Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




ния, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает ана­лиз семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

6.2.3. Основные концепции воспитания родителей

«Воспитание родителей» — международный термин, под кото­рым понимается помощь родителям в исполнении ими функций вос­питателей собственных детей, родительских функций. Исследова­ния проблем семьи и семейного воспитания показывают, что роди­тели все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям.

Анализ содержания словосочетания «воспитание родителей» позволяет сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и обра­зом жизни семьи, а не только с определенными методами воспита­ния детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование лич­ности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему раз­ностороннее развитие и благополучие.

Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспитание ро­дителей», так как оно означает накопление и освоение необходи­мых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителя­ми. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспитание родителей — это, прежде всего, накопление знаний и навыков по выполнению роди­тельских функций и воспитанию детей.

В понятие «воспитание родителей» входит:

- усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспита­нию;

- приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необ­ходимых навыков;

- деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить;

- ориентация на поставленные задачи.

При этом под функциями воспитания детей подразумевается со­здание определенных взаимоотношений между родителями и деть­ми, а также их предпосылок, т. е. определенного образа жизни се­мьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи

СЕМЬЯ И ШКОЛА

в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потреб­ности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких перспек­тив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание роди­телей должно, прежде всего, помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответ­ственность за своих детей.

В разных концепциях воспитания родителей ставятся разные за­дачи. В одних внимание родителей сосредоточено на руководстве по­ведением ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии, в третьих — на развитии личности и социальной компетентности.

Задачи воспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятель­но. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на их потребности в поддержке, во-вторых, на потребнос­ти самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на суще­ствовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Воспитание родителей в гра­ницах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения прин­ципа добровольности является здоровой социальной функцией.

Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (ре­лигиозных, социальных, эстетических, нравственных и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры общества и учитываются потребности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и моделях воспитания ро­дителей, наиболее распространенными из которых являются следу­ющие: с упором на терминологию и теорию — индивидуалистичес­кие и общественно направленные, с упором на терминологию и тео­рию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.

Адлеровская модель (автор — А. Адлер). Это направление вос­питания родителей основывается на сознательном и целенаправлен­ном изменении поведения родителей, которое определяется веду­щим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адле­ра, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учат­ся нормам общежития и воспринимают культуру через своих ро­дителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.494

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...