Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высокое Итальянское Возрождение.




Культура Италии в XVI — первой половине XVII в. Как и в предшествующий период, в культуре Италии сосуществовали пла­сты народной, городской, аристократической, ренессансной и клери­кальной культуры. Ренессанс переживал стадию наивысшего рас­цвета в первой четверти XVI в. (так называемое Высокое Возрожде­ние) и постепенного угасания к концу столетия, хотя некоторые его традиции заметны и в первой половине XVII в. В 30—40-е годы 16 в искусстве и литературе складывается придворно-аристок­ратическая линия маньеризма, отмеченная стремлением к форма­лизации достижений мастеров ренессансной культуры, к изощрен­ности, грации, виртуозности. Во второй половине XVI в., наряду с Ренессансом и маньеризмом, в условиях католической реакции ак­тивно воздействует на общество официальная церковная культура, В первой половине XVII в. придворно-аристократическая культура и клерикальная сближаются в рамках стилистически новой культу­ры барокко.

Для культуры Возрождения XVI век был не только важнейшим эволюционным этапом от высочайшего творческого подъема к зату­ханию в конце столетия, но и временем развития вширь. Множатся сферы обновления самой культуры — это уже не только гуманитар­ные знания, литература и искусство, но и натурфилософия, естест­вознание, музыка, театр.

Гуманизм. Социально-политическая мысль. Гуманистическое учение о человеке, его земном предназначении, месте в природе и обществе в XVI в. переживает новую фазу развития, исполненную противоречивых тенденций. Гражданский гуманизм еще заметно влияет на политическую и социально-утопическую мысль, а также на историографию. Учение о человеке, утрачивая некоторые завоевания XV века, на поздних фазах Возрождения обогащается новыми идеями в сфере натурфилософии и естествознания.

Политическая мысль Высокого Возрождения связана с именами двух выдающихся писателей — Макиавелли и Гвиччардини. Фло­рентиец Никколо Макиавелли (1469—1527) После рестав­рации во Флоренции власти Медичи он был отстранен от государст­венной деятельности и в 1513—1520 гг. находился в изгнании. К этому периоду относится создание наиболее значительных его про­изведений — “Государь", “Рассуждения о первой декаде Тита Ли­вия”, “История Флоренции", снискавших ему европейскую славу. Макиавелли выдвинул идею “сильного государя", способного ре­шить задачу создания единого централизованного государства в Италии. Для достижения этой цели он считал допустимыми любые средства, лишь бы они служили благу отечества. Макиавелли при­знавал одну мораль — с позиций общегосударственных интересов; на его этике сказалось влияние гражданского гуманизма с принци­пами патриотизма и общественного долга.

Макиавелли заложил основы политической теории, опираю­щейся на рациональное осмысление действительности, на конкрет­ный государственный опыт, лишенный всякой идеализации. Его главная заслуга — создание последовательно светского учения о государстве. Как историк он придал новый импульс секуляризации исторической мысли, начатой гуманистами XV в. В “Истории Фло­ренции” Макиавелли связывал гражданские свободы с активностью народа, а многие беды республики считал следствием своекорыст­ных политических поползновений знати. Отводя главную роль в историческом процессе народу, он подчеркивал н роль сильной лич­ности. Творцом “нового принципата" — государства, не похожего ни на существовавшие в Европе абсолютистские государства, ни на региональные итальянские монархии, может стать, по его убежде­нию, лишь подлинный герой, яркая личность, наделенная умом и волей, способностью трезво оценивать реальную действительность и принимать правильное решение. Эти качества необходимо разви­вать не только “новому государю”, но каждому человеку, полагал он, чтобы успешно противоборствовать с Фортуной.

Одной из ярких сторон мировоззрения Макиавелли был после­довательный антиклерикализм. Главное зло Италии, на протяже­нии многих столетий лишенной государственного единства, он ви­дел в притязаниях главы католической церкви на светскую власть. Церковь, б его представлении, заслуживает критики еще и потому, что поддерживает в народе суеверия и предрассудки. В комедии “Мандрагора” — остро сатирическом произведении в духе традиций Боккаччо — Макиавелли вывел образ монаха как носителя торже­ствующей глупости, лицемерия, зла.

