Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация логопедической работы в школьных и дошкольных учреждениях




1. ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА.

Для логопедических занятий отводится специальная комната — кабинет логопедии. Комната должна быть светлой, с хорошей вентиляцией (усиленно работают легкие) и теплой (у занимающихся должны быть обнажены шея и даже грудь). На стене укрепляется в горизонтальном положении большое зеркало, несколько отклоненное верхней частью назад, на такой высоте и в таком положении относительно света, чтобы стоящие и сидящие перед ним дети могли отчетливо видеть в нем отражение своей головы, ротовой полости и туловища.

На верхнем крае зеркала устраивается рампа, отбрасывающая свет на лица логопатов. Перед зеркалом ставятся два длинных узких стола разной высоты, на которых дети могли бы писать, по пяти человек за каждым столом, скамьи со спинками или стулья такой высоты, чтобы впереди сидящие не заслоняли собой зеркала сидящим позади.

За двумя рядами скамей или стульев ставится небольшой столик логопеда; на столике помещаются нужные инструменты, дезинфицирующие средства, классный журнал, личные карточки логопатов для отметок и пр.

Логопеду удобнее помещаться сзади (на высоком вращающемся сиденье) — отсюда он может лучше контролировать занимающихся не заслоняя собой зеркала, и, кроме того, ученики всецело будут смотреть только в зеркало, не отвлекаясь фигурой руководителя и не прячась за нее, а фиксируя зрением лишь свою и его мимику и жесты в зеркале.

Над зеркалом устанавливается узкая классная доска для необходимых записей, такой же длины, как зеркало. К зеркалу же прикрепляется приспособление (рейка и т. п.), позволяющее помещать на самом стекле зеркала на любой высоте нужные графические записи речи, составленные из разрезной азбуки, или книгу. Необходима длинная (в сажень) указка, чтобы указывать ею записи на доске или зеркале через головы сидящих, а также отдельные предметы или сцены, изображенные на развешенных по стенам картинах, таблицах и т. п. Естественно, что содержание картин и таблиц должно соответствовать содержанию современной жизни и развитию, детей. Момент политехнизации здесь отображается в сценах трудовых процессов и в коллекциях инструментов из школьных мастерских. То и другое является материалом для практики живой речи логопатов.

Целесообразно наглядные пособия, равно как и нужные записи, помещать сзади группы, чтобы дети видели их отраженными в зеркале (все записи делаются в обратном, «зеркальном» виде). В таком случае дети одновременно смотрят на нужные им предметы и контролируют свою артикуляцию.

Что касается инструментария, то безусловно необходимыми являются для целей логопедических: шпатель, лярингоскопическое зеркальце, роторасширитель, щипцы для языка, ручной обтуратор, разного рода зонды для определенных установок языка и метроном. Тут же в кабинете находится шкаф для хранения всего перечисленного инструментария, приборов и книг, а также умывальный прибор для руководителя и детей — для мытья рук.

Так как речь дошкольников в высокой степени отягчена самыми разнообразными речевыми недочетами, причем значительная часть их принадлежит к категории «физиологического косноязычия», и процент логопатов очень велик, то рационально проводить логопедическую работу непосредственно в классных комнатах этих групп, при участии их же педагога, который продолжает и закрепляет в последующем работу логопеда. Большое зеркало — обязательная принадлежность этих комнат.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ.

После подготовки помещения для работы можно начать выявление материала для работы через обследование тех учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи.

Помня же о научной ценности результатов этого обследования, следует использовать данный момент и подробно обследовать не только определенно дефективных в речевом отношении, но и вообще всех воспитанников. Так как речь связана органически с биомеханикой всего тела, в частности с дыхательным органом, то обследуемый обнажается до пояса. Это необходимо для исследования дыхания у заики. Обследование ведется по карточкам, разработанным автором на основе нескольких наиболее распространенных в практике логопедии схем обследования (см. приложение).

Прежде всего записываются анамнестические сведения, а затем производится общий соматический (телесный) осмотр логопата. Отмечаются деформации в туловище (грудная клетка), в конечностях, особенно в костяке головы, в частности в строении челюстей, зубов, нёба, языка, губ, так как телесные аномалии нередко обусловливают в той или иной степени появление, обширность и стойкость речевых дефектов.

