Католическая церковь и европейское общество накануне реформации
Ренессансные папы В XV-XVI веках Италия словно бы открывала для себя заново наследие античности. Это находило отражение в философии, живописи, архитектуре, а также - в быте и нравах. Это культурное движение получило название Возрождения. Высшее духовенство Католической церкви как один из самых образованных слоев общества также было захвачено модными веяниями. Тем более, что в Риме, где так много сохранилось остатков старины, для этого были особо благоприятные условия. Самыми щедрыми покровителями искусства и самыми энергичными возродителями древности были правители Рима, папы. Рядом с восстановленной из праха стариной они хотели выстроить новый Рим, который сравнялся бы по своей славе с императорским. Папа Юлий II (1503—1513) призвал лучших художников Италии, между ними Микеланджело, и начал постройку огромного собора святого Петра. Экономическое положение католической церкви. Эти черты папства выступали тем резче, что оно продолжало жить на старые средства, на взносы верующих, искавших у главы церкви прощения грехов и дарования вечного блаженства. Чтобы добыть денег на окончание собора в Риме, папа в широких размерах устроил в Германии продажу индульгенций - особых грамот, которыми - по учению Католической церкви - отпускались грехи. В Германии говорили, что Рим обстраивается Чна немецкие грехи".
В 1515 г. в Германии архиепископ Майнцский сделал большой заем у аугсбургской фирмы Фуггеров, чтобы заплатить папе за свое утверждение в сане. Папа сам нуждался в деньгах для построения храма святого Петра в Риме и устроил продажу индульгенций в Германии, поручив ее архиепископу Майнцскому. Половина дохода с предприятия должна была идти в Рим, половина отходила архиепископу в уплату его долга. Агенты Фуггера ездили вместе с проповедниками, возвещавшими прощение грехов, проверяли получения и забирали их в уплату векселей. В результате индульгенций обесценивалось личное качество человека, его жизнь, его поступки. В то же время для духовенства, святостью которого должен был спасаться мир, всякий грех и порок был разрешен за денежный выкуп (диспенсацию), и папская канцелярия вела большой торг такими разрешениями. Благочестивых богомольцев, ожидавших встретить в "столице мира" сияние веры, ожидало разочарование. Церковь увеличивала свои аппетиты – увеличивались церковные десятины: с земли собиралась десятина зерновая, с приплода скота – десятина малая. Церковь превратилась в грандиозное коммерческое предприятие. Духовная ситуация. Дисциплина в католической церкви Папство было обмирщенным. Оно превратилось в эгоистическую тиранию, иго которой становилось все более и более невыносимым. Нравственность папства к концу XV века стала ужасной. Александр VI погряз в грехах, Юлий II был политиком и воином, а не духовным пастырем, а Льва Х больше интересовало возрождение, нежели религия. Неудивительно, что многие кардиналы следовали примеру пап, что ослабляло уважение мирян к клиру. Труды ученых, проповедников и сатириков того времени были полны жалоб и изобличений невежества, грубости и безнравственности монахов и священников. Практиковались симония и непотизм (непотизм, также кумовство — фаворитизм, предоставляемый родственникам или друзьям, вне зависимости от профессиональных достоинств.В более узком смысле — раздача римскими папами ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам). За внешним безбрачием скрывался блуд. Места епископов занимали младшие сыновья князей и знати, вне зависимо от их качеств. Гейлер из Кайзерсберга, суровый проповедник моральной реформы в Страсбурге (ум.1510), обвиняет всю Германию в том, что невежественные и мирские люди получают высшие духовные посты из-за одного своего мирского происхождения. Были распространены соединение многих церковных должностей в одних руках и отсутствие епископа в епархии. Так, кардинал Уолси был архиепископом Йорка и английским канцлером, получал жалованье от королей Франции и Испании и венецианского дожа и имел 500 слуг. Иаков V Шотландский (1528 – 1542) сделал своих незаконнорожденных детей аббатами Холируд – Хауса, Келсо, Мелроуза, Колдингема, Сент-Эндрюса и доверив королевским фаворитам места епископов.
Дисциплина почти не поддерживалась. Монастыри и монашеские ордена стали рассадниками невежества и суеверия, праздности, разврата. К ним относились с презрением и высмеивали. Это можно заметить в споре Рейхлина с доминиканцами, трудах Эразма Роттердамского. Богословская наука представляла собой лабиринт схоластических тонкостей, диалектики Аристотеля и измышлений и зачастую не обращала внимания на Евангелие. Карлштадт, старший коллега Лютера, признавался, что впервые увидел полный текст Библии, когда уже стал доктором богословия. Образование получали только священники и знать. Масса мирян не умела ни читать, ни писать. За два века общий уровень приходских священников упал. Уровень квалификации и степень соотвествия должности были ужасными; многие люди не владели латынью, но вели на ней службы. Многие священники выполняли свои обязанности механически и со скептической сдержанностью. Проповедью пренебрегали, и она касалась в основном индульгенций, сбора пожертвований, паломничеств, шествий. В церкви было полно различных поддельных реликвий, суеверных обрядов.
