Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая карта учебного занятия – 2

Методические рекомендации. Для максимальной продуктивности и наилучшего усвоения материала приводить метапредметные примеры задач при объяснении новой темы.

Предмет: математика

Тема учебного занятия: «Задачи на движение двух объектов»

Цель учебного занятия:

 

Расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество; побуждение учеников к самоанализу своей деятельности с помощью групповой работы. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать.

 

способствовать развитию умения решать задачи на движение.

 

Планируемые результаты ( таблица 4 ):

 

личностные: способствовать повышению потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;

 

метапредметные: способствовать развитию умения оценивать свою деятельность, высказывать свои суждения, предложения, аргументы; развитие способности корректировать свою деятельность в ходе урока; использовать изученный материал для решения задач в курсе физики.

 

предметные: научить понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»; проводить классификацию задач по виду движения; научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях; имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач.

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Оборудование и материалы: компьютер, доска, проектор, на партах листы с заданиями, таблицами для заполнения и пустые листы для работы в парах, учебник С. М. Никольский. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2017. 256 с.


Таблица 2 - Технологическая карта учебного занятия по развитию коммуникативных УУД

 

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные
      учебные действия
       
       
1.Этап мотивации В начале урока учащимся предлагается Настрой на работу. Коммуникативные
(самоопределения логическая задача.   УУД на этом этапе
) к учебной Вася и Коля живут в одном доме в одном Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, развиваются за счет
деятельности. подъезде. Вася живет на 5 этаже, а Коля на 1 аргументируют. Учитель и учащиеся планирования
  этаже. Мальчики решили пойти гулять и отрицают (приводят контрпример) или учебного
  побежали друг к другу. Встретились они на 4 подтверждают решение. сотрудничества
  этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика   учащегося с учителем и
  больше скорости другого? -Это задача на движение. сверстниками в
  Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее   процессе определения
  можно отнести?   объекта изучения при
  Сегодня на уроке мы с вами будем   решении логической
  рассматривать задачи на движение. Запишите в   задачи.
  тетрадях тему урока «Измерение величин».    
      Личностные:
      самоопределение;
      Регулятивные:
      целеполагание.
       

 

 


 

 

 

Продолжение таблицы 2

         
                 
 

Актуализация

 

- Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь

 

Воспроизвели и зафиксировали знания,

 

Коммуникативные

 
         
  знаний, пробного   нередко бывают задачи на движение. В них   формулировка вопросов, на которые должны   УУД: информационно-  
  учебного   движутся пешеходы, велосипедисты,   дать ответ в ходе изучения темы.   коммуникативный  
  действия.   мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и       компонент развивается  
      т.д. Вы с задачами на движение еще будете   Активизировали соответствующие   в процессе беседы в  
      сталкиваться и в жизни, и на уроках физики. На   мыслительные операции (анализ, синтез,   среде учащихся во  
      какие вопросы вы хотели бы найти ответ   сравнение, обобщение, классификация,   время планирования  
      сегодня на уроке, чему научиться?   аналогия и т.д.) и познавательные процессы   учебного  
      - виды задач на движение;   (внимание, память и т.д.);   сотрудничества.  
      - что общего у них и в чем различие;          
      - способы решения?   Актуализировали норму пробного учебного   Познавательные:  
      Какова цель нашего урока?   действия («знаю» - «хочу узнать» - «узнал»);   самостоятельное  
      (Познакомиться с различными видами задач на       выделение и  
      движение, уметь находить общее и различие,       формулирование  
      познакомиться со способами решения этих       познавательной цели.  
      задач)       Логические –  
      - Вспомните, связь между какими величинами   - скорость, время, расстояние.   Актуализация  
      существует при решении задач на движение?       мыслительных операций,  
      - Как найти скорость (время, расстояние), если   - S=V∙t, V=S:t, t=S:V   необходимых для  
      известны другие величины?       решения задач урока.  
                 

 


Продолжение таблицы 2

   
       
 

Решение задач №1-№3:

   
     
  Задача №1. Скорость движения пешехода 6    
  км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?    
  Задача №2. Расстояние между населенными Повторили пройденный материал,  
  пунктами 36 км. Скорость движения пешехода необходимый для успешного освоения темы.  
  12км\ч. За какое время он пройдет это    
  расстояние?    
  Задача №3. Расстояние между населенными    
  пунктами 24 км. Пешеход прошел его за 3 часа.    
  Какова скорость пешехода?    
       