Далее исследуется общая биомеханика тела для выяснения точности и ритмичности движений. Логопат по словесному заданию ходит вперед и назад, производит движение руками. Все это проделывается с открытыми и закрытыми глазами, а также и перед зеркалом. Это исследование дает возможность установить, насколько у логопата и богата и диференцирована биомеханика тела вообще с которой так тесно переплетена биомеханика речи. Особенно подробно исследуется биомеханика мимических и артикуляторных движений под зеркальным контролем. По заданию логопатом производятся точные и определенные движения какой-либо одной группы мышц лица, языка и губ (см. эти движения в разделе «Артикуляторная гимнастика», стр. 51—58).

Эти диагностические приемы особенно отчетливо выявляют состояние анализаторной диференцировочной работы коры мозга, нужной как для движения тела вообще, так и для речевых движений в особенности.

Естественно, что исследованию дыхательной работы логопата уделяется значительное внимание. Ведь дыхание — это первый и основной момент звукопроизношения. По заданию логопат проделывает разные дыхательные движения (часто дышит, задерживает дыхание, дышит с определенным ритмом и т. п.), по которым устанавливаются тип и качество дыхания. Слух играет очень большую роль в речи, а поэтому исследование его производится особенно тщательно. Устанавливается не только острота слуха вообще, но и тонкость, ритмичность работы слуха в области слуходвигательной. Испытуемые по заданному ритму посредством игры на рояле или ударов по столу рукой и т. п. производят движение рукой, ногой, лицевыми мышцами, произносят под заданный ритм слова и фразы и т. п. Этим выясняются элементы непосредственно врожденной ритмики тела вообще и артикуляторных движений в частности: хороший ритм характеризует функциональное совершенство организма. При врожденной аритмии тела особенно страдает речь, как наиболее тонкая ритмическая его деятельность.

При исследовании голоса обращается внимание на его чистоту, силу, гибкость и тембр (грудной или фальцетный), диапазон и длительность звучания на одном выдохе, а у мальчиков — и на «переходный» голос.

Но особенно тщательно и детально исследуется само звукопроизношение в связи с артикуляторными движениями как в форме изолированных звуков, так и их сочетаний в виде слоговых, словесных и фразеологических комплексов.

Помещенная в приложении исследовательская карточка детально указывает, в каком направлении ведется исследование звукопроизношения и речи во всех ее формах (повторение, передача наизусть, пересказ, самостоятельная речь — громкая, шопотное произношение, чтение с лица, т. е. узнавание смысла речи лишь по беззвучной мимико-артикуляторной работе говорящего, речь и чтение нараспев, ритмическая речь и т. п.). При исследовании звуков не нужно заставлять логопата только повторять тотчас же за руководителем произносимые последним звуки и их сочетания. В этом случае нельзя получить точных данных, так как логопат будет произносить правильнее, чем в обычной речи. Автором выработана для этого особая система. Для исследования речи подбирается коллекция предметов, моделей или рисунков так, чтобы нужные для исследования звуки сходились в названиях этих предметов. Руководитель только указывает на предмет, а испытуемый называет его. Остается лишь наблюдать и отмечать как само произношение, так и артикуляторные движения при нем (высовывание языка, опущенность его, гримасы лица, губ и т. п.). Чтобы исследовать самостоятельную речь, задаются вопросы в отношении этих же предметов, по возможности мимико-жестикуляторным способом, испытуемый же должен давать звукопроизносительно «полные ответы». Например, после нужного объяснения указываются на картинке собака и заяц. Ответ: «Собака бежит за зайцем». В приложении приведен краткий список предметов, которые в необходимых случаях заменяются их моделями, макетами, наконец, рисунками. Принцип подбора их заключается в следующем:

1) Предметы должны быть хорошо известны детям.

2) Каждый предмет детьми обычно называется именно тем словом, которое входит в задачу исследования.

3) Испытуемый звук в разных словах находится в разных положениях: в начале, в середине и в конце слова. Известно, что один и тот же звук различно произносится в зависимости от его положения в слове. В словах имеются «твердые и мягкие» согласные.

