Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




«Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм са­морегуляции: в прямом и переносном смысле «держит себя в ру­ках», учится адекватно выражать свои чувства.

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личност­ного развития и поведения детей заключается в следующем:

- в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, ко­торые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;

- главный герой сказки — образ собирательный, и ребенок до­статочно легко идентифицирует себя с ним, становится учас­тником сказочных событий;

- в сказке, как правило, представлено множество моделей по­ведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет воз­можность «прожить», эмоционально переработать, «присво­ить» и перенести в реальную жизнь.

Наконец, к первой группе относится и метод изменения смысла деятельности. Например, возможно привнесение нового смысла в игровую деятельность младших школьников: не только получение удовольствия от игры, но и приобретение новых знаний, умений, развитие ценных личностных качеств, преодоление недостатков. Реализация этих смыслов возможна благодаря неисчерпаемому по­тенциалу игры.

Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоциональ­но, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отно­шений, правила поведения, окружающую действительность. Поступ­ки, совершаемые в игре, обусловлены как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. В игре реализуется способность ребенка «быть и собой, и другим».

Целесообразно использовать игру и как форму организации дет­ской жизни. Известно, что некоторые дети не всегда сразу и с удо­вольствием откликаются на просьбу навести порядок в классе, в игровой комнате и нередко сопровождают свой отказ капризами, протестом, агрессивными действиями. Но стоит эту просьбу переве­сти в игру, например «Бюро находок», как дети тут же приступают к делу. Теперь они не просто наводят порядок, раскладывают пред­меты по местам, расставляют ровно столы и стулья, убирают в шкаф пособия, но еще обнаруживают «потерянные» вещи и сдают их в «Бюро находок». Когда работа закончена и в классе чисто, «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвра­щаются владельцам.

При выполнении роли в игре образец поведения, содержащийся в ней, является одновременно эталоном, с которым ребенок сравни­вает свои поступки, контролирует себя.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Таким образом, в игре:

• ребенок исследует систему социальных отношений, норм, пра­вил поведения, которые в игровых условиях представлены в близкой детям наглядно-действенной форме;

• обретается опыт партнерских отношений сотрудничества и ко­операции со сверстниками, благодаря чему возрастает соци­альная компетентность детей;

• усваиваются разнообразные более адекватные способы пове­дения в проблемных ситуациях;

• усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирую­щих выполнение роли, и правил, определяющих поведение в игровой комнате, в классе, на прогулке.

Вторая группа методов коррекции поведения детей — методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; иг­норирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изме­нение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка.

Важным методом второй группы является личный пример взрос­лого и сверстника. Взрослый, его слова, чувства, поступки — эта­лон, образец, объект подражания для ребенка. Для младшего школь­ника примером наряду со взрослым становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а обратить его внимание на одноклассника, который ведет себя хоро­шо или справился с некоторыми своими недостатками.

Игнорирование поведения ребенка — часто лучший способ пре­кратить, пресечь нежелательное поведение, например, капризы. В ответ на демонстративное непослушание ребенка взрослый должен решить: «Что будет, если проигнорирую его поведение?» Через не­сколько попыток ребенок поймет, что с помощью каприза цель не достигается, и перестанет капризничать по любому поводу.

Прием «разрешение на поведение» противоположен предыдуще­му. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксаль­но: вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь нежелательное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, под­держивает его, например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс. Эффект этого приема заключается в том, что нежелательное поведение, став разрешенным и доступным, утрачивает свою былую привлекательность, и ребенок отказывает­ся от него.

Можно успешно применять и изменение (повышение) статуса ребенка в коллективе. Например, несмотря на постоянное негатив­ное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение: разовое — помочь учителю приготовить пособия к уроку или посто-янное — проводить физкультминутки на уроках. Повышение стату­са закономерно вынуждает школьника изменить свое поведение в соответствии с ролью и требованиями ситуации.

Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказыва­ются от негативной, критической оценки личности ребенка, его по­ведения и неуспешных действий, поощряют инициативу.

Третья группа методов коррекции поведения — изменение ком­понентов образовательно-воспитательной системы: режима школь­ной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя.

