Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Нидерландов в раннее Новое время.




Культура Нидерландов к началу XVI в. В развитии культуры Нидерландов раннего нового времени важную роль сыграли тради­ции XV в., “осени средневековья”. Двор герцогов Бургундских был тогда одним из главных в Европе центров аристократически-утон­ченной культуры, основанной на рыцарских идеалах. Она дала зна­ти образцы духовных интересов и нормы достойного поведения, которые еще долго сказывались на жизненном укладе придворных. Тогда же в нидерландских городах достигло наибольшего влияния религиозно-мистическое движение “современного благочестия”. Его участники, “братья общей жизни”, создавали добровольные общины мирян, которые ориентировались на раннехристианский идеал и “сердечное благочестие”, а не на формальное исполнение церков­ных обрядов. О ни уделяли большое внимание нравственному совер­шенствованию человека, религиозному просвещению и развитию школьного образования. Деятельность “братьев” готовила почву и для распространения идей гуманистического просветительства, и для реформационных представлений.

Наиболее крупные культурные достижения Нидерландов в 15 в. были связаны с музыкой и живописью. С середины века нидерландская школа полифонии играла ведущую роль в европей­ском музыкальном искусстве и сохранила се также и в первые десятилетия XVI в. В живописи Нидерландов при опоре лишь на наблюдения натуры, без освоения античных образ­цов, началось преодоление готических традиций, ярко проявились ренессансные тенденции. Основоположником нидерландского Воз­рождения стал главный создатель грандиозного “Гентского алтаря” и автор ряда шедевров нового жанра — портретного — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441). Его начинания развила целая плеяда крупных живописцев от Рогира ван дер Вейдена до Ганса Мемлинга. Самым своеобразным художником рубежа готики и Ренессанса стал на гра­ни XV и XVI вв. Иероним Боек (1450—1516). Мастер с остро драма­тическим мироощущением, повсюду находивший сплетения красо­ты и дьявольщины, он сочетал глубокое постижение натуры с безу­держным полетом фантазии, обращением к гротеску и средневеко­вому аллегоризму.

Культура XVI в. Гуманизм утвердился в Нидерландах лишь в конце XV в. Самым крупным гуманистом страны стал уроженец Голландии Эразм Роттердамский (1469—1536). Первоначальное об­разование о получил в латинской школе “братьев общей жизни” в Девентере, затем провел несколько лет в монастыре, где усердно занимался науками и открыл для себя достижения итальянского гуманизма.. Он сыг­рал важную роль в развитии здесь гуманизма и, в частности, в укреплении основанного в 1517 г. в Лувене "Колледжа трех язы­ков” — центра по изучению классической латыни, древнегреческого и древнееврейского языков.. Как раз на пору его пребывания в Нидерландах накануне Реформации приходится наивысший расцвет творчества Эразма и его международной славы. Именно в эти годы он опубликовал "Вос­питание христианского государя” — трактат об основах политиче­ской этики просвещенного правителя, антивоенную речь “Жалоба Мира” и свой главный труд по педагогике гуманизма — книгу диалогов “Разговоры запросто”. В критиче­ском изучении текстов Священного Писания составило эпоху его издание греческого текста Нового Завета с латинским переводом, исправлявшим огрехи Вульгаты — перевода, официально утверж­денного католической церковью.

Для развития нидерландской литературы важнейшее значение имел тот факт, что в стране не было языкового единства; на одних территориях по традиции звучала французская речь, на других — различные диалекты нидерландского языка. Характерным для лите­ратуры XVI в. стало ее развитие по двум руслам: на латыни, где в стихах и прозе ведущая роль принадлежала гуманистам, и на общем для страны национальном языке письменности. Он сложился глав­ным образом на основе диалекта Брабанта, одной из крупнейших провинций, и остался по сей день литературным языком в Нидер­ландах, где говорят по-голландски, и в Бельгии у части населения, которая пользуется фламандской речью.

