Технологическая карта учебного занятия – 2
Методические рекомендации. Для максимальной продуктивности и наилучшего усвоения материала приводить метапредметные примеры задач при объяснении новой темы. Предмет: математика Тема учебного занятия: «Задачи на движение двух объектов» Цель учебного занятия:
Расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество; побуждение учеников к самоанализу своей деятельности с помощью групповой работы. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать.
способствовать развитию умения решать задачи на движение.
Планируемые результаты ( таблица 4 ):
личностные: способствовать повышению потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
метапредметные: способствовать развитию умения оценивать свою деятельность, высказывать свои суждения, предложения, аргументы; развитие способности корректировать свою деятельность в ходе урока; использовать изученный материал для решения задач в курсе физики.
предметные: научить понимать термины «скорость сближения» и «скорость удаления»; проводить классификацию задач по виду движения; научиться составить схему по тексту задачи, решать простейшие задачи на движение в одном направлении и в разных направлениях; имеет возможность научиться выбирать более рациональный способ решения задач.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование и материалы: компьютер, доска, проектор, на партах листы с заданиями, таблицами для заполнения и пустые листы для работы в парах, учебник С. М. Никольский. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2017. 256 с.
Таблица 2 - Технологическая карта учебного занятия по развитию коммуникативных УУД
Актуализация | - Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь | Воспроизвели и зафиксировали знания, |
Коммуникативные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
знаний, пробного | нередко бывают задачи на движение. В них | формулировка вопросов, на которые должны | УУД: информационно- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
учебного | движутся пешеходы, велосипедисты, | дать ответ в ходе изучения темы. | коммуникативный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
действия. | мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и | компонент развивается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
т.д. Вы с задачами на движение еще будете | Активизировали соответствующие | в процессе беседы в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сталкиваться и в жизни, и на уроках физики. На | мыслительные операции (анализ, синтез, | среде учащихся во | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
какие вопросы вы хотели бы найти ответ | сравнение, обобщение, классификация, | время планирования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сегодня на уроке, чему научиться? | аналогия и т.д.) и познавательные процессы | учебного | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- виды задач на движение; | (внимание, память и т.д.); | сотрудничества. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- что общего у них и в чем различие; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- способы решения? | Актуализировали норму пробного учебного | Познавательные: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какова цель нашего урока? | действия («знаю» - «хочу узнать» - «узнал»); | самостоятельное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Познакомиться с различными видами задач на | выделение и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
движение, уметь находить общее и различие, | формулирование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
познакомиться со способами решения этих | познавательной цели. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
задач) | Логические – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вспомните, связь между какими величинами | - скорость, время, расстояние. | Актуализация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
существует при решении задач на движение? | мыслительных операций, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Как найти скорость (время, расстояние), если | - S=V∙t, V=S:t, t=S:V | необходимых для | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
известны другие величины? | решения задач урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Продолжение таблицы 2 | |||||
Решение задач №1-№3:
| |||||
Задача №1. Скорость движения пешехода 6 | |||||
км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа? | |||||
Задача №2. Расстояние между населенными | Повторили пройденный материал, | ||||
пунктами 36 км. Скорость движения пешехода | необходимый для успешного освоения темы. | ||||
12км\ч. За какое время он пройдет это | |||||
расстояние? | |||||
Задача №3. Расстояние между населенными | |||||
пунктами 24 км. Пешеход прошел его за 3 часа. | |||||
Какова скорость пешехода? | |||||
3. Фиксация | Учитель предлагает учащимся групповую | Попытались самостоятельно выполнить | Коммуникативные | ||
затруднений. | работу: работа в парах постоянного состава. | индивидуальное | УУД: информационно- | ||
Ребята обсуждают ответ на вопрос учителя и | задание на применение нового знания, | коммуникативный | |||
поднимают руку для ответа. | запланированного для | компонент развивается | |||
- Ребята, какие виды движений вы знаете? | изучения на данном уроке. | в процессе беседы в | |||
среде учащихся во | |||||
Зафиксировали возникшее затруднение в | время планирования | ||||
выполнении пробного действия или его | учебного | ||||
обосновании: | сотрудничества. | ||||
-движение в одном направлении и движение | |||||
Продолжение таблицы 2 | ||||
Как вы думаете, сколько всего видов задач на | в разные стороны (2 вида); | Регулятивные: | ||
движения по прямой? Какие? | - движение из одного пункта и движение из | целеполагание, | ||
разных пунктов (2 вида). | прогнозирование. | |||
- четыре (2х2), движение в одном | Познавательные: выбор | |||
направлении из одного пункта, движение в | наиболее эффективных | |||
одном направлении из разных пунктов, | способов решения задач | |||
Задача №4.Расстояние между городами А и В | движение в разные стороны из одного пункта | в зависимости от | ||
равно 435 км. Из города А в город В со | и движение в разные стороны из разных | конкретных условий. | ||
скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а пунктов.
