Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование национальной культуры во Франции в 16 – первой половине 17 вв.




Культура Франции в XVI в. В культуре Франции XVI век был веком Возрождения: преобразованием идейной и художественной жизни, обновлением французского языка, созданием нового стиля в искусстве, формированием нового типа мышления н новых граней национального характера. Вместе с тем культурные процессы вто­рой половины столетия находились под влиянием Реформации и Контрреформации. Это воздействие проявилось в попытке религи­озного осмысления ренессансного открытия мира и человека и носи­ло антиренессансную направленность.

Французский Ренессанс имел свои национальные корни, кото­рые проявились прежде всего во внимании к французскому языку. Большое влияние на французскую культуру Возрождения оказала Италия. Французские гуманисты видели в итальянцах не только свонх собратьев по перу, но и учителей. Итальянское воздействие стимулировало поиски в культуре своего, национального.

Ранний период французского Ренессанса характеризовался большей приверженностью традиции и продолжением тех культур­ных процессов, которые начались в XV в. Это время сосуществова­ния традиций и новаций. В первые десятилетия XVI в. продолжали открываться новые учебные заведения. Наряду с традиционными университетами и школами появились коллегии с новой учебной программой. В 1530 г. в Париже была основана гуманистическая школа — Коллеж де Франс. Созданное в противовес Сорбонне, это новое учебное заведение располагало кафедрами древних языков, философии, математики и медицины и стало ассоциацией ученых, распространявших гуманистическое знание. В числе преподавателей Коллежа, наряду с итальянцами, были французы: латинист Бартелеми Ле Масон, эллинист Жак Туссен, гебраист Франсуа Ватабль и математик Оране Фине. В 30-е годы Жофруа Тори (1480—1533) совершил переворот в книгопечатании: он отказался от готического шрифта и ввел новые элементы в оформление, создав тип француз­ской ренессансной книги, доведенной до совершенства Симоном де Колином и Этьеном Доле. Этот период ознаменовался интересом к древним языкам и тенденцией к совершенствованию французского языка. В 20—30-е годы в противовес средневековой варварской ла­тыни возрождалась классическая латынь. Она стала языком творче­ства первых французских гуманистов — Гийома Бюде и Этьена Доле Возглавивший Коллеж де Франс Г. Бюде (1468—1540) пере­водил на классическую латынь греческих авторов. Рассматривая филологию в ренессансном духе, гуманист видел в ней путь не только к познанию античной культуры, ко и к совершенствованию личности. Он полагал, что с помощью филологии можно преобразо­вать общество. Мастером стихосложения на классической латыни и французском языке и автором “Комментариев к латинскому языку” являлся Э. Доле (1509—1546), более известный как типограф, орга­низатор печатного дела в Лионе. Г. Бюде и Э. Доле представляли два очага культуры Возрождения — Коллеж де Франс и Лионский печатный двор.

Близким к Э. Доле и его единомышленникам по Лионской ти­пографии был радикальный мыслитель Бонавентюр Деперье (1510—1544), автор “Кимвала мира" и “Новых забав”. Написанный в подражание Лукиану в эпоху Реформации, "Кимвал мира” — едкая сатира на происходящие события и доверчивость людей, ищущих новый путь к Богу. Перо гуманиста не знало пощады в осмеянии пороков католической церкви, служителей которой он избрал ми­шенью в своих “Новых забавах”. “Французский Лукиан” поднял одну из злободневных проблем — реформу церкви, защищая идею религиозного просвещения.

Очаги культуры Возрождения, возникавшие в разных концах Франции в провинциальных университетах, коллегиях, печатных дворах и даже в монастырских кельях имели покровителя в лице Франциска I и его окружения. Король — рыцарь и знаток искусств имел славу мецената. Покровительницей муз была сестра Франциска I Маргарита Наваррская, непременная участница придворных празднеств. Мар­гарита обладала незаурядным талантом стихосложения и художест­венной прозы. Ее перу принадлежат “Зерцало грешной души” и ряд стихотворных произведений. Современники отдавали предпочтение ее “Гептамерону" — 72 новеллам, в которых она проявила себя тонким психологом, создав галерею любопытных портретов. Твор­ческая манера Маргариты Наваррской отличалась приверженностью средневековым традициям.

