Глава 2 организационно-дидактические материалы по обучению пятиклассников теме «измерение величин» в процессе развития коммуникативных УУД средствами технологий группового обучения
Картотека групповых работ по теме «Измерение величин», направленный на развитие коммуникативных УУД обучающихся 5 классов
В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Опираясь на классификацию коммуникативных УУД обучающихсяЛ. В. Занкова [14], в данном пункте представлена картотека дидактического раздаточного материала для групповой работы по главе «Измерение величин», и методические рекомендации, которые можно использовать на уроках математики в процесс развития коммуникативных УУД обучающихся 5 класса. Под дидактическим материалом либо раздаточным материалом согласно определению Е. С. Репацевича [2] будем понимать особый тип наглядного учебного пособия (преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.), раздаваемые обучающимся для самостоятельной работы в классе или дома, или демонстрируемые учителем перед всем классом. Ниже перечислим основные их виды. текстовые разработки дидактического материала для наработки и закрепления навыков работы с текстовой информацией у обучающихся, задания, содержащие проблемные вопросы, результат выполнения которых преследует формирование умения производить анализ, доказательство, нахождение причинно-следственных связей, сравнение и обобщение, экспериментальные задания, обобщенная методическая модель эксперимента (советы по формулировке цели предстоящего эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования и т.д.), задания на развитие у обучающихся воображения и творческого мышления, карточки-инструкции, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы, инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам, материалы для справок: «Спецоборудование для лабораторных работ: назначение приборов, алгоритмы нахождения решений, сноски на теоретический материал, на основе которого необходимо выполнять задание, тесты с возможностью самоконтроля и др.
Т. А. Денисова определяет групповую работу следующим образом: «Групповая работа – это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между обучающимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества» [2, с. 45].
Карточки-задания для развития коммуникативных УУД обучающихся Карточка 1 Задачи по вариантам Вариант 1 1. Самолёт компании Khlyustov.AIR взлетел в 11 ч 25 мин и летел на протяжении 1 ч 20 мин. Во сколько времени приземлился самолёт? 2. Сколько месяцев в году имеют строго по 30 дней? Строго по 31 дню? Вариант 2 1. Девочка купила абонемент на 6 посещений бассейна в месяц. Верно ли, что девочка посетит бассейн дважды в одну из недель. 2. Самолёт компании Khlyustov.AIR взлетел в 12 ч 25 мин и зашел на посадку в 16 ч 40 мин. Сколько времени находился в полёте самолёт? Ответы и решения для проверки Вариант 1: (1) 1 ч 20 мин + 11 ч 25 мин = 12 ч 45 мин; (2) 4: сентябрь, ноябрь, апрель, июнь; 7: январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь. Вариант 2: (1) да; (2)16 ч 40 мин – 12 ч 25 мин = 4 ч 15 мин. Данное задание направлено на развитие интерактивного компонента коммуникативных УУД с помощью самостоятельного решения текстовых задач и последующей взаимопроверкой. Карточка 2 1. Работая в парах, составьте задачу на движение для других групп.
