Культура Англии в раннее Новое время.
Культура Англии в XVI — начале XVII в. Параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого литературного английского языка и формирование национальной культуры, которая, тем не менее, была открыта общеевропейским веяниям, получавшим на английской почве своеобразное преломление. Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграли университеты, и в первую очередь — Оксфордский, ставший колыбелью английского гуманизма. Здесь сложился круг высокообразованных интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гуманизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. В него входили Т. Ливэкр, У. Гросин, У. Лили — знатоки латыни и греческого и горячие сторонники введения классического образования в школах и университетах, а такж е Джон Колет — видный теолог и теоретик педагогики. В Колете видят как предтечу английской реформации, так и одного из первых английских гуманистов. Критикуя современную ему церковь с моральных позиций, он ратовал за ее обновление через нравственное совершенствование клира и верующих, делая акцент на постижении духа Священного писания, а не на формальном следовании церковной дисциплине. В то же время Колет чрезвычайно высоко оценивал способности человека, свободная воля которого должна направлять его к высоким духовным идеалам, помогая приобщиться к божественной истине. Во имя воспитания такого человека он призывал к реформе образования, которое, по его мнению, должно основываться не на изучении авторитетов средневековой схоластики, а на философии Платона и Аристотеля, античных авторах, классических языках, а также на фундаменте естественнонаучных и прикладных знаний.
Полноправным членом оксфордского кружка, этой, по его определению, "республики ученых”, был Эразм Роттердамский, посещавший лекции Колета и признававший, что именно в Англии начала формироваться его “философия Христа”. Учеником Колета был и выдающийся английский гуманист Томас Мор. Специфика английского гуманизма на этом этапе заключалась в том, что наряду с антропоцентризмом, верой в достоинство и одаренность человека, ему были присущи большое внимание к теологическим вопросам и сильное влияние традиционной христианской этики, что роднило его с так называемым “северным”, или “христианским”, гуманизмом. Крупнейшим английским мыслителем первой половины XVI в. был Томас Мор (1478—1535). Как и у старшего поколения оксфордцев, его этическая доктрина основывалась на понятии “христианской добродетели”, наполненном, однако, новым, гуманистическим содержанием. Мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. Его карьера была воплощением этого этического идеала: юрист по образованию, Главным произведением Томаса Мора стала “Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1516), положившая начало целому направлению в ренессансной общественной мысли и литературному жанру, именуемому “утопией”. В этой книге устами путешественника Рафаила Гитлодея автор подвергает резкой критике социальные порядки и беззаконие, существующие в современной ему Англии, а затем рисует картину идеального общественного устройства. По его мнению, государство, основываясь на частной собственности, представляет собой “заговор богатых” и служит лишь их интересам. Собственность порождает неравенство и отвращает людей от христианской любви. Поэтому в его Утопии она упразднена, все владеют “всеми вещами сообща”, каждый обязан трудиться, но труд не обременителен, и у утошшцев остается достаточно времени на занятие науками, искусствами и на развлечения. Утопийцы умеренны в потреблении, однако на острове нет уравнительности — распределение ведется в соответствии с заслугами перед обществом.
Политическое устройство Утопии базируется на принципе выборности, высшее должности занимают лишь люди безупречных моральных качеств и обладающие способностями к управлению. Конфессиональные вопросы решаются на основе веротерпимости. “Утопия” Томаса Мора отражала высокий уровень ренессансной общественной мысли, пытавшейся, синтезировав античные политические теории и современный опыт, осмыслить природу государства, его институтов, функции религии и создать модель идеального общественного устройства. Распространению в Англии культуры Возрождения способствовал двор первых Тюдоров, выступавших покровителями литературы и искусства. При Генрихе VII и Генрихе VIII в Англию были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был Пьетро Торриджано, выполнивший надгробие Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе VIII, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс Европы — Уайтхолл, а также резиденции Ричмонд, Хэмптон-Корт, Среди лучших образцов этого стиля — законченная при Генрихе VIII капелла Королевского колледжа в Кембридже и капелла Св. Георгия в Виндзоре. Английская живопись также сохраняла множество средневековых черт, но в ней усилился интерес к светским сюжетам и портрету, в особенности после Реформации, когда церковь утратила роль основного заказчика произведений изобразительного искусства. Огромное влияние на становление английской школы портретной живописи оказал Ганс Гольбейн Младший, получивший в 1536 г. должность придворного художника Генриха VIII и оставивший замечательную галерею портретов короля, английских придворных и государственных деятелей. В поэзии под влиянием Петрарки стал популярен сонет, адаптированный к строю английского языка Т. Уайаттом и Г. Ховардом, графом Сарри.
