Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная Реформация : Томас Мюнцер, Михаэль Гайсмайер, анабаптисты.




Реформаторское учение Лютера, положившее начало расколу внутри католицизма, получило

широкое распространение не только среди разных слоев населения Германии, но и во многих

государствах Европы: в Швейцарии, Франции, Англии, а также Дании, Норвегии, Швеции,

Финляндии и Эстонии.

Лютеранство дало толчок к появлению новых религиозных учений и вызвало к жизни новые

религиозно-политические движения, отражавшие разные социальные и национальные интересы их

сторонников.

Представителями одного из таких радикальных реформационных течении, отражавшего

интересы низших слоев немецкого общества, были анабаптисты, или перекрещенцы. Как и

последователи Лютера, они протестовали против церковного авторитета, воплощенного в

католицизме, но протест свои довели до крайних пределов. Для движения анабаптистов характерны

социальный и нравственно-религиозный радикализм и анархия.

Возглавили это движение, возникшее в 20-х гг. XVI в., ремесленник Николай Шторх и

священник Томас (Фома) Мюнцер.

Лютер учил об оправдании верой, о том, что таинства приобретают благодатную силу только

через веру. Развивая это учение, анабаптисты отвергли Крещение младенцев как неспособных

верить, и от тех, кто был крещен в младенчестве, стали требовать повторного Крещения в зрелом

возрасте. Отсюда и самое название движения — анабаптизм. Наиболее яркое отличие анабаптизма

от лютеранства проявилось в сфере социальных вопросов. Анабаптисты призывали к активной

борьбе за переустройство общества и именно в такой борьбе видели проявление истинной веры.

Крестьяне взялись за оружие. Целые области Германии были охвачены пламенем Крестьянской

войны (1524-1525).

Во время гонений на анабаптистов ни католические, ни протестантские государи не имели к ним

никакой жалости. Лютер призывал убивать мятежников как бешеных собак. Крестьянское восстание

было подавлено с исключительной жестокостью.

То́мас (Фома) Мю́нцер — немецкий проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов Родился в Штольберге в 1490 году, учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим идеям.

Одним из непримиримых оппо­нентов Лютера, на свой лад осмыслившим Реформацию, сделался его бывший последователь священник Томас Мюнцер (ок. 1489— ]525). Он видел в Реформации возможность всеобщего обновления церкви и мира, воспринимал ее события как признак наступающего царства Вожия, когда не будет над людьми никакой иной власти, кроме власти Бога. Мюнцер верил, что это обновление свершается по воле Всевышнего, но — действиями людей, которых он избрал своим орудием. В отличие от Лютера, Мюнцер не считал Священное Писание единственным источником откровения. Как и цвиккауские "пророки", он был убежден в значении наития, “внутреннего голо­са”, прямого откровения Божьего духа. По учению Мюнцера, Бог не умолк со времени Писания, он продолжает говорить с людьми, и Дух может проявить себя в простом человеке, который не прочтет и буквы из Библии, равно как в язычнике, в мусульманине. Лютер иронизировал по этому поводу: “Сам Бог говорит с ними, словно с ангелами”. Мюнцер отвечал: не только католические попы и мона­хи, но также ученые-"книжники” вроде Лютера видят в Писании одну лишь мертвую букву, ибо постичь живую истину Духа им не дано.

Обвиняя Лютера как “книжника", Мюнцер не пренебрегал Пи­санием, но ему важно было, как оно толкуется. Чтобы просветить народ, донести до него “живое слово Божье’’, он впервые в Герма­нии разработал богослужение на немецком языке. Наряду со своим учением о Духе Мюнцер развивал также учение о кресте и учение “о мече” (власти). Избранными Богом носителями истины стано­вятся лишь те, кто прошел крестный путь страданий и скорби н сумел отбросить все эгоистическое ради общего блага. Таких людей, подобных золоту, прошедшему через огонь, Мюнцер называл ‘‘ис­пытанными в вере”. Он находил их прежде всего в простом народе и писал: “В народе я не сомневаюсь”. В отличие от Лютера, который требовал покорности властям, сохранения существующего порядка, Мюнцер ссылался на библейское пророчество Даниила о грядущей перемене: вся власть будет дана простому народу. У негодных пра­вителей, “безбожных тиранов” меч власти будет отнят. Община, народ — господин меча, князья — лишь его слуги. Здесь закладыва­лись основы концепции, которая обосновывала право народа на со­противление тирании вплоть до использования насилия.

Разоблачая “ложную веру" Лютера, Мюнцер обвинял его в сокрытии истинной причины народных возмущений. Главный ко­рень бед — в господах, в князьях, которых не заботят нужды бедно­го человека. Грабя и разоряя пахарей и ремесленников, они в то же время твердят: “Не укради!”, а Лютер, “доктор Лжец”, их благо­словляет. Мюнцер заявлял, что не хочет насилия, народного возму­щения, а потому предупреждает: господа не должны действовать так, чтобы бедный человек стая их врагом. Но если предупрежде­нию не внемлют, ответственность падет на господ. Не менее острой критике Мюнцер подвергал и духовенство. Лютер объявил Мюнцера сторонником “кулака”, “сатанинским духом”, провоцирующим на­родное недовольство и подстрекающим к мятежу.

Большинство крестьянских руководителей, были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда связанных с Мюнцером анабаптистов стала организующим фактором стихийно начавшихся здесь крестьянских волнений. Жалобы крестьян и городских низов на своих господ объединялись этими пропагандистами в общую программу борьбы угнетенного народа против всех господ, за новый социальный порядок. В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или начале 1525 г. была составлена первая программа революционного крестьянства. Этот документ явился для восставших крестьян наиболее революционной программой, так как требования, заключавшиеся в нем, означали решительную борьбу против всех господ. С самого начала Крестьянской войны «письмо-тезисы» предъявлялось восставшими крестьянами многим городам и общинам.

