда у человека не сформирована ясная и позитивная этническая идентичность (и, следовательно, существует конфликт с культурой и этничностью).
В настоящее время отечественная этнопсихология переживает время дифференциации, зарождения новых направлений, в т.ч. и традиционных: - трансформации этнической идентичности в новых условиях (Стефаненко Т.Г., Левкович В.П. и др.); - проблемы этнических миграций и аккультурации (Лебедева Н.М., Гриценко В.В. и др.); - психосемантические исследования общественного сознания (Петренко В.Ф., Митина О.В. и др.); - изучение межэтнической напряженности и этноцентризма (Андрущак И.Б., Рыжова СВ. и др.); В области этнопсихологии личности: - исследования в области актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е.И.ю, Ениколопов С.Н. и др.); - этнопсихотерапии и этнофункциональной психологии (Брюн Е.А., Сухарев А.В., Тимофеева М.Н. и др.). В западной традиции этнопсихология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то в отечественной, скорее, наоборот, - кросс-культурный анализ является необходимым прикладным методом, служащим основной цели - глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности, т.е. кросс-культурная психология находится внутри этнической. ЛИТЕРАТУРА: Крысько В.Г. Этническая психология. - М., 2002 Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - - Р-на-Д., 2000 Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культуную психологию.- М., 1999 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2003 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этнопсихология. - Р-на-Д., 2000 Лекция № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|