Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




рить). Впоследствии у этих детей наблюдались примитивные эмо­циональные связи с окружающими, неспособность любить, отсут­ствие волевого поведения у детей, инициативы, репродуцирующее поведение, безличное отношение к взрослому.

Социальная депривация — лишение ребенка возможности усвое­ния самостоятельных социальных ролей, приобщения к обществен­ным нормам и ценностям. Социальная депривация возникает в слу­чае, когда ребенок живет в семье, но частично или полностью изо­лирован от более широкой общественной среды. Это может происходить по причине наличия у ребенка какого-либо сенсорного или физического дефекта, из-за желания родителей изолировать ре­бенка (принадлежность к особой религиозной общине, невротичес­кая, психопатическая, психотическая личность родителей) или из-за уединенности проживания семьи, изолированности от современ­ной общественно-культурной жизни. Частным примером социальной депривации может служить пребывание детей в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны, при матерях в исправи­тельных учреждениях. Социальная депривация характеризуется от­сутствием совместной игры, групповой жизни, социального опыта. Когнитивная депривация. Слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулиро­вать происходящее извне. Происходит перегрузка ребенка недиф­ференцированными внешними стимулами. По мнению И. Лангмей-ера и З.Матейчика, ребенок из такой среды будет отличаться нере­гулируемой гиперактивностью и недифференцируемым интересом ко всему происходящему со склонностью к поиску все новых стиму­лов без направленного выбора. Педагогическая запущенность — состояние, обусловленное недостаточностью учебно-воспитательной работы с ребенком в семье и школе. Педагогически запущенный ребенок — это здоровый, потенциально полноценный, но недоста­точно воспитанный, обученный и развитый. В отличие от аномаль­ного, педагогически запущенный ребенок не отличается от сверст­ников в практической, общественной жизни и даже может их пре­восходить. Не приводя к возникновению аномалий, педагогическая запущенность может стать фактором, усиливающим отставание в развитии детей с первичными дефектами.

Социальные факторы, негативно действующие на развитие ано­мальных детей: неполнота семьи, многодетность, конфликты и раз­воды в семье, низкий уровень образования родителей, алкоголизм и асоциальное поведение родителей, скудный семейный бюджет, дву­язычие в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность ре­чевых контактов. Благоприятные социальные факторы: доброжела-

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

тельные отношения в семье, любовь родителей к ребенку, поддерж­ка, внимание, речевая стимуляция, своевременные воспитывающие и обучающие воздействия.

Образовательная политика государства по отношению к детям с трудностями в обучении

Система коррекционно-развивающего обучения — форма дифференциации образования, позволяю­щая решать задачи своевременной активной по­мощи детям с трудностями в обучении и в адап­тации к школе.

С. Г. Шевченко

Над разрешением проблемы наличия в общеобразовательных учеб­ных заведениях стойко отстающих в учении школьников бились издавна педагоги многих стран: А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинс-кий, В.Н. Сорока-Росинский, Л.В. Занков и др. Основным способом её преодоления была повышенная индивидуализация и дифферен­циация процесса обучения в гетерогенных, т.е. разнородных по со­ставу учащихся классах (так называемая «внутренняя дифферен­циация»). Широко использовалось в практике повторное прохожде­ние учебного курса (второгодничество). Оба подхода к преодолению неуспеваемости были непродуктивными, так как учитель был не в состоянии обеспечить в полной мере отстающих и второгодников необходимой педагогической помощью.

Попыткой реализации идеи «внешней дифференциации» процесса обучения в условиях отечественной общеобразовательной школы яви­лась экспериментальная организация в 70-е гг. XX века специаль­ных гомогенных (однородных по составу учащихся) классов кор-рекционного профиля с различными названиями (классы адапта­ции, здоровья, педагогической поддержки, индивидуализированного обучения, выравнивания, реабилитации, развития, повышенного педагогического внимания и др.).

Разноуровневое обучение в отечественном варианте в некото­рых чертах воспроизводило западную модель распределения по потокам на основании диагностики интеллектуальных способно­стей (streaming).

Высокая эффективность экспериментальных классов обусловила их внедрение в массовую практику, причем в документах Мини­стерства образования нормативно-правовую базу получили два вида классов: 7. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

£

Я Ч

___________________ ПЕДАГОГИКА п^.^..._ _________

классы выравнивания — для учащихся с задержкой психи­ческого развития (приказ № 103 Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г., опубликованной в «Бюллетене нор­мативных актов» Минпроса СССР, 1982, № 3); • классы компенсирующего обучения — для детей «группы рис­ка» (приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сен­тября 1992г., опубликованной в «Вестнике образования», 1992, № 11).

Классы выравнивания

Комплектуются детьми, имеющими заключение районной или городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) о задержке психического развития преимущественно церебрально-органического генеза. Дети с другими формами задержки (консти­туционального, соматогенного и психогенного происхождения) мо­гут обучаться в классах компенсирующего обучения.

Комплектование классов выравнивания осуществляется только

на начальной ступени обучения.

По окончании начальной школы дети или переходят в массовые

классы, или продолжают посещать классы выравнивания. Перевод в

массовую школу осуществляется на основании решения ПМПК или

школьного медико-психолого-педагогического консилиума (МППК).

Обычно по окончании начальных классов 50-60% детей переходят

на массовое обучение.

Структура 5-9 классов выравнивания соответствует структуре массовой школы. Обучение осуществляется по всеобщим образова­тельным программам, но с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема материала в них).

Основная задача педагогической работы в классах выравнива­ния — помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развить у них наблюдательность, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

В дошкольных образовательных учреждениях широко распрост­ранены специализированные группы для детей с ЗПР 4-6-летнего возраста, по окончании которых 80% детей поступают в обычные массовые школы, другие — в классы выравнивания или в школы VII

вида — для детей с ЗПР.

Школы VII вида входят в систему специального образования РФ. Выпускники этих учебных учреждений получают цензовое образо­вание в объеме неполной средней школы. По окончании 9 класса им выдают документ того же образца, что и выпускникам массовых школ, т. е. предоставляют возможность свободного выбора дальней­шего пути.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...