Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умеренно – бюргерская реформация Мартина Лютера




Широкое распростране­ние представлений о “порче церкви во главе и в членах” подготови­ло почву для реальных попыток церковных преобразований. Начало Реформации неразрывно связано с именем профессора Виттенберг ского университета, теолога Мартина Лютера (1483—1546). Он не только развил давние традиции критики схоластики, клира и цер­ковного устройства во главе с папой, но и нанес удар своими новы­ми идеями по главным устоям учения католической церкви.

Мартин Лютер был сыном зажиточного бюргера, выходца из крестьян. В юности он прошел суровую жизненную школу. Лютер окончил Эрфуртский университет, но затем вступил в монашеский орден августинцев. Человек страстной веры и мощного ума, он стал доктором богословия, глубоким знатоком Священного писания. По­добно многим современникам, Лютер стремился к устранению “пор­чи” церкви; способ очистить жизнь христианского общества он ви­дел в обращении к идеалам Евангелия. Добродушный с друзьями, Лютер в полемике мог быть крайне резок, а то и попросту груб, но от убеждений, к которым он нередко приходил через мучительные духовные сомнения, никогда не отрекался.

В своих религиозных исканиях он придавал особенно важную роль покаянию, а потому был глубоко возмущен торговлей “отпущением грехов”, которую поставил на широкую ногу монах Тецель, агент папы и майнцского архиепископа Альбрехта.

В конце октября 1517 г. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций. Это стало началом первого этапа Реформации (1517—1521). Слово и действия Лютера получили ши­рокую поддержку во всех слоях немецкого общества, дали мощный стимул развитию антиримского оппозиционного движения. В своих тезисах Лютер опровергал католическую догму о воз­можности спасения души лишь при посредничестве клира и на осно­ве установленного церковью обряда. Он подчеркивал значение сове­сти верующего, необходимость для его оправдания глубочайшего личного раскаяния в грехе. Только дойдя до полного смирения перед Божьей волей, человек может обрести спасающую помощь Божьего милосердия. Именно оно, даруя веру, несет оправдание. Разъясняя суть своих тезисов, Лютер писал, что вздор проповедуют те, кто утверждает, будто как только грош зазвенит в ящике для монет продавца индульгенций, тотчас душа умершего, для спасения кото­рой их покупали, уходит из чистилища в рай, “Достоверно другое, что как только грош зазвенит в ящике, жадность и корыстолюбие возрастают: тщетной и ложной является надежда найти спасение при помощи индульгенций, если бы даже сам папа готов был зало­жить при этом свою душу”

В тезисах Лютера было немало противоречий, но здесь уже наметились основы его учения, которые он углубил и обосновал позднее.

Главное место в этом учении принадлежит концепции “трех только”: человек спасается только верой; он обретает ее толь­ко через милость Божию, а не вследствие каких-либо личных за­слуг; авторитетом в делах веры является только и единственно Священное писание. Учение Лютера о спасении верой вело к далеко идущим последствиям. Если оправдание человека свершается в пол­ной зависимости лишь от Божьего милосердия, то исключаются роль посредничества католического клира и значение церковной иерархии в судьбах верующих — каждого в отдельности и общины в целом. Теряет смысл существование всей многоступенчатой церков­ной системы во главе с папой, а участь верующего определяет лишь его личное, интимно-непосредственное отношение к Богу. Возмож­ные результаты этой логики не сразу осознал и сам Лютер. Он категорически отверг в своем учении каноническое право, которым обосновывались притязания папства и церкви, и перечеркнул авто­ритет “священного предания”. Только Священное писание содер­жит истину веры, и оно не нуждается в толкованиях палы, так как открыто всем.

Ранняя теология Лютера, пока не систематизированная, полная противоречий, стремительно развивалась в его борьбе с оппонента­ми и не исключала различных толкований. Она освобождала совесть человека от подчинения внешним авторитетам, утверждала право общин верующих на независимость от церковной иерархии и папст­ва. Именно в этой живой и творческой форме она быстро получила известность не только в Германии, но и в других странах Европы — до того, как церковь начала за эта жесточайше карать. Она оказала мощное воздействие на всю последующую историю Реформации, ведь эти работы продолжали жить и тогда, когда Лютер начал вно­сить в свое учение уточнения к изменения.

