Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Основными понятиями адлеровского воспитания родителей яв­ляются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результа­ты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борь­бы за власть и учет потребностей ребенка. По такой модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каж­дому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, на­учиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои мето­ды воспитания и развития личности.

Учебно-теоретическая модель (автор — Б. Скиннер). В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с по­мощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направ­ление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родите­лей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведе­ние родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регу­лирования поведения.

Способами формирования поведения являются позитивное под­крепление (поощрение), негативное подкрепление (наказание) и от­сутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, регулирующих поведение ребенка с помощью указанных выше средств. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диаг­ностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ является обучение родителей наблю­дению и оценке поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (автор — Т. Гордон). Мо­дель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса, согласно которой изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От разви­тия чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится эта модель воспитания родителей, которые долж­ны усвоить три основных умения:

• активного слушания;

• доступного для ребенка выражения собственных чувств;

СЕМЬЯ И ШКОЛА

• практического использования в семейном общении принципа «оба правы».

С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ре­бенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, посте­пенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на трансактном анализе (авторы — М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «я». Восприятие действитель­ности, анализ получаемой информации и реагирование индивидуу­ма на действительность могут осуществляться по-разному: по-детс­ки, по-взрослому, по-родительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуи­ция. С этим началом связаны биологические потребности и основ­ные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, по­скольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются система­тические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» свя­зано все сознательное.

Положение «родителя» в личности включает в себя приобретен­ные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитет­ных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Роди­тельское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется, прежде всего, через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополнитель­ными, т.е. способствующими Взаимопониманию, пересекающими­ся, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при ко­торых информация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компро­миссам и умению их использовать в других социальных сферах, потому что ключ к изменению поведения ребенка лежит в измене­нии отношений между родителями и ребенком.

Модель групповой терапии (автор — Х.Дж. Джинотт). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит су­губо практический характер и сосредоточена на рассмотрении про­блемных ситуаций.496

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...