Если они находились длительное время в состоянии конфликта и вражды, тогда вырабатывалась в основном негативная психологическая установка.
Результаты американских социально-психологических исследований (Журнал Тайме Мирроу Сентер) показали: поляки и немцы не любят друг друга, немцы, в свою очередь, высокомерно относят к туркам; французы питают недоверие к американцам; русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев; венгры плохо воспринимают румын и арабов, а в Словакии то же самое наблюдается в отношение к венграм. В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев. Все эти предубеждения предопределены историческими предрассудками и прочно вошли в сознание множества людей. В национальном сознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу, в силу чего европеец с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, т.к. они друг другу доверяют меньше //. В такой интерпретации этническое самосознание по смыслу близко к понятию этнической идентичности или этничности (терминах, более принятых в западной научной традиции). Этничность или этническая идентичность - понятия довольно новые, вошедшие в научный обиход лишь с сер. XX века (термин этничность приписывается америк.социологу Д. Рисману в 1953 г.).
Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно - представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. В рамках концепции социальной идентичности Г. Тэджфела индивиду свойственно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитивно, и этот положительный когнитивный уклон в пользу «СВОЕЙ» группы получил название «ингруппового фаворитизма».
Это обеспечивает на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне - сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям. Обратной стороной ингруппового фаворитизма считается аутгрупповая враждебность (или этноцентризм), или негативная оценка других этнических групп, |или негативная оценка других этнических групп, внешних по отношению к своей собственной. Как показывают исследования Г. Тэджфела, аутгрупповая враждебность может возникнуть и без выраженного межэтнического противостояния или конфликта, являясь когнитивным следствием деления человечества на группы (социальной категоризации). Иллюстрацией бытования в этническом сознании ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности являются этнические стереотипы - упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей. Этноцентризм - восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры. Оценки различий между группами по типу «мы лучше, они - хуже» известны давно. Термин этноцентризм был введен У. Самнером в 1906 г., который считал, что в сознании людей существует тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие. Наша собственная культура задает нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называемую «картину мира». Если мы все время живем в одной культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру стандартом. В современной этнопсихологии выделяют этнические автостереотипы - представления и характеристики членов своей этнической группы и этнические гетеростереотипы - образы представителей других этнических групп.
Автостереотипы отличаются значительно большей позитивностью, чем этнические гетеростереотипы. Особую роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и являющиеся важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается как покушение на ее свободу и жизненные права. Благодаря развитому национальному сознанию, различные этнические общности стремятся к единству, не поступаются своими нацио -нальными интересами, защищая их всеми возможными средствами - политическими, правовыми и даже вооруженным путем.
Специфику национальным интересам придают национальные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, хорошему и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, танцах и музыке этносов. Действия и поступки представителей нации реализуются под воздействием национальной самооценки, в которой сочетается оценка личностью своих возможностей и качеств, своей роли в этнической общности с оценкой значимости нации в целом среди других народов. По А.Д. Карнышеву (соц.психолог), национальная самооценка может быть: - заниженной, когда человек не знает возможностей и достоинств своего народа, не раскрыл свои и его потенциалы, тяготится мнимой ущербностью своих соплеменников и поэтому по возможности открещивается от них (в этом случае проявляются такие состояния человека, как униженность, подавленность, угнетенность, которые нередко трансформируются на состояние этноса в целом); - адекватно низкой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, сознает пока что незначительный или не до конца оцененный вклад в межэтническое сотрудничество, но не удручен этим, верит в перспективу, хотя и не выставляет напоказ эту убежденность; - адекватно высокой, когда человек убежден в значимости и ценности своей нации, знает ее исторический и современный вклад в мировое содружество, гордится известными представителями своего народа, боготворит и стремится следовать их путем(
- завышенной, при которой человек по каким-то причинам переоценивает все собственной нации среди других, намеренно подчеркивает ее исключительность, постоянно выпячивает ее известные и малоизвестные достоинства, неадекватно завышает значение ее представителей, при этом идентифицируя себя с ними (следствие: заносчивость, притязательность, апломб, амбиция, высокомерие, гордыня). Уровень этнической самооценки предопределяет поведение человека по отношению как к своему, так и к другим этносам. Негативно сказываются крайние уровни самооценок - как заниженная, так и завышенная. Опасность первой в том, что личность с заниженной национальной самооценкой ведет себя инертно, пассивно, не стремится изменить сложившееся положение и может стать безмолвным орудием в руках нечистоплотных людей. Не менее, если не более, опасна для межэтнических контактов и завышенная национальная самооценка, особенно для тех людей, кто догматически верит в ее непогрешимость. Такая оценка естественно детерминирует соответствующее поведение по отношению к другим людям. Уровень самооценки и самоуважения у конкретных людей прямо пропорционально связан с чувством национального достоинства.