Двор Франциска I и салоны Маргариты Наваррской в Париже и Нераке объединяли самых знаменитых гуманистов Франции — Жана и Клемана Маро, Жана Лемера де Бельжа и Франсуа Рабле. Придворные поэты отец и сын Маро и Жан Лемер де Бельж слагали стихи “на случай’ 1, воспевая примечательные события из жизни венценосных особ. В их творчестве, продолжав­шем традиции риторов XV в., четко определились ренессансные художественные тенденции, с них начиналась французская поэзия Возрождения. Особой популярностью пользовалс я Клеман Маро (1496—1544), сделавший поэзию выразительницей ренессансного мироощущения. Он обрел в поэзии свой стиль и свою тематику. Поэт писал стихотворные миниатюры и сонеты на латыни и фран­цузском. В последние годы жизни он обратился к переводу псалмов Давида. Переложенные на музыку французскими музыкантами, они были очень популярны у гугенотов и заняли видное место в развитии французской музыки.

Одна из самых ярких личностей в окружении монарха — Фран­суа Рабле (1483—1553). Монах-рассгрига, талантливый медик и незаурядный Правовед был назначен Франциском I докладчиком прошений при короле. Путь Ф. Рабле к гуманизму начался с мона­стырской кельи, где будущий романист изучал древние языки, тру­ды отцов церкви и схоластов и, критически анализируя последние, приобщался к гуманистической учености. Свой известный роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” он написал и издал в Лионе в 1534 г. Ф. Рабле представил в нем грандиозную и синтетическую картину жизни Франции, снискав восторг у единомышленников и вызвав гнев у Сорбонны н Парижского парламента. В творчестве гуманиста ощутимы национальные корни. Он не порвал со средневековьем как с системой художественного мышления. Свою историю “Гаргантюа и Пантагрюэль” он начинает в духе французских сказаний о весе­лых гигантах, приближенных легендарного короля Артура. По су­ществу же сочинение гуманиста — пародия на средневековые жан­ры: на рыцарские романы, хроники, жизнеописания королей и жи­тия святых. Утверждение нового у него осуществлялось осмеянием и отрицанием черт старого мира. Он провозгласил свободу разума и призывал к постоянному самосовершенствованию, восхвалял науки. Под пером Ф. Рабле рождалась новая проза, литературный жанр романа нового времени.

40-е — середина 60-х гг. XVI в. ознаменовались деятельностью поэтов-гуманистов “Плеяды”, Главная заслуга "Плеяды” заключа­лась в поддержке французского литературного языка в противовес классической латыни. С этого времени классическая латынь, завое­вавшая ученый мир в 20—30-е гг,, вытеснялась со страниц произве­дений французских авторов. Объединившая поэтов во главе с Жоа- кином Дюбелле (1522—1560) и Пьером Ронсаром (1524—1585), “Плеяда” самоопределилась как единая национальная поэтическая школа. В 1549 г. “Плеяда” опубликовала “Манифест” “Защита и возвеличивание французского языка”, который отразил националь­ные устремления французского Возрождения. Дюбелле призывал создать свою национальную поэзию, которая не уступала бы по своим литературным достоинствам поэзии античности.

В поэзии Ронсара, придворного поэта Франциска I и его преем­ников, отразилось характерное для эпохи восторженное отношение ко всем проявлениям человеческого бытия, а также к природе. Для Ронсара природа имела эстетическую и философскую значимость, она не только источник вдохновения, но и наставница жизни, мери­ло прекрасного. В одах поэта природа неотделима от человека. Творчество поэтов “Плеяды” во французской литературе породило пейзажную лирику. Однако в тяжелые для Франции годы религиоз­ных войн перо поэта-лирика обратилось к политическим и фило­софским сюжетам. Ронсар выступил как продолжатель традиции политической поэзии, проникнутой духом патриотизма. Основная черта его “ Рассужденийи — осознание себя частью нации.

Конец 60-х — 80-е гг. XVI в. — особый период в культуре Франции. Своеобразие этого времени определялось сложной обета но в к ой религиозных воин. Для этого времени характерно стремле­ние к обобщению, к подведению итогов и потому закономерно появ­ление исторических работ и мемуаров. В 1560 г. Этьен Пакье (1529—1615) опубликовал свои “Изыскания о Франции” —- истори­ческие очерки и рассуждения о значительных событиях. В 1568 г. появляется “История девяти королей Карлов” Франсуа Бельфоре (1530—1585); в 1576 г. — “Всеобщая история французских королей от Фарамонда до Карла VII” Бернара де Жирара Дю Гайяна. Эти работы интересны не только оценкой исторических событий, но и политической программой защитников абсолютизма. Вершина исто­рических трудов — “История моего времени” Жака Опоста де Ту (1553—1617). В ней гуманист представил широкое полотно истори­ческих событий, охватив почти всю Европу. Он попытался обосно­вать бесплодность религиозной борьбы и насильственных мер навя­зывания каких-либо убеждений, выступая апологетом политическо­го компромисса.