3. Фиксация Учитель предлагает учащимся групповую Попытались самостоятельно выполнить Коммуникативные
затруднений. работу: работа в парах постоянного состава. индивидуальное УУД: информационно-
  Ребята обсуждают ответ на вопрос учителя и задание на применение нового знания, коммуникативный
  поднимают руку для ответа. запланированного для компонент развивается
  - Ребята, какие виды движений вы знаете? изучения на данном уроке. в процессе беседы в
      среде учащихся во
    Зафиксировали возникшее затруднение в время планирования
    выполнении пробного действия или его учебного
    обосновании: сотрудничества.
    -движение в одном направлении и движение  
       
       

 


Продолжение таблицы 2    
     
Как вы думаете, сколько всего видов задач на в разные стороны (2 вида); Регулятивные:
движения по прямой? Какие? - движение из одного пункта и движение из целеполагание,
  разных пунктов (2 вида). прогнозирование.
  - четыре (2х2), движение в одном Познавательные: выбор
  направлении из одного пункта, движение в наиболее эффективных
  одном направлении из разных пунктов, способов решения задач
Задача №4.Расстояние между городами А и В движение в разные стороны из одного пункта в зависимости от
равно 435 км. Из города А в город В со и движение в разные стороны из разных конкретных условий.

скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а пунктов.

Логические –
через час после этого навстречу ему из города В   формулирование
выехал со скоростью 65 км/ч второй   проблемы;
автомобиль. На каком расстоянии от города А   -анализ обьектов с целью
автомобили встретятся? Ответ дайте в   выделения признака.
километрах.    

 

Задача №5 Два пешехода отправляются в одном Ответы детей:
направлении одновременно из одного и того же - Через час после выезда первого автомобиля
места на прогулку по аллее парка. Скорость расстояние между автомобилями стало равно
первого на 1,5 км/ч больше скорости второго. 435 - 60 = 375 (км),
   
   

Продолжение таблицы 2

 

  Через сколько минут расстояние между

поэтому автомобили встретятся через время t

 
  пешеходами станет равным 300 метрам?

365

= 3 (ч). Таким образом, до момента

 
 

Проблема

= 60+65  
 

встречи первый автомобиль будет находиться

 
     
  1. Когда скорость сближения и удаления равна

в пути 4 часа и проедет

 
     
  сумме скоростей участников движения?

60 · 4 = 240 (км).

 
     
  2. Когда разности скоростей?        
  3. От чего это зависит?        
   

Время t в часах, за которое расстояние между

 
   

пешеходами станет равным 300 метрам, т. е.

 
   

0,3 км, находим по формуле

 
     

t = 0,3:(v + 1,5 - v) = 0,3:1,5 = 0,2(ч).

 
   

Следовательно, это время составляет 12

 
   

минут».

 
   

 

 
4.Построение Групповая работа:

Рассматриваются идеи

Коммуникативные
проекта выхода Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли

решили (фронтально, в группах, в парах)

УУД: развивается
из затруднения исследователей. Вы должны порешать

несколько типовых заданий на новый способ

перцептивный
  предложенные задачи и ответить на

действия;

компонент, который
  поставленные вопросы:

при этом проговаривали вслух выполненные

заключается в
   

 

   
   

 

   

Продолжение таблицы 2

 

 

1. Когда скорость сближения и удаления равна шаги и их обоснование - определения,

сумме скоростей участников движения?

алгоритмы, свойства и т.д.  
2. Когда разности скоростей? Ответы детей
3. От чего это зависит?  

 

Задача 1.

 

Расстояние между городами А и В 720 км. Из А

 

в В вышел

 

скорый поезд со скоростью 80 км/ч. Через 2 часа

 

навстречу ему из В в А вышел пассажирский

 

поезд со скоростью 60 км/ч. Через какое время

они встретятся?

 

                         1 способ:

 

1) AC 80∙ 2= 160 (км).

 

Зная АС и АВ, определим ВС – расстояние, где

 

поезда одновременно

 

двигались до встречи.

 


 

 

Восприятии друг друга

 

 

Партнёрами по

 

Общению и

 

Установления на этой

 

Основе

 

Взаимопонимания.

 

 

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные: планирование учебной деятельности


 


Продолжение таблицы 2

 

                                                                                                                                                              

 

3) 80 +60 =140 (км/ч) – скорость сближения поездов.

 

4) 560:140= 4 (ч) – время до встречи.