2. Задача: от цветка A к цветку B одновременно вылетели два шмеля. Первый шмель летел весь путь с постоянной скоростью. Второй шмель первую половину расстояния летел со скоростью 66 м/мин., а вторую половину со скоростью, на 9 м/мин. меньшей скорости первого шмеля. В результате к цветку В прибыли вовремя оба шмеля. Какова скорость первого шмеля, если она меньше 36 м/мин. Ответ переведите в м/мин. При выполнении данного задания реализуется развитие коммуникативных УУД через совместное составление задачи в паре и взаимодействие с другими парами. Карточка 3 Резервуар имеет форму прямоугольного параллелепипеда длиной 30 см, шириной 20 см, и высотой 15 см. Сколько раз придётся наполнить жидкостью трёхлитровую ёмкость, чтобы её уровень в резервуаре был равен 15 см? Ответы и решения для проверки: найдем объём резервуара: 30 см · 20 см · 15 см = 9000 см3 – потребуется жидкости для заполнения 15 см резервуара; 9000 см3 / 3000 см3 = 3 раза придётся наполнить ёмкость. В процессе выполнения этого задания у обучающихся развивается умение вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, умение аргументировать свой ответ, умение ставить вопросы, правильно выражать свои мысли, предлагать помощь и сотрудничество, умение работать в команде для достижения общей, оценивать работу других участников группы, благодаря чему реализуется развитие перцептивного, информационного и интерактивный компоненты коммуникативных УУД. Карточка 4 Задание: две дрезины выдвинулись в одно время из пункта. Скорость первой дрезины 3 км/ч, а второй 4 км/ч. На каком расстоянии они будут по отношению друг к другу спустя 3 ч. Ответы и решения для самопроверки: 3 км/ч · 3 ч = 9 км пройдет 1-ый турист за 3 часа; 4 км/ч · 3 ч = 12 км пройдет 2-ой турист за 3 часа; 12 км – 9 км = 3 км – расстояние между туристами через 3 часа. В процессе выполнения этого задания развиваются коммуникативные УУД через совместное обсуждение задачи, выделение различных вариантов движения объектов, а также распределения того, кому какой вариант решать. Карточка 5 Вариант 1. Из пункта А в пункт В автомобиль ехал по шоссе протяженностью 210 километров, а возвращался назад по грунтовой дороге протяженность. 160 километров, потратив на дорогу из A в B на 1 час меньше, чем на обратную дорогу. Определить, какова была скорость автомобиля по грунтовой дороге при условии, что разница его скорости по грунту от скорости по шоссе равна 30 километров в час.
Автомобиль ВАЗ 2109 утром выехал из города N в село G. В то же время из того же пункта отправился другой автомобиль, ровно половину расстояния двигался со средней скоростью на 12 км/ч меньшей, чем ВАЗ 2109, но вторую часть пути он двигался со скоростью 72 км/ч. В назначенное время оба автомобиля прибыли в село G одновременно. Рассчитать скорость ВАЗ 2109, опираясь на то, что она больше 51 км/ч. Вариант 2. Автомобили ВАЗ 2109 и ВАЗ 2107 утром выехали из города N в село G, ВАЗ 2109 на протяжении всего пути ехал с постоянной скоростью, когда ВАЗ 2107 проехал первую половину пути со скоростью 66 км/час, а вторую со скоростью 60 км/час. Найти скорость автомобиля ВАЗ 2109 (в км/час), если в село G обе машины прибыли одновременно. Рафт с экипажем спускался 12 км по течению реки и 2 км против течения. Весь маршрут длился 1,4 часа. Вычислите собственную скорость рафта при скорости течения реки 5 км/ч не учитывая помощь экипажа. В процессе выполнения этого задания, обучающиеся вступают в учебный диалог с одноклассниками, задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, благодаря чему развиваются коммуникативные УУД. Карточка 6 Решите ниже перечисленные задачи на зависимость величин (скорость, время и расстояние). На нахождение пути: 1. Скорость движения эскалатора 15 км/ч, а скорость Игоря 21 км/ч. Игорь двигался по эскалатору 0,2 ч, и далее двигался пешком 2 ч. Какой путь пройдет Игорь за все это время по эскалатору? 2. В заливе потоки воды развивают скорость 4 км/ч, дельфин плывет со скоростью 14 км/ч, и плавал на протяжении 3 часов против течения в заливе, и еще 1 час в бухте со стоячей водой. Вычислить в км расстояние, преодолённое дельфином за всё время против течения? 3. Титаник развивает скорость 26 км/ч в неподвижной воде. Изначально двигаясь по течению швартуется на стоянку с последующим возвращением в отправной порт. Скорость воды 6 км/ч, и после стоянки в 4 часа возвращается в начальный пункт спустя 27 часов. Какое расстояние Титаник преодолел за весь круиз?
