Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При чрезвычайных ситуациях




Ключевые слова: бедствие, психика, нарушение, поведение, эмоция, напряжение, психогенные расстройства, психоз, помощь.

 

При изучении темы особое внимание обратить на:

F психические нарушения у пострадавших при чрезвычайных ситуациях;

F первую медицинскую помощь пострадавшим при психических расстройствах;

F технику оказания само- и взаимопомощи пострадавшим с психическими расстройствами при чрезвычайных ситуациях.

 

После изучения темы учащийся должен УМЕТЬ:

à выявлять пострадавших с психическими расстройствами;

à обеспечивать безопасность окружающих и самого пострадавшего;

à оказать первую медицинскую помощь пострадавшим с психическими расстройствами.

 

 

Оказавшись в очаге чрезвычайного бедствия, люди переживают выраженный психический стресс и нуждаются в психиатрической помощи.

Острые психические нарушения дезорганизуют поведение пострадавших и увеличивают вероятность получения ими тяжелых повреждений, особенно, при землетрясениях и крупных техногенных катастрофах.

У всех участников чрезвычайной ситуации включаются механизмы психологической защиты, что проявляется в различных типах реагирования.

 

§1. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

При стихийных бедствиях, катастрофах и других экстремальных воздействиях зачастую развиваются массовые психогенные расстройства, вносящие дезорганизацию в общий ход спасательных работ.

Практически у каждого человека в таких условиях формируется напряжение психоэмоциональной сферы, которое проявляется непроизвольными реакциями организма в ответ на необычную ситуацию. Эти состояния типичны для жизненно опасных ситуаций и по механизмам возникновения являются защитными реакциями на угрозу для жизни.

Возможность возникновения и характер психогенных расстройств, их частота, выраженность и динамика зависят от многих факторов:

v характера экстремальной ситуации (её интенсивности, внезапности возникновения и продолжительности действия);

v готовности человека к действиям в экстремальных условиях, их волевой и физической закалки, поддержки и наличия наглядных примеров мужественного поведения окружающих.

Результатами психоэмоционального напряжения могут быть:

1. Активизация целесообразной деятельности. Это может быть оценено как мужество и стойкость, проявляемые далеко не всеми пострадавшими.

2. Возбуждение - повышенная настороженность и тревога, переходящие у некоторых людей в страх, который, в свою очередь, переходит в панику, чувство безысходности и отчаяния.

3. Торможение умственной и двигательной активности, отрешённость.

4. Переходные состояния - растерянность, удивление, недоумение, истерика.

У всех участников экстремальной ситуации включаются механизмы психологической защиты, что проявляется в различных типах реагирования. Способ реагирования чаще всего основан на предыдущем опыте преодоления трудных жизненных ситуаций. Установлено, что в обстановке смертельной опасности даже в последние моменты перед гибелью, часть людей не испытывает страха и ужаса. Это в большей степени характерно для людей, исполняющих свой служебный долг.

Наиболее часто психогенные расстройства возникают при внезапных чрезвычайных ситуациях. Поведение человека при этом во многом определяется страхом, который до определённых пределов может считаться физиологически нормальным и полезным. По существу, напряжение и страх возникают при каждой осознаваемой человеком катастрофе. «Бесстрашных» психически нормальных людей не бывает. Всё дело - во времени, необходимом для преодоления растерянности, принятия рационального решения и начала активных действий.

У подготовленного к экстремальной ситуации человека этот временной промежуток значительно короче.

У неподготовленного к возникшей чрезвычайной ситуации сохраняющаяся растерянность определяет длительное бездействие, суетливость и является важнейшим показателем риска развития психогенного расстройства. У таких людей, неожиданно попавших в чрезвычайную ситуацию, страх сопровождается изменением состояния сознания. Наиболее часто развивается оглу-шённость, выражающаяся в неполном осмыслении происходящего, затруднении восприятия, нечёткости поведения, а при глубоких степенях нарушения сознания - неадекватность и нерациональность жизнеспасающих действий.

Непосредственно после острого психотравмирующего воздействия при появлении признаков опасности, как правило, возникают растерянность и непонимание происходящего.

За этим коротким периодом простой реакции страха постепенно повышается активность пострадавших, их движения становятся более чёткими и экономичными, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению многих людей в безопасное место. Нарушения речи ограничиваются ускорением её темпа, запинанием, голос становится громким и звонким, мобилизуются воля и внимание.

Характерно изменение представления о времени: течение его замедляется, длительность острого периода представляется увеличенной в несколько раз.

При сложных реакциях страха отмечаются более выраженные двигательные расстройства. Наряду с психическими расстройствами нередки тошнота, головокружение, учащение мочеиспускания, тремор, обмороки, у беременных женщин могут происходить выкидыши.

Восприятие пространства изменяется: искажаются расстояния между предметами, их размеры и форма.

При простой и сложной реакциях страха сознание сужено, хотя в большинстве случаев сохраняются доступность для внешних воздействий и возможность самостоятельного выхода из затруднительного положения.

