Педагогика начального образования
рить). Впоследствии у этих детей наблюдались примитивные эмоциональные связи с окружающими, неспособность любить, отсутствие волевого поведения у детей, инициативы, репродуцирующее поведение, безличное отношение к взрослому. Социальная депривация — лишение ребенка возможности усвоения самостоятельных социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям. Социальная депривация возникает в случае, когда ребенок живет в семье, но частично или полностью изолирован от более широкой общественной среды. Это может происходить по причине наличия у ребенка какого-либо сенсорного или физического дефекта, из-за желания родителей изолировать ребенка (принадлежность к особой религиозной общине, невротическая, психопатическая, психотическая личность родителей) или из-за уединенности проживания семьи, изолированности от современной общественно-культурной жизни. Частным примером социальной депривации может служить пребывание детей в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны, при матерях в исправительных учреждениях. Социальная депривация характеризуется отсутствием совместной игры, групповой жизни, социального опыта. Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмей-ера и З.Матейчика, ребенок из такой среды будет отличаться нерегулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стимулов без направленного выбора. Педагогическая запущенность — состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок — это здоровый, потенциально полноценный, но недостаточно воспитанный, обученный и развитый. В отличие от аномального, педагогически запущенный ребенок не отличается от сверстников в практической, общественной жизни и даже может их превосходить. Не приводя к возникновению аномалий, педагогическая запущенность может стать фактором, усиливающим отставание в развитии детей с первичными дефектами.
Социальные факторы, негативно действующие на развитие аномальных детей: неполнота семьи, многодетность, конфликты и разводы в семье, низкий уровень образования родителей, алкоголизм и асоциальное поведение родителей, скудный семейный бюджет, двуязычие в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов. Благоприятные социальные факторы: доброжела- КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА тельные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддержка, внимание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия. Образовательная политика государства по отношению к детям с трудностями в обучении Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. С. Г. Шевченко Над разрешением проблемы наличия в общеобразовательных учебных заведениях стойко отстающих в учении школьников бились издавна педагоги многих стран: А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинс-кий, В.Н. Сорока-Росинский, Л.В. Занков и др. Основным способом её преодоления была повышенная индивидуализация и дифференциация процесса обучения в гетерогенных, т.е. разнородных по составу учащихся классах (так называемая «внутренняя дифференциация»). Широко использовалось в практике повторное прохождение учебного курса (второгодничество). Оба подхода к преодолению неуспеваемости были непродуктивными, так как учитель был не в состоянии обеспечить в полной мере отстающих и второгодников необходимой педагогической помощью.
Попыткой реализации идеи «внешней дифференциации» процесса обучения в условиях отечественной общеобразовательной школы явилась экспериментальная организация в 70-е гг. XX века специальных гомогенных (однородных по составу учащихся) классов кор-рекционного профиля с различными названиями (классы адаптации, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения, выравнивания, реабилитации, развития, повышенного педагогического внимания и др.). Разноуровневое обучение в отечественном варианте в некоторых чертах воспроизводило западную модель распределения по потокам на основании диагностики интеллектуальных способностей (streaming). Высокая эффективность экспериментальных классов обусловила их внедрение в массовую практику, причем в документах Министерства образования нормативно-правовую базу получили два вида классов: 7. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА £ Я Ч ___________________ ПЕДАГОГИКА п^.^..._ _________ классы выравнивания — для учащихся с задержкой психического развития (приказ № 103 Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г., опубликованной в «Бюллетене нормативных актов» Минпроса СССР, 1982, № 3); • классы компенсирующего обучения — для детей «группы риска» (приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сентября 1992г., опубликованной в «Вестнике образования», 1992, № 11). Классы выравнивания Комплектуются детьми, имеющими заключение районной или городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) о задержке психического развития преимущественно церебрально-органического генеза. Дети с другими формами задержки (конституционального, соматогенного и психогенного происхождения) могут обучаться в классах компенсирующего обучения. Комплектование классов выравнивания осуществляется только
на начальной ступени обучения. По окончании начальной школы дети или переходят в массовые классы, или продолжают посещать классы выравнивания. Перевод в массовую школу осуществляется на основании решения ПМПК или школьного медико-психолого-педагогического консилиума (МППК). Обычно по окончании начальных классов 50-60% детей переходят на массовое обучение. Структура 5-9 классов выравнивания соответствует структуре массовой школы. Обучение осуществляется по всеобщим образовательным программам, но с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них). Основная задача педагогической работы в классах выравнивания — помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развить у них наблюдательность, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. В дошкольных образовательных учреждениях широко распространены специализированные группы для детей с ЗПР 4-6-летнего возраста, по окончании которых 80% детей поступают в обычные массовые школы, другие — в классы выравнивания или в школы VII вида — для детей с ЗПР. Школы VII вида входят в систему специального образования РФ. Выпускники этих учебных учреждений получают цензовое образование в объеме неполной средней школы. По окончании 9 класса им выдают документ того же образца, что и выпускникам массовых школ, т. е. предоставляют возможность свободного выбора дальнейшего пути.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|