«Статейное письмо» начинается энергичным заявлением о том, что существующее положение не может и не должно продолжаться далее. Задача объединившегося народа заключается в том, чтобы «освободиться совсем». Мирное решение этой задачи возможно только в том случае, если весь народ перестроит жизнь на основе служения «общей пользе». Если же существующие тяготы не будут устранены, то дело не обойдётся без кровопролития. Большое внимание уделяется в «Статейном письме» внутреннему единству народного союза, созданного для служения «общей пользе». В документе объявляется, что те, кто отказывается вступить в «братское объединение» и заботиться об «общей пользе», не могут рассчитывать на услуги других членов общества. Они должны быть подвергнуты «светскому отлучению», как атрофированные члены тела. Все замки знати и все монастыри, являющиеся очагами предательства и народного гнёта, должны быть объявлены «с данной же минуты» в состоянии светского отлучения. Только те дворяне, монахи и священники, которые откажутся от своего настоящего положения, направятся в обыкновенные дома и захотят вступить в братское объединение, будут дружески приняты вместе со своим имуществом и получат всё, что полагается им по «божественному праву».

«Статейное письмо» было первой общей программой восставшего крестьянства, сформулировавшей антифеодальные цели его борьбы и указавшей главные вражеские очаги, против которых должны быть направлены силы всего народа. К тому же программа была составлена в боевом духе, недопускающем компромисса. Требование революционной программы, чтобы объединившиеся народные массы сёл и городов, действуя силой и не останавливаясь перед кровопролитием, ликвидировали вражеские очаги и установили справедливый порядок, основанный на «общей пользе», являлось по существу требованием перехода власти к простому народу, на чём настаивал Мюнцер. Несмотря на то, что лежавшие в основе «Статейного письма» идеи «общей пользы» и народной власти могли быть тогда поняты лишь немногими, его появление и распространение имели на этом первом этапе Крестьянской войны важное организующее значение.

Документ не содержит никаких конкретных предложений по, разрешению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно «божественному праву». В основу этой программы положен принцип передачи власти народу то есть тот принцип, на котором настаивал Мюнцер.

 

Михаэль Гайсмайр— австрийский политический деятель-республиканец, вождь крестьянского движения в Тироле и Зальцбургском архиепископстве во время Крестьянской войны в Германии 1524—1525 гг.

Михаэль Гайсмайр родился в обеспеченной семье горного предпринимателя и землевладельца. Во время Крестьянской войны возглавил отряды крестьян, продолжавших борьбу и тогда, когда в главных районах Германии основные силы восставших были разгромлены.

Обладая незаурядным военным талантом, Гайсмайр в конце 1525 — начале 1526 годов сформировал революционные отряды из крестьян и горняков Тироля и Зальцбургского архиепископства, к которым присоединились вооружённые группы из многих других областей Германии. В феврале-марте 1526 года Михаэль Гайсмайр составил для Тироля своё «Земское устройство» являвшееся программой коренных социальных и политических преобразований.

Весной 1526 г. отряды Гасмайра разгромили под Зальцбургом выступившие против них объединённые войска австрийского эрцгерцога Фердинанда и баварских князей, после чего Гасмайр занимался подготовкой всеобщего восстания в Южной Германии и Австрии. Основной базой для восстания должен был стать Тироль, территория которого полностью перешла под контроль повстанцев. Однако выступление было сорвано политическими интригами эрцгерцога, пообещавшего крестьянам значительные уступки. Собрав новые силы, на восставших в Тироль двинулись отряды эрцгерцога, баварцев и Швабского союза. Уклонившись от сражения с численно превосходящим противником, проведя ряд блестящих операций и перегруппировав войска, Гайсмайр вышел из окружения и вывел свою армию во владения Венеции, где начал переговоры с представителями Швейцарии и Венеции о совместных военных действиях против Габсбургов. Во время этих переговоров и подготовки новых наступательных действий Гайсмайр был убит в Падуе на Прато-делла-Валле наёмником, подосланным австрийским правительством.

В своём «Земском устройстве» Гайсмайр предлагает установление в Тироле республиканской формы правления на глубоко демократической основе. Наряду с общими антифеодальными пунктами она содержала пункты о строительстве государственных больниц, об уничтожении монастырей и передаче их зданий приютам для сирот, о демократизации судов, о верховной собственности государства над полями, лугами, лесами и недрами земли, о поддержке бедных слоёв населения за счёт церковной десятины, упразднение крупных купеческих компаний, устранение и уничтожение господ-противников преобразований, предусматривала заботу государства о состоянии и подъёме сельского хозяйства и горного дела.

Политические основы программы Гайсмайра имеют корни в идеях народной реформации Томаса Мюнцера, однако, соотнесённые с конкретными обстоятельствами Тироля, показывают и ряд недостатков. Так, Гайсмайр предлагает разрушить все города Тироля, за исключением Бриксена и Триента для того, «чтобы никто не возвышался над другим и чтобы было обеспечено полное равенство». Республика в программе Гайсмайра — это государство крестьян и горнорабочих. Крестьяне работают на своих полях и экономически самостоятельны, но политически подчинены руководству республики и несут повинности для общины по указаниям государственной власти. Горнорабочие же работают за заработную плату от государства. Программа Гайсмайра является одним из выдающихся документов времён Крестьянской войны в Германии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...