Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чем больше поток пораженных, тем проще




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

 

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Учебник

 

Под редакцией профессора

П.М. Бурдукова

 

Пермь – 2014

53.5

П26

УДК 616-083 98 (075.8)

 

Авторы: академик АМНТ РФ, проф., докт. мед. наук Бурдуков П.М., академик РАЕН, проф., докт. мед. наук Сыропятов Б.Я

 

Рецензенты:

 

Денисов А.С. - лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, МАНЭБ, заведующий кафедрой военно-полевой хирургии ФГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия»;

Шустов А.Д. - кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицины катастроф с курсом медфармтовароведения ФГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия»

Князева Н.Ф. - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ: Учебник. Пермь, 2014. - 235 с.

Под редакцией академика АМТН, доктора медицинских наук, профессора П.М. Бурдукова.

 

Учебник посвящен одной из важных проблем формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников - оказанию первой медицинской помощи внезапно заболевшим и пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

В учебнике освещены правила поведения и действия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при различных поражениях.

Представлены причины и симптомы заболеваний и травм, объем и очередность мероприятий при оказании первой медицинской помощи внезапно заболевшим и пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Приведены тестовые задачи и правильные ответы по первой медицинской помощи, словарь основных понятий и терминов, предметный указатель.

Учебник предназначен для учащихся 10 классов средних общеобразовательных учреждений.

 
 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Актуальность оказания медицинской помощи внезапно заболевшим и пострадавшим при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах с каждым годом неуклонно возрастает. По данным ВОЗ, на улицах и дорогах мира каждые 2 мин погибает очередная жертва транспортной катастрофы, каждые 5 сек кто-то в результате дорожно-транспортного происшествий становится инвалидом. Ежегодно в мире от несчастных случаев страдают 15 миллионов человек, каждый второй из тяжело пострадавших - ребенок. Наряду с традиционными чрезвычайными ситуациями мирного и военного времени сформировалось и расцвело «дитя» XXI века - терроризм, уносящий сотни и тысячи жизней в самых различных точках планеты. Столь катастрофические потери, травматизм значительной части населения требуют самого пристального внимания и неотложного решения проблем оказания эффективной помощи пострадавшим.

В «Международных практических рекомендациях по сердечно-легочной реанимации и неотложной кардиологии», принятых в 2000 г. и утвержденных Европейским советом по реанимации для стран Европы, стратегической линией развития медицины катастроф признана необходимость подготовки как можно большего числа лиц без медицинского образования к оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.

Россия нуждается в массовом обучении населения приемам первой медицинской помощи больше, чем любая другая страна, так как Россия - единственная страна, где смертность от травм, отравлений и несчастных случаев занимает второе место после смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

Экономический ущерб от травматизма в Российской Федерации, примерно, в 2,7 раза выше, чем от всех остальных заболеваний. Если сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и диабетом заболевают, в основном, лица старших возрастных групп, то травмы, отравления и несчастные случаи обычно происходят с людьми молодыми, трудоспособного возраста. В результате общество теряет средства, затраченные на их образование, долю валового национального продукта, который они могли бы произвести, а также деньги на их лечение и социальные пособия при выходе на инвалидность.

На догоспитальном этапе в результате травм погибает до 70% пострадавших. Половину из них можно было бы спасти, если бы им своевременно и правильно оказали первую медицинскую помощь.

Выполнение требований борьбы за жизнь пострадавших при чрезвычайных ситуациях приобретает особую важность, если учесть, что такое грозное осложнение, как шок, через 1 ч может стать необратимым. Противошоковые мероприятия, проведенные в течение первых 6 ч после получения травмы, снижают смертность среди пострадавших на 25-30%.

Вместе с тем, оказание первой медицинской помощи внезапно заболевшим и пострадавшим при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени до сих пор остается актуальной проблемой, многие стороны которой недостаточно ясны или не в полной мере теоретически обоснованы.

Необычайно большое многообразие вероятных заболеваний и поражений, отсутствие единых подходов и унифицированных научно обоснованных учебных программ «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся средних образовательных учреждений крайне обостряют эту проблему и делает чрезвычайно сложной проблему написания учебника, удовлетворяющего всем требованиям, предъявляемым к данной работе.

Авторы успешно справились с этой нелегкой задачей и создали учебник «Первая медицинская помощь» для учащихся средних образовательных учреждений. Разработанная учебно-методическая база может использоваться для дальнейшего совершенствования образовательного процесса по повышению культуры безопасности жизнедеятельности учащихся.

Несомненным достоинством учебника является построение глав с выделением ключевых слов, целевой установкой и вопросами по изучаемым темам, кратким словарем основных понятий и терминов, предметным указателем.

Нет сомнения, что учебник «Первая медицинская помощь» будет способствовать улучшению преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних образовательных учреждениях.

 

Председатель комитета по науке и инновациям Государственной Думы РФ,

директор ИИФ УрО РАН, академик РАН и АМН РФ,

профессор, доктор медицинских наук В.А. Черешнев

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Чем эффективнее средства поражения,

чем больше поток пораженных, тем проще

должны быть методы оказания помощи!».

Главный хирург СА, генерал-полковник,

академик А.А. Вишневский

 

Подготовка населения к оказанию первой медицинской помощи внезапно заболевшим и пострадавшим является актуальной общегосударственной задачей по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Эффективность первой медицинской помощи достигается путем усвоения приемов и алгоритмов оказания медицинской помощи, умения пользоваться табельными медицинскими и вспомогательными средствами.

Нисколько не умаляя роли госпитальных видов медицинской помощи, мы выделяем первую медицинскую помощь как ключевую в системе мероприятий по медицинскому обеспечению населения при чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.

Масштабность и частота возникновения природных и техногенных катастроф диктуют необходимость обучения населения правилам поведения и оказанию само- и взаимопомощи при чрезвычайных ситуациях.

Учебник «Первая медицинская помощь» разработан на основе Федерального Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с Конституцией РФ, стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

В учебнике описаны средства оказания первой медицинской помощи и порядок действий на месте происшествия при чрезвычайных ситуациях.

Информация учебника отображает широкий круг вопросов, касающихся причин, клинической картины, объема и последовательности выполнения лечебных мероприятий при оказании первой медицинской помощи больным и пострадавшим при наиболее вероятных внезапных заболеваниях и поражениях.

Большое внимание уделено вопросам деонтологии и медицинской этики при оказании первой медицинской помощи.

Учебник предназначен для учащихся средних образовательных учреждений.

Глава 1.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...