Значительная доля литературы на нидерландском языке созда­валась “редерейкерами” — риторами, мастерами красноречия. Так назывались члены устроенных на цеховой лад объединений любите­лей театра и литературы. Они появились еще в средние века для устройства массовых празднеств я постановок религиозных драм — мистерий Общества проводили поэтические состязания и диспуты на заданные темы. Соревнования шли внутри городов, между горо­дами, между провинциями. Главное внимание редерейкеры уделяли поэзии — благочестивой, любовной и развлекательной, но в XVI в. их лучшие достижения оказались связаны с драмой. Средневековый аллегоризм и нравоучительность стали сочетаться в ней с жизненными наблюдениями в обрисовке людских страстей и бытового фона.

В литературе второй половины XVI в. важное место заняла публицистика, связанная с борьбой против испанского гнета и яро­стной межконфессиональной полемикой. Активным участником этой полемики стал поборник кальвинизма и верный сподвижник Вильгельма Оранского Филипп Марникс (1538—1598). Особенно широкую известность получил его антикатолический памфлет Улей святой римской церкви” (1569). Возможно, именно Марнюсс — аристократ, дипломат, воин и литератор — был создателем попу­лярной песни, славившей Вильгельма Оранского, которая ныне яв­ляется национальным гимном королевства Нидерландов.

В отличие от Марннкса, жестко противопоставлявшего кальви­низм всем иным конфессиям, Дирк Коорнхерт (1522—1590) был твердым сторонником веротерпимости. Его гуманистиче­ские идеи, перекликающиеся со взглядами Эразма, отразились в книге 1586 г. об искусстве добронравной жизни. Эту работу часто называют “Этикой” Коорнхерта.

Крупнейшим нидерландским ученым в области гуманитарных наук второй половины XVI в. был филолог, философ, историк, по­литический мыслитель Юст Липсий (1547—1606). “Светоч и столп" культуры, как называли его современники, он стал первой после Эразма научной знаменитостью Нидерландов, получившей широ­кую европейскую славу. Гуманист, великолепный знаток античной культуры, он образцово издал и прокомментировал работы Сенеки и Тацита, написал ряд собственных сочинений, в которых развивал идеи нео­стоицизма.

Главными философскими трудами Липсия стали связанные об­щей концепцией книги “О постоянстве" (1584) и “Политика” (1589). Опираясь на античных авторов, он в первой из них дает рекомендации, как сохранить добродетель и внутреннюю независи­мость в условиях внешних кризисов и катастроф, а во второй пред­лагает руководство по различным проблемам политической этики, управления государством, военного дела. Мудрость и умеренность правителей, добродетели подданных, готовность идти на компро­миссы Липсий считал фундаментом устойчивого порядка граждан­ской жизни. Сочинения гуманиста, в которых философские пробле­мы решались преимущественно на светской основе и при этом не несли на себе характерного для времени отпечатка односторонней конфессиональной пропаганды, пользовались успехом по обе сторо­ны разделявших общество вероисповедных границ. Стремление Липсия по возможности избегать страстей борю­щихся партий разделял его друг, крупнейший книгоиздатель Ни­дерландов второй половины XVI в. Кристоф Плантен. Его фирма в Антверпене получила привилегию короля Филиппа II на монополь­ное печатание в испанских владениях церковных изданий — Биб­лии, молитвейников, требников, часословов. Он создал новый тип изданий — так называемые “университетские" книги, т.е. сбор­ники научных трудов и диссертаций, защищенных в Лейденском университете. Уже к концу XVI в. другую прославленную типо­графскую фирму, работавшую до начала XV111 в., основал в Лейде­не ученик Плантена — Людовик Эльзевир. Спецификой издатель­ства Эльзевиров стал выпуск массовыми тиражами дешевых, но изящных изданий малого формата, с четким мелким шрифтом и красивой “серебристостью” печати, В их типографии публиковались научная и учебная литература, классики античности, серии геогра- фичеких описаний разных стран, в том числе Московии или, иначе, “Тартарии".

Исключительный интерес к географии, стимулированный прак­тическими потребностями эпохи — развитием мореплавания, рос­том международной торговли, — способствовал успехам картогра­фии. Важный вклад внес в нее Герард Меркатор (1512—1594).. Еще в Лувене он изготовлял уни­кальные карты и глобусы, используя последние открытия астроно­мии и географии. Переселившись в Германию, он доработал свой новый способ изображения сетки параллелей и меридианов, особен­но важный для морских карт, и издал новаторские карты Европы и мира, а затем — один из первых географических атласов, состав­ленный из карт, согласованных друг с другом.