Позднее Возрождение венчало творчество Мишеля Монтеня (1533—1592). Его знаменитые “Опыты" — плод исканий многих лет — стали своеобразным синтезом основных тенденций философ­ской и этической мысли Позднего Возрождения. В “Опытах" Монтень проявил себя мастером психологического анализа, раскрывая сокровенные тайны духовной жизни. Он изучал человеческую лич­ность в живом развитии, в колебаниях и противоречиях. Идеалом гуманиста было представление о добродетели как о свойстве харак­тера, позволяющем человеку преодолевать невзгоды, превозмогать страдания и подавлять чувство страха перед смертью. Стоицизм Монтеня отличался жизнеутверждающим характером, он укреплял в человеке веру в себя, в свое будущее. Гуманист проникся доверием к “естественной" природе человека. Он видел в ней мудрую и добрую наставницу людей и считал, что человек должен не чинить над ней насилие, а считаться с ее побуждениями, подвергая их, однако, контролю разума. Этический идеал Монтеня — благо отдельной личности с ее духовными устремлениями, представлениями о добре и справедливости. Тесно связаны с традициями гуманистической мысли педагогические воззрения Монтеня. Он доказывал, что людей следует ценить только в зависи­мости от их личных достоинств и заслуг перед обществом.

Современниками Монтеня были Жан Боден (1530—1585) и Пьер Шарон (1541—1603). Знаменитый правовед, философ и исто­рик Жан Боден в своих сочинениях — “Шесть книг о государстве" и “Метод изучения истории” — дал философское обобщение ренес­сансной мысли в области политики. Ему принадлежит введение понятия “государственный суверенитет”: он разумел под государст­вом политическое объединение, имеющее независимую власть н не подчиняющееся никакой внешней власти. Гуманист выступил за­щитником наследственной монархии, опирающейся на закон, вскрыв национальные традиции монархического устройства во Франции. Особого внимания заслуживают попытки Бадена дать обоснование проблеме происхождения народов. Учение гуманиста о спонтанности происхождения народов явилось завоеванием фран­цузской пианистической мысли. Боден проводит идею об исключи­тельном влиянии географической среды, климата на формирование характера человека и его способностей.

Каноник Пьер Шарон оставил заметный след в философской мысли. Плодом его дружбы с Монтенем стал трактат “О мудрости” — изложение основных идей Монтеня, Вместе с тем “Мудрость” Ша­рона, обретенная собственным опытом, отражала уже новые веяния: рационализм к склонность к систематизации. Главный тезис его трактата — во всем следовать природе. Но природа толковалась им как некий абстрактный мировой разум.

Влияние Реформации на культуру Франции нашло отражение в поэтическом творчестве гугенотов. Поэты-гугеноты не были объеди­нены в литературную школу, как “Плеяда”, но им было присуще единство тем, стиля и образов. В поэзии гугенотов проявилось свое­образное представление о человеке: человек — грешник перед Бо­гом и в то же время праведник как исповедующий истинную веру, одинок в общении с Богом — и сопричастен к борьбе с инакомысли­ем; пассивен, так как судьба его предопределена, а страдания и мученичество — знак избранности так же, как успех в мирской деятельности.. Поэзию гугенотов, ее сюжеты, стиль и дух питала Библия. Излюбленная тема — переводы псалмов. При этом гугеноты переводили псалмы свободнее, чем католики, не бо­ясь отступить от буквы. Особое место в гугенотской поэзии занимал Теодор де Без (1519—1605), преемник Кальвина в Женеве. Извест­ность Т. де Безу принес сборник эпиграмм и эпитафий “Ювенн- лия”. Поэт находился под большим влиянием поэтов “Плеяды”.