На нахождение времени: 1. Бревно и бобёр плывут по ручью, скорость ручья 3 км/ч. Через сколько Шляпа и плот плывут по реке, Vр=3 км/ч. Спустя какое время они настигнут друг друга? 2. Vветки=9 км/ч, Vбобра=6 км/ч, S=36 км. Сколько времени осталось до того, как ветку настигнет бобёр? На нахождение скорости: 1. В полдень от берега отплыл рыбак, а в двадцать один час другой рыбак, догнавший первого на расстоянии 24 км от берега. Какова скорость течения при собственной скорости второго рыбака 20 км/ч. 2. Байдарочник проплыл на каноэ вверх по реке 21 км, затем обратно спустился на байдарке. В каноэ он плыл на 9 ч меньше, чем на байдарке. Вычислить скорость течения, если скорость лодки в стоячей воде 12 км/ч. 3. Фрегат проплыл 35 км вверх по течению реки и на 18 км поднялся по ее притоку за 8 ч. Скорость течения реки на 1 км/ч меньше скорости течения в ее притоке. Какова скорость течения реки, если скорость фрегата в стоячей воде 10 км/ч? При помощи распределения обязанностей среди членов группы, а также через умение работать в команде, в ходе защиты решения развивается умение правильно выражать свои мысли, у обучающихся происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий в ходе решения заданий данной карточки. Таким образом, рекомендуемые здесь задания для групповой работы способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5-ых классов при изучении темы: «Измерение величин». Карточка 7 Скорость лодки в стоячей воде равна 17 км/ч, а скорость течения реки – 4 км/ч. Какая скорость лодки по течению и скорость лодки против течения? Ответы и решения для проверки: 17 км/ч + 4 км/ч = 21 км/ч – скорость лодки по течению; 17 км/ч – 4 км/ч = 13 км/ч – скорость лодки против течения. Методические рекомендации. Для выполнения данного задания лучше всего организовать мозговой штурм. Обучающиеся делятся на 2 группы. Первая группа предлагает различные способы организации движения туристов, а вторая группа подвергает их критике. Во время выполнения данного задания развиваются коммуникативные УУД за счет развития умения правильно высказывать свои мысли во время выдвижения идей и их критике, а также благодаря работе внутри каждой группы. Таким образом, составленные нами задания для групповой работы способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся 5-ых классов при изучении главы «Измерение величин».
2.2 Методические указания организации обучения теме «Измерение величин», направленный на развитие коммуникативных УУД обучающихся 5 классов посредством групповой формы работы
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить учебное занятие так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на занятии, но и предполагаемые образовательные результаты. Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока. В 5 классах коммуникативные универсальные учебные действия определяют владение следующими компонентами: умение слушать и понимать точку зрения собеседника, передавать информацию, вступать и активно участвовать в диалоге, учитывать мнение партнера по общению и совместной деятельности, уметь взаимодействовать в группе со сверстниками и взрослыми. Также важно уметь самостоятельно сформулировать вопрос и найти на него ответ. К коммуникативным действиям относят: - совместное планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одноклассниками, постановка цели, функций участников, пути взаимодействия; совместная работа в поиске и подборе необходимой информации для решения сформированных вопросов; - общее принятие соответствующего решения и его реализация, определение проблемы, поиск и оценка наиболее подходящих приемов для разрешения конфликтной ситуации; - умение охарактеризовать, проконтролировать и оценить поведение и поступки партнера; - учитывая задачи и условия коммуникации, научится грамотно выражать свою точку зрения, правильно владеть диалогической и монологической речью в соответствии с синтаксическими и грамматическими нормами языка. В данном пункте представим технологические карты учебных занятий по главе «Измерение величин», в частности по теме «Задачи на движение», в которых реализуется развитие компонентов коммуникативных УУД в процессе групповой работы учащихся 5 класса. Данные методические разработки полностью соответствуют ФГОС, также по технологическим картам можно увидеть направленность разработки на развитие и формирование всех видов УУД на уроках, притом организация пространства и форма работы являются групповыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|