Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Англии в раннее Новое время.




Культура Англии в XVI — начале XVII в. Параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого литературного английского языка и формирование национальной культуры, которая, тем не менее, была открыта общеевропейским веяниям, получавшим на английской почве своеобразное преломле­ние.

Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграли университеты, и в первую очередь — Оксфордский, ставший колыбелью английского гуманизма. Здесь сложился круг высокооб­разованных интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гу­манизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. В него входили Т. Ливэкр, У. Гросин, У. Лили — знатоки латыни и греческого и горячие сторонники введения классического образования в школах и университетах, а такж е Джон Колет — видный теолог и теоретик педагогики. В Колете видят как предтечу английской реформации, так и одного из первых английских гуманистов. Критикуя современ­ную ему церковь с моральных позиций, он ратовал за ее обновление через нравственное совершенствование клира и верующих, делая акцент на постижении духа Священного писания, а не на формаль­ном следовании церковной дисциплине. В то же время Колет чрез­вычайно высоко оценивал способности человека, свободная воля которого должна направлять его к высоким духовным идеалам, по­могая приобщиться к божественной истине. Во имя воспитания та­кого человека он призывал к реформе образования, которое, по его мнению, должно основываться не на изучении авторитетов средне­вековой схоластики, а на философии Платона и Аристотеля, антич­ных авторах, классических языках, а также на фундаменте естест­веннонаучных и прикладных знаний.

Полноправным членом оксфордского кружка, этой, по его опре­делению, "республики ученых”, был Эразм Роттердамский, посе­щавший лекции Колета и признававший, что именно в Англии начала формироваться его “философия Христа”. Учеником Колета был и выдающийся английский гуманист Томас Мор. Специфика английского гуманизма на этом этапе заключалась в том, что наря­ду с антропоцентризмом, верой в достоинство и одаренность челове­ка, ему были присущи большое внимание к теологическим вопросам и сильное влияние традиционной христианской этики, что роднило его с так называемым “северным”, или “христианским”, гуманиз­мом.

Крупнейшим английским мыслителем первой половины XVI в. был Томас Мор (1478—1535). Как и у старшего поколения оксфорд­цев, его этическая доктрина основывалась на понятии “христиан­ской добродетели”, наполненном, однако, новым, гуманистическим содержанием. Мор полагал, что добродетель и любовь требуют ак­тивной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. Его карьера была воплощением этого этического идеала: юрист по образованию,

Главным произведением Томаса Мора стала “Золотая книжеч­ка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1516), положившая начало целому направлению в ренессансной общественной мысли и литературному жанру, именуемому “утопией”. В этой книге устами путе­шественника Рафаила Гитлодея автор подвергает резкой критике социальные порядки и беззаконие, существующие в современной ему Англии, а затем рисует картину идеального общественного устройства. По его мнению, государство, основываясь на частной собст­венности, представляет собой “заговор богатых” и служит лишь их интересам. Собственность порождает неравенство и отвращает лю­дей от христианской любви. Поэтому в его Утопии она упразднена, все владеют “всеми вещами сообща”, каждый обязан трудиться, но труд не обременителен, и у утошшцев остается достаточно времени на занятие науками, искусствами и на развлечения. Утопийцы уме­ренны в потреблении, однако на острове нет уравнительности — распределение ведется в соответствии с заслугами перед обществом.

Политическое устройство Утопии базируется на принципе выборно­сти, высшее должности занимают лишь люди безупречных мораль­ных качеств и обладающие способностями к управлению. Конфесси­ональные вопросы решаются на основе веротерпимости.

“Утопия” Томаса Мора отражала высокий уровень ренессанс­ной общественной мысли, пытавшейся, синтезировав античные по­литические теории и современный опыт, осмыслить природу госу­дарства, его институтов, функции религии и создать модель идеаль­ного общественного устройства.

Распространению в Англии культуры Возрождения способство­вал двор первых Тюдоров, выступавших покровителями литературы и искусства. При Генрихе VII и Генрихе VIII в Англию были при­глашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, веду­щим среди которых был Пьетро Торриджано, выполнивший надгро­бие Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе VIII, которому принадле­жал самый крупный дворцовый комплекс Европы — Уайтхолл, а также резиденции Ричмонд, Хэмптон-Корт, Среди лучших образцов этого стиля — законченная при Генрихе VIII капелла Королевского колледжа в Кембридже и капел­ла Св. Георгия в Виндзоре.

Английская живопись также сохраняла множество средневеко­вых черт, но в ней усилился интерес к светским сюжетам и портре­ту, в особенности после Реформации, когда церковь утратила роль основного заказчика произведений изобразительного искусства. Ог­ромное влияние на становление английской школы портретной жи­вописи оказал Ганс Гольбейн Младший, получивший в 1536 г. дол­жность придворного художника Генриха VIII и оставивший замеча­тельную галерею портретов короля, английских придворных и госу­дарственных деятелей.