4) В каждом слове имеется лишь один «трудный» звук для произнесения, чаще всего подверженный извращениям, как, например: р, л, ж, ч, ш, щ, с, з. Это создает облегченные условия для его произнесения и его точного анализа.

5) Для контроля правильного учета дефекта тесты подобраны так, что каждый звук встречается в них не менее двух раз.

Подобным же образом исследуются другие моменты звукопроизношения (раздел II). При этом п. 3 проводится частью только через повторение за руководителем. Вообще все произносимое испытуемым самостоятельно сейчас же повторяется вслед за правильным произношением руководителя. При наличии грамотности предложенные слова прочитываются и записываются. Это дает возможность более точно установить степень дефекта и поставить правильнее метод логопедической работы и прогноз.

Постановка диагноза требует тщательного внимания, так как от этого зависит подбор методик коррекции дефекта, а, следовательно, и успех дела. Обязательно ставить диференцированный диагноз, отличая данный дефект не только от резко отличных от него (косноязычие от заикания и т. п.), но и от мало разнящихся (шипящий сигматизм от бокового и т. д.). Известное значение имеет и определение прогноза: предсказанием сроков и результатов логопедической работы определяются методические вариации и темпы работы.

Речевой акт всегда представляет собою целое, в котором тесно, неразрывно увязаны организм и среда с заложенными в них следами прошлого опыта. Поэтому речевые дефекты необходимо изучать не изолированно, вне социальной среды и социального содержания личности, а в тесной связи с ними и с внимательным учетом истории развития личности. Логопат исследуется как социально-классовый человек, воспитываемый классовым же коллективом. Обследование социальной среды, формирующей речь ребенка (обследование на дому речи родителей и т. п.), — необходимый момент работы. Логопат активно развивает свою речь и преодолевает ее дефекты — важно выявить его отношение к этим моментам. Исследование врачом нервной системы и здоровья испытуемого, а также мнение педагога об умственном развитии его дополняют сведения логопеда.

Как видно из изложенного, исследование речи — вещь довольно трудная и требует от логопеда напряженного внимания. Только правильное и подробное исследование выявляет всю картину дефекта, степень и глубину страдания логопата, намечает характер необходимых мероприятий, дает возможность прогноза.

3. ГРУППИРОВКА ЛОГОПАТОВ, ВРЕМЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ.

Как будет изложено ниже, в основу логопедических занятий нами кладется принцип коллективности. Таким образом, все дети-логопаты разбиваются на отдельные группы, с которыми и ведутся занятия. Индивидуальные же занятия ведутся лишь в исключительных случаях или как дополнения к групповым.

Все логопаты по характеру их речевых расстройств разбиваются на группы согласно принятой нами классификации, т. е. образуются две основные группы: группа косноязычных и невротиков.

Эти основные группы разбиваются на подгруппы соответственно особенностям данного расстройства. Таким образом, получаются подгруппы, с одной стороны, картавых, шепелявых, лепечущих, смешивающих разные звуки, тугоухих, гнусавых, а с другой — заик, быстро и невнятно говорящих и других невротиков. Каждая группа состоит из 7—10 человек (у трудно воспитуемых — из 5). С большим числом детей заниматься педагогически нецелесообразно: логопед не может контролировать гимнастические мелкие движения каждого логопата.

Наиболее производительным временем занятий являются дневные школьные часы. Тогда в школе вводится порядок отпуска логопатов с уроков на логопедические занятия. Отрицательные стороны такого порядка: во-первых, пропуск классных занятий, во-вторых, этим лишний раз подчеркивается перед товарищами дефективность логопата, что у детей нервных может вызвать отрицательную реакцию — «негативизм» по отношению к исправлению этого дефекта.