 

2 способ

 

Обозначим t встр = x ч. Применив формулу пути S

 

=V∙ t и используя Вывод: при движении в разных направлениях
факт, который легко видеть на рисунке, – AC+  
BC =AB, можно  
составить уравнение 80∙ 2+ 80x+ 60x= 720.  
Решив его, получим, что x= 4.
Задача 2.  

 

В 8 ч с аэродрома вылетели одновременно в противоположных направлениях два самолета. В 11 ч расстояние между ними было 3540 км.

Один из них летел со скоростью 620км/ч.

С какой скоростью летел другой самолет?

 

 


Продолжение таблицы 2

 

 

Обозначим через x км/ч скорость второго

 

самолета, тогда

 

(620+х) км/ч – скорость удаления самолетов друг

 

от друга. За 3 ч они

 

удалятся на (620+ x) ∙3 км, что составляет 3540

 

км. Отсюда решаем                                                   Вывод: при движении в одном направлении

 

уравнение: (620+ x) ∙ 3= 3540.

 

620+х=1180,

 

X=5 60.

 

Ответ: 560 км/ч.

 

 

Задача 3.

 

Сережа заметил идущий на остановку автобус в

180 м позади себя. Чтобы не опоздать,

он побежал и через 12 с прибежал на остановку

одновременно с автобусом. С какой скоростью

 


Продолжение таблицы 2

 

 

пришлось бежать Сереже, если известно, что

 

автобус движется со

 

скоростью 19 м/с?

 

                            I способ:

       180:12 =15 (м/с) – скорость их сближения.

       19 -15 =4 (м/с) – скорость, с которой бежал

       Сергей.

 

При выполнении второго действия применяем

 

V сближ= V 1+ V 2, откуда V 2= V 1+ V сближ.

 

Краткая запись решения по I способу: 19- (180

 

:12) = 4 (м/с).

 

Очевидно, что задачу можно было легко решить

 

и с помощью

 

уравнения, обозначив скорость Сережи через x

 

м/с.

 

                              II способ:

(19- x) ∙ 12= 180.

 

Выполните самостоятельно решение задачи

 

этим способом.

 

Приведем и арифметический способ решения

 


Продолжение таблицы 2

 

 

задачи.

 

                                III способ.

 

19∙ 12= 228 (м)– путь, пройденный автобусом до остановки.

 

228- 180= 48 (м) – путь, который преодолел Сережа.

 

                               48:12= 4 (м/с) – скорость Сергея.

 

Ответ: 4 м/с.

 

Задача 4.

 

Собака гонится за лисой со скоростью 700

 

м/мин, а лиса

 

убегает от нее со скоростью 850 м/мин. Сейчас

 

между собакой и

 

лисой 400 м. Каким станет расстояние между

 

ними через 7 минут?

 

Из чертежа видно, что выполняется равенство

 

BA + CB = DA + CD,где:

 


Продолжение таблицы 2

 

 

BA = 400 м – это первоначальное расстояние

 

между собакой и лисой.

 

BC – это расстояние, на которое убежала лиса за

 

7 минут.

 

AD – это расстояние, которое преодолела собака

 

за 7 минут.

 

CD – это искомое расстояние, т.е. конечное

 

расстояние между

 

собакой и лисой (спустя 7 минут).

 

Значит, искомое расстояние можно определить

 

так:

 

DC = (BA + CB) - AD

 

или

 

S = (400+ S лисы)– S собаки.

 

Итак, выполняем действия:

 

                                 700 ∙ 7 = 4900 (м) – Sсобаки.

850 ∙ 7 = 5950 (м) – Sлисы.

(400 + 5950) – 4900 = 1450 (м) – искомое расстояние S.

5. Первичное Задача №8. Из дома и школы, расстояние между Решили несколько типовых заданий Регулятивные:

 


 

Продолжение таблицы 2

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Закрепление с

 

которыми 160 м, вышли и одновременно пошли

 

фронтально на новый способ действий;

 

выделение и осознание

              проговариванием  

навстречу друг другу мальчик и девочка.

 

 

 

того, что усвоено, что

    во внешней речи.  

Скорость мальчика 100 м/мин, девочки – 60

 

При этом проговаривали вслух выполненные

 

ещё подлежит усвоению

       

м/мин. Через сколько минут они встретятся?

 

шаги – определения, алгоритмы решения

 

 

       

Задача №9. Из дома и магазина, расстояние

 

 

 

 

       

между которыми 160 м, вышли и одновременно

 

 

 

 

       

пошли в одном направлении мальчик и девочка.

