Формирование национальной культуры во Франции в 16 – первой половине 17 вв.
⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 Культура Франции в XVI в. В культуре Франции XVI век был веком Возрождения: преобразованием идейной и художественной жизни, обновлением французского языка, созданием нового стиля в искусстве, формированием нового типа мышления н новых граней национального характера. Вместе с тем культурные процессы второй половины столетия находились под влиянием Реформации и Контрреформации. Это воздействие проявилось в попытке религиозного осмысления ренессансного открытия мира и человека и носило антиренессансную направленность. Французский Ренессанс имел свои национальные корни, которые проявились прежде всего во внимании к французскому языку. Большое влияние на французскую культуру Возрождения оказала Италия. Французские гуманисты видели в итальянцах не только свонх собратьев по перу, но и учителей. Итальянское воздействие стимулировало поиски в культуре своего, национального. Ранний период французского Ренессанса характеризовался большей приверженностью традиции и продолжением тех культурных процессов, которые начались в XV в. Это время сосуществования традиций и новаций. В первые десятилетия XVI в. продолжали открываться новые учебные заведения. Наряду с традиционными университетами и школами появились коллегии с новой учебной программой. В 1530 г. в Париже была основана гуманистическая школа — Коллеж де Франс. Созданное в противовес Сорбонне, это новое учебное заведение располагало кафедрами древних языков, философии, математики и медицины и стало ассоциацией ученых, распространявших гуманистическое знание. В числе преподавателей Коллежа, наряду с итальянцами, были французы: латинист Бартелеми Ле Масон, эллинист Жак Туссен, гебраист Франсуа Ватабль и математик Оране Фине. В 30-е годы Жофруа Тори (1480—1533) совершил переворот в книгопечатании: он отказался от готического шрифта и ввел новые элементы в оформление, создав тип французской ренессансной книги, доведенной до совершенства Симоном де Колином и Этьеном Доле. Этот период ознаменовался интересом к древним языкам и тенденцией к совершенствованию французского языка. В 20—30-е годы в противовес средневековой варварской латыни возрождалась классическая латынь. Она стала языком творчества первых французских гуманистов — Гийома Бюде и Этьена Доле Возглавивший Коллеж де Франс Г. Бюде (1468—1540) переводил на классическую латынь греческих авторов. Рассматривая филологию в ренессансном духе, гуманист видел в ней путь не только к познанию античной культуры, ко и к совершенствованию личности. Он полагал, что с помощью филологии можно преобразовать общество. Мастером стихосложения на классической латыни и французском языке и автором “Комментариев к латинскому языку” являлся Э. Доле (1509—1546), более известный как типограф, организатор печатного дела в Лионе. Г. Бюде и Э. Доле представляли два очага культуры Возрождения — Коллеж де Франс и Лионский печатный двор.
Близким к Э. Доле и его единомышленникам по Лионской типографии был радикальный мыслитель Бонавентюр Деперье (1510—1544), автор “Кимвала мира" и “Новых забав”. Написанный в подражание Лукиану в эпоху Реформации, "Кимвал мира” — едкая сатира на происходящие события и доверчивость людей, ищущих новый путь к Богу. Перо гуманиста не знало пощады в осмеянии пороков католической церкви, служителей которой он избрал мишенью в своих “Новых забавах”. “Французский Лукиан” поднял одну из злободневных проблем — реформу церкви, защищая идею религиозного просвещения. Очаги культуры Возрождения, возникавшие в разных концах Франции в провинциальных университетах, коллегиях, печатных дворах и даже в монастырских кельях имели покровителя в лице Франциска I и его окружения. Король — рыцарь и знаток искусств имел славу мецената. Покровительницей муз была сестра Франциска I Маргарита Наваррская, непременная участница придворных празднеств. Маргарита обладала незаурядным талантом стихосложения и художественной прозы. Ее перу принадлежат “Зерцало грешной души” и ряд стихотворных произведений. Современники отдавали предпочтение ее “Гептамерону" — 72 новеллам, в которых она проявила себя тонким психологом, создав галерею любопытных портретов. Творческая манера Маргариты Наваррской отличалась приверженностью средневековым традициям.