Ведущими композиторами того времени были музыканты Дж. Тэвернер и Т. Таллис. К ним причисляют и Генриха VIII, большого ценителя музыки и, возможно, автора нескольких популярных баллад и мадригалов. Любимым развлечением при дворе были театральные представления: любительские пьесы-“маски", аллегорические или морально-дидактические, а также представления, восходящие к традициям народного театра — игры о Робин Гуде, майские забавы с переодеваниями и т.д. Неотъемлемой частью придворной культуры были театрализованные рыцарские турниры, осады бутафорских замков, потешные сражения кавалеров и дам, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворянства своему монарху и процветания Англии под его властью. Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половине XVI в., которую нередко называют “золотым елизаветинским веком”. Этому способствовали как экономические успехи, так и рост патриотических настроений в Англии, связанных с ее утверждением в качестве великой морской державы и лидера протестантского мира. Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Ф- Сидни, прославившийся своими сонетами. Он творил и в жанре пасторали, поэма Сидни “Майская королева” сделала это направление популярным в Англии. В трактате “Защита поэзии”, полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на “легкомысленную” литературу и “развращающее” искусство, Сидни обосновывал высокое предназначение поэзии и ее роль в воспитании гармоничного и нравственно совершенного человека, утверждая, что она для этого более пригодна, чем назидательная философия или история. Подчинение поэзии и искусства этическим задачам, прославление гражданских ценностей характерно для творчества другого выдающегося поэта-елизаветинца Эдмунда Спенсера, автора сонетов и поэм “Пастушеский календарь" и “Королева фей”. В последней Спенсер создал яркий образ идеальной державы, где благородные рыцари совершают подвиги во имя справедливости и добродетели. Поэма была посвящена Елизавете I, угадывавшейся в облике “королевы фей”. В жанрах сонета и пасторали работали многие выдающиеся поэты того времени — У. Рэли, К. Марло, У. Шекспир и другие, чьи эксперименты с рифмами, ритмическим строем и словотворчество чрезвычайно обогатили литературный английский язык.
Проза второй половины XVI в. представлена обширной литературой, посвященной путешествиям и географическим открытиям. Важнейшую роль в становлении национального самосознания сыграл труд Р. Хаклюйта “ Основные плавания, путешествия и открытия английской нации", в котором он собрал многочисленные отчеты мореплавателей и путешественников. В жанре новеллы были популярны реалистические произведения Т. Дел они, адресованные бюргерской среде и прославлявшие честный труд и благонравие английских йоменов, ремесленников и суконщиков, достигших успеха и материального благополучия. С другой стороны, сатирические новеллы и плутовской роман (в частности, “Злополучный скиталец” Т. Нэша) высмеивали ханжество и идеалы унылой пуританской добропорядочности. Большой популярностью у читателей пользовались также исторические произведения; “Хроники Англии, Шотландии и Ирландии” Р. Холиншеда, труды У. Кемдена — самого выдающегося историографа елизаветинской поры, основателя научного кружка “антиквариев” — собирателей старинных документов и древностей; “Хроника Лондона и Вестминстера” Дж. Стау, посвященная истории английсхой столицы. Однако ведущей среди литературных жанров, безусловно, была драма. В елизаветинскую эпоху завершается становление публичного профессионального театра, актерские труппы обзаводятся собственными помещениями» такими, как “Театр”, “Куртина”, “Глобус”, “Лебедь” в Лондоне и др. Для них писала целая плеяда талантливых драматургов — Р. Грин, Т. Кид, К. Марло, У, Шекспир, Б. Джонсон. Одним из крупнейших драматургов XVI в. был К ристофер Марло, обратившийся в своих трагедиях “Тамерлан Великий", “Трагическая история доктора Фауста”, “Мальтийский еврей” к актуальным морально-этическим проблемам. Он создал галерею образов титанических личностей, в своем безудержном стремлении к власти, славе и богатству стряхнувших с себя оковы христианской морали, что в конце концов приводит к гибели самих героев. Эти образы вызывали у зрителя одновременно восхищение и ужас. Проблема личности и пределов ее свободы волновала и гениального английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616), творческое наследие которого чрезвычайно разнообразно. Его перу принадлежат лирические комедии (“Комедия ошибок”, “Сои в летнюю