Католическая церковь и папство во время реформации. Новый католический мистицизм.
Папа Климент VII, переживший шок Реформации и психологическую травму от поражения Рима, выпустил медаль, на которой был изображен прикованный к колонне Христос, а под ним — мрачные слова «После многого предстоит еще большее». Климент пребывал в мрачном апокалиптическом расположении духа и верил, что наступают последние дни этого мира. Незадолго до окончания его собственных дней он заказал великому Микеланжело изобразить Страшный суд на парадной стене Сикстинской капеллы. А всего несколько десятилетий спустя художники барокко упражнялись в изображении Церкви, торжествующей над своими врагами. Перемена в настроении была результатом удивительного успеха Католической Реформации, духовно активизировавшей старую церковь и сдержавшей напор Протестантизма. Для восстановления интеллектуального и духовного здоровья Церкви потребовалась шоковая терапия. Образовательный, религиозный и организационный кризис Возрождения стал для Церкви наказанием, из которого она вышла чище и активнее, чем в предыдущие столетия. Долгие годы Церковь демонстрировала полное бессилие и была слишком парализована, чтобы отвечать на обрушившиеся удары. Папы эпохи Реформации В 1512 году Ватиканский Собор подтвердил абсолютную власть папы, осудив религиозную терпимость и стремление национального духовенства к независимости. Однако папы эпохи Реформации не были достаточно смелыми и проницательными правителями, способными справиться с подобным кризисом. Время было отчасти упущено при Льве X, когда опасность раскола еще полностью не осознавалась. Однако уже к 1 декабря 1521 года, на момент смерти Льва X, кардиналы признали всю серьезность ситуации. 9 января 1522 года они избрали Адриана Флоризоона, датского кардинала с безупречной репутацией, чтобы возглавить Церковь в ее собственной реформации. Адриан VI, как он сам назвал себя, учился у Братьев совместной жизни, преподавал теологию в Лувенском университете, был другом Эразма и наставником юного Карла V. Он был опытным политиком, поскольку при отлучках Карла оставался регентом Испании. Он установил строгую дисциплину для своих прелатов и обладал всеми задатками серьезного и ревностного реформатора. Однако папа Адриан VI ничего не смог предпринять, поскольку итальянцы презирали его за его грубую латынь, безразличие к искусству и необразованность по стандартам Итальянского Возрождения. Разочарованный и побежденный, он умер 14 сентября 1523 года.
Кардиналы, испуганные бесплодными реформаторскими усилиями Адриана VI, были рады непродолжительности правления последнего неитальянского папы и 18 ноября провозгласили папой кузена Льва X, Джулио де Медичи, принявшего имя Климента VII. Джулио был сыном Джулиано, брата Лоренцо, убитого в кафедральном соборе Флоренции во время восстания. Климент VII был остроумным и добродушным городским церковнослужителем и покровителем искусств. Он действительно не имел явных пороков, однако обладал одним принципиальным недостатком — нерешительностью и привычкою откладывать дела на потом. Он был искусным политиком, однако оказался недостаточно решительным для столь отчаянного времени. Участие папы в итальянских интригах и конфликтах крупных сил, приведшее к утрате власти над папскими землями, подорвало его духовный и моральный авторитет в глазах как верных друзей, так и врагов. Даже Климент VII пришел к убеждению, что, вероятно, только церковный собор сможет справиться с протестантами. В начале мая 1532 года он согласился на собор, но 25 сентября 1534 года умер, так его и не созвав.
