Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его сове­ты, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников. В семье нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать. К при­меру, семья может освободить девочку от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходи­мость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязатель­ной. Педагог должен обратить внимание и на педагогический такт. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть необходи­мую требовательность.

Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные кол­лективы художественной самодеятельности, семейные культпохо­ды, путешествия, походы выходного дня приводят к взаимопони­манию детей и родителей.

Актуально взаимодействие школы и семьи в преодолении неус­певаемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрит на нее по-разному.

Учителя склонны считать главными причинами недостаток спо­собностей, бесконтрольность семьи; родители же — в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины не­успеваемости школьника. Если взаимопонимание не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения, жизнь школьника ухудшается.

Рано или поздно недостатки семейного воспитания станут свер­шившимся фактом — ребенок начнет плохо себя вести, отставать от сверстников. Что же делать учителю с ним? Какие средства коррек­ции избрать? Это вопросы сложные, и зачастую один учитель спра­виться с ними не может. Прежде всего, необходимо убедиться, что под видимыми трудностями не скрывается нарушение со стороны нервно-психической сферы, которое требует специального лечения или особых условий обучения. Учитель, прежде всего, должен уста­новить доверительный контакт с родителями ученика, в очень так­тичной форме выскажет свои тревоги, проанализировать обстанов­ку в семье, где воспитывается ребенок, понять, нет ли в семейном укладе тех или иных моментов, которые могли бы стать причиной школьных трудностей ученика. Совместно с родителями необходи­мо принять меры к их устранению или сглаживанию.

Если учитель не увидит положительных результатов, а состоя­ние ребенка остается таким же тяжелым или ухудшается, следует корректно посоветовать родителям обратиться к врачу. Желательно

СЕМЬЯ И ШКОЛА

при этом подготовить объективную педагогическую характеристи­ку, в которой четко указать, какие трудности отмечаются у ребен­ка, что уже было сделано педагогом для их коррекции. Получив рекомендации врача — детского психоневролога, можно наметить более действенные меры педагогической коррекции.

Итак, учитель и семья — крепкие союзники, единомышленни­ки. Даже при терпимом, но нейтральном отношении друг к другу они не смогут помочь ребенку. А если общий язык не найден, дове­рительные отношения не установлены, то никакие самые лучшие советы и методы воспитания уже не помогут.

Модели помощи семье

Факт обращения родителей к педагогу либо психологу за помо­щью является показателем определенной степени риска социальной ситуации развития ребенка, некоторого неблагополучия в области детско-родительских отношений. Только в условиях активного при­влечения родителей (как активных «строителей» отношений) к уча­стию в коррекционно-развивающей работе достигается полная реа­лизация целей коррекции. Естественно, что от взрослых, требуются целенаправленные и осознанные усилия.

Существуют различные модели помощи семье.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педа­гогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализи­рует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рас­сматривается. Педагог/психолог ориентируется не столько на инди­видуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсаль­ные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Диагностическая модель основывается на предположении дефи­цита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети с нарушениями и от­клонениями в поведении. Диагностическое заключение может слу­жить основанием для принятия организационного решения.

Социальная модель используется в случаях, когда семейные труд­ности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В таких ситу­ациях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требу­ется вмешательство внешних сил.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных труд­ностей лежат болезни. Задача консультирования — диагноз, лече­ние больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области обще-492

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...