Педагогика начального образования
Практика показывает, что беседовать с родителями следует не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к общению, а разговор нужно начинать (даже если он будет и не совсем приятным) с приятного. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, следует попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель. Естественно возникает вопрос о повторной встрече, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между учителем и родителями является педагогический такт, т.е. умение найти правильный путь к чувству и сознанию родителей. К.Д. Ушинский писал, что в работе воспитателя должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности его ребенка, его достоинства и заслуги, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом нельзя злоупотреблять многочисленными указаниями. Постоянные жалобы на ученика, концентрация внимания на его недостатках — этим можно лишь оттолкнуть от себя его родителей, а значит, и отдалить выполнение желаемой цели. Кроме бесед с родителями в школе, полезны беседы с ними на дому, которые могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него. В индивидуальной работе с родителями учителю большую помощь может оказать дневник, в котором записываются краткое содержание бесед, наблюдения, выводы. Такой дневник следует использовать в повседневной работе с учащимися.
Особое значение в индивидуальной беседе учитель должен придавать развитию детских интересов, так как увлечение ребенка каким-то делом при правильном руководстве со стороны учителя и родителей может явиться хорошей основой, формирующей интерес к учению в школе. Внеклассные и внеурочные занятия способствуют организации свободного времени ребенка, чтобы не угасали детские интересы, ведь школа призвана развивать ребенка. Таким образом, только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга, учитель и родители смогут выполнить ту задачу, которую ставит перед ними общество, — воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого, творца — созидателя нашего будущего. Б. СЕМЬЯ И ШКОЛА Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного и учебного плана. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, при этом понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения — социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов. Родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. Родительские чтения — весьма интересная форма работы с родителями, дающая им возможность не только пассивно слушать лекции педагогов, но и самостоятельно изучать литературу по той или иной проблеме, участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом. На первом собрании в начале учебного года родители учащихся определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию, анализирует ее, после чего с помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяет книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса. Эта форма работы перекликается с родительскими конференциями.
Родительские вечера — прекрасно сплачивают родительский коллектив. Они проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминания младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей. Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей учащихся и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. Экспертами в родительских рингах512 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕМЬЯ И ШКОЛА выступают учащиеся класса, определяя, какая семья была наиболее близка к трактовке ответа на вопрос. Руководство родительскими группами. Включение родителей в состав группы может быть рекомендовано в тех случаях, когда существует эмоциональное принятие ими своего ребенка в сочетании с межличностными трудностями в общении. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение отношений, когда наблюдается непонимание родителями фазовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. Руководство родительскими группами может осуществляться в форме тематических консультаций (описаны выше) или в форме специального родительского тренинга. В случае необходимости могут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей в рамках семейного консультирования.
Родительский тренинг (специальное обучение) преследует цель повышения сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. При этом специфическими эффектами работы с родителями является формирование у них более адекватного представления о детских возможностях и потребностях. Неспецифический эффект: получение родителями информации на тему «Семья глазами ребенка» (о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком). Хотя техники проведения родительских групп значительно варьируют, можно выделить ряд общих принципов по организации их работы: • предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителя; • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутинности; • ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждения, которые должны обязательно быть приняты всеми членами группы. Основная роль педагога состоит в том, чтобы подобно зеркалу отражать и повторять вслед за членами группы все, что нужно для постановки проблемы, развития дискуссии и ее разрешения. Рассмотрим обзорно некоторые методы коррекции, используемые в родительской группе. Метод групповой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспита- ния. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий педагога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом. Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются игры «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание».
В первой игре «строитель» с завязанными глазами под руководством «архитектора», которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях. Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было. В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя. Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. Проделанная работа анализируется по следующей схеме: 1. Кто в диаде ведущий, а кто ведомый. 2. Особенности регуляции деятельности ведущим. 3. Особенности поведения ведомого, наличие инициативных актов. 4. Типичные приемы воздействия на ребенка. 5. Реакция ребенка на замечания. 6. Учет родителем индивидуальных особенностей ребенка. 7. Уровень критичности родителя. 8. Кто берет ответственность в случае неудачи: характер реакции на фрустрацию. 9. Особенности реагирования на успех. 10. Тревожность. 11. Уверенность в своих силах. Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребенок» глазами родителя и ребенка, Метод обучающего эксперимента заключается в выполнении родителями задания педагога: научить ребенка какому-то действию, игре. Метод анализа поступков детей и родителей, основанный на составлении реестра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведе- 17. Педагог, нач. образов514
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|