За рубежом работал и другой видный нидерландский ученый, профессор университета в Падуе медик Андреас Везалий (1514— 1564). В своем труде “О строении человеческого тела” (1543) он обновил систему анатомических знаний и исправил ошибки канони­зированного античного автора — Галена, Его труд был богато иллю­стрирован, что явилось отражением экспериментальных результа­тов деятельности ученого. Это нанесло удар по схоластическим ос­новам средневековой медицины.

В сфере искусств развитие их различных видов и в XVI в. продолжало оставаться неравномерным. В нидерландской архитек­туре XVI в. долгое время господствовали позднеготические тради­ции, в стиле которых возводились богато украшенные здания ра­туш, увенчанные башнями строения для городских весов, пятиэтаж­ные дома цеховых и купеческих корпораций. Бюргерские дома тоже продолжали строить на старый лад — высокие, узкие, с треугольны­ми завершениями фасадов. В духе готики достраивали башни давно действовавших соборов. К середине века, однако, стало крепнуть использование в сочетании с готикой ренессансных новшеств пла­нировке, членении и пропорциях зданий, их декоре. Вслед за италь­янскими и французскими архитекторами, которых приглашали строить дворцы знати и городские укрепления нового типа, развер­нулась деятельность местных мастеров. Самым значительным па­мятником нидерландского Ренессанса стала ратуша, построенная в Антверпене Корнелисом Флорисом в 1560-е годы.

Влияние итальянского Ренессанса на Нидерланды оказалось особенно сильным в живописи. В XVI в. здесь сложился один из главных центров европейского романизма — международного тече­ния в искусстве, которое обогатило живопись античными мотивами, новыми знаниями в композиции, перспективе, анатомии, виртуоз­ной техникой, но до такой степени равнялось на итальянские образ­цы, что утрачивало национальное своеобразие. Романизм, поддер­жанный придворно-аристократической средой, сказался и на искус­стве шпалер, которыми славились Нидерланды.

По другому пути — с опорой на национальные традиции и фольклор — развивалось творчество крупнейшего нидерландского живописца XVI в. Питера Брейгеля Старшего. Его взгляд на мир полон горечи, неверия в гуманистические идеалы всесилия человека. В своих картинах и рисунках для гравюр он часто обращался к изображению массовых сцен народной жизни с множеством мелких фигур. Это своеобразные притчи о современно­сти и извечных людских пороках, В картине "Крестьянский танец", укрупняя образы, Брейгель любуется народным весельем, полным стихийной мощи, но не скрывает и его примитивных, грубых сто­рон. Картина “Слепые”, изображающая начавшееся падение с об­рыва вереницы слепцов, представляет собой иносказание о тщете самонадеянных людских упований. Брейгель был мастером почти космического панорамного пейзажа: в цикле картин “Времена года” он раскрыл поэзию бескрайних просторов природы, с жизнью кото­рой неразрывно связаны ритмы жизни людей.

Культура Голландии и Фландрии в первой половине XVII в. В XVII в. их культура начала раз­виваться разными путями, хотя имела и общие черты. К самым значительным достижениям голландской и фламандской культур этого столетия относятся свершения в области живописи.

Особенностями развития искусства в Голландии стали превра­щение художественного творчества в массовую профессию, работа художников преимущественно на рынок, а не на заказ, высокий уровень мастерства вследствие большой конкуренции и вызванная этой же причиной узкая профессиональная специализация. Появи­лись, например, мастера только зимних, или только морских, или ночных пейзажей. Значительно расширился круг покупателей кар­тин — ими украшали свой быт почти все слои общества, от патри­циата и ремесленников до зажиточных крестьян. Мифологическая живопись была оттеснена правдивым или заостренным до гротеска изображением бытовых сцен, портретами, пейзажами, натюрморта­ми. Характерным было ярко выраженное своеобразие живописи раз­личных художественных центров, направлений, индивидуально­стей. Рядом с целой плеядой великолепных так называемых “ма­лых” мастеров работали крупные таланты, которые не ограничива­лись рамками узкой специализации. Расцвет голландской живописи продолжался до последней трети XVII в. Франс Хальс (1581/85—1666) обновил своей темпераментной живописью голландский портрет, в гом числе групповой. Он словно на лету схватывал непринужден­ные позы, мгновенно меняющиеся выражения лиц своих моделей — офицеров, гуляк, щеголей, а в поздних работах беспощадно, с тра­гической глубиной обнажил в образах стариков угасание человека.