Одна из самых заметных фигур в гугенотской литературе — Теодор Агриппа д’Обинье (1552—1630). Его перу принадлежат “Трагические поэмы”, “Приключения барона Фенеста”, “Жизне­описание Агриппы д’Обинье, написанное им самим для его детей" и “Всемирная история”. Творчество Агриппы д’Обинье вобрало в себя осо­бенности гугенотской литературы — дух безысходности, трагизм. Но в своем трагическом пафосе он достигает вершин обличения, подвергая суровой критике либо насмешке королевский двор, нравы дворянства и борясь за нравственную чистоту французского дворя­нина.

Гугеноты достигли высокого мастерства в жанре политической литературы: их политические и судебные речи, проповеди и диспу­ты стали важным элементом в формировании политической и рели­гиозной идеологии. Примером этого служит трактат Франсуа Отмана (1524—1590), в котором автор пытается исто­рически обосновать политические притязания гугенотской аристо­кратии.

Вторая половина XVI в. — время утверждения ордена иезуитов на французской земле. Иезуиты открыли свои коллегии на всей территории Франции, сыграв не последнюю роль в утверждении антиренессансной идеологии и в оттеснении культуры Возрождения. В то же время, заимствуя методику преподавания и учебную про­грамму у гуманистов, иезуиты сумели достичь высокого педагогиче­ского искусства.

В архитектуре и изобразительном искусстве Франции первые проявления Возрождения связаны с постройками Франциска I. Это перестройка Фонтенбло, дворцы Блуа на Луаре и замок Шамбор. В этой сфере худо. На правом берегу Сены за городской стеной в местечке Виллеруа (Тюильри) был разбит парк с изящной скульп­турой — пейзажная архитектура делала первые шаги. Все работы велись под руководством итальянских и французских мастеров Д. Россо, Ф. Приматиччо, Ф. Делорма, П. Леско и Ж. Гужона. В изобразительном искусстве заметный след оставили живописные карандашные портреты знатных особ.

Культура Франции первой половины XVII в. Первая половина XVII в. в культуре Франции — время больших научных открытий, расцвета рационалистической философии и формирования класси­цизма — нового направления в литературе. Открытия двух знаме­нитых французов Ренэ Декарт а (1596—1650) и Пьера Гассенди (1592—1655) в математике, физике, астрономии и физиологии оз­начали революцию в точных и естественных науках. Автор “Правил для руководства ума”, “Трактата о свете”, “Рассуждения о методе” и “Метафизиче­ских размышлений о первой философии” первый в математической науке ввел понятие переменной величины и функции. Благодаря этому стало возможным дифференциальное и интегральное исчис­ления, открытые позже Ньютоном и Лейбницем. Декарт — основа­тель аналитической геометрии. Его основное достижение — метод прямолинейных координат. В физике ученый отстаивал идею меха­нического материализма, приписывая материи самостоятельную творческую силу и механическое движение.

Научные исследования Декарта тесно связаны с его философ­скими открытиями. Введением в философию служило учение о со­мнении и его преодолении. Сомнение для Декарта было методологи­ческим приемом, призванным помочь установлению не вызываю­щих сомнений основ человеческого познания. Единственным несом­ненным фактом, с точки зрения ученого, является сам факт сомне­ния, свойственного человеческому мышлению. Отсюда знаменитое декартовское основоположение: “Я мыслю, следовательно, я суще­ствую”.

Современник Декарта Пьер Гассенди, автор "Парадоксальных упражнений против аристотеликов...”, “Возражений на ‘Метафизи­ческие размышления1’ Декарта” и “Свода философии Эпикура”, споривший с ним о структуре мирового пространства, также рисовал материалистическую картину мира, утверждая, что существуют лишь материальные атомы, обладающие внутренним стремлением к движению, и пустота. Гассенди реабилитировал атомистическое учение Эпикура. Большой вклад в науку внесли астрономические наблюдения ученого за прохождением планеты Меркурий по диску Солнца, предвычисленным Н. Кеплером, а также труды по истории науки: биографии Н. Коперника и Тихо Браге. В борьбе с догматиз­мом схоластов Гассенди, подобно Монтеню, прибегал к идеям ан­тичного скептицизма, утверждая достижимость относительных ис­тин, зафиксированных во многих науках. Ученый считал опытно­индуктивный путь в постижении истины самым плодотворным, ибо таким образом, он полагал, можно подчинить свой разум природе, а не приспосабливать природу к разуму. Подобно Эпикуру Гассенди доказывал, что чувства — критерий истинности или ложности на­ших мыслей, ибо чувства ближе к природе, чем ум. С позиций чувственного эмпиризма Гассенди возражал против рационалисти­ческого априоризма Декарта Этика Гассенди впитала в себя немного языческих элементов. Крестьянский сын, выпускник Эксского университета в Провансе и каноник кафедрального собора, обратился к этике Эпикура, руко­водствуясь стремлением реабилитировать ее перед лицом христиан­ства. Он считал, что отрицательное отношение к ней христианских идеологов — результат недостаточного знания этой доктрины и пре­вратного толкования ее главного понятия — наслаждения или удо­вольствия. Гассенди толковал это понятие как стремление к сча­стью. “Философия счастья, — писал он в '‘Своде философии Эпику­ра”, — это не что иное, как философия здоровья”. При этом он считал, что в своем Стремлении к счастью человек должен руковод­ствоваться благоразумием, “которое подсказывает ему довольство­ваться неким минимумом, ибо человеку, не удовлетворяющемуся малым, всегда всего мало”.