Грамотно продуманный режим дня — это одновременно и сред­ство и необходимое условие становления произвольного поведения, коррекции его недостатков. Режим дня должен быть гибким, мно­говариантным, учитывающим неожиданные события, возможные нестандартные ситуации.

В режиме дня необходимо грамотно определить время для кор-рекционно-развивающей работы. Целесообразно, если работа по кор­рекции недостатков поведения детей встраивается в общую струк­туру учебно-воспитательного процесса, заполняя временные ниши в школьной жизнедеятельности детей: свободные минуты до уроков, после уроков, физкультминутки, динамические паузы, минуты ти­шины, время перемен, прогулок, время до дневного сна. Эта работа органично включается и в урок — основную форму жизнедеятель­ности младших школьников. «Мишень» коррекционного воздействия на уроке, как и во внеклассной работе, — поведение ребенка в про­цессе учебной деятельности (на всех этапах).

Возможна, например, такая модель дня младших школьников. Атмосфера школьного утра определяет эмоциональный тон всего дня. В первые минуты пребывания детей в школе уместны игры то­низирующие, настраивающие на работу. Пока не собрались все дети, с теми, кто уже пришел, можно провести игру «Телевизор». Учитель предлагает каждому ребенку «настроить телевизор на любимую про­грамму», т. е. с помощью красок и кисточки окрасить воду в баночке (на стеклянную баночку предварительно наклеивается вырезанный из бумаги контур телевизионного экрана). Игра выполняет также и диагностическую функцию, так как выбранный ребенком цвет ука­зывает на его актуальное эмоциональное состояние.

Первый урок (математика). Во время физкультминутки прово­дится игра «Наш класс». Учитель называет определенный цвет, например зеленый, и предлагает детям найти в классе все предметы этого цвета. Выигрывает тот, кто назвал последний предмет.

Второй урок (чтение). Используя метод библиотерапии, детям пред­лагают придумать продолжение к рассказу «Попугай» Н. Г. Гарина-Михайловского. При выполнении этого задания в центре внимания

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

учителя — дети с демонстративным поведением, упрямые и каприз­ные. Важно выявить отношение школьников к главной героине — капризуле Нике, эмоциональную оценку поведения девочки, предло­женные детьми варианты альтернативного поведения.

Во время динамического часа (между вторым и третьим урока­ми) или прогулки приоритет следует отдать подвижным играм. Они не только удовлетворяют потребность детей в активном поведении, но и придают их поведению через правила игры организованную целесообразность. Детям особенно нравятся игры с элементами со­ревновательности.

Третий урок (письмо). После выполнения сложного учебного за­дания, требующего длительного напряжения, — минута отдыха — музыкальная пауза. Дети участвуют в образно-ритмической импро­визации, выстукивая карандашом контрастное звучание: капель — дождь — шаг человека — ход конницы — движение поезда и др.

Четвертый урок (рисование). Используя другой метод арттера-пии — рисование, детям предлагают сделать иллюстрации к расска­зу «Попугай». Следует обратить внимание на рисунки агрессивных детей: каков сюжет рисунка и в какой цветовой гамме он решен.

Дневной сон — сон под спокойную музыку.

На переменах целесообразно проведение игр, главное назначение которых — приостановить развивающееся в процессе занятий тор­можение коры головного мозга, снять утомление, дать адекватную разрядку эмоциональному и умственному напряжению. Для пере­мен хороши ролевые игры с приговорами. Приговор помогает пси­хологически настроиться на игру, задает без назидания правила игры.

Например, игра «Курочка и цыплята». Играющие по считалке выбирают «курочку» и «ворона». Остальные дети — «цыплята». «Ворон» отходит в сторону, а «цыплята» выстраиваются позади «курочки» друг за другом. «Ворон» спрашивает:

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На мельницу.

— Курочка-рябушечка, зачем пошла?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, кому вода?

— Ребятушкам.

Затем «ворон» бросается то в одну, то в другую сторону, пыта­ясь схватить «цыпленка». А «цыплята» стараются увильнуть от «ворона».

Возбужденность детей после игровых перемен можно снять с по­мощью молчанок. В тексте молчанки определена мера наказания для проигравшего:560

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...