Поэтому желательно часы логопедии отнести на послешкольное время. Этим избегаются указанные недостатки, зато выступает на первый план едва ли не больший недостаток, — дети приходят в кабинет логопедии уже усталыми, и, конечно, продуктивность занятий в эти часы будет значительно ниже, чем в более ранние часы. С указанными двумя моментами следует серьезно считаться при определении времени логопедических занятий. Занятия по исправлению недостатков речи у детей необходимо проводить во внеурочное время, чтобы они не мешали повседневным занятиям в классе. Расписание занятий кабинета составляется так, чтобы каждая группа попадала в него раз в 2—3 дня, причем продолжительность занятий определяется для детского сада и приготовительного класса в 20—25 мин., для младших классов в 30—35 мин., для остальных в 35—45 мин. для групповой и в 10 мин. добавочно для индивидуальной работы. По мере выбытия из группы «успевших» учеников оставшиеся однотипные группы с «отсталыми» сливаются в общие группы, однако не свыше 10 человек в каждой.

Ввиду того, что воспитание речи, когда приходится одновременно затормаживать старую неправильно воспитанную речь, требует продолжительного времени и часто дает рецидивы, логопедическую работу полезно проводить в несколько этапов.

Первый этап — косноязычные усваивают определенные произносительные установки и включают их в учебный речевой материал (поговорки, стихотворения и т. п.), но в обычной повседневной своей речи они еще часто и даже очень часто пользуются старыми дефективными навыками.

Второй этап — делается небольшой, в две-три декады, перерыв. Последний нужен, прежде всего, потому, что занятия по логопедии в конце концов становятся однообразными и, следовательно, утомляют логопатов, в результате чего производительность работы резко падает.

Часто же, особенно у невротиков, проявляется в острой форме и негативизм («надоело», «не буду больше заниматься» и тому подобные заявления начинают сыпаться, как из рога изобилия). Кроме того, принимая во внимание большую действенность речевого раздражителя среды на воспитываемую речь у логопата, мы вправе ожидать, что в речи последнего уже полученные опорные пункты, в виде правильно воспитанных звуков и слуха и навыка правильно подражать образцу, еще более укрепятся и войдут в повседневный язык.

В этот период выступает на первый план роль классного педагога и семьи.

Третий этап — возобновление занятий с целью подкрепления воспитанных уже речевых навыков правильными же речевыми раздражителями. Там, где логопедия вводится впервые или где при приеме в средние и старшие классы попадаются новые логопаты, естественно, необходимо разрешить вопрос первоочередности занятий в пользу старших классов, чтобы дать им возможность в стенах школы выправить свою речь. Для младших же возрастов времени будет вполне достаточно. При правильной постановке логопедии в школе, в старших группах логопатов не должно быть.

Вторым моментом, говорящим в пользу первоочередности, является распространенность данного речевого дефекта среди школьников. Чем больше детей, страдающих этим дефектом, тем скорее следует начать ликвидацию этой «массовой» инвалидности, хотя бы данный дефект не относился к особенно тяжелым расстройствам речи. Наконец, производя отбор логопатов, следует, в первую очередь, направлять в кабинеты детей с особенно трудными пороками речи. С мелкими же недочетами (небольшая неточность одного-двух звуков ни логопата, ни его собеседников особенно не беспокоит) можно подождать до более свободного времени в расчете на помощь классного педагога.

4. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДА С ОБЩЕШКОЛЬНОЙ РАБОТОЙ И ДОМАШНЕЙ ЖИЗНЬЮ ШКОЛЬНИКА.

Без живой повседневной связи логопеда со всей школьной жизнью, которой живет логопат, невозможен быстрый, тем более прочный успех его занятий, а в некоторых случаях, например, при заикании и других речевых неврозах, и безнадежен. Вот почему особенно важен этот контакт. Связь осуществляется:

1. С школьным врачом. Он держит логопеда в курсе патологических изменений в организме логопата, что очень важно для правильной постановки дела, и в то же время оказывает логопату медицинскую помощь (лечение нервной системы, расстройств внутренней секреции, устранение дефектов в органах произношения и т. п.).

2. С педагогом и воспитателем. Логопед как путем личных бесед, так и путем докладов и сообщений на специальных собраниях и на педагогических советах информирует педагогический и воспитательский персонал о своей работе и указывает, в какой форме каждый работник школы может и должен содействовать более быстрому и прочному успеху коррекции логопатии у того или иного учащегося. Кроме того, логопед спорадически присутствует на классных занятиях, где имеются логопаты, чтобы, с одной стороны, учесть речевое поведение их в классной работе, с другой — обратить внимание педагога на те или иные факты общей борьбы за здоровую речь. В свою очередь каждый педагог, воспитанник которого занимается в кабинете, периодически посещает эти занятия и знакомится здесь с теми мерами, которыми он может оказать содействие оздоровлению речи своего воспитанника.