Раздробленность Италии, ее бедствия в период Итальянских войн остро переживал и Франческо Гвиччардини (1483—1540), то­же флорентиец, политический мыслитель и историк. В “Истории Италии” — первом историографическом труде такого рода, в “Исто­рии Флоренции”, в посланиях итальянским государям Гвиччарди­ни, многие годы проведший на дипломатической службе, настойчи­во развивал идею о необходимости сплочения всех сил страны для отпора внешним врагам. Как и Макиавелли, он связывал многие беды Италии с децентрализаторской политикой папства, проявлял тонкую наблюдательность в анализе политической обстановки, да- вал разумные совета итальянским государям. В “Заметках о делах политических и гражданских” Гвиччардини развивал идеи гумани­стической этихи, придавал им практическую направленность, не­редко заново формулируя моральные максимы поведения человека в гражданской и политической жизни с учетом своего времени. Самым ценным в человеке он признавал знания, трезвость ума, умение в любом деле извлекать для себя выгоду. Реализм, рациона- лнэм и индивидуализм — главные черты этики Гвиччардини, отли­чавшие его от предшествующей гуманистической традиции.

Высокое Возрождение стало новым этапом в развитии не только общественно-политической мысли, но и литературы. Творчество гу­манистов, по-прежнему занимавшихся преимущественно гумани­тарными дисциплинами, приобретает более совершенную художест­венную форму, а ренессансная литература этой и более поздней поры оказывается одним из главных проводников гуманистических идей. Яркий пример — “Придворный” Балъдассаре Кастильоне ( 1478—1529). В “Придворном” Кастильоне не только отразил нравы двора урбинского герцога, но, что важнее, синтезировал достижения гуманисти­ческой мысли, особенно этико-эстетических учений. У Кастильоне идеал человека воплощает придворный, преданный своему князю и в то же время сохраняющий достоинство и независимость. Придвор­ный должен обладать прекрасной внешностью и благородной душой, тонким вкусом, гармонией в суждениях, манере, облике. Черты идеального человека, воплощенного в образе придворного, Кастнлъоне объединяет понятием “грация”, придавая этической концепции эстетические черты. Идеал Кастильоне утопичен и это осознавал он сам, отмечая, что при дворах царят "зависть и злоумие, дурные нравы и всевозможные пороки'’. И все же Кастильоне верил в воз­можность перевоспитания человека на началах добра и справедли­вости, совершенствования его, опираясь на ренессансную этику.

Важным направлением в развитии ренессансного мировоззре­ния стала социально-утопическая мысль, получившая яркое выра­жение в сочинениях Антона Франческо Дони и ряда других писате­лей. Их отличает резко критическое отношение к существующим общественным порядкам, стремление понять причины социальных язв и военно-политических поражений Италии. Дони ставит под сомнение справедливость общественного строя, основанного на част­ной собственности, и выдвигает проекты идеального общества, где господствуют коллективная собственность я обязательный труд. Утописты XVI в. ратуют за разумную организацию жизни людей, воплощающую гуманистические принципы, важнейшие из которых — образование и нравственное совершенствование.

И деи равенства людей и общности имущества нашли наиболее последовательную разработку в “Городе Солнца" Томмазо Кампанеллы (1568—1639). В городе Солнца, чем-то напоминающем италь­янские города-республики, нет частной собственности, все имущест­во граждан обобществлено, труд обязателен для всех. Образование и воспитание подрастающего поколения призваны выявить способно­сти каждого и направить его в ту сферу деятельности, где он сможет наиболее полно раскрыть их и принести пользу обществу. Жизнь населения города Солнца организована на рациональных началах, руководят ею наиболее мудрые и знающие; у всех граждан есть возможность для гармонического духовного и физического разви­тия. Однако они не имеют семьи, лишены свободы в личной жизни и проявлениях своей индивидуальности, так как весь их жизненный уклад строго определен и унифицирован.