Психоз - психическое нарушение, при котором пострадавший ведет себя неадекватно, поведение его не поддается координации, делает человека опасным для окружающих и для него самого. В очаге катастрофы можно ожидать развития следующих форм острого психоза:

1. Возбуждение. Отмечается безуспешные попытки овладеть ситуацией, беспорядочное, создающее хаос метание с неуместными выкриками и обрывками команд. Создается опасность для возникновения паники.

2. Растерянность. Утрата способности к целенаправленным действиям, неадекватность отдельных поступков, неуместная мимика, дурашливость, невыполнение элементарных распоряжений, нелепая суетливость. Создается большая опасность для жизни пострадавшего, он становится помехой при спасательных работах.

3. Ступор. Пострадавший практически обездвижен, лежит с закрытыми глазами, бездеятелен даже в ситуации острой опасности. Иногда имеет место «страусиная» реакция, проявляющаяся стремлением замереть, сжаться в комок и спрятаться (отмечается часто у детей).

Мимика отражает страдание, отчаяние, злобу.

Ступор создает опасность для жизни пострадавшего.

4. Депрессия. Поведение пострадавшего, свидетельствует о переживании горя и отчаяния. Он полностью погружен в свое переживание, безучастен к окружающему, сидит в постоянной позе, иногда стереотипно раскачивается. Обычно депрессия возникает после внезапной смерти близких и родных. Вероятны попытки самоубийства и опасность сопротивления при проведении спасательных работ.

5. Галлюцинации и бред. Пострадавшие выполняют чьи-то команды, высказывают идеи преследования, воздействия со стороны. Создается опасность для окружающих и самого пострадавшего из-за его непредсказуемости его действий.

Более массовый характер в очаге поражения имеют более легкие, не всегда опасные для жизни психоневротические реакции - дрожание конечностей, всего тела, побледнение и покраснение отдельных участков тела, обморок, судорожные подергивания отдельных групп мышц. Возможны гипертонический криз, инфаркт миокарда, приступы бронхиальной астмы, нарушения мозгового кровообращения и др.

Особое место занимает состояние паники, проявляющееся неконтролируемым сознанием и стремлением избежать опасности, при этом разум уступает место инстинктам. При развитии паники одновременно у нескольких человек возможен эффект взаимовлияния, приводящий к массовым индуцированным, эмоциональным расстройствам, которые сопровождаются «животным» страхом. Индукторами паники являются паникёры - люди, обладающие выразительными движениями, гипнотизирующей силой криков и ложной уверенностью в своих действиях. Становясь лидерами толпы в чрезвычайных обстоятельствах, они могут создать общий беспорядок, быстро парализующий массу людей.

Важно отметить, что опасность, вызвавшая паническое настроение, может быть не только реальной, но и мнимой, т.е. воображаемой, которая чаще всего возникает при недостатке или искаженной информации о реальной ситуации. В таких случаях появляются различные слухи и домыслы, которые способствуют развитию панических настроений.

 

§2. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ

 

Первая медицинская помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях оказывается населением в очаге катастрофы или на его границе в порядке само- и взаимопомощи.

При оказании первой медицинской помощи выполняются:

1. Активное выявление пострадавших, находящихся в остром психотическом состоянии.

2. Обеспечение безопасности окружающих и самого пострадавшего.

3. При необходимости проведение иммобилизации пострадавших. Разрешается фиксирование предплечий за спиной, ног к носилкам или к кровати.

Правильное и своевременное фиксирование пострадавшего при острых психических нарушениях - эффективное и простое средство.

4. Изоляция или транспортировка пострадавших в лечебные учреждения.

Для обеспечения безопасности окружающих и самого пострадавшего, а также для предупреждения возникновения массовых панических реакций необходимо постоянное наблюдение за пострадавшими.

Первая психиатрическая помощь, подобно другим видам первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, оказывается в очаге катастрофы или на его границе и представляет собой комплекс мероприятий, направленных, в первую очередь, не на поддержание функции органов жизнеобеспечения, а на предупреждение причинения пострадавшим вреда (ущерба) окружающим и самому себе.

Первоочередные задачи первой психиатрической помощи:

ð выявление лиц с острым психомоторным возбуждением;

ð обеспечение безопасности их и окружающих;

ð ликвидация обстановки растерянности;

ð исключение возможности возникновения массовых панических реакций.

В районе бедствия исключительное значение имеет выявление у пострадавших отклонений в психоэмоциональной сфере. Такие пострадавшие отрицательно реагируют на меры стеснения, к которым следует прибегать только в случаях крайней необходимости (агрессивное поведение, выраженное возбуждение, стремление к самоповреждениям).

Спокойные, уверенные действия оказывающих помощь оказывают большое «успокаивающее» действие на людей с психическими расстройствами.

 

§3. САМО- И ВЗАИМОПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Существуют простые приемы восстановления самоконтроля в экстремальной ситуации, например, при испуге рекомендуется сделать глубокий вдох и выдохнуть воздух сквозь плотно сжатые зубы (при этом слышится сильное шипение).