Чрезвычайно важным моментом в работе логопеда является организация в школе массовой гигиены речи и профилактики речевых расстройств, а также и борьба с некоторыми имеющимися дефектами речи в процессе классных занятий. Эти меры осуществляются, при содействии логопеда, самими педагогами, включающими их в общепедагогический процесс. Пропаганда логопедических знаний среди педагогов, оздоровление их собственной речи, консультации — все это входит в круг обязанностей логопеда.

3. С семьей. Беседуя с родителями или старшими членами семьи в школе (лучше — у них на дому), логопед выясняет социально-бытовые моменты, вредно влияющие на речевое поведение ребенка, — неправильное отношение к заикам и т. д., — и принимает меры к устранению их, давая указания, в чем заключается помощь домашних в занятиях по улучшению речи и т. д. Одновременно он знакомится с речевым поведением школьника и в домашней обстановке.

5. МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЬНЫХ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Исходя из сущности речевой дефективности и целевой установки школьной логопедии, согласно уже указанному приказу т. Бубнова, педагогическая работа с дефективными в школе строится на общих принципах и методах нормальной школы, но имеет глубокое своеобразие в части специальной техники и методики обучения.

На этом принципе строится вся методика логопедии. Ниже излагаются две основные формы этой методики — коллективные занятия и игры в применении к логопедии.

1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Основным методом логопедии является метод коллективный, а не индивидуальный, хотя последний еще широко распространен как у нас, так и за рубежом. С заиками этот метод наряду с индивидуальным применяется уже давно в разных местах (Андрее в Варшаве с 80-х годов, Неткачев в Москве); по этой методике ведутся занятия с заиками и теперь как в СССР, так и за границей. Применение же этого метода к косноязычию впервые осуществлено автором в 1924 г. в Ленинградском травматологическом институте.

Коллективный метод вводится только там, где имеется достаточное количество более или менее однородного материала, т. е. логопатов как в смысле их логопатии, так и их возраста и умственного развития.

Преимущества с педагогической точки зрения коллективного метода перед индивидуальным заключаются в следующем:

1. Коллектив является могучим фактором взаимного влияния и самовоспитания детей. Важно, чтобы в каждой группе были дети и с незначительными дефектами речи. При этом оптимальная возрастная разница между ними 2—3 года. В таком случае происходит как бы взаимное обслуживание: более развитой имеет возможность проявить свою социальную активность в коллективе, менее развитой черпает из этого общения то, что еще недоступно ему, что является идеалом, к чему он стремится. Каждый из входящих в коллектив, как бы растворяясь в чем-то целом, приобретает новые качества и особенности (В. С. Краеусский). Момент взаимопомощи ярко выражается у дошкольников. При затруднениях более развитые с большим усердием помогают отстающим, объясняя им, показывая на себе, часто даже залезая пальцами им в рот, чтобы помочь сделать нужную артикуляторную установку. На некоторых детей (в особенности имбецилов и дебилов) эти помощники нередко оказывают большее влияние, чем сам руководитель.

2. Воспитание нормальной речи производится в условиях естественного зарождения и развития речи, в условиях наличия социальной среды — товарищей и взрослых. В этих условиях выработка речевых навыков протекает особенно благоприятно, а главное, дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы.

3. При коллективном методе работы большую пользу в устранении дефектов речи может оказать активное подражание медленно успевающих детей более быстро усваивающим правильную речь.

4. При этом методе продуктивность работы значительно повышается, а утомляемость, наоборот, уменьшается. Вероятно это объясняется тем, что созданная в начале занятия установка мимико-жестикуляторного или звукопроизносительного характера имеет и свой физиологический субстрат-доминанту (господствующий очаг возбуждения), которая по закону, выявленному проф. Ухтомским (СНОСКА: Ухтомский, Доминанта и рабочий принцип, «Русский физиологический журнал», т. VI, 1923 г.), поддерживается в дальнейшем путем втягивания в себя корковых возбуждений иного порядка, появляющихся в результате сторонних раздражителей, так обильно даваемых коллективом и возбуждающих общий тонус организма. Руководителю остается только умело и своевременно сдерживать и направлять эту массу разнохарактерных раздражений. Успехи товарищей являются раздражителями, содействующими выработке у других таких же именно «удачных» речевых навыков, поддерживают господствующую установку. Иными словами, успехи одних создают бодрое настроение и веру в личный успех у других.