Литература. Высокое Возрождение — эпоха расцвета ренессан­сной литературы Италии, отмеченная крупнейшими именами — Саннадзаро, Кастильоне, Ариосто, Бембо. Лудовико Ариосто (1474—1533) — автор прославившей его поэмы “Неистовый Орлан­до”, а также комедий, ставившихся при дворе герцогов д’Эсте. В занимательных приключениях героев поэмы “Неистовый Орландо" Ариосто стремился воспеть духовно свободного, благородного чело­века Возрождения. Воплощение гуманистического идеала — рыцарь Орландо (Роланд), беззаветно сражающийся за справедливость. В полных драматизма любовных линиях поэмы высвечиваются благо­родство, высокие нравственные качества героев. Поэма Ариосто но­сит светский характер, в ней славится радость земной жизни, пол­нота чувств и наслаждений, пародируется идея загробного рая.

“Аркадия” Саннадэаро, написанная в 1502 г., утвердила в ре­нессансной литературе пасторальный жанр. В поэме дано идеализи­рованное представление о гармонии человека и природы. В стиле Петрарки написаны многие лирические стихи Бембо — он положил начало поэзии петраркизма, подражавшей великому поэту и создававшей идеализированные схемы чувств в духе философии неоплатонизма.

Театр, музыка. В XVI в. в итальянской драматургии на новой основе возрождаются жанры трагедии и комедии. Первыми трагеди­ями были “Розамунда” Джованни Ручеллаи и “Софонисба” Джанджорджо Триссино, созданные в 1515 г. Сюжет первой построен на рассказанной Павлом Диаконом легенде о любви лангобардского короля Альбоина к королеве Розамунде. Трагедия изобилует сцена­ми ужаса. “Софонисбап более “спокойна” и в большей мере подра­жает греческим трагедиям. В отличие от первых трагедий, “Орбек- ка” Джиральди Чинтио и “Гораций” Пьетро Аретино, представлен­ные в 40-е годы, были более совершенны композиционно и психоло­гически правдивее.

На развитие ренессансной комедии сильное влияние оказали римские комедиографы Плавт и Теренций. Уже одна из первых комедий — “Каландро” кардинала Биббиены, поставленная в 1513 г., имела шумный успех. Заимствования из Плавта сочетались в ней с наблюдениями над действительностью, здесь откровенно воспева­лась чувственная любовь. Мотивы крестьянской жизни послужили сюжетной основой для комедии “Билора” Анджело Беолько, по про­звищу Рудэанте. Эта и другие его "крестьянские" комедии проник­нуты народным юмором, порой в них слышатся и ноты социального протеста. Во второй половине XVI в. десятки комедий вышли из-под пера Джованни Мария Чекки и Джамбаттиста Делла Порта. В ко­медиях последнего наряду с реалистической основой заметны мань- еристические тенденции. Линию сатирической комедии, начатую “Мандрагорой" Макиавелли, в этот период продолжил “Подсвеч­ник” Джордано Бруно.

В начале XVII в. в Италии возникают первые оперы — поло­женные на музыку комедии Оттавио Ручеллаи “Эвридика” (компо­зитор Пери) и “Ариадна” знаменитого Клаудио Монтеверди. Выда­ющийся успех выпал на долю его оперы “Орфей” на текст Ручел­лаи, поставленной в 1607 г. Монтеверди стал центральной фигурой в музыкальной жизни Италии первых десятилетий XVII в. Его глав­ная заслуга — в создании нового, экспрессивного стиля, в усилении драматизма в музыке. Рождение оперы было важным шагом в раз­витии музыкальной культуры, переворотом в средствах выразитель­ности, подготовленным развитием ренессансной музыки в XVI в. Крупнейшим композитором второй половины XVI в. был Палестри­на, капельмейстер в соборе св. Петра в Риме. Выдающийся мастер полифонии, праздничного хорового пения “а капелла”, он обновил мадригал, придал новые формы церковному пению. Обширнейшее творческое наследие Палестрины включает более ста месс, несколь­ко сотен мотетов и мадригалов.