| Логические – | |||
через час после этого навстречу ему из города В | формулирование | |||
выехал со скоростью 65 км/ч второй | проблемы; | |||
автомобиль. На каком расстоянии от города А | -анализ обьектов с целью | |||
автомобили встретятся? Ответ дайте в | выделения признака. | |||
километрах. |
Задача №5 Два пешехода отправляются в одном | Ответы детей: |
направлении одновременно из одного и того же | - Через час после выезда первого автомобиля |
места на прогулку по аллее парка. Скорость | расстояние между автомобилями стало равно |
первого на 1,5 км/ч больше скорости второго. | 435 - 60 = 375 (км), |
Продолжение таблицы 2
Через сколько минут расстояние между | поэтому автомобили встретятся через время t | ||||
пешеходами станет равным 300 метрам? | 365 | = 3 (ч). Таким образом, до момента | |||
Проблема | = | 60+65 | |||
встречи первый автомобиль будет находиться | |||||
1. Когда скорость сближения и удаления равна | в пути 4 часа и проедет | ||||
сумме скоростей участников движения? | 60 · 4 = 240 (км). | ||||
2. Когда разности скоростей? | |||||
3. От чего это зависит? | |||||
Время t в часах, за которое расстояние между | |||||
пешеходами станет равным 300 метрам, т. е. | |||||
0,3 км, находим по формуле | |||||
t = 0,3:(v + 1,5 - v) = 0,3:1,5 = 0,2(ч). | |||||
Следовательно, это время составляет 12 | |||||
минут». | |||||
| |||||
4.Построение | Групповая работа: | Рассматриваются идеи | Коммуникативные | ||
проекта выхода | Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли | решили (фронтально, в группах, в парах) | УУД: развивается | ||
из затруднения | исследователей. Вы должны порешать | несколько типовых заданий на новый способ | перцептивный | ||
предложенные задачи и ответить на | действия; | компонент, который | |||
поставленные вопросы: | при этом проговаривали вслух выполненные | заключается в | |||
| |||||
|
Продолжение таблицы 2
1. | Когда скорость сближения и удаления равна | шаги и их обоснование - определения, |
сумме скоростей участников движения? | алгоритмы, свойства и т.д. | |
2. | Когда разности скоростей? | Ответы детей |
3. | От чего это зависит? |
Задача 1.
Расстояние между городами А и В 720 км. Из А
|
|
в В вышел
скорый поезд со скоростью 80 км/ч. Через 2 часа
навстречу ему из В в А вышел пассажирский
поезд со скоростью 60 км/ч. Через какое время
они встретятся?
1 способ:
1) AC 80∙ 2= 160 (км).
Зная АС и АВ, определим ВС – расстояние, где
поезда одновременно
двигались до встречи.
Восприятии друг друга
Партнёрами по
Общению и
Установления на этой
Основе
Взаимопонимания.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания Личностные: планирование учебной деятельности
Продолжение таблицы 2
3) 80 +60 =140 (км/ч) – скорость сближения поездов.
4) 560:140= 4 (ч) – время до встречи.