Не признавая роли духовенства как высшего религиозного авто­ритета, Лютер, однако, никогда не подвергал сомнению функции церкви как наставницы людей: она лишь должна была стать другой, "евангелической”, чтобы помогать человеку в религиозной жизни, в понимании Священного писания и способствовать его “смирению” в повседневном поведении.

Тезисы Лютера за короткий срок обрели феноменальную попу­лярность. Друзья Лютера — и гуманисты, и члены ордена августин­цев — переводили их с латыни и распространяли. В феврале 1518 г. Лютер написал объяснение к 95 тезисам, где подчеркивал обязан­ность верующих повиноваться властям, но только не в делах сове­сти. Видный церковный полемист профессор теологии Экк попытал­ся высмеять тезисы. В полемике Лютер впервые обратился к народ­ному языку, заявив по-немецки, что церковь нуждается в реформе, которая не может быть делом одних лишь кардиналов и папы — недостатки н злоупотребления должны обсуждаться всеми и притом открыто.

Опасность идей Лютера осознали инквизиторы. Они офи­циально обвинили его в ереси, но процесс, как обычно, двигался по церковным инстанциям медленно. Лютер заявил, что в спорах о христианском учении недопустимо прибегать к церковному отлуче­нию: убеждения нельзя преодолевать насилием, слово может быть побеждено лишь словом. В ответ противники Лютера добились ре­шения о доставке его в цепях в Рим. Его защитил, однако, саксон­ский курфюрст Фридрих Мудрый, решивший поддержать Лютера как своего подданного и воспользоваться всем этим делом в своих политических целях.

Чем дальше разворачивалась борьба, тем большее место в ней начали занимать не вопросы отношения человека к Богу, а пробле­мы устройства церкви и власти папы. Возрастал и общественный резонанс выступлений Лютера. Важной вехой в истории Реформа­ции стал диспут в Лейпциге между Экком и Лютером летом 1519 г. Экк утверждал, что Лютер идет в своих заблуждениях по стопам еретиков Виклефа и Гуса, осужденных соборами. Лютер ответил, что в учении Гуса было немало подлинно христианского, а соборы в делах веры могли и заблуждаться. Отрицание мудрости соборов было неслыханным поступком, оно означало фактический разрыв с ортодоксальной традицией и с Римом. Лютер, однако, лишь укре­пился в своих убеждениях, впервые прочитав в ту пору трактат Гуса о церкви. Сильное впечатление произвела на Лютера и опуб­ликованная Гуттеиом работа Лоренцо Валлы, в которой “Констан­тинов дар” разоблачался как фальшивка. Лютер стал все чаще срав­нивать в своей переписке римскую курию с орудием Антихриста и даже писал о необходимости меча для исправления ее пороков.

В 1520 г. в одном из важнейших своих произведений — “К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христи­анского состояния" — Лютер предложил программу церковно-по­литических преобразований. Обращаясь к императору, князьям и дворянству, он призвал светских лиц возглавить движение за ре­форму церкви, поскольку бедствия дошли до крайности, а никаких надежд на добрую волю самого Рима нет.

Здесь же было выдвинуто учение о "всеобщем священстве”, которое стало одной из основ новых евангелических представлений и оказало сильнейшее воздей­ствие на общественную мысль XVI в. Лютер утверждал, что у като­лического духовенства нет монопольного права на священство, им обладают в силу своего крещения все миряне. Различие между свет­скими и духовными лицами, которое проводит римская церковь, — "хитрая выдумка, сплошная ложь... Все христиане поистине духов­ного звания, между ними нет никакой разницы, разве лишь по должности”. Священнослужитель — не особое состояние, для обре­тения которого необходимо свершить специальное таинство, а долж­ность в церкви, ка которую община может избирать подходящих лиц. Лютер требовал четко разграничивать прерогативы двух вла­стей — светской и духовной, как и сферы действия светского права, которому он придавал первостепенное значение в обеспечении по­рядка, необходимого для христианской жизни, и права церковного. Он обосновывал необходимость секуляризации церковных имуществ и роспуска монашеских орденов, в монастырях предлагал разме­стить общественные школы, приюты, госпитали. Стремясь к незави­симости страны от притязаний папского Рима, Лютер, подобно гу­манистам, взывал к национальным чувствам немецкого народа.

В произведении “О вавилонском пленении церкви” он подверг сокрушительной критике учение церкви о таинствах, признав на основе Священного Писания из семи таинств только три (позже — окончательно — лишь два: крещение и причащение). Отныне комп­ромисс между Люггером и Римом стал невозможен. Новая теология превратилась в знамя общественной оппозиции, ее главные выводы воспринимались массами, не вдававшимися в схоластические тонко­сти аргументации, как основание не только для церковных, но и для социально-политических преобразований.