 

 

 

 

       

Скорость мальчика 100 м/мин, девочки – 60

 

 

 

 

       

м/мин, причем, мальчик догоняет девочку. Через

 

 

 

 

       

сколько минут они встретятся

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

    6.  

самостоятельное выполнение учащимися

 

Самостоятельно выполняют типовые задания

 

Коммуникативные

    Самостоятельная  

типовых заданий на новый способ действия;

 

на новый способ действия

 

УУД: развивается

    работа с  

организовывается самопроверка учащимися

 

Выполняют самопроверку по эталону

 

Интерактивный

    самопроверкой.  

своих решений по эталону;

 

Выявляют причины ошибок и их исправление

 

Компонент на основе

       

Самостоятельная работа

 

 

 

Организации

       

 

 

 

 

 

 

Взаимодействия между

       

Вариант 1

Вариант 2

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

Общающимися во

       

1. Из одного

1. Два

 

 

 

         

пункта в

пешехода

 

 

 

 

Время построения

       

противоположн

одновременно

 

 

 

 

Краткой записи к

       

ых

вышли

 

 

 

 

Задаче, выстраивания

       

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

                                       

 


Продолжение таблицы 2

 

 

направлениях навстречу друг
вышли два другу из двух
пешехода. пунктов,
Скорость расстояние
одного из них 5 между
км/ч, другого – которыми 18
4 км/ч. Какое км. Скорость
расстояние одного из них 5
будет между км/ч, другого –
ними через 3ч? 4 км/ч. Через
  сколько часов
  они
  встретятся?
   
2. Из села 2. Из двух
вышел пешеход пунктов,
со скоростью 4 удаленных
км/ч. Через 3 друг от друга
часа вслед за на 30 км,
ним выехал выехали
велосипедист одновременно
   

 


 

ее логических действий, то есть обмене действиями и при развитии умений правильно выражать свои мысли в процессе решения задачи.

 

Регулятивные

 

- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

 

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера


 


Продолжение таблицы 2

 

         

сделанных ошибок;

  со скоростью в одном    
  10 км/ч. За направлении     - контроль, оценка
  сколько часов два     Познавательные:
  велосипедист мотоциклиста.     - уметь добывать новые
  догонит Скорость     знания: находить ответы
  пешехода? первого 40     на вопросы, используя
    км/ч, второго     учебник, свой
    50 км/ч. Через     жизненный опыт и
    сколько часов     информацию,
    второй догонит     полученную на уроке
    первого?      
           
 

для учащихся, допустивших ошибки,

   
 

предоставляется возможность выявления

   
 

причин ошибок и их исправления

   
 

 

   
7. Итог урока.

организуется рефлексия и самооценка

Учащиеся осуществляют самооценку Коммуникативные
Рефлексия

учениками собственной учебной деятельности

собственной учебной деятельности, соотносят УУД:
учебной на уроке;     цель и результаты, степень их соответствия. информационный
деятельности.

учащиеся соотносят цель и результаты своей

Намечают перспективу последующей работы компонент развивается
 

учебной деятельности и фиксируют степень их

  через умение с
  соответствия;     - движение в одном направлении и движение достаточной полнотой
           
           

Продолжение таблицы 2

 

 

  1. Что называется скоростью сближения? в разные стороны; (2 вида) и точностью выражать
 

Скоростью удаления?

- движение из одного пункта и движение из свои мысли.
  1. Ребята, какие виды движений вы знаете? разных пунктов (2 вида).  
        Регулятивные:
        планирование, контроль,
        оценка, коррекция,
  2. Сколько всего видов задач на движения по   выделение и осознание
 

прямой? Какие?

  того, что усвоено, что
  3. Когда скорость сближения и удаления равна   ещё подлежит усвоению
 

сумме скоростей участников движения?

  Познавательные: умение
  4. Когда разности скоростей?   структурировать знания:
  5. От чего это зависит?   - самостоятельное
  6. Мы узнали ответы на все поставленные   выделение
 

вопросы?

  познавательной цели
  7. Значит, достигли мы с вами сегодня   Личностные:
 

поставленной цели на уроке?

  -смыслообразование;
 

Поднимите одну из карточек:

  -проведение самооценки
 

Зеленую,если вы поняли как находить скорости

  учениками работы на
 

сближения и удаления и научились проводить

  уроке, на основе
 

классификацию по виду задач на движение и у

  критерия успешности
         
         

Продолжение таблицы 2

   
         
 

вас все получилось на уроке;

 

учебной деятельности.

 
     
  Желтую, если вы все поняли, но не все      
  получилось на уроке;      
  Кра
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...