2 способ
Обозначим t встр = x ч. Применив формулу пути S
=V∙ t и используя | Вывод: при движении в разных направлениях |
факт, который легко видеть на рисунке, – AC+ | |
BC =AB, можно | |
составить уравнение 80∙ 2+ 80x+ 60x= 720. | |
Решив его, получим, что x= 4. | |
Задача 2. |
В 8 ч с аэродрома вылетели одновременно в противоположных направлениях два самолета. В 11 ч расстояние между ними было 3540 км.
Один из них летел со скоростью 620км/ч.
С какой скоростью летел другой самолет?
Продолжение таблицы 2
Обозначим через x км/ч скорость второго
самолета, тогда
(620+х) км/ч – скорость удаления самолетов друг
от друга. За 3 ч они
удалятся на (620+ x) ∙3 км, что составляет 3540
км. Отсюда решаем Вывод: при движении в одном направлении
уравнение: (620+ x) ∙ 3= 3540.
620+х=1180,
X=5 60.
Ответ: 560 км/ч.
Задача 3.
Сережа заметил идущий на остановку автобус в
180 м позади себя. Чтобы не опоздать,
он побежал и через 12 с прибежал на остановку
одновременно с автобусом. С какой скоростью
Продолжение таблицы 2
пришлось бежать Сереже, если известно, что
автобус движется со
скоростью 19 м/с?
I способ:
180:12 =15 (м/с) – скорость их сближения.
19 -15 =4 (м/с) – скорость, с которой бежал
Сергей.
При выполнении второго действия применяем
V сближ= V 1+ V 2, откуда V 2= V 1+ V сближ.
Краткая запись решения по I способу: 19- (180
:12) = 4 (м/с).
Очевидно, что задачу можно было легко решить
и с помощью
уравнения, обозначив скорость Сережи через x
м/с.
II способ:
(19- x) ∙ 12= 180.
Выполните самостоятельно решение задачи
этим способом.
Приведем и арифметический способ решения
Продолжение таблицы 2
задачи.
III способ.
19∙ 12= 228 (м)– путь, пройденный автобусом до остановки.
228- 180= 48 (м) – путь, который преодолел Сережа.
48:12= 4 (м/с) – скорость Сергея.
Ответ: 4 м/с.
Задача 4.
Собака гонится за лисой со скоростью 700
м/мин, а лиса
убегает от нее со скоростью 850 м/мин. Сейчас
между собакой и
лисой 400 м. Каким станет расстояние между
ними через 7 минут?
Из чертежа видно, что выполняется равенство
BA + CB = DA + CD,где:
Продолжение таблицы 2
BA = 400 м – это первоначальное расстояние
между собакой и лисой.
BC – это расстояние, на которое убежала лиса за
7 минут.
AD – это расстояние, которое преодолела собака
за 7 минут.
CD – это искомое расстояние, т.е. конечное
расстояние между
собакой и лисой (спустя 7 минут).
Значит, искомое расстояние можно определить
так:
DC = (BA + CB) - AD
или
S = (400+ S лисы)– S собаки.
Итак, выполняем действия:
700 ∙ 7 = 4900 (м) – Sсобаки.
850 ∙ 7 = 5950 (м) – Sлисы.
(400 + 5950) – 4900 = 1450 (м) – искомое расстояние S.
5. Первичное | Задача №8. Из дома и школы, расстояние между Решили несколько типовых заданий | Регулятивные: |
Продолжение таблицы 2 |
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Закрепление с
которыми 160 м, вышли и одновременно пошли
фронтально на новый способ действий;
выделение и осознание
навстречу друг другу мальчик и девочка.
того, что усвоено, что
Скорость мальчика 100 м/мин, девочки – 60
При этом проговаривали вслух выполненные
ещё подлежит усвоению
м/мин. Через сколько минут они встретятся?
шаги – определения, алгоритмы решения
Задача №9. Из дома и магазина, расстояние
между которыми 160 м, вышли и одновременно
пошли в одном направлении мальчик и девочка.