Секуляризованная мораль и научные материалистические от­крытия Гассенди сосуществовали с религиозными взглядами учено­го-каноника, считавшего, что “богохульник не тот, кто отвергает признанных толпой богов, а тот, кто использует мнение о них тол­пы”. Ученый придерживался концепции двух истин; взаимного не­вмешательства философии (науки) и религии.

В философских воззрениях Декарта и Гассенди отразилась осо­бенность философской мысли Франции первой половины XVII в.: в ней сочетались светские устремления — восхваление силы разума и воля, которые позволяют человеку восторжествовать над своими слабостями и противостоять ударам судьбы, — с религиозными мо­тивами и верой в провидение.

Центральным явлением в литературной жизни на рубеже веков стал классицизм. Самая яркая фигура этого направления в литера­туре — Франсуа Малерб ( 1555—1628), поэт-царедворец. Наследник поэтов “Плеяды”, он, однако, считал, что особенности поэтического творчества не во вдохновении, а в овладении секретами мастерства и поэтической техники. Главная тема Малерба — прославление абсолютизма. Малерб проявил себя как защитник французского языка, он боролся за кодификацию французского ли­тературного языка, против влияния диалектов и архаизмов.

П. Корнель (1606—1684). Корнелевский “Сиди (1634) открыл историю фран­цузского классицистического театра. Корнель выступал и как теоре­тик классицистической драматургии (трактат “Рассуждение о трех единствах — действия, времени и места”).

Аристократические салоны (салон маркизы де Рамбуйе) были центрами претенциозной литературы: в них господствовал культ изощренной светскости и галантности, они сыграли положительную роль в развитии французского литературного языка, изысканной речевой культуры.

Важным событием в культурной жизни Франции стало откры­тие французской академии по инициативе кардинала Ришелье. Большинство членов Академии — сторонники Малерба и представители аристократических салонов. Академия работала над созданием словаря я грамматики французского языка. На ее собраниях обсуж­дались произведения академиков и вырабатывались образцы торже­ственной прозы. Она сыграла позитивную роль в разработке теоре­тических основ поэтики классицизма. Вместе с тем создание Акаде­мии преследовало цель взять под контроль деятельность творческой интеллигенции. Ришелье считал необходимым держать науку и культуру под надзором государства.

Первые десятилетия XVII в. — время усиления контрреформа­ции во Франции, Иезуиты пытались задушить свободомыслие. По­борник возрождения католицизма священник Венсен де Поль (1581—1600) создал “общество святых даров” в целях надзора за соблюдением церковной обрядности. Идеи Контрреформации нахо­дили отражение и в литературе. Примером тому служит сборник сонетов Ла Сепада “Теоремы” (1613), в котором автор излагает вереницу видений, возникающих в сознании поэта под впечатлени­ем Христовых страстей.

Архитектура и изобразительное искусство первой половины XVII в. характеризовались становлением канонов классицизма. Раз­витие классицизма достигло расцвета в творчестве Никола Пуссена (1594—1615). Организационным оформлением торжества класси­цизма стало создание в 1648 г. Академии живописи и скульптуры. Образцы классицизма в архитектуре — замки и другие сооружения Ф. Мансара, новые архитектурные комплексы — Лувр и Люксем­бургский дворец.

В изобразительном искусстве помпезный стиль художников, ра­ботавших на заказ знати, сосуществовал с реализмом мастера гра­вюры Жака Колло (1593—1635), пейзажиста Клода Лоррена (1600—1682) и художников жанровой живописи Ж. де Латура и братьев Ленен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...