Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль групповой работы в развитии коммуникативных УУД обучающихся в процессе обучения математике

 

Групповая работа учащихся при обучении математике играет важную роль в развитии коммуникативных УУД поскольку в настоящее время актуальна проблема обеспечения непрерывности образования, обусловленная возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной коммуникативности, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом динамикой развития коммуникативных навыков учащихся. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития обучающихся, со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого развития коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Возрастает роль коммуникативного взаимодействия и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.

Коммуникативность придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества при групповом обучении: умение слушать и вступать в учебный диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить конструктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К компонентам коммуникативных УУД, согласно Г. А. Цукерман [42] относят:

- информационно-обменный состоит в обмене информации между общающимися;

- интерактивный – в организации взаимодействия между общающимися;

- перцептивный заключается в восприятии друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Для развития коммуникативных УУД при работе в группе учитель может использовать ниже перечисленные приемы.

- Давать ученикам время на обдумывание их ответов в группе.

- Обращать своё внимание и внимание учащихся на ответы их товарищей.

- Поддерживать все идеи, независимо от того, верны они или нет.

- Предоставлять возможность ученикам задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, в случае расхождений во мнениях.

- Задавать уточняющие вопросы автору идеи, если она было выражена непонятно для остальных учащихся [29].

Все эти приемы легко и эффективно применяются в процессе групповой работы.

В учебниках по математике предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике, используются игровые ситуации, выполняя которые, ученики учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, так как каждый учащийся имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.

Участие обучающихся в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные учащиеся преодолевают страх.

Роль групповой работы при обучении математике носит популярный характер в стратегии развития коммуникативных универсальных учебных действий,так как она дает всем обучающимся возможность участвовать вработе, опробовать на практике навыки сотрудничества, межличностного общения, а именно, умение активно слушать, вырабатывать совместное мнение, конструктивно разрешать возникающие в процессе групповой работы разногласия. Работа в группе – неотъемлемая часть большинства методов обучения, направленных на развитие коммуникативных УУД, например таких, как: мозаика, дебаты, общественные слушания, успешность которых обеспечивают коммуникативные универсальные учебные действия (таблица 1).

Далее в таблице рассмотрим влияние групповой работы на развитие коммуникативных УУД.

 

 

Таблица 1 - Влияние групповой работы на развитие коммуникативных УУД

Коммуникативные УУД Формы групповой работы Результат сформированности коммуникативных УУД
1 2 3 4
1 Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. - мозговой штурм; - диспут; - дискуссия; - работа в парах; - умение слушать и слышать друг друга; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме; - готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2 Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия - мозговой штурм; - ментальная карта; - составление краткой записи задачи и ее решение в парах.   - понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; - готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
3 Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - составление краткой записи задачи в парах; - обсуждение методов решения задачи; - кейс-метод. - определение цели и функций участников, способов взаимодействия; - планирование общих способов работы; - обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; - способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).
4 Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) - мозговой штурм; - диспут; - проект; - поиск и исправление ошибок в парах; - задание на сопоставление в парах; - взаимоконтроль. - умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников; - умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий.
5 Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. - задания на сопоставление в парах; - взаимный диктант; - составление вопросов в группах; - взаимоконтроль. - уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; - адекватное межличностное восприятие; - готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

 

Опираясь на предложенные А. Г. Асмоловым типовые задания [40], мы разработали собственные, которые и предлагаем к использованию с целью формирования коммуникативных УУД (см. таблицу 2).

 

Таблица 2 - Типовые задания на развитие коммуникативных УУД учащихся при групповой работе

Коммуникативная задача Задание Цель Форма работы
1 2 3 4 5
1 Учёт позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках «Общее мнение» по вопросу Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. Работа в парах или в группах по 3–4 человека.
2 На организацию и осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках Совместное решение задачи   Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Работа в парах или в группах по 3–4 человека.
3 На передачу информации и отображению предметного содержания «Компьютерная презентация» Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. Работа в парах или в группах по 3–4 человека

 

Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Под группой будем понимать определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель [16].

Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:

- собрание-дискуссия, или групповое интервью – это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;

- собрание исследователей и изобретателей – это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;

- собрание-принятие решения – это собрание, где группа принимает решение по данной проблеме [23].

 

Итак, групповая работа при обучении математике – это совместная деятельность учащихся в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем [17]. Для 5 классов оптимальное количество участников группы составляет 5-6 участников. Участники группы сами устанавливают правила общения, самостоятельно контролируют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы.

 

Групповая работа по математике в 5 классах преследует следующие цели:

- улучшение информированности членов группы, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание;

- разработку новых идей, решений, увеличение активности членов группы и побуждение их к нахождению новых вариантов;

- создание группы единомышленников, способных к совместной работе и взаимопомощи;

- осуществление разноаспектной экспертизы любой идеи посредством совместного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и моделированию возможных проблем.

 

Работа в группе, руководствуясь особенностям развития коммуникативных УУД обучающихся 5 класса при обучении математике позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность развивать способность сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля, а вероятность лично оценить свою работу развивает интерес к математике.

Согласно работам М. А. Мкртчяна, в ходе ведения групповой работы выделяются следующие компоненты:

- постановка познавательной математической задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение математического задания, анализ результатов;

- обсуждение общего задания группы (критика, дополнения, уточнения);

- сообщение о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении определенной задачи [37].