5. Момент соцсоревнования является могучим рычагом успеха; проводимый одновременно в той или иной форме учет достижений каждого логопата также активизирует самодеятельность детей.

6. Наконец, работа ведется в условиях, напоминающих обычные «Классные» занятия, что благоприятно действует на учебную работу детей.

Все перечисленные моменты коллективного метода, повышая активность и энергию участников труда, тем самым повышают и производительность его. Особенно важен, более того, — необходим этот метод при работе с заиками, у которых общение с социальной средой нарушено и нуждается в большой тренировке. Коллективный метод предпочтительнее и с экономической стороны, как требующий минимума материальных средств.

В силу изложенного вся логопедия до момента, когда уже требуется индивидуальная работа с логопатом или по характеру его речевого дефекта или вследствие его отсталости от группы по успехам, ведется в обстановке коллективного труда.

Для иллюстрации данного метода приведем случай выработки нужных, артикуляторных движений. После установочной беседы, расположив всю группу (10 человек) перед большим стенным зеркалом и поместившись позади нее у столика (стоя на полу или сидя на высоком табурете), руководитель дает группе пример мимико-жестикуляторного или звукопроизносительного характера, т. е. делает перед зеркалом определенное движение или же произносит какой-либо звук и т.п., предложив предварительно детям все проделываемое им точно повторять. Группа в ответ повторяет и притом контролирует свои движения движениями руководителя, сравнивая их со своими собственными, отраженными в зеркале. Каждое ответное движение выдерживается определенное время (2—3 секунды) и отделяется от соседнего определенной паузой (2—3 секунды). Все движения и паузы строго ритмичны. Производимые руководителем движения - примеры также должны быть ритмичны и укладываться приблизительно в те же отрезки времени. В начале выработки данного навыка ответная реакция детей дается сразу же на непосредственно данный раздражитель, и последний действует непрерывно до истечения времени ответной реакции; чем дольше действует раздражитель, тем легче протекает образование навыка и тем выгоднее эта длительность для контроля, Когда же навык вырабатывается, т. е. дети дают точную копию движения руководителя, тогда для закрепления навыка достаточно дать основной раздражитель один раз с тем, чтобы остальные многократные движения дети повторяли, руководствуясь лишь зеркальным контролем собственных движений, под команду руководителя. Занятие по выработке движения «язык иголкой» протекает приблизительно так.

Руководитель говорит: «Дети, смотрите внимательно в зеркало и высуньте язык так, как я — остренько, «иголкой». Держите так до тех пор, пока я отстучу три удара, а затем спрячьте язык в рот. Высунутый язык держите неподвижно. Начинаем: раз, два, три. Под команду «раз» все высовывают язык, а под команду «три» убирают его обратно. Язык остается во рту тоже спокойно, пока я делаю три удара (или считаю), а потом снова надо сделать его «иголкой» и т. д.». Руководитель наблюдает все движения детей и делает соответствующие поправки, указания и т. п. Если изучается какой-либо звук или словосочетание, то логопаты здесь же вписывают его в свои тетради. Короче говоря, идет обычная педагогическая работа со всеми ее перипетиями и сложностью.

Нужные записи звуков или звукосочетаний и т. п. производятся на находящейся перед зеркалом классной доске или же укрепляются разными способами на самом зеркале, что дает возможность детям быстро производить ориентировку и на запись, и на отражение артикуляторных и других движений в зеркале. В то же время записываются всякого рода наблюдения как практического, так и теоретического характера в личные карточки логопатов (карточки данной группы в подготовленном виде находятся под рукой у руководителя).