В поэзии под влиянием Петрарки стал популярен сонет, адаптированный к строю английского языка Т. Уайаттом и Г. Ховардом, графом Сарри.

Ведущими композиторами того времени были музыканты Дж. Тэвернер и Т. Таллис. К ним причисляют и Генриха VIII, большого ценителя музыки и, возможно, автора нескольких попу­лярных баллад и мадригалов. Любимым развлечением при дворе были театральные представления: любительские пьесы-“маски", ал­легорические или морально-дидактические, а также представления, восходящие к традициям народного театра — игры о Робин Гуде, майские забавы с переодеваниями и т.д. Неотъемлемой частью при­дворной культуры были театрализованные рыцарские турниры, оса­ды бутафорских замков, потешные сражения кавалеров и дам, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворянства сво­ему монарху и процветания Англии под его властью.

Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половине XVI в., которую нередко называют “золотым елизаветинским веком”. Этому способствовали как экономические успехи, так и рост патриотических настроений в Англии, связанных с ее утверждением в качестве великой морской державы и лидера протестантского мира.

Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Ф- Сидни, прославившийся своими сонетами. Он творил и в жанре пасторали, поэма Сидни “Майская королева” сделала это направле­ние популярным в Англии. В трактате “Защита поэзии”, полемизи­руя с пуританами, выступавшими с нападками на “легкомыслен­ную” литературу и “развращающее” искусство, Сидни обосновывал высокое предназначение поэзии и ее роль в воспитании гармонично­го и нравственно совершенного человека, утверждая, что она для этого более пригодна, чем назидательная философия или история.

Подчинение поэзии и искусства этическим задачам, прославле­ние гражданских ценностей характерно для творчества другого вы­дающегося поэта-елизаветинца Эдмунда Спенсера, автора сонетов и поэм “Пастушеский календарь" и “Королева фей”. В последней Спенсер создал яркий образ идеальной державы, где благородные рыцари совершают подвиги во имя справед­ливости и добродетели. Поэма была посвящена Елизавете I, угады­вавшейся в облике “королевы фей”. В жанрах сонета и пасторали работали многие выдающиеся поэты того времени — У. Рэли, К. Марло, У. Шекспир и другие, чьи эксперименты с рифмами, ритмическим строем и словотворчество чрезвычайно обогатили ли­тературный английский язык.

Проза второй половины XVI в. представлена обширной литера­турой, посвященной путешествиям и географическим открытиям. Важнейшую роль в становлении национального самосознания сыг­рал труд Р. Хаклюйта “ Основные плавания, путешествия и откры­тия английской нации", в котором он собрал многочисленные отче­ты мореплавателей и путешественников. В жанре новеллы были популярны реалистические произведения Т. Дел они, адресованные бюргерской среде и прославлявшие честный труд и благонравие английских йоменов, ремесленников и суконщиков, достигших ус­пеха и материального благополучия. С другой стороны, сатириче­ские новеллы и плутовской роман (в частности, “Злополучный ски­талец” Т. Нэша) высмеивали ханжество и идеалы унылой пуритан­ской добропорядочности.

Большой популярностью у читателей пользовались также исто­рические произведения; “Хроники Англии, Шотландии и Ирлан­дии” Р. Холиншеда, труды У. Кемдена — самого выдающегося исто­риографа елизаветинской поры, основателя научного кружка “анти­квариев” — собирателей старинных документов и древностей; “Хроника Лондона и Вестминстера” Дж. Стау, посвященная исто­рии английсхой столицы.

Однако ведущей среди литературных жанров, безусловно, была драма. В елизаветинскую эпоху завершается становление публично­го профессионального театра, актерские труппы обзаводятся собст­венными помещениями» такими, как “Театр”, “Куртина”, “Гло­бус”, “Лебедь” в Лондоне и др. Для них писала целая плеяда та­лантливых драматургов — Р. Грин, Т. Кид, К. Марло, У, Шекспир, Б. Джонсон.

Одним из крупнейших драматургов XVI в. был К ристофер Мар­ло, обратившийся в своих трагедиях “Тамерлан Великий", “Траги­ческая история доктора Фауста”, “Мальтийский еврей” к актуаль­ным морально-этическим проблемам. Он создал галерею образов титанических личностей, в своем безудержном стремлении к вла­сти, славе и богатству стряхнувших с себя оковы христианской морали, что в конце концов приводит к гибели самих героев. Эти образы вызывали у зрителя одновременно восхищение и ужас.