В светских вокальных жанрах этой эпохи сложилось два на- правления: одно — близкое к народной песне, и другое — связанное с полифонической традицией, с мадригалом. В создании ренессанс' ного мадригала большую роль сыграл Пьетро Бемба. Карло Джезуальдо драматизировал мадригал, превратив его н вокальную пьесу с инструментальным сопровождением.

Итальянская музыкальная культура оказала сильное воздейст­вие на развитие музыки всех европейских стран.

Изобразительное искусство. Архитектура. Искусство Высокого Возрождения, достигшее вершин в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, б ыло отмечено новыми чертами обоб­щенности, гармонии, героической мощи образов. Основоположни­ком искусства Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи — подлинный новатор во многих областях знания и в том числе в теории живописи. В духе гуманистической традиции он развивал идею о том, что знание — не только великая способность человека, но и жизненная потребность, определяющая era отношение к окру­жающему миру. Созидательные способности человека Леонардо считал безграничными, возвышающими его над самой природой. Наивысшее проявление силы творчества он видел в деятельности художника. При этом Леонардо всегда подчеркивал теснейшую вза­имосвязь живописи и науки. Теория живописи Леонардо, его учение о перспективе, о пропорциях и строении человеческого тела были основаны во многом на его собственных научных наблюдениях и опыте. В живописи он воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил. В его величавых, психологически глубоких образах сочетаются яс­ная мысль и творческая фантазия. Монументальная алтарная кар­тина “Мадонна в скалах” отмечена уравновешенностью компози­ции, пластической и смысловой выразительностью жестов, игрой светотени. Знаменитая фреска “Тайная вечеря” отличается духов­ным богатством и психологической напряженностью образов, чет­кой компановкой групп персонажей и всей сцены, выявляющей драматизм ситуации. Одна из вершин творчества Леонардо — “Пор­трет Моны Лизы”, воплотивший возвышенный, благородный, спокойно-уравновешенный образ, наделенный красотой и душевным богатством.

Творчество Рафаэля (1483—1520) стало своеобразным итогом предшествующего развития ренессансного искусства. Для него ха­рактерно стремление к синтезу, художественной обобщенности. В картинах, фресках, графике Рафаэля, отмеченных благородной про­стотой и гармонией, сочетанием реального и идеального, отразилось чувство красоты и радости земного бытия. Он довел до совершенства мастерство композиции, соразмерности целого и каждой его части.

В многочисленных изображениях мадонны, исполненных ли­ризма, тонкой одухотворенности, изящества, Рафаэль утверждает гармонию мира и человека. Психологически сложный и величест­венный образ Марии — заступницы человечества — нашел вопло­щение в одной из его поздних работ — “Сикстинской Мадонне”. В созданных Рафаэлем портретах современников индивидуальные ха­рактеристики сочетаются с представлениями об идеальном человеке Возрождения (особенно выразителен портрет Бальдассаре Кастильо- не). Его прославленные фрески одной из комнат в Ватикане — Станцы делла Сеньятура демонстрируют композиционное совершенство, четкий ритм построения многофигурных сцен, гармо­ническую взаимосвязь росписей с архитектурой и друг с другом. В них с особой силой воплотился свойственный Рафаэлю пафос жизнеутверждения, радостного чувства свободы и духовной мощи чело­века.

В культуре не только Высокого, но и Позднего Возрождения исключительное место занимает Микеланджело Буонарроти (1475— 1564), внесший огромный вклад в развитие живописи, скульптуры, архитектуры. Ренессансный идеал человека приобрел в его искусст­ве возвышенно-героические, титанические черты. Произведениям Микеланджело свойственны яркая эмоциональность образов, драма­тизм воплощения борьбы мощного телом и духом человека с враж­дебными ему силами. Неразрешимость этого противоборства создает атмосферу трагизма, характерную для многих работ Микеландже­ло, особенно позднего периода творчества.