Спорадически в связи с ходом работы производится индивидуальная проверка усвоенных навыков. Как индивидуальная проверка, так и записи в личные карточки, равно как и отметки на стенных учетных таблицах, поднимают интерес детей к данной работе и вырабатывают у них более серьезное отношение к ней.

Коллективный метод работы ни в коем случае не является единственным. Хотя большая часть логопатов ликвидирует все свои недостатки в коллективной работе, но часть из них, помимо общей работы, требует еще дополнительных занятий. Критерием в данном случае являются наблюдения руководителя. Но и в групповой работе подход руководителя должен быть строго индивидуальным: он должен все время быть в курсе того, как работает каждый ребенок в отдельности, и оказывать ему помощь в соответствии с его индивидуальным своеобразием. Для индивидуальных занятий назначается особое время.

2. ИГРЫ.

Устранение недостатков речи, как уже выяснено в начале книги, является по преимуществу процессом педагогическим. Принцип использования игры в педагогическом процессе — принцип очень старый и в последние десятилетия прочно занявший свое место среди других педагогических систем.

Основным типом поведения ребенка в раннем возрасте является игра. При пользовании методом игры следует учитывать и возрастную типологию игр: характер игр дошкольников иной, нежели школьников.

«Каковы же средства, которыми должны быть заменены системы формальных упражнений? Прежде всего (особенно на первых годах обучения) — это игры. Именно игра обладает всеми теми достоинствами, которых лишены формальные упражнения. В игре ребенок завязывает социальные связи, сталкивается с требованиями коллектива, учится выполнять их, получает навыки коллективизма. Игра есть естественная форма поведения ребенка, в ней ребенок развертывает свои творческие возможности, упражняет еще неокрепшие и неразвившиеся функции. Вместе с тем, игра наиболее тесно связана с его интересами, с его цельной личностью, а поэтому максимально возбуждает его активность, самодеятельность».

Метод игры для воспитания речи, как чрезвычайно тонкой двигательной реакции, особенно важен потому, что «замаскированные игрой... эти упражнения, во-первых, увлекают детей, интересны им, во-вторых, совершенно естественно, без всякого напряжения выполняются ими, в-третьих, развивают коллективизм, совершенствование и постижение правил игры исоциальные навыки» (Н. А. Рау).

Из наблюдений над детьми мы знаем, что они любят забавляться надуванием щек с последующим ударом по ним руками и выстрелом. Мы знаем, как распространены игры — кто кого перетянет голосом, кто кого перекричит, кто дольше сможет не дышать, кто быстрее скажет или прочтет что-либо, кто не собьется на скороговорках и т. д. Все это есть речевая игра, т. е. рабочие движения, которыми обычно пользуется организм для дыхания, речевой сигнализации и т. п.; но в настоящем случае эти движения, удовлетворяя потребностям развивающегося организма в данный момент, не преследуют указанных целей, — они как будто бесцельны, «бессмысленны». Между тем, в них заложен глубочайший смысл: ими вырабатываются тонкие, точные речевые движения и постоянно тренируются как движения, крайне важные для социальной жизни ребенка.

Кроме того, метод игры как нельзя лучше согласуется с методом коллективных занятий с детьми: нигде лучше, как в игре, не выявляется момент коллективности, столь важный в логопедии. Вот почему в системе школьной логопедии следует отводить игре большое место. Каждое движение, каждый момент логопедического процесса можно использовать для игры, — это зависит от изобретательности руководителя, а нередко и от находчивости детей. В приложении дается описание серии игр для иллюстрации этой идеи и для практики.

Как и в других областях педагогической работы, в основе этих методов должна лежать активность ребенка, понимание им целевой установки работы и ее жизненности, наконец, живой интерес, проявляющийся в самом процессе логопедических занятий. Интерес предупреждает усталость, стимулирует усилия ребенка. Для этого предварительно педагогом в классе, а затем и логопедом путем бесед, рассказов, конкретных примеров из окружающей жизни производится соответствующая обработка логопата. В самом процессе логопедической работы руководителю необходимо беспрерывно проявлять максимум изобретательности для поддержания интереса к делу (поощрения, шутки и т. п.), а также почаще чередовать трудные упражнения с легкими, производимыми уже автоматически.

В особенности следует ширбко пользоваться методами соцсоревнования.