Скорость мальчика 100 м/мин, девочки – 60
м/мин, причем, мальчик догоняет девочку. Через
сколько минут они встретятся
самостоятельное выполнение учащимися
Самостоятельно выполняют типовые задания
Коммуникативные
типовых заданий на новый способ действия;
на новый способ действия
УУД: развивается
организовывается самопроверка учащимися
Выполняют самопроверку по эталону
Интерактивный
своих решений по эталону;
Выявляют причины ошибок и их исправление
Компонент на основе
Самостоятельная работа
Организации
Взаимодействия между
Вариант 1
Вариант 2
Общающимися во
1. Из одного
1. Два
пункта в
пешехода
Время построения
противоположн
одновременно
Краткой записи к
ых
вышли
Задаче, выстраивания
Продолжение таблицы 2
направлениях | навстречу друг |
вышли два | другу из двух |
пешехода. | пунктов, |
Скорость | расстояние |
одного из них 5 | между |
км/ч, другого – | которыми 18 |
4 км/ч. Какое | км. Скорость |
расстояние | одного из них 5 |
будет между | км/ч, другого – |
ними через 3ч? | 4 км/ч. Через |
сколько часов | |
они | |
встретятся? | |
2. Из села | 2. Из двух |
вышел пешеход | пунктов, |
со скоростью 4 | удаленных |
км/ч. Через 3 | друг от друга |
часа вслед за | на 30 км, |
ним выехал | выехали |
велосипедист | одновременно |
ее логических действий, то есть обмене действиями и при развитии умений правильно выражать свои мысли в процессе решения задачи.
Регулятивные
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
Продолжение таблицы 2
сделанных ошибок; | |||||
со скоростью | в одном | ||||
10 км/ч. За | направлении | - контроль, оценка | |||
сколько часов | два | Познавательные: | |||
велосипедист | мотоциклиста. | - уметь добывать новые | |||
догонит | Скорость | знания: находить ответы | |||
пешехода? | первого 40 | на вопросы, используя | |||
км/ч, второго | учебник, свой | ||||
50 км/ч. Через | жизненный опыт и | ||||
сколько часов | информацию, | ||||
второй догонит | полученную на уроке | ||||
первого? | |||||
для учащихся, допустивших ошибки, | |||||
предоставляется возможность выявления | |||||
причин ошибок и их исправления | |||||
| |||||
7. Итог урока. | организуется рефлексия и самооценка | Учащиеся осуществляют самооценку | Коммуникативные | ||
Рефлексия | учениками собственной учебной деятельности | собственной учебной деятельности, соотносят | УУД: | ||
учебной | на уроке; | цель и результаты, степень их соответствия. | информационный | ||
деятельности. | учащиеся соотносят цель и результаты своей | Намечают перспективу последующей работы | компонент развивается | ||
учебной деятельности и фиксируют степень их | через умение с | ||||
соответствия; | - движение в одном направлении и движение | достаточной полнотой | |||
Продолжение таблицы 2
1. | Что называется скоростью сближения? | в разные стороны; (2 вида) | и точностью выражать | |
Скоростью удаления? | - движение из одного пункта и движение из | свои мысли. | ||
1. | Ребята, какие виды движений вы знаете? | разных пунктов (2 вида). | ||
Регулятивные: | ||||
планирование, контроль, | ||||
оценка, коррекция, | ||||
2. | Сколько всего видов задач на движения по | выделение и осознание | ||
прямой? Какие? | того, что усвоено, что | |||
3. | Когда скорость сближения и удаления равна | ещё подлежит усвоению | ||
сумме скоростей участников движения? | Познавательные: умение | |||
4. | Когда разности скоростей? | структурировать знания: | ||
5. | От чего это зависит? | - самостоятельное | ||
6. | Мы узнали ответы на все поставленные | выделение | ||
вопросы? | познавательной цели | |||
7. | Значит, достигли мы с вами сегодня | Личностные: | ||
поставленной цели на уроке? | -смыслообразование; | |||
Поднимите одну из карточек: | -проведение самооценки | |||
Зеленую,если вы поняли как находить скорости | учениками работы на | |||
сближения и удаления и научились проводить | уроке, на основе | |||
классификацию по виду задач на движение и у | критерия успешности | |||
Продолжение таблицы 2 | |||||
вас все получилось на уроке; | учебной деятельности. | ||||
Желтую, если вы все поняли, но не все | |||||
получилось на уроке; | |||||
Кра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|