В июне 1520 г. папа Лев X подписал буллу, угрожавшую Люте­ру отлучением от церкви, если он не отречется от своих заблужде­ний. В ответ Лютер издал сочинение “О свободе христианина”, где подчеркивал, что в вопросах совести христианин не подчиняется никому, в области же внешней, “плотской” свободы гарантами по­рядка являются существующие светские власти. Здесь, таким обра­зом, были обозначены границы понимания Лютером Реформации: отвергая существующий церковный строй, она не должна была за­трагивать строй социально-политический. Такая политическая кон­сервативность сближала позиции Лютера и основной массы немец­кого бюргерства того времени.

В декабре 1520 г., после того как папская булла вошла в силу, началось сожжение книг Лютера, Он ответил публичным символи­ческим актом сожжения одного из экземпляров буллы, а также книги по каноническому праву. Смелая позиция Лютера, не побояв­шегося угроз Рима, принесла ему огромную популярность в Герма­нии. Он стал национальным героем. Множество типографий печата­ли произведения Лютера и его единомышленников, сделав реформа- ционные идеи достоянием широких масс.

Лютер на Вормском рейхстаге. Весной 1521 г. Лютер был вы­зван на рейхстаг в Вормсе. Предполагалось, что здесь он должен будет отречься от своих убеждений в присутствии нового императо­ра Карла V Габсбурга и всей окружавшей его имперской знати. Это была последняя попытка Рима усмирить “еретика” под угрозой смертного приговора. Не желая идти против голоса совести, хотя и ожидая самых худших последствий, Лютер отверг отречение. Импе­ратор, союзник папы, утвердил Вормский эдикт, по которому отны­не на всей территории империи предписывалось преследовать по- борннков новой ереси. Это было одно из важнейших решений Кар­ла V в его религиозной политике. Во многих местах, однако, эдикт под разными предлогами не исполняли, что было уже актом граж­данского неповиновения. Поскольку император обещал Лютеру не­прикосновенность при поездке в Вормс, ему разрешили вернуться домой, но он неожиданно исчез. Многие уже оплакивали Лютера, считая, что он убит. На Самом деле по распоряжению Фридриха Мудрого его похитили на пути из Вормса и тайно поместили в безопасное место — замок Вартбург. Там он начал переводить на немецкий язык Священное Писание. Этот труд, полностью завер­шенный лишь через несколько лет, сыграл огромную роль в разви­тии Реформации, немецкого языка и немецкой национальной лите­ратуры.

Несмотря на отсутствие Лютера, Реформация, которая уже об­рела сторонников по всей Германии, продолжала свое развитие. Важные события произошли в Виттенберге, маленьком городке с 2 тысячами населения. Он был охвачен религиозными спорами. Группа монахов-августинцев впервые демонстративно вышла из мо­настыря, чтобы начать обычную мирскую трудовую жизнь. Профес­сор местного университета Карлштадт стал причащать всех верую­щих в церкви “под обоими видами”, хлебом и вином, хотя по католической ортодоксии этот порядок распространялся только на духовенство. Была создана общественная касса, и распределение денег на бедных, больных и стариков перешло от церкви к светским лицам — представителям общины и магистрата. Все это положило начало практическому осуществлению церковно-реформаторских идей Лютера. То, что происходило в малом масштабе в Виттенберге, вскоре развернулось в мощное движение (со своей местной специ­фикой) в разных городах и районах Германии.

 

Возмущенный “плотским” истолкованием духовной свободы христианина, Лютер вернулся в Виттенберг. В проповедях в марте 1522 г. он развил идеи обязательной покорности княжеским и город­ским властям, а затем опубликовал адресованное всем христианам предостережение, “как уберечься от мятежа и возмущения”. Его полемика с католическими противниками сохраняла свой накал, но теперь ему все чаще приходилось уточнять собственную позицию, вступая в острые дискуссии с теми поборниками Реформации, кото­рые трактовали ее иначе, чем он. Временное единодушие начальной поры Реформации ушло в прошлое, стал образовываться ширящий­ся спектр ее течений. Это был процесс, характерный для второго этапа Реформации, продолжавшегося с конца 1521 г, до событий Крестьянской войны в 1525 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...