Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




нений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым оп­ределяются главные направления деятельности, права и обязаннос­ти участников воспитательного процесса. Во многих случаях состав­ляется единый план совместной деятельности семьи, школы и об­щественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «шко­ла — семья». Главным требованием устава таких комплексов явля­ется обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда раньше их не допускали, — выбору предметов для обучения, опре­делению объемов их изучения, составлению учебных планов, изме­нению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбо­ру профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработ­ке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний.

Одной из главных задач родительских объединений остается орга­низация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, роди­тельские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педаго­гического просвещения помогают тем, кто хочет лучше понять свое­го ребенка, правильно организовать общение с ним, помочь в реше­нии трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравствен­ных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив как наиболее способный к сотруд­ничеству занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудни­чества, деятельностного подхода.

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающи­ми. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих усилий.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на разви­тие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интел­лектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Учителя начальной школы позаботятся о том, чтобы все родители поняли и приняли принципы гуманистической педагогики:

• креативности — свободного развития творческих способнос­тей детей;

СЕМЬЯ И ШКОЛА

• гуманизма — признание личности в качестве абсолютной цен­ности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных ду­ховных отношений между взрослыми и детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и цен­ностей.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ло­жится на плечи классного руководителя. При этом учитель, уста­навливая связи с родителями, решает следующие задачи:

1. Познание семьи ученика.

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.

3. Организация совместной педагогической деятельности шко­лы и семьи в обучении и воспитании детей.

4. Помощь родителям в воспитании детей в домашних условиях.

5. Организация педагогического просвещения родителей.

6. Нейтрализация негативного влияния семьи.

Традиционной функцией остается просвещенческая: многие се­мьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной под­держке со стороны учителя. Целесообразно проводить лекции-бесе­ды о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизи­ологических особенностях учеников; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нрав­ственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дис­циплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоление от­чужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризис­ных состояний: нейтрализация затруднений и барьеров в семейном воспитании; ответственность перед обществом, страной и Богом.

Учитель обязан давать родителям даже больше информации, чем они запрашивают. Кроме того, педагог должен поощрять родителей в их стремлении ближе познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. В этом случае родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, будут видеть заинтере­сованность классного руководителя судьбой их детей. Чем больше490

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...