Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




г

1 7-*

Чем раньше в период внутриутробного развития повреждается эмбрион, тем тяжелее последствия, тем больше объем поражения. Как для нервной системы, так и для других органов наиболее опас­на в этом отношении первая треть беременности.

Наследственные, генетические поражения организма. Это на­следственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации. Возможно наследование некоторых форм олигофрении, например болезни Дауна, и психических забо­леваний вследствие нарушений в строении хромосом. Наследуются также некоторые типы глухоты и определенные нарушения зрения, ранний детский аутизм, некоторые виды психопатий.

К биологическим причинам приобретенных аномалий отно­сятся:

Наталъные (природовые) нарушения: механические поврежде­ния плода (травмы) при затяжных или стремительных родах. На­пример, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосу­дов, кровоизлияние в головной мозг. Сюда же относятся асфиксии — кислородное голодание. Сочетание внутриутробной патологии с по­вреждением нервной системы в родах называется перинатальный энцефалопатией. Клиническая смерть новорожденных (при сочета­нии внутриутробной патологии и тяжелой асфиксии в родах) при­водит к наиболее тяжелым отклонениям. При длительности клини­ческой смерти в 7-10 минут изменения центральной нервной систе­мы малообратимы и приводят к ДЦП, речевым расстройствам, нарушению умственного развития.

Постнаталъные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции). Менингит (воспаление мозговых оболо­чек) может стать причиной глухоты, двигательных нарушений, за­держки психического развития (ЗПР). Энцефалит (воспаление го­ловного мозга) может привести к глубокой ЗПР, к задержке мотор­ного развития, к эмоциональным нарушениям. Менинго-энцефалит (вторичный энцефалит, возникающий после других инфекционных заболеваний и захватывающий головной и спинной мозг) может при­водить к двигательным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Полиомиелит приводит к резкому ограничению двигательных воз­можностей, стойким параличам отдельных групп мышц.

Особенностью детского мозга является то, что даже его неболь­шое поражение не остается частичным, изолированным, как это бывает у взрослых, а негативно сказывается на всем процессе созрева­ния центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психичес­ком развитии.

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологи­ческое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли не­благоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойки­ми будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллекту­альным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению соци­альных контактов, — депривация. Депривация (лишение) — дли­тельное неудовлетворение основных психических потребностей че­ловека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. И. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следую­щие типы депривации.

Сенсорная депривация — лишение ребенка многообразия сенсор­ных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных). Количество сенсорных стимулов понижено или огра­ничена их изменчивость и модальность. Дефицит возбудителей и информации приводит к недостаточной дифференциации психики вплоть до морфологических изменений головного мозга (недостаток прикосновений к ребенку может привести к отмиранию дендритов нейронов). В условиях своеобразной сенсорной депривации разви­вается ребенок с двигательными и сенсорными дефектами (с ДЦП, слепые, глухие).

Эмоциональная депривация — лишение ребенка возможности ус­танавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (мате­рью или другим взрослым) или разрыв уже существующей связи. Отсутствие привязанности ведет к нарушениям в формировании лич­ности. Доказательством важности этого положения является синд­ром госпитализма — понятие, вошедшее в психологию после Вто­рой мировой войны (дети, потерявшие родителей и оказавшиеся в больницах и детских домах). В результате недостатка эмоциональ­ного взаимодействия со взрослым (отрыв от матери) появляются значительные нарушения в психическом развитии. Спитц описал симптомы госпитализма, которые обязательно появляются, несмот­ря на хороший уход и питание (исследование в доме ребенка в тече­ние двух лет): высокий процент смертности (одна треть детей по­гибла); резкая задержка физического развития (не умели сидеть без поддержки, ходить); задержки в речевом развитии (не умели гово-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...