Педагогика начального образования
ния, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений. 6.2.3. Основные концепции воспитания родителей «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям. Анализ содержания словосочетания «воспитание родителей» позволяет сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не только с определенными методами воспитания детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспитание родителей», так как оно означает накопление и освоение необходимых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителями. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспитание родителей — это, прежде всего, накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей.
В понятие «воспитание родителей» входит: - усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию; - приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков; - деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить; - ориентация на поставленные задачи. При этом под функциями воспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи СЕМЬЯ И ШКОЛА в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно, прежде всего, помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей. В разных концепциях воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание родителей сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии, в третьих — на развитии личности и социальной компетентности. Задачи воспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на их потребности в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.
Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (религиозных, социальных, эстетических, нравственных и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры общества и учитываются потребности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и моделях воспитания родителей, наиболее распространенными из которых являются следующие: с упором на терминологию и теорию — индивидуалистические и общественно направленные, с упором на терминологию и теорию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий. Адлеровская модель (автор — А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.494
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|