В его ранних произведениях воплощены сильные характеры, исполненные духовной мощи и эмоционального напряжения. Фигу­ры фресок достигают поразительной пластической ясности и выра­зительности; весь цикл служит восславлению творческой энергии человека. В более поздних работах нарастают трагические ноты, внутренняя гармония человека оказывается разрушенной, его силы скованы. Трагизм приобретает мощное звучание в фреске “Страш­ный суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы, где изображена грядущая мировая катастрофа. В позднем творчестве Микеланджело отразился кризис идеалов Возрождения.

В XVI в. наряду с Флоренцией и Римом ведущим художествен­ным центром Италии становится Венеция. Венецианская школа жи­вописи достигла яркого расцвета в творчестве выдающихся худож­ников — Джорджоне и Тициана. Джорджоне (ок. 1477—1510) ут­верждал идею единства человека н природы, создал гармонизиро­ванные, поэтически-созерцательные образы (картины “Гроза”, “Три философа", “Сельский концерт”, “Спящая Венера” и рад других). Тициан (1476/77 или 1480—1576) обогатил многие жанры станковой живописи — портретный, пейзажный, мифологический. Он был реформатором живописного искусства, придававшим важ­ное значение цветовой лепке формы, стал непревзойденным масте­ром колорита. Весь творческий путь Тициана отмечен верностью гуманистическому идеалу человека. Его ранние работы (“Денарий кесаря”, “Любовь земная и небесная”, “Юноша с перчаткой”) празд­ничны по колориту, воплощенные в них образы жизненно полно­кровны, возвышенно-благородны. В 40-е годы ярко раскрылось да­рование Тициана-портретиста (портреты Пьетро Аретино, папы Павла III с наследниками, императора Карла V и многие другие). Его портретные характеристики психологически глубоки и правди­вы. В поздних работах (“Даная”, “Венера с зеркалом”), являющих вершину колористического мастерства Тициана, в полной мере от­разилось свойственное художнику чувство красоты.

Традиции венецианской школы живописи получили дальней­шее развитие в творчестве выдающихся художников Позднего Воз­рождения — Веронезе и Тинторетто. Веронезе тяготел к монумен­тальной живописи с темами празднеств, пышных пиршеств, тор­жеств, в которых раскрывался образ жизни венецианского патрици­ата. В монументальных полотнах Тинторетто с массовыми драмати­ческими сценами нашел воплощение образ народа, страдающего и борющегося (цикл картин в Скуола дн Сан Рокко в Венеции).

Наряду с ренессансным искусством в Италии XVI в. существо­вало направление маньеризма (оно сложилось в придворно-аристок­ратической среде в 20—40-е годы), для которого характерна изы­сканная утонченность образов, грациозность форм, произвольность пропорций и цвета. Наиболее видными представителями живописи маньеризма были Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, в скульпту­ре — Бенвенуто Челлини.

В ренессансной архитектуре XVI в. сложился общеитальянский стиль, своеобразие которого — в монументальности, синтезе пла­стических искусств, гармонии образов. В развитие этого стиля вне­сли свой вклад Леонардо да Винчи, Браманте, Рафаэль, Джулно Романо, Микеланджело, Палладио. В ренессансном стиле построены многие частные палаццо и виллы, храмы (как правило, центрально­купольные), общественные здания. Для орцерной системы этого стиля типичны сильно выступающие пилястры, полуколонны. В творчестве Палладио ордер стал главным архитектурным принци­пом, достигшим классической выразительности в многочисленных виллах, органически вписанных в окружающий ландшафт.

Барокко привнесло в архитектуру грандиозность, пышную де­коративность, вычурную пластическую обработку; ордерная систе­ма стала лишь средством, подчеркивающим ритм и пластику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...