Благочестие, которое должно было протекать от живого союза души с Христом и духовного просвещения, стало чисто внешним. Оно сводилось к механическим действиям – постам, сборам в пользу церкви, исповеди, паломничеством в святые места. Добрые дела расценивались скорее с точки зрения затраченных средств, нежели с точки зрения качества. Отпущение грехов можно было получить за деньги – торговля индульгенциями велась с разрешения папы, вызывала всплеск морального негодования. Таким образом, к XVI веку наблюдалось падение дисциплины и необходимость реформы. Папа Адриан VI сделал необычное признание о развращенности папства и клира на Нюрнбергском рейхстаге 1522 года и попытался провести реформы при своем дворе. Тридентский собор был созван не только для уничтожения ереси, но и для реформы клира и христианского народа, и папа Пий IV, в булле с подтверждением, также заявляет, что одной из задач собора было исправление морали и восстановление церковной дисциплины. С другой стороны, церковь была и в худшем положении – например, во время раскола в Х веке, но тогда папы смогли провести преобразования без измены символа веры и радикальных реформ. Подобного не произошло в XVI веке, т.к. Римская церковь в критический момент изо всех сил сопротивлялась реформам и сделала неизбежной ситуацию – либо никакой реформы, либо реформа в оппозиции к Риму. Церковь сама оторвалась от общества и таким образом начала реформацию. Латера́нский собор Пятый Латеранский собор (18-й Вселенский, 1512—1517) был созван как альтернативный Собору в Пизе, организованному группой оппонирующих Папе Юлию II кардиналов. Были, в частности, изданы догматические Указы, утверждающие бессмертие души, а также отменены декларации Констанцкого и Базельского Соборов, провозгласившие церковные Соборы выше папы.
Общество. Предпосылки реформации Церковь стала неким светским учреждением. Она не справлялась, когда люди обращались к ней за утешением. Однако у людей все равно присутствовал страх перед смертью, и проявлением его можно считать всплеск паранауки. Всплеск астрологии. Развитие алхимии, где высказывается идея, что человек наряду с богом может творить. В это время появляется много религиозных течений – языческие культы, еретичество. Эпоху охоты на ведьм можно рассматривать как своеобразное проявление отчаяние в боге. Распространяются колдовские течения. С распространением мнений о том, что Бог отвернулся от мира, возникает сатанизм – люди начинают думать, что надо поклоняться дьяволу, а не богу. Черная месса очень популярна среди аристократов (герцогиня Лавуазье при Людовике XII.
Люди живут в ожидании конца света. Традиционное общество рушится, на его место постепенно приходит звериный капитализм. Наблюдается всплеск народного благочестия. Люди стремятся заботиться о своей душе – заказывают молебны, заупокойные молитвы. И церковь на эти ритуалы поднимает цены. У людей нет общей идеологии. Как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир В такой ситуации возникает нестабильность в обществе – идет нежелание терпеть существующее положение.Волной по Европе прокатываются городские восстания, крестьянские восстания, рыцарские. Серьезный вклад в подготовку реформации внес гуманизм. Они говорили, что человек и его земная жизнь являются ценностью. К ним стали прислушиваться. Гуманисты в своей по большей части сатирической литературе бичевали пороки сословных групп. Именно благодаря гуманистам распространилось изучение древних языков. Типология реформационных учений. Реформация – широкое общественно-политическое движение, в котором одним из центральных вопросов был вопрос о реорганизации католической церкви. Этот термин может употребляться в 4 значениях:
Умеренная реформация – достаточно либеральная. Синонимы: бюргерская, дворянская, магистрская, университетская. Ее приверженцы говорили о необходимости реформировании церкви, но не экономики. Радикальная реформация, или народная, или крестьянско-плебейская. Считали, что изменение церкви невозможно без социального, экономического и политического изменения. Королевская реформация – реформация сверху. Короли или князья Германии по собственной инициативе присоединялись к определенному движению и проводили серию реформ. Католическая реформация, или контрреформация. 30-е годы XVI века в Европе, когда папства, германский император и лидеры консервативно-католических регионов оправились от потрясений 20х годов и начали реформы по борьбе с еретиками. Для одних людей призыв к реформации заключался в призыве к административному, нравственному, политическому изменению церкви. Это разделяли почти все приверженцы реформации. Другие люди главной проблемой обозначали духовность церкви. Многие считали, что был золотой век, когда была простота и чистота. Сейчас, через переосмысление нового завета, надо вернуться к этой простоте, заново прочесть тексты, упростить богослужение. Другие люди требовали реформирование не только церкви, сколько христианской доктрины. Лютер, Кальвин. Они требовали изменить вероучение. Плачевное состояние церкви объяснялось как симптом отклонения от истинной христианской церкви. Считали, что с течением веков в церковь, обряды вошло многое, что не принадлежит истинно христианскому учению. Для установления истины призывали изучать первоисточники. Римо-католическая церковь накануне Реформации не пользовалась особым авторитетом. Ученые гуманисты, которые могли читать Новом Завете в оригинале, четко видели противоречия между Церковью, описываемой в Новом Завете и Римо-католической церкви. После пап: Григория 4 и Иннокентия 3 наблюдается резкое падение духовного состояния. Основным бизнесом становится продажа духовных постов. В церковных судах покупалась и продавалась справедливость. Многие священники открыто грешили. Продажа кусочков святых вещей и мощей святых вошло в моду. Явное злоупотребление системы индульгенций в Германии, были прямой причиной Реформации в этой стране. Стоимость индульгенций зависела от состояния и социального положения грешника. Индульгенции бесплатно раздавались нищим, но король мог заплатить более 300$. Именно против индульгенции и был протест Лютера в виде 95 тезисов, который ускорил ход событии, приведших к Реформации. Люди уставали от бесконечных требований денег со стороны главы Церкви, не исполнявшей тех обязанностей, которые с ней ассоциировалась. По причине того.что духовная несостоятельность папской системы подорвало авторитет папы как духовного лидера западного христианского мира, был проведен ряд попыток реформировать Церковь изнутри (канцеляризм и мистицизм), которые не увенчались успехом. Это привело еще к более сложной обстановке в Церкви.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|