Необходимо помнить, во-первых, что через 15 минут логопедических индивидуальных занятий 6-летний ребенок настолько устает, что малейший сторонний раздражитель уже отвлекает его от работы; во-вторых, что 10—15 минут напряженной концентрированной работы дают больше, чем 30—40 минут вялых занятий, и, наконец, в-третьих, что в коллективе эффективный период ограничен 20—25-минутной продолжительностью для дошкольников, 30—35-минутной — для школьников младших классов. Однако было бы неправильным проводить всю логопедическую работу исключительно игровым методом: в известной мере даже в младших возрастах проводятся и упражнения как труд сознательный и дисциплинирующий.

3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПЕДПРОЦЕССЕ.

Наиболее рациональной постановкой логопедической работы в школе является такая, когда эту работу проводит весь педагогический коллектив школы под руководством логопеда. Тогда большинство логопатов постепенно освобождается от дефектов в своей текущей учебе, а на долю логопеда остаются лишь наиболее трудные случаи логопатии, требующие специальной работы.

Такая организация дела эффективна, во-первых, потому, что общение педагога с детьми и их семьей несравненно длительнее и интенсивнее, его авторитет выше, чем у логопеда (лучше осуществляется постоянный контроль и воздействие на логопата и его речь); во-вторых, логопедические элементы органически включаются в общий педпроцесс, во всю систему воспитания, протекают часто незаметно для логопата, не отрывают его от обычного учения и не взваливают на его плечи дополнительный груз в смысле посещения специальных занятий. Кроме того, так организованное перевоспитание речи дает более прочные результаты, чем при работе логопеда в одиночку, и в тех случаях, когда логопед непосредственно занимается с логопатами: педагог продолжает эту работу в классе и закрепляет достигнутые результаты (показывает или напоминает правильную артикуляцию звука, поправляет речь, подсказывая нужное произношение и т. п.).

Хотя на это затрачивается некоторое время, зато предупреждаются вредные последствия речевой дефективности: неправильные устная речь, чтение и письмо, психическое ущемление личности логопата, снижение его трудоспособности, падение классной дисциплины (насмешки и жалобы на почве логопатии).

Изжитие этих моментов потребовало бы значительно большего времени.

В первые же дни знакомства с новыми учениками, учитель выясняет дефекты их речи, отмечая их в классном журнале на особой странице, затем проводит беседу, стимулирующую логопата к исправлению своей речи.

До букваря устранение недостатков речи проводится путем соответствующих указаний и речевых игр.

В дальнейшем же вся логопедическая работа органически вклинивается в работу по букварю: одновременно с изжитием логопатии в результате такой постановки дела у учеников вырабатываются более прочные сознательные, более четкие и более прочные навыки правильного чтения, письма и звукопроизношения.

Работа ведется не только по линии выправления речевой дефективности, но и по линии предупреждения логопатии и развития элементов звукопроизношения — дыхания, голоса, артикуляции.

В рабочий план каждого урока обязательно включается изучение правильной артикуляции, дыхательные и голосовые упражнения на изучаемом звуковом материале. Если в классе есть логопаты, дефективно произносящие проходимые звуки, то на уроке же показываются приемы устранения этих дефектов. Наличие в классе как учебного пособия, карманных зеркалец, а также стенных схем артикуляций крайне желательно. Усвоенные артикуляции закрепляются играми, инсценировками, произнесением загадок и т. п.

Важным моментом является и воспитание слуха и слухового внимания, т. е. уменья слушать. Здесь полезны всякого рода отгадывания слов по шопоту, придумывание сходных по звуковому составу, а также рифмующихся слов (бич — кирпич; вилка — пилка).

Хоровое чтение под такт с замедлением и ускорением, с усилением и ослаблением силы голоса, с повышением и понижением тона, — все это содействует выработке полноценной речи. Образцовая речь учителя — основа успеха.

Логопед в этой работе ответственное лицо: он и организатор, и методист (помогает составлять рабочие планы), и консультант (удовлетворяет запросы педагогов) и контролер.

Естественно, что в школах, где нет логопеда, всю работу ведет педагог, руководствуясь соответствующей литературой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...