Двор Франциска I и салоны Маргариты Наваррской в Париже и Нераке объединяли самых знаменитых гуманистов Франции — Жана и Клемана Маро, Жана Лемера де Бельжа и Франсуа Рабле. Придворные поэты отец и сын Маро и Жан Лемер де Бельж слагали стихи “на случай’ 1, воспевая примечательные события из жизни венценосных особ. В их творчестве, продолжавшем традиции риторов XV в., четко определились ренессансные художественные тенденции, с них начиналась французская поэзия Возрождения. Особой популярностью пользовалс я Клеман Маро (1496—1544), сделавший поэзию выразительницей ренессансного мироощущения. Он обрел в поэзии свой стиль и свою тематику. Поэт писал стихотворные миниатюры и сонеты на латыни и французском. В последние годы жизни он обратился к переводу псалмов Давида. Переложенные на музыку французскими музыкантами, они были очень популярны у гугенотов и заняли видное место в развитии французской музыки. Одна из самых ярких личностей в окружении монарха — Франсуа Рабле (1483—1553). Монах-рассгрига, талантливый медик и незаурядный Правовед был назначен Франциском I докладчиком прошений при короле. Путь Ф. Рабле к гуманизму начался с монастырской кельи, где будущий романист изучал древние языки, труды отцов церкви и схоластов и, критически анализируя последние, приобщался к гуманистической учености. Свой известный роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” он написал и издал в Лионе в 1534 г. Ф. Рабле представил в нем грандиозную и синтетическую картину жизни Франции, снискав восторг у единомышленников и вызвав гнев у Сорбонны н Парижского парламента. В творчестве гуманиста ощутимы национальные корни. Он не порвал со средневековьем как с системой художественного мышления. Свою историю “Гаргантюа и Пантагрюэль” он начинает в духе французских сказаний о веселых гигантах, приближенных легендарного короля Артура. По существу же сочинение гуманиста — пародия на средневековые жанры: на рыцарские романы, хроники, жизнеописания королей и жития святых. Утверждение нового у него осуществлялось осмеянием и отрицанием черт старого мира. Он провозгласил свободу разума и призывал к постоянному самосовершенствованию, восхвалял науки. Под пером Ф. Рабле рождалась новая проза, литературный жанр романа нового времени.
40-е — середина 60-х гг. XVI в. ознаменовались деятельностью поэтов-гуманистов “Плеяды”, Главная заслуга "Плеяды” заключалась в поддержке французского литературного языка в противовес классической латыни. С этого времени классическая латынь, завоевавшая ученый мир в 20—30-е гг,, вытеснялась со страниц произведений французских авторов. Объединившая поэтов во главе с Жоа- кином Дюбелле (1522—1560) и Пьером Ронсаром (1524—1585), “Плеяда” самоопределилась как единая национальная поэтическая школа. В 1549 г. “Плеяда” опубликовала “Манифест” “Защита и возвеличивание французского языка”, который отразил национальные устремления французского Возрождения. Дюбелле призывал создать свою национальную поэзию, которая не уступала бы по своим литературным достоинствам поэзии античности. В поэзии Ронсара, придворного поэта Франциска I и его преемников, отразилось характерное для эпохи восторженное отношение ко всем проявлениям человеческого бытия, а также к природе. Для Ронсара природа имела эстетическую и философскую значимость, она не только источник вдохновения, но и наставница жизни, мерило прекрасного. В одах поэта природа неотделима от человека. Творчество поэтов “Плеяды” во французской литературе породило пейзажную лирику. Однако в тяжелые для Франции годы религиозных войн перо поэта-лирика обратилось к политическим и философским сюжетам. Ронсар выступил как продолжатель традиции политической поэзии, проникнутой духом патриотизма. Основная черта его “ Рассужденийи — осознание себя частью нации.