При растерянности рекомендуется задать громко вопрос себе: «Ваня, это ты?» и так же громко: «Да, это я».

Не рекомендуется с целью снятия страха прибегать к приему спиртного, т.к. при этом нарушается координация движений и способность правильно оценивать обстановку.

Выводы:

 

1. Острые психические нарушения дезорганизуют поведение пострадавших и увеличивают вероятность получения ими тяжелых повреждений, особенно, при землетрясениях и крупных техногенных катастрофах.

2. Расстройства психики сами по себе могут создавать чрезвычайные ситуации, т.е. массовые панические реакции, коллективные самоубийства и др.

3. При оказании первой медицинской помощи проводится: активное выявление пострадавших, находящихся в остром психотическом состоянии; обеспечение безопасности окружающих и самого пострадавшего; при необходимости иммобилизация пострадавших; изоляция или транспортировка пострадавших в лечебные учреждения.

4. Для обеспечения безопасности окружающих и самого пострадавшего, а также для предупреждения возникновения массовых панических реакций необходимо постоянное наблюдение за пострадавшими.

 

Вопросы по теме:

1. Что такое паника?

2. Какие формы психозов могут возникнуть у пострадавших в очаге катастрофы?

3. Что включает в себя оказание первой медицинской помощи пострадавшим с острыми психическими нарушениями?

4. Особенности оказания само- и взаимопомощи пострадавшими с психическими расстройствами?

5. Как проводить иммобилизацию пострадавших с психическими расстройствами?

6. От чего зависит возможность возникновения и характерпсихогенных расстройств?

7. Какойпростой прием можно применить для восстановления самоконтроля в экстремальной ситуации?

8. Чем опасно возбуждение?

9. Кто являются индукторами паники?

10. Почему пострадавшие, у которых наблюдается бред и галлюцинации, опасны для жизни самого пострадавшего и окружающих?

Ситуационные задачи

1. В городе Н. произошло землетрясение 7 баллов.

Какие психические нарушения могут наблюдаться у пострадавшего населения?

2. В очаге массового поражения у пострадавшего возникла паника.

Чем опасно такое состояние для окружающих?

3. После падения самолета у 2 выживших пассажиров наблюдался ступор.

Назовите проявления этого синдрома.

4. После взрыва газового баллона у жителя квартиры произошло острое психическое расстройство.

Какой существует простой прием восстановления самоконтроля в данной ситуации?

5. В результате поломки эскалатора в гипермаркете травмировано 5 человек. Двое пострадавших находятся в состоянии растерянности.

Как проявляется это состояние?

6. Во время наводнения двое жителей поселка N выпили для снятия страха по 200 мл водки.

В чем их ошибка?

7. В результате схода снежной лавины у двух альпинистов произошло ситуационное расстройство поведения.

Каким образом может проявляться это состояние?

8. Произошел захват самолета террористами. Во время захвата самолета началась паника среди пассажиров.

Охарактеризуйте это состояние.

9. Произошла авария на химическом предприятии с выбросом аммиака. У части населения, находящегося в зоне химического заражения, наблюдается растерянность.

Охарактеризуйте это состояние.

10. После столкновения пассажирского автобуса с грузовиком у 8 пассажиров возникли психоневротические реакции.

Каким образом проявляются эти состояния?

 

 

Глава 4.

КРОВОТЕЧЕНИЯ

Ключевые слова: кровь, кровотечение, кровопотеря, геморрагический шок, объем циркулирующкй крови, кровоостанавливающий жгут, давящая повязка.

 

 

При изучении темы особое внимание обратить на:

F классификацию кровотечений;

F признаки наружных артериальных, венозных, капиллярных и смешанных кровотечений;

F симптомы внутренних кровотечений;

F способы остановки наружных кровотечений;

F мероприятия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при кровотечениях и кровопотере.

 

После изучения темы учащийся должен УМЕТЬ:

à различать наружные кровотечения: артериальные, венозные, капиллярные и смешанные;

à произвести временную остановку наружных кровотечений следующими методами: изменением положения конечности, в том числе, методом максимального сгибания конечности, пальцевым прижатием сосудов на их протяжении, наложением давящей повязки, кровоостанавливающего жгута;

à по общим признакам выявить пострадавших с массивной кровопотерей и оказать им первую медицинскую помощь;

à организовать транспортировку пострадавших в стационар.

 

Травмы любого органа или ткани человека всегда в той или иной степени сопровождаются повреждением кровеносных сосудов. Истечение крови из поврежденных сосудов называется кровотечением.

Причины кровотечения разнообразны. Наиболее частой из них является прямая травма сосуда (удар, разрыв, растяжение, размозжение).

§1. КЛАССИФИКАЦИЯ КРОВОТЕЧЕНИЙ

По отношению к полостям тела:

1. Наружные.

2. Внутренние.

 

По виду повреждений сосудов:

1. Артериальные.

2. Венозные.

3. Капиллярные.

4. Смешанные.

 

§2. НАРУЖНЫЕ АРТЕРИАЛЬНЫЕ, ВЕНОЗНЫЕ,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...