ночь”, “Много шума из ничего”, “Виндзорские проказницы”), исторические хроники (“Генрих IV”, “Генрих V”, “Ричард II’’, “Ричард III”), в которых он выступает адвокатом сальной, но законной и справедливой королевской власти — выразительницы национальных интересов в противовес корыстным и честолюбивым устремлениям магнатов; философские драмы (“Гамлет”, “Отелло", “Король Лир” и др.). Его пьесы — это глубокое размышление о сущности человеческой натуры, о природе добра и зла в мире. Взгляды Шекспира на человека лишены радостного оптимизма, свойственного раннему гуманизму, его мироощущение окрашено в более трагические тона: вместе с Гамлетом он мучительно размышляет над тем, является ли человех “венцом природы”, “красой вселенной” или “квинтэссенцией праха”, и эти сомнения отражают кризис ренессансного сознания. Истоки трагедий своих персонажей Шекспир видел не во внешних обстоятельствах, а во внутренних противоречиях и слабостях человеческой души, которые позволяют страстям одержать верх над разумом. Обуздание страстей — гарантия внутренней гармонии и счастья. В своих последних пьесах — “Зимняя сказка” и “Буря” Шекспир снова возвращается к идее прекрасного человека, царящего над природой и наделенного огромными знаниями и безграничными возможностями, однако с грустью признает утопичность подобного образа, придавая этим произведениям форму волшебной сказки.
Не меньшей популярностью, чем Шекспир, пользовался у современников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий (“Алхимик”, “Варфоломеевская ярмарка”), в которых он воссоздал яркую картину современных нравов. Джонсона считают основоположником английской морализирующей литературы. Вторая половина XVI — начало XVII в. отмечены в Англии успехами естественных наук. Врач У. Гарвей открыл большой круг кровообращения, У. Гилберт исследовал явления магнетизма и электричества, астроном и математик Т. Хэриот обнаружил пятна на Солнце, Д. Нэпер разработал систему логарифмов. Фрэнсис Бэкон (1561—1626). Свои размышления об обществе, морали, политике и религии он облек в форму литературно-философских эссе — “Опыты и наставления нравственные и политические” (1597). Его этические воззрения основывались на традиционных идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и его способность быть “хозяином своей судьбы”. Однако наряду с этикой Бэкона все больше интересовала социально-политическая проблематика: функции государства и роль различных сословий в нем, религия, экономика. Социологические взгляды английского мыслителя были тесно связаны с его представлением о месте науки в жизни общества, которая должна была способствовать преобразованию мира и подчинению его власти человеха. В утопическом романе Бэкона “Новая Атлантида” всеобщая гармония и благополучие основываются не на социальных преобразованиях, а на достижениях научно-технического прогресса. Его идеальным обществом руководит “Дом Соломона" — лаборатория новых открытий и храм знаний. Описывая чудесные изобретения, Бэкон предсказал многие открытия далекого будущего: использование солнечной энергии, селекцию, консервацию органов для лечения людей, летательные аппараты и т.д. Ф. Бэкон разработал новую теорию научного познания: в отличие от дедукции, на которой основывалась философия античности и средних веков, он выдвинул идею индуктивного эмпирического метода, предполагавшего движения от частного к общему, от наблюдений к эксперименту, затем рациональному анализу и научным обобщениям. Учение Бэкона об эмпирическом методе оказало огромное влияние на европейскую философию эпохи Просвещения. “Век Елизаветы” был отмечен расцветом декоративно-прикладных искусств. В английской живописи по-прежнему доминировал портрет. Самым выдающимся из портретистов был художник-миниатюрист Н. Хиллиард. Его миниатюры, полные аллегорий и символизма, создали идеализированный образ королевы Елизаветы I, многократно тиражировавшийся другими художниками. На рубеже XVI—XVII вв. у Хиллиарда принял эстафету его ученик Исаак Оливер, умело использовавший светотень и предпочитавший пейзажный фон. Его портреты отличались большим реализмом, чем у Хиллиарда. В начале XVII в. наряду с искусством миниатюры усилиями приглашенных ко двору Стюартов Рубенса и Ван Дейха совершенствуются парадный портрет и аллегорическая живопись на мифологические сюжеты. В архитектуре первой половины XVII в. утверждается классицизм. Наиболее выдающимся английским архитектором, работавшим в этом стиле, был Иниго Джонс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|