Конец 60-х — 80-е гг. XVI в. — особый период в культуре Франции. Своеобразие этого времени определялось сложной обета но в к ой религиозных воин. Для этого времени характерно стремление к обобщению, к подведению итогов и потому закономерно появление исторических работ и мемуаров. В 1560 г. Этьен Пакье (1529—1615) опубликовал свои “Изыскания о Франции” —- исторические очерки и рассуждения о значительных событиях. В 1568 г. появляется “История девяти королей Карлов” Франсуа Бельфоре (1530—1585); в 1576 г. — “Всеобщая история французских королей от Фарамонда до Карла VII” Бернара де Жирара Дю Гайяна. Эти работы интересны не только оценкой исторических событий, но и политической программой защитников абсолютизма. Вершина исторических трудов — “История моего времени” Жака Опоста де Ту (1553—1617). В ней гуманист представил широкое полотно исторических событий, охватив почти всю Европу. Он попытался обосновать бесплодность религиозной борьбы и насильственных мер навязывания каких-либо убеждений, выступая апологетом политического компромисса. Позднее Возрождение венчало творчество Мишеля Монтеня (1533—1592). Его знаменитые “Опыты" — плод исканий многих лет — стали своеобразным синтезом основных тенденций философской и этической мысли Позднего Возрождения. В “Опытах" Монтень проявил себя мастером психологического анализа, раскрывая сокровенные тайны духовной жизни. Он изучал человеческую личность в живом развитии, в колебаниях и противоречиях. Идеалом гуманиста было представление о добродетели как о свойстве характера, позволяющем человеку преодолевать невзгоды, превозмогать страдания и подавлять чувство страха перед смертью. Стоицизм Монтеня отличался жизнеутверждающим характером, он укреплял в человеке веру в себя, в свое будущее. Гуманист проникся доверием к “естественной" природе человека. Он видел в ней мудрую и добрую наставницу людей и считал, что человек должен не чинить над ней насилие, а считаться с ее побуждениями, подвергая их, однако, контролю разума. Этический идеал Монтеня — благо отдельной личности с ее духовными устремлениями, представлениями о добре и справедливости. Тесно связаны с традициями гуманистической мысли педагогические воззрения Монтеня. Он доказывал, что людей следует ценить только в зависимости от их личных достоинств и заслуг перед обществом.
Современниками Монтеня были Жан Боден (1530—1585) и Пьер Шарон (1541—1603). Знаменитый правовед, философ и историк Жан Боден в своих сочинениях — “Шесть книг о государстве" и “Метод изучения истории” — дал философское обобщение ренессансной мысли в области политики. Ему принадлежит введение понятия “государственный суверенитет”: он разумел под государством политическое объединение, имеющее независимую власть н не подчиняющееся никакой внешней власти. Гуманист выступил защитником наследственной монархии, опирающейся на закон, вскрыв национальные традиции монархического устройства во Франции. Особого внимания заслуживают попытки Бадена дать обоснование проблеме происхождения народов. Учение гуманиста о спонтанности происхождения народов явилось завоеванием французской пианистической мысли. Боден проводит идею об исключительном влиянии географической среды, климата на формирование характера человека и его способностей. Каноник Пьер Шарон оставил заметный след в философской мысли. Плодом его дружбы с Монтенем стал трактат “О мудрости” — изложение основных идей Монтеня, Вместе с тем “Мудрость” Шарона, обретенная собственным опытом, отражала уже новые веяния: рационализм к склонность к систематизации. Главный тезис его трактата — во всем следовать природе. Но природа толковалась им как некий абстрактный мировой разум. Влияние Реформации на культуру Франции нашло отражение в поэтическом творчестве гугенотов. Поэты-гугеноты не были объединены в литературную школу, как “Плеяда”, но им было присуще единство тем, стиля и образов. В поэзии гугенотов проявилось своеобразное представление о человеке: человек — грешник перед Богом и в то же время праведник как исповедующий истинную веру, одинок в общении с Богом — и сопричастен к борьбе с инакомыслием; пассивен, так как судьба его предопределена, а страдания и мученичество — знак избранности так же, как успех в мирской деятельности.. Поэзию гугенотов, ее сюжеты, стиль и дух питала Библия. Излюбленная тема — переводы псалмов. При этом гугеноты переводили псалмы свободнее, чем католики, не боясь отступить от буквы. Особое место в гугенотской поэзии занимал Теодор де Без (1519—1605), преемник Кальвина в Женеве. Известность Т. де Безу принес сборник эпиграмм