Новый папа Павел III был настроен серьезнее и решительнее относительно реформ и собора. Он поощрял дискуссии с умеренными евангельскими теологами, такими как Мартин Буцер и Меланхтон, и с мая по декабрь 1536 года пожаловал красными шапками некоторых церковнослужителей эразмитов: Гаспаро Контарини, Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Джиампьетро Караффа, Жана дю Беллэ и Реджинальда Поула. Весной 1536 года Римская консистория совладала со своим страхом проявить терпимость и согласилась созвать общий церковный собор. Павел III назначил начало собора на 23 мая следующего года в Мантуе. В ходе подготовки он составил комитет из девяти кардиналов, в их числе эразмитов Контарини, Карафы, Садолето, Поула, Алеандера и Жиберти. Комитет под председательством Контарини собирался почти ежедневно с начала ноября по середину февраля 1537 года. 9 марта Контарини представил Павлу III выработанные комитетом Рекомендации... о реформах в Церкви. В Рекомендациях были рассмотрены злоупотребления: кумовство, симония, совместительство должностей и физическое отсутствие на должности, безнравственность белого и черного духовенства, попустительство в нарушениях и повсеместная продажность. Однако без внимания остались затронутые реформаторами фундаментальные теологические вопросы. Например, относительно индульгенций кардиналы лишь порекомендовали не распространять их в крупных городах чаще одного раза в год. По неосторожности, Рекомендации были преждевременно обнародованы и утвердили протестантов в их мнении о развращенности Церкви. Лютер самостоятельно издал немецкий перевод Рекомендаций, украшенный его собственными ироничными комментариями. Несмотря на неохотное, но искреннее намерение созвать собор, Павел III был вынужден откладывать его вновь и вновь. В 1537 году, из-за противостояния герцога, Мантуя стала неудобным местом. В 1538 году делегаты не явились в Виченцу, принадлежавшую Венеции. В 1542 году новая война между Карлом V и Франциском I помешала почти всем прелатам прибыть в Трент, а прибывшие вскоре уехали. Эта трагикомедия ошибок закончилась в 1545 году, когда назначенный на 25 марта Трентский Собор наконец собрался 13 декабря на свою первую сессию. В 1549 году Павел III умер от старости. Конклав собрался для избрания преемника и на протяжении месяца не мог определиться с решением, пока 7 февраля 1550 года не был избран кардинал дель Монте, взявший себе имя Юлия III. Новым папой стал легкомысленный тосканец, лишенный твердых убеждений, однако кардиналам удалось его убедить созвать Собор на вторую сессию. После смерти Юлия II в 1555 году его сменил папа Марцелл II, который умер вскоре после своего избрания. С избранием кардинала Карафы папой Павлом IV (1555—1559) на папском престоле вновь утвердился дух догматизма и непримиримости.
Джованни Карафа олицетворял дух Контрреформации и представлял новое направление реакции Римской церкви на Реформацию. Он принадлежал к мистическому обществу, известному как Часовня Божественной любви и находился в тесном общении с церковными эразмитами гуманистического толка. Однако сам он придерживался более узких убеждений и все более и более был недоволен либеральными взглядами своих друзей. Находясь в Мадриде в 1536 году в качестве нунция, он стал свидетелем выступления Инквизиции против эразмитов, в результате которого их влияние было решительно искоренено в считанные месяцы. Карафа был убежден в эффективности исключительно жесткой политики, и под его понтификатом репрессивная Контрреформация активно развивалась.
Католическая реформа началась с обновления монашеской организации и появления новых орденов. Одним из первых стая орден театннцев, основанный в 1527 г. П. Караффой, архиепископом Театы, будущим папой Павлом IV. Театинцы видели свою цель в реставрации раннехристианской общины, в возврате к нормам апостольской жизни. В 1526 г. из францисканского ордена выделился о рден капуцинов. Капуцины требовали возвращения к первоначальной строгости правил св, Франциска. Подражая ему, они косили большой капюшон, который и дал название ордену. Капуцины стали одной из важнейших опор Контрреформации. В то же время в старом нищенствующем ордене кармелитов выделяется крыло реформаторов, требующих возвращения к изначальным идеалам бедности и аскезы. Обновление возглавила св. Тереза Авнльская (1515—1582), основательница ордена “босых” кармелиток, к которому затем добавилась и мужская ветвь. В 1530 г. в Милане сформировался орден барбанитов, ставивший своей целью попечительство над бедными и больными. В это же время возник орден святой Урсулы, занимавшийся религиозным воспитанием и образованием девушек.
Все эти ордена, возрождавшие утерянный дух высокой нравственности и милосердия, стали образцом религиозности нового типа. Появление новых орденов в условиях больших реформационных потрясений свидетельствовало о потенциале монашеских идеалов и о неудовлетворенности существующими монашескими организациями. Общим для монашества новых орденов было возвращение к строгой аскезе, активная пастырская и благотворительная деятельность в миру, создание школ для подготовки грамотного клира и “добрых” католиков-мирян. Не без влияния нового монашества усиливается почитание Девы Марии, Богоматери — культ непорочности, благочестия и святости и вместе с тем культ Матери, пожертвовавшей Сыном во искупление людских грехов. Культ Богоматери был особенно понятным и близким верующим, этим объяснялась его популярность. Церковь представляла Богоматерь как заступницу перед Богом, знающую нужды людей, в первую очередь женшнн. Католические реформаторы, в отличие от реформаторов-протестантов, отказавшихся от почитания мощей, статуй и подвергавших погромам католические церкви, пытались, напротив, опереться на традиционные формы религиозности, противопоставить богатое убранство католических храмов строгости протестантских церквей, а аскетизму протестантов — эмоциональную сторону католической веры. Во Франции в семнадцатом веке мистические тенденции католицизма вылились в квиетизм.* Последователи этих взглядов верили, что усовершенствование состоит из постоянного пребывания в созерцании. Квиетисты проявляли безразличие ко всему, кроме Бога, и не беспокоились о спасении или праведных делах. Церковь осудила их в 1699 г. Квиетизм – религиозное учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|