Проблема личности и пределов ее свободы волновала и гениаль­ного английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616), творческое наследие которого чрезвычайно разнообразно. Его перу принадлежат лирические комедии (“Комедия ошибок”, “Сои в лет­нюю ночь”, “Много шума из ничего”, “Виндзорские проказницы”), исторические хроники (“Генрих IV”, “Генрих V”, “Ричард II’’, “Ричард III”), в которых он выступает адвокатом сальной, но за­конной и справедливой королевской власти — выразительницы на­циональных интересов в противовес корыстным и честолюбивым устремлениям магнатов; философские драмы (“Гамлет”, “Отелло", “Король Лир” и др.). Его пьесы — это глубокое размышление о сущности человеческой натуры, о природе добра и зла в мире. Взгляды Шекспира на человека лишены радостного оптимизма, свойственного раннему гуманизму, его мироощущение окрашено в более трагические тона: вместе с Гамлетом он мучительно размыш­ляет над тем, является ли человех “венцом природы”, “красой все­ленной” или “квинтэссенцией праха”, и эти сомнения отражают кризис ренессансного сознания. Истоки трагедий своих персонажей Шекспир видел не во внешних обстоятельствах, а во внутренних противоречиях и слабостях человеческой души, которые позволяют страстям одержать верх над разумом. Обуздание страстей — гаран­тия внутренней гармонии и счастья. В своих последних пьесах — “Зимняя сказка” и “Буря” Шекспир снова возвращается к идее прекрасного человека, царящего над природой и наделенного огром­ными знаниями и безграничными возможностями, однако с грустью признает утопичность подобного образа, придавая этим произведе­ниям форму волшебной сказки.

Не меньшей популярностью, чем Шекспир, пользовался у со­временников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий (“Алхимик”, “Варфоломеевская ярмарка”), в которых он воссоздал яркую картину современных нравов. Джонсона считают основоположником английской морализирующей литературы.

Вторая половина XVI — начало XVII в. отмечены в Англии успехами естественных наук. Врач У. Гарвей открыл большой круг кровообращения, У. Гилберт исследовал явления магнетизма и электричества, астроном и математик Т. Хэриот обнаружил пятна на Солнце, Д. Нэпер разработал систему логарифмов.

Фрэн­сис Бэкон (1561—1626). Свои размышления об обществе, морали, политике и религии он облек в форму литературно-философских эссе — “Опы­ты и наставления нравственные и политические” (1597). Его этиче­ские воззрения основывались на традиционных идеалах гуманисти­ческого индивидуализма, вере в человека и его способность быть “хозяином своей судьбы”. Однако наряду с этикой Бэкона все боль­ше интересовала социально-политическая проблематика: функции государства и роль различных сословий в нем, религия, экономика. Социологические взгляды английского мыслителя были тесно связа­ны с его представлением о месте науки в жизни общества, которая должна была способствовать преобразованию мира и подчинению его власти человеха. В утопическом романе Бэкона “Новая Атлан­тида” всеобщая гармония и благополучие основываются не на соци­альных преобразованиях, а на достижениях научно-технического прогресса. Его идеальным обществом руководит “Дом Соломона" — лаборатория новых открытий и храм знаний. Описывая чудесные изобретения, Бэкон предсказал многие открытия далекого будуще­го: использование солнечной энергии, селекцию, консервацию орга­нов для лечения людей, летательные аппараты и т.д.

Ф. Бэкон разработал новую теорию научного познания: в отли­чие от дедукции, на которой основывалась философия античности и средних веков, он выдвинул идею индуктивного эмпирического ме­тода, предполагавшего движения от частного к общему, от наблюде­ний к эксперименту, затем рациональному анализу и научным обобщениям. Учение Бэкона об эмпирическом методе оказало ог­ромное влияние на европейскую философию эпохи Просвещения.

“Век Елизаветы” был отмечен расцветом декоративно-прикладных искусств. В английской живописи по-прежнему доминировал портрет. Самым выдающимся из портретистов был художник-ми­ниатюрист Н. Хиллиард. Его миниатюры, полные аллегорий и сим­волизма, создали идеализированный образ королевы Елизаветы I, многократно тиражировавшийся другими художниками.

На рубеже XVI—XVII вв. у Хиллиарда принял эстафету его ученик Исаак Оливер, умело использовавший светотень и предпо­читавший пейзажный фон. Его портреты отличались большим реа­лизмом, чем у Хиллиарда. В начале XVII в. наряду с искусством миниатюры усилиями приглашенных ко двору Стюартов Рубенса и Ван Дейха совершенствуются парадный портрет и аллегорическая живопись на мифологические сюжеты.

В архитектуре первой половины XVII в. утверждается класси­цизм. Наиболее выдающимся английским архитектором, работав­шим в этом стиле, был Иниго Джонс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...