На практике зачастую применяются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм, групповой опрос, общественный смотр знаний, работа в парах, метод мозаики. Далее попытаемся более подробно описать отдельные методы обучения для наглядного представления о каждом с целью выявления положительных сторон применения в процессе групповой работы.

Кооперативное обучение – это способ взаимодействия обучающихся в небольших группах, объединенных с целью решения общей задачи (рисунок 1) [18].

Рисунок 1. Кооперативное обучение

 

Элементы кооперативного обучения математике в 5 классе: положительная взаимозависимость, индивидуальная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.

Однородная групповая деятельность подразумевает выполнение небольшими группами обучающихся одного и того же математического задания, а дифференцированная – разных задач разными группами. В процессе работы поощряется коллективное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы обучающихся на уроке математике, в существенной степени увеличивается индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны педагога, так и своих товарищей. К тому же помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, потому как его знания актуализируются, фиксируются именно при разъяснении своему однокласснику [34]. Групповая дискуссия – это способ организации совместной работы обучающихся под руководством педагога с целью решить групповые задания. Применение способа дает возможность спроектировать поле мотивации, дающее обучающимся возможность увидеть различные стороны проблемы, уточнить точки зрения каждого участника группы, поднять интерес учащихся к проблеме [25]. Мозговой штурм, или свободное выражение мыслей, приводит к генерации большого количества идей. Во время мозгового штурма обучающиеся концентрируют внимание высказывании всех своих идей, какими бы странными и непривлекательными, на первый взгляд, они ни выглядели (рисунок 2).

Рисунок 2. Мозговой штурм

 

Групповой опрос проводится с целью повторения и закрепления материала после окончания определенного раздела программы. В период группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает любого члена своей группы. При этом ответы учащегося комментируют, расширяют и вместе дают оценку все члены группы. Список вопросов к этому занятию составляет педагог. Опрос проводится во всех группах одновременно. Разговор происходит тихо, чтобы никак не мешать друг другу. Помимо высокой насыщенности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения обучающихся, данная форма организации коллективной работы способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за собственную учебу [19].

В концепции разных форм групповой работы общественный смотр знаний занимает особое положение. В его организации весьма важно грамотно провести подготовительный этап. Время подготовки зависит от содержания смотра, его трудности, уровня знаний и умений обучающихся. В этап подготовки класс разбивается в группы по 4-6 человек во главе с консультантом. С целью наиболее полной подготовки педагог предварительно составляет список вопросов, задач, практических и других разновидностей работ, которые обучающиеся должны повторить. Педагог в этап подготовки работает главным образом с консультантами, распоряжаясь через них работой групп. В классе производится экспозиция работ обучающихся. Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, члены жюри рассаживаются так, чтобы были видимы доска и класс. После торжественного открытия приступает к собственным обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием разновидностей работ (письменных, устных, решения задач, задач на сообразительность и т.п.). Часть обучающихся выполняют работу у доски, часть, - сидя за партами, часть дают ответы е места. После каждого ответа, если он недостаточно полный, обучающиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Жюри, если посчитает необходимым, имеет возможность задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть учтена и фронтальная работа (небольшой диктант, перфокарты и т.п.) В программу смотра могут являться интегрированы развлекательные компоненты, домашние заготовки. Итоги общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Совместно с личными оценками, полученными каждым учащимся, сообщаются сведения, характеризующие работу групп [20].

 

При организации парной работы два ученика выполняют какую-либо часть деятельность вместе. Если все пары выполняют одно и то же задание – работа единая, в случае если различные – дифференцированная.

 

В. К. Дьяченко [12] рассматривает парную работу как независимую общую форму организации обучения. Он подходит к формам обучения как структурам общения между обучающим и обучаемым, взаимодействие же впаре и группе происходит по-разному. Принимая традиционный подход к общим формам общения, парную работу считают разновидностью групповой, так как она сохраняет все особенности групповой работы: сотрудничество обучающихся в парах, значение учителя – опосредованное управление через инструктажи, памятки.

Еще один возможный вид сотрудничества, кооперации и повышения уровня «Я умею, Я познаю» у обучающегося 5 класса. Условно его называют метод мозаики. Обучающихся распределяют в группы по 5-6 человек, с разными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению [18].

 

Учитель разбивает исследуемую тему на 6 или 5 частей, в зависимости от числа человек в группе, и каждый обучающийся становится специалистом по своей части. Вначале все специалисты собираются вместе с целью освоения материала. Далее они расходятся по своим группам и обучают своих партнеров. У каждого члена группы есть, фигурально говоря «кусочек мозаики». Поэтому уверенные в себе школьники должны слушать стеснительных и учиться у них, и стеснительные в скором времени понимают, что они в состоянии сообщить своим сверстникам нечто важное.

 

Выводы по первой главе

Таким образом, приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей реализации стандартов становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания дисциплин.

В этой связи, важнейшей задачей современной системы образования является развитие коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта при групповой работе. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Актуальность развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении математике обусловлена следующими факторами:

- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного разнообразия российского общества.

У обучающихся 5 класса развиваются мировосприятие, складывается система представлений не только о математических знаниях, но и о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную самоидентификацию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...