и эпитафий “Ювенн- лия”. Поэт находился под большим влиянием поэтов “Плеяды”. Одна из самых заметных фигур в гугенотской литературе — Теодор Агриппа д’Обинье (1552—1630). Его перу принадлежат “Трагические поэмы”, “Приключения барона Фенеста”, “Жизнеописание Агриппы д’Обинье, написанное им самим для его детей" и “Всемирная история”. Творчество Агриппы д’Обинье вобрало в себя особенности гугенотской литературы — дух безысходности, трагизм. Но в своем трагическом пафосе он достигает вершин обличения, подвергая суровой критике либо насмешке королевский двор, нравы дворянства и борясь за нравственную чистоту французского дворянина. Гугеноты достигли высокого мастерства в жанре политической литературы: их политические и судебные речи, проповеди и диспуты стали важным элементом в формировании политической и религиозной идеологии. Примером этого служит трактат Франсуа Отмана (1524—1590), в котором автор пытается исторически обосновать политические притязания гугенотской аристократии. Вторая половина XVI в. — время утверждения ордена иезуитов на французской земле. Иезуиты открыли свои коллегии на всей территории Франции, сыграв не последнюю роль в утверждении антиренессансной идеологии и в оттеснении культуры Возрождения. В то же время, заимствуя методику преподавания и учебную программу у гуманистов, иезуиты сумели достичь высокого педагогического искусства. В архитектуре и изобразительном искусстве Франции первые проявления Возрождения связаны с постройками Франциска I. Это перестройка Фонтенбло, дворцы Блуа на Луаре и замок Шамбор. В этой сфере худо. На правом берегу Сены за городской стеной в местечке Виллеруа (Тюильри) был разбит парк с изящной скульптурой — пейзажная архитектура делала первые шаги. Все работы велись под руководством итальянских и французских мастеров Д. Россо, Ф. Приматиччо, Ф. Делорма, П. Леско и Ж. Гужона. В изобразительном искусстве заметный след оставили живописные карандашные портреты знатных особ. Культура Франции первой половины XVII в. Первая половина XVII в. в культуре Франции — время больших научных открытий, расцвета рационалистической философии и формирования классицизма — нового направления в литературе. Открытия двух знаменитых французов Ренэ Декарт а (1596—1650) и Пьера Гассенди (1592—1655) в математике, физике, астрономии и физиологии означали революцию в точных и естественных науках. Автор “Правил для руководства ума”, “Трактата о свете”, “Рассуждения о методе” и “Метафизических размышлений о первой философии” первый в математической науке ввел понятие переменной величины и функции. Благодаря этому стало возможным дифференциальное и интегральное исчисления, открытые позже Ньютоном и Лейбницем. Декарт — основатель аналитической геометрии. Его основное достижение — метод прямолинейных координат. В физике ученый отстаивал идею механического материализма, приписывая материи самостоятельную творческую силу и механическое движение. Научные исследования Декарта тесно связаны с его философскими открытиями. Введением в философию служило учение о сомнении и его преодолении. Сомнение для Декарта было методологическим приемом, призванным помочь установлению не вызывающих сомнений основ человеческого познания. Единственным несомненным фактом, с точки зрения ученого, является сам факт сомнения, свойственного человеческому мышлению. Отсюда знаменитое декартовское основоположение: “Я мыслю, следовательно, я существую”. Современник Декарта Пьер Гассенди, автор "Парадоксальных упражнений против аристотеликов...”, “Возражений на ‘Метафизические размышления1’ Декарта” и “Свода философии Эпикура”, споривший с ним о структуре мирового пространства, также рисовал материалистическую картину мира, утверждая, что существуют лишь материальные атомы, обладающие внутренним стремлением к движению, и пустота. Гассенди реабилитировал атомистическое учение Эпикура. Большой вклад в науку внесли астрономические наблюдения ученого за прохождением планеты Меркурий по диску Солнца, предвычисленным Н. Кеплером, а также труды по истории науки: биографии Н. Коперника и Тихо Браге. В борьбе с догматизмом схоластов Гассенди, подобно Монтеню, прибегал к идеям античного скептицизма, утверждая достижимость относительных истин, зафиксированных во многих науках. Ученый считал опытноиндуктивный путь в постижении истины самым плодотворным, ибо таким образом, он полагал, можно подчинить свой разум природе, а не приспосабливать природу к разуму. Подобно Эпикуру Гассенди доказывал, что чувства — критерий истинности или ложности наших мыслей, ибо чувства ближе к