Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




СЕМЬЯ И ШКОЛА

уделяют плохому поведению слишком много внимания, хуже пони­мают, как следует реагировать на ту или иную ситуацию, ведут себя непоследовательно. Для эффективного воспитательного воздей­ствия важен выбор родителями одобряемых и осуждаемых типов поведения и эффективность проводимой ими в жизнь воспитатель­ной тактики и стратегии.

Эффективность воспитательного воздействия включает следую­щие моменты:

- время реакции родителей (как одобрение, так и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедлен­ными);

- последовательность и принципиальность дисциплинарных тре­бований (дети реагируют гораздо лучше, если видят, что пра­вила являются разумными и служат справедливой цели);

- качество отношений между родителями и ребенком (родитель­ское одобрение или порицание будет иметь больший успех, если родителей любят и уважают);

- баланс одобрений и наказаний (больше поощрений);

- последовательное проведение воспитательных мер.

К сожалению, в наши дни наблюдается уменьшение воспитатель­ных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в час­тности — снижение качества и количества речевого общения, изме­нение родительских установок. Уровень эмоционального отверже­ния ребенка современными родителями достаточно высок, а преобладающим типом родительского отношения в современных семьях является эмоциональное отвержение ребенка (его показа­тель превышает уровень эмоционального принятия ребенка более чем на 9%). При этом исследователи склоняются к тому, что чем выше уровень образования родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей, которые включает в себя эмоциональное отвержение ребенка. Родители с более низким уров­нем образования чаще практикуют физические наказания.

Реальность такова, что далеко не всякая семья имеет положи­тельный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, являет­ся причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости. Истоки неправильного воспитания зачастую лежат гораздо глубже и не могут быть объяснены лишь одной категорией мотивов, что позволяет говорить о необходимости индивидуального подхода в орга­низации коррекционной работы с родителями и детьми по преодо­лению проблем в детско-родительских отношениях.486

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Психолого-педагогическая поддержка семьи

Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа...

А.С. Макаренко

6.2.1. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе

В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимо­преемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их вос­питательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, формирова­ние у них высоких нравственных качеств. Родительская обществен­ность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педаго­гического коллектива, а его соратником при разработке и реализа­ции конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители про­являют себя:

- в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности);

- в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, трудового обучения, ознакомления с окружающим миром);

- в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование потребностей учащих­ся, их интересов, критериев оценки досуговой информации);

- в предупреждении отсева учащихся и восстановлении инте­реса к учебе у тех детей, которые его утратили.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны указы­вать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам — на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснован­ной и конструктивной.

Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных кон­тактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или «директивах» семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Только в таком случае цель школы и

СЕМЬЯ И ШКОЛА

цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обще­ству, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не благотворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе в воспитании детей.

Обозначим значимые аспекты общения учителя с родителями младших школьников:

• начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;

• проявлять внимание к родителям, интересоваться их работой, домом;

• обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;

• внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что позволяет им так думать;

• уделять родителям столько времени, сколько требуется в каж­дом конкретном случае;

• информировать родителей лично, при помощи писем или в ходе индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц. Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации се­мейного воспитания детей младшего школьного возраста в микро­районе.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

• координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов обще­ственности по месту жительства, клубов, библиотек, стадио­нов, милиции и здравоохранительных органов с четким рас­пределением функций каждого из участников воспитательно­го процесса;

• организация силами школы систематического обучения роди­телей и представителей общественности наиболее эффектив­ным приемам работы с детьми;

• тщательное изучение и совместное обсуждение хода и резуль­татов воспитательной работы, выявление причин обнаружи­ваемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родитель­ские объединения, носящие различные названия: родительские ко­митеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ас­самблеи, президиумы, комиссии, клубы. Каждое из таких объеди-488

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...