Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




Воспитание родителей, по Джинотту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Групповые кон­сультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации ро­дителям помогают избавиться от чувства вины, показывая анало­гичные переживания в других семьях, родители делятся пережива­ниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семей­ной жизни (автор — И.В. Гребенников). В 70-80-е годы XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, кото­рая исходила из предположения о том, что значительная часть недо­статков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Раз­работка программ такого просвещения, ориентированных на особен­ности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семей­ных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дош­кольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспита­ния значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы яв­ляется подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жиз­ни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реа­лизации модели в ее психологических аспектах были отсутствие в учреждениях образования практических психологов, неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания и идеологизированный характер курса «Этика и психо­логия семейной жизни».

Формы педагогического руководства семейным

Воспитанием

Общение должно быть таким, чтобы оно дос­тавляло... радость совместного познания; ра­дость совместного труда; радость совмест­ной игры; радость совместного отдыха.

Ш.А. Амонашвили

Т. Стратегия работы учителя с семьями учащихся

Практика показывает, что многие родители не могут понять при­чин недовольства собственными детьми, не способны самостоятель-

СЕМЬЯ И ШКОЛА

но решить возникающие проблемы и хотели бы получить консуль­тации специалистов, хотя отдельных консультаций и мероприятий для решения всех возникающих проблем недостаточно.

Особая роль в коррекции детско-родительских отношений при­надлежит учителю, однако результат его педагогического воздей­ствия зависит от уровня профессиональной компетенции, психоло­гической грамотности, готовности адекватно реагировать на изме­няющиеся условия и использовать инновационные педагогические технологии. Каждый учитель должен разработать для себя программу работы с родителями своих учеников.

Одним из важнейших этапов работы является изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни, что­бы выявить проблемы ребенка и причины их появления. Следую­щим этапом работы должно быть регулярное проведение родитель­ских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуаль­ных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы. Причем не так важно обсуждение успеваемо­сти (оценок) учащихся класса, сколько анализ проблем общения, развития детей.

Следующий этап — привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности учителя. Се­мьи должны помогать педагогу в развитии детей и коррекции их недостатков.

Очень важна организация взаимного творчества детей и родите­лей в различных формах. Это может быть как подготовка утренни­ка, так и изготовление каких-либо поделок, проведение совместно­го досуга с детьми. Необходимо поощрение родителей, активно уча­ствующих в жизни школы и класса.

Педагог должен сотрудничать с психологической службой шко­лы, так как не является профессиональным психологом и не всегда может решить какой-либо конфликт, который влечет за собой слож­ные психологические состояния ребенка.

Учитель начальных классов может использовать следующие фор­мы педагогического руководства семейным воспитанием:

• регулярные педагогические беседы по программе, составлен­ной на основе определенного контингента учащихся, родителей;

• групповые консультации по отдельным вопросам воспитания и обучения;

• индивидуальные консультации родителей;

• вовлечение родителей в педагогическое самообразование. По­мощь им в этом деле;

• родительские конференции по обмену опытом семейного вос­питания;498

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• педагогические диспуты, вечера вопросов и ответов по про­блемам воспитания и самовоспитания;

• открытые родительские дни в школе, во время которых родите­ли могут посетить любой урок или любое внеклассное занятие.

Осуществление всей этой работы, достижение в ней действенного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, к каждому отцу, при наличии такого контакта с родителя­ми, когда каждый из них идет в школу со своими родительскими радостями и сомнениями, когда родители класса сплачиваются в единый коллектив. А для этого учителю надо хорошо знать особен­ности, условия семейного воспитания своих учеников.

Изучение семей учащихся

Изучение семьи ученика позволяет учителю познакомиться бли­же с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с дру­гом, семейные традиции, педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответ­ственно целям воспитания и возрасту ребенка). Основная забота учителя — сделать так, чтобы семья учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.

Каждый учитель знает семьи, где внешне, казалось бы, все бла­гополучно, но где бедны духовные интересы, где общение сводится к разговорам только о вещах, деньгах.

Немало семей, где участие детей в домашнем труде по существу сведено «на нет». Единственный ребенок в семье, окруженный лю­бовью и заботой взрослых, не привыкает сам проявлять заботу о благе близких, не стремится помочь им.

Есть и такие семьи, где укоренился явно негативный микрокли­мат: пьянство, разлад супругов, неуважительное отношение друг к другу.

Учителю важно установить добрые взаимоотношения с любой семьей ученика, выработать систему деловых контактов с родите­лями. Работа с ними начинается еще до поступления ребенка в школу. До начала учебного года (обычно в мае — июне) педагог обследует семьи своих будущих учеников. Заблаговременные посе­щения весьма полезны. У родителей еще есть время после беседы с учителем принять необходимые меры для устранения некоторых недостатков в подготовленности своих детей к обучению в школе. Первое посещение семьи носит ознакомительный характер. Учитель

СЕМЬЯ И ШКОЛА

выясняет, каков состав семьи и взаимоотношения между взрослы­ми, взрослыми и ребенком; каков материальный уровень семьи, как родители заботятся о развитии ребенка, как семья формирует его отношение к школе.

Это много значит — увидеть ребенка в семье, в непринужденной обстановке побеседовать с ним о том, какие книжки он читает или ему читают, в какие игры играет, любит ли помогать родителям, что умеет делать сам. Здесь же выясняется подготовленность ребен­ка к школе: умение читать, считать, рассказывать по картинке, наблюдать, сравнивать.

Продумать цель и задачи своего первого посещения семьи буду­щего ученика очень важно, Хорошо, когда оно носит деловой харак­тер, когда родители видят, что учитель хочет и может помочь им.

В здоровой семье родителей в этот период больше всего интере­сует вопрос подготовленности ребенка к школе, они волнуются, как он будет учиться, что надо и можно сделать, чтобы учился лучше. Просто в беседе с родителями (уже в отсутствие ребенка) делается акцент на том, что учеба — это серьезный труд и как важно для будущего школьника такие качества, как трудолюбие, умение дово­дить начатое дело до конца, радоваться результатам хорошей рабо­ты, уметь преодолевать трудности. При этом нужно предупредить родителей, что нельзя запугивать детей трудностями предстоящей работы. Невольно в такой беседе родители задумываются, приучен ли их ребенок к труду, воспитано ли в нем уважение к труду других людей — прежде всего своих родителей, бабушек, дедушек.

В теплом, задушевном разговоре родители невольно высказыва­ют свои тревоги (если такие есть) по поводу здоровья ребенка. А учителю нужно обязательно знать, у кого из его учащихся ослаб­ленное здоровье, кто плохо видит, слышит, кого из детей надо поса­дить поближе, на кого надо обратить особое внимание.

Родители видят, что у них и у учителя общие заботы, общие цели. Так и должно быть.

После посещения семей необходимо сделать краткие записи в своем рабочем дневнике изучения семей. Вот примеры некоторых из них, сделанных после первого посещения семей.

Таня Г. Взаимоотношения в семье хорошие. Таня производит впечатление доброй девочки, очень общительна. У нее есть своя биб­лиотечка: книги для дошкольного и школьного возраста. Хорошо читает и любит книги, хорошо пересказывает прочитанное, развита речь. (Следует обязательно использовать опыт семьи по привитию у ребенка любви к чтению.)

Андрюша П. Семья — шесть человек, производит впечатление дружного, слаженного коллектива. Чувствуется, что бюджет семьи500

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...