природе, чем ум. С позиций чувственного эмпиризма Гассенди возражал против рационалистического априоризма Декарта Этика Гассенди впитала в себя немного языческих элементов. Крестьянский сын, выпускник Эксского университета в Провансе и каноник кафедрального собора, обратился к этике Эпикура, руководствуясь стремлением реабилитировать ее перед лицом христианства. Он считал, что отрицательное отношение к ней христианских идеологов — результат недостаточного знания этой доктрины и превратного толкования ее главного понятия — наслаждения или удовольствия. Гассенди толковал это понятие как стремление к счастью. “Философия счастья, — писал он в '‘Своде философии Эпикура”, — это не что иное, как философия здоровья”. При этом он считал, что в своем Стремлении к счастью человек должен руководствоваться благоразумием, “которое подсказывает ему довольствоваться неким минимумом, ибо человеку, не удовлетворяющемуся малым, всегда всего мало”. Секуляризованная мораль и научные материалистические открытия Гассенди сосуществовали с религиозными взглядами ученого-каноника, считавшего, что “богохульник не тот, кто отвергает признанных толпой богов, а тот, кто использует мнение о них толпы”. Ученый придерживался концепции двух истин; взаимного невмешательства философии (науки) и религии. В философских воззрениях Декарта и Гассенди отразилась особенность философской мысли Франции первой половины XVII в.: в ней сочетались светские устремления — восхваление силы разума и воля, которые позволяют человеку восторжествовать над своими слабостями и противостоять ударам судьбы, — с религиозными мотивами и верой в провидение. Центральным явлением в литературной жизни на рубеже веков стал классицизм. Самая яркая фигура этого направления в литературе — Франсуа Малерб ( 1555—1628), поэт-царедворец. Наследник поэтов “Плеяды”, он, однако, считал, что особенности поэтического творчества не во вдохновении, а в овладении секретами мастерства и поэтической техники. Главная тема Малерба — прославление абсолютизма. Малерб проявил себя как защитник французского языка, он боролся за кодификацию французского литературного языка, против влияния диалектов и архаизмов. П. Корнель (1606—1684). Корнелевский “Сиди (1634) открыл историю французского классицистического театра. Корнель выступал и как теоретик классицистической драматургии (трактат “Рассуждение о трех единствах — действия, времени и места”). Аристократические салоны (салон маркизы де Рамбуйе) были центрами претенциозной литературы: в них господствовал культ изощренной светскости и галантности, они сыграли положительную роль в развитии французского литературного языка, изысканной речевой культуры. Важным событием в культурной жизни Франции стало открытие французской академии по инициативе кардинала Ришелье. Большинство членов Академии — сторонники Малерба и представители аристократических салонов. Академия работала над созданием словаря я грамматики французского языка. На ее собраниях обсуждались произведения академиков и вырабатывались образцы торжественной прозы. Она сыграла позитивную роль в разработке теоретических основ поэтики классицизма. Вместе с тем создание Академии преследовало цель взять под контроль деятельность творческой интеллигенции. Ришелье считал необходимым держать науку и культуру под надзором государства. Первые десятилетия XVII в. — время усиления контрреформации во Франции, Иезуиты пытались задушить свободомыслие. Поборник возрождения католицизма священник Венсен де Поль (1581—1600) создал “общество святых даров” в целях надзора за соблюдением церковной обрядности. Идеи Контрреформации находили отражение и в литературе. Примером тому служит сборник сонетов Ла Сепада “Теоремы” (1613), в котором автор излагает вереницу видений, возникающих в сознании поэта под впечатлением Христовых страстей. Архитектура и изобразительное искусство первой половины XVII в. характеризовались становлением канонов классицизма. Развитие классицизма достигло расцвета в творчестве Никола Пуссена (1594—1615). Организационным оформлением торжества классицизма стало создание в 1648 г. Академии живописи и скульптуры. Образцы классицизма в архитектуре — замки и другие сооружения Ф. Мансара, новые архитектурные комплексы — Лувр и Люксембургский дворец. В изобразительном искусстве помпезный стиль художников, работавших на заказ знати, сосуществовал с реализмом мастера гравюры Жака Колло (1593—1635), пейзажиста Клода Лоррена (1600—1682) и художников жанровой живописи Ж. де Латура и братьев Ленен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|