Чувство национального достоинства - это внутреннее переживание людьми безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок. Составляющими чувства национального достоинства являются: - гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа; - уважение к положительным обычаям и традициям; - любовь к родному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой; - почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклора и др. Именно в дифференциации и абсолютизации некоторых характеристик национального достоинства надо искать первооснову таких явлений, как нац. гордость, патриотизм, национализм, шовинизм, космополитизм (гр.букв. гражданин мира)...
Национальная гордость - это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии. Она выражается: - в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций, - готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость Понятие национальной гордости близко по значению понятию патриотизма и любви к Родине (патриотизм от греч. Patria - родина, отечество), содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать ее от врагов. Гипертрофированное чувство национальной гордости ведет к возникновению национализма и шовинизма. Национализм - идеология, социальная практика и политика, в основ которых лежит идея превосходства одних, «высших» наций над другими, «низшими», «неполноценными». Для него характерна проповедь исключительности и превосходства, пренебрежительное отношение к другим нациям и народностям". В свою очередь, шовинизм (от фр.) представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму национализма, выражающуюся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии. (Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда» одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен, прототипом его был ветеран наполеоновских войн Н. Шовен) Словом «шовинизм» обозначают и различные проявления националистического экстремизма. На практике он зачастую сочетается с расизмом. Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм - идеология и политика господствующих классов нации, занимающая главенствующее (державное) положение в обществе. Он направлен на порабощение других наций, их дискриминацию в различных областях общественной жизни. Враждебность одного этноса в отношение другого неизбежно порождает консолидацию этноса-жертвы, повышает этническую самоидентификацию и др. У любой нации всегда присутствуют «харизматические» личности, вожди. Они занимают активную позицию, аккумулируют и выражают животрепещущие идеи, настроения, чаяния и надежды своего народа. Т.е., чтобы этнос развивался, эволюционировал и эффективно взаимодействовал с другими этносами, в его «общей массе» должны существовать формальные и неформальные лидеры, более других способные предвидеть грядущие изменения и направлять жизнь людей адекватно этим изменениям.
Им присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, целеустремленность, способность к внушению. Не всегда их деятельность оказывается успешной, и они совершенно закономерно становятся первыми жертвами в случае неудач и тупиковых ситуаций в развитии этноса. Л.Н. Гумилев называл таких личностей пассионариями (лидеры)и относил их к числу Наполеона, А. Македонского, Яна Гуса, Чингиз-Хана, А.В. Суворова и др. Явление, которое порождает таких личностей, он назвал пассионарностью. В общем виде под пассионарностью понимается наличие у живой системы (человека или этнической общности) энергии, делающей ее способной к сверхмощному напряжению, а, значит, обладающей силой влиять на окружающих возбуждающе, стимулируя их повышенную активность. Пассионарность - заразительна, - писал Гумилев. Это значит, что люди гармоничные (еще более - импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они сами были пассионарны. Дистанцирование же от них придает людям свой природный псйхоэтнический облик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|