Вершиной голландского искусства стало новаторское творчество Рембрандта ( 1606—1669). Живописец, мастер рисунка и офорта, он создавал портреты, библейские, мифологические и исторические композиции, пейзажи и натюрморты. Созвучиями цвета, тончайше разработанной светотенью он передавал духовную жизнь людей в психологических образах, полных драматизма; изображал среду, окружающую человека, одновременно и правдиво, и поэтично. В монументальной композиции “Возвращение блудного сына” худож­ник, сам прошедший через годы тяжелых испытаний и одиночества, утверждает величие человечности, сострадания и любви.

Ведущая роль в искусстве Фландрии принадлежала блестяще одаренному и гуманистически образованному Питеру Паулю Ру­бенсу (1577—1640). Глава крупнейшей в Европе художественной мастерской, он выполнял заказы на целые циклы грандиозных на­рядных полотен для монархов и знати разных стран, католической церкви и ордена иезуитов, создавал и глубоко интимные образы — прежде всего своих близких. В свободной широкой манере он вопло­щал мифологические и исторические сцены, картины народных празднеств, величественные виды природы. Художник барокко, он любил передавать накал чувств, изображать красоту человеческого тела в динамичные моменты схваток, охот, мощных усилий. Коло­ристическое богатство жизнерадостных работ Рубенса с их сияющи­ми красками роднит его творчество с искусством великих живопис­цев венецианского Возрождения. Рубенс определил главные пути развития фламандской школы, характерные для нее великолепие и пышность. Среди его учеников и помощников были Антонис ван Дейк (1599—1641), создатель нового типа декоративного парадного портрета, работавший также в Италии и Англии; Якоб Йордане (1593—1678), писавший монументализированные жанровые композиции, в которых могли появляться и античные мифологические пер­сонажи; Франс Снейдерс (1579—1657), мастер охотничьих сцен и славящих земное изобилие гигантских натюрмортов с грудами раз­нообразных даров природы.

В декоративно-прикладном искусстве Фландрии особенно цени­лись предназначенные для дворцов роскошные огромные шпалеры — красочные настенные ковры с бордюрами из орнаментальных и рас­тительных мотивов; тончайшие, изысканные брюссельские круже­ва; мебель, инкрустированная драгоценными породами дерева и слоновой костью. Самым значительным писателем в XVII в. был Йост ван ден Вондел (1587—1679). Поэт, вводивший в отклики на злобу дня сопоставления с античностью и аллегорические образы, переводчик Софокла, Еврипида, Вергилия и Сенеки, он больше всего известен как драматург, создатель нидерландского “театра барокко”. Обра­щаясь к мифологическим и историческим сюжетам, Вондел возвы­шенным и торжественным слогом обрисовывал драмы испытаний своих персонажей — Люцифера, Ноя, Адама, защитника Амстерда­ма Гейсбрехта, плененной королевы-католички Марии Стюарт. Ве­личественные хоры поясняли в стихах, комментировали, как в дра­матургии античности, судьбы героев.

Наибольшей известностью из голландских ученых первой поло­вины XVII в. пользуется основоположник нового международного права Гуго Гроций (1583—1645). Блестящий знаток античного культурного наследия, он также оставил труды о древностях, исто­рии и политико-правовом строе Нидерландов, но центральное место среди его работ занял трактат “О праве войны и мира”. Здесь Гроций развил и систематизировал новые принципы международно­го права, в том числе собственные более ранние идеи о “свободном море" — праве кораблей всех стран беспрепятственно плавать в открытом море по всему земному шару. Гроций был поборником решения конфликтов между народами мирными методами, путем взаимных соглашений. Он считал, что даже в случае возникновения войн необходимо соблюдение их участниками определенных право­вых норм. Высокая оценка права проходит красной нитью через всего его труды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...