Приложение 1. Образец карточки для исследования речевого поведения
(Звездочкой отмечены пункты отборочного обследования.) А. * 1. Фамилия, имя, отчество...................... * 2. Возраст (год рождения)....................... * 3. Школа и класс, (для взрослых — место работы и профессия) * 4. В каких классах оставался на повторный курс......... * 5. В каком возрасте впервые поступил в учебное заведение.... * 6. Приходящий или живущий при школе.............. * 7. Профессия родителей (точное указание, например: сын рабочего- слесаря, сын профессора и т. п.).................. * 8. Национальность............................ 9. Домашний адрес........................... Б. I. Наследственность в смысле особенностей болезненных явлений в общем поведении и в речи (совместно с врачами): 1) отца................................. 2) матери................................ 3) братьев и сестер........................... 4) родственников............................ 5) не было ли родства между родителями.............. II. Как протекали беременность, роды (по данным врача).............................. III. Особенности общего развития в раннем детстве: 1) начало ходьбы, прорезывания зубов............... 2) болезни; ушибы головы..................... IV. Речевая жизнь с раннего детства: 1) начало речи............................. 2) время исчезновения детского косноязычия............ 3) любовь к разговорам, драматизации, скорость речи...... 4) обучение грамоте, письму, рассказыванию и т. п. (успеваемость) 5) материнский язык и языковая среда (родители, дед, бабка и окружающие) в период оформления речи, многоязычие ребенка. V. Общие условия жизни ребенка дома: 1) питание, одежда, сон....................... 2) отношение к ребенку со стороны членов семьи (для заик подробно): заласканность, предпочтение перед другими, задерганность, излишняя строгость, перегруженность работой; ведется ли надзор за ребенком, спокойная или беспокойная домашняя обстановка, употребление алкоголя.....................
VI. Условия воспитания речевого поведения в данный момент: 1) В семье: а) речь взрослых (ее характеристика с указанием дефектов, многоязычия и т. п.)...................... б) речь детей (тоже)........................ в) с кем больше всего испытуемый говорит и чью речь больше всего он слышит........................ 2) В школе: а) речь педагога........................... б) речь школьного коллектива (какие и сколько в классе логопатов)............................. 3) Вне школы и дома: в какой среде проводит остальное время (возраст, класс, культурность речь данной среды)......... VII. Производилась ли коррекция речи (когда, где, продолжительность, успех и рецидив, причина последнего — важно для заик). VIII. Когда впервые был замечен речевой дефект и его причина (важно для заик). В. I. Строение тела (совместно с врачом): 1) головы (большая, маленькая, с буграми и т. п.)........ * 2) звукопроизносительного аппарата (губы, челюсти, зубы, язык-, нёбо, глотка, гортань)....................... 3) грудной клетки (узкая, «куриная», плоская, приподнятая и пр.) 4) конечностей (рахитичные искривления и т. п.).......... II. Биомеханика тела: 1) походка (уверенная, неуверенная, шаркающая, с развалкой) 2) жестикуляция (богатая, заторможенная, угловатая, стереотипная) 3) ритмика (хорошая, неточная, плохая)............... III. Движения лица и артикуляторного аппарата: 1) симметрическое сокращение мышц обеих половин лица (поднимание и опускание бровей, углов рта).............. 2) диференциация одной половины лица (закрывание глаз по-одному, поднимание углов рта по-одному)................. 3) сочетанные движения одной только мышечной группы: а) движение губ — хоботком вперед, поднять верхнюю и опустить нижнюю порознь и одновременно........... б) движение языка — вперед-наружу и глубоко назад от зубов; загнуть кончик языка на верхнюю губу к носу и на нижнюю к подбородку, к верхней десне и твердому нёбу; показать язык широко распластанным («лопатой») и узким («жалом»); сделать язык «желобком»...................
в) движение мягкого нёба—поднимание и опускание (произношение а с широко открытым ртом; поочередно а-н, а-н с опущенным кончиком языка и при раскрытом рте)...... * IV. Дыхание: 1) диференцировка вдоха и выдоха; дыхание через рот и нос………… 2) торможение: вдох, выдох и пауза между ними с сохранением условного ритма.............................. 3) тип привычного дыхания: диафрагмальный, ключичный, грудной, комбинированный, в состоянии покоя, разговора, чтения (устанавливается исключительно наблюдением и приборами, а не по заданию; в последнем случае дается извращенная реакция) 4) Плавное или судорожное дыхание................. V. Слух: * 1) острота слуха (тугоухость, на какое ухо и в какой степени; на каком максимум расстоянии слышит звуки с, ш и и) 2) слухо-двигательный ритм, с открытыми и закрытыми глазами (повторение ритмических ударов по столу рукой или карандашом) 3) слухо-артикуляторная работа (повторение произнесенных легких и трудных по звуковому составу слов)............... 4) музыкальность слуха (хороший, средний, плохой)........ * VI Голос: 1) сила (средняя, слабая, сильная), грудной, фальцет....... 2) чистота (чистый, хриплый, гнусавый)............... 3) мутация голоса (была, есть, затянулась)............. * VII. Артикуляция и произнесение изолированных звуков и звукосочетаний. По схеме записываются лишь дефекты, выявленные при обследовании (см, материалы выявления дефектов косноязычия)...... VIII. Дополнительное обследование речи у заик: * 1) самостоятельная речь (ответы, рассказы, пересказы)...... 2) отраженная речь (в обычном и замедленном темпе; ритмическая речь).................................. 3) сопряженная речь (одновременно и совместно с логопедом)…………………….. 4) шопотная речь (самостоятельная и отраженная — и логопед говорит шопотом)........................... 5) чтение (все указанные формы)................... 6) произнесение наизусть стихов................... * 7) тип заикания: клонический, тонический, смешанный....... 8) речевые фобии (трудные звуки, слова — какие; вообще боязнь говорить)............................... 9) темп самостоятельной речи (быстрый, замедленный, нормальный) 10) четкость артикуляции (невнятность, произнесение, сквозь зубы)
11) дыхание во время речи (экспираторное, инспираторное, короткое, продолжительное)....................... 12) пение (заикается ли)........................ 13) сопутствующие движения (рефлекторные) и сопутствующие действия (сознательные)........................ 14) «уловки» и эмболофразии..................... 15) как разговаривает с семьей, с товарищами, с посторонними ¦16) не распространяется ли заикание на письмо и игру на музыкальных инструментах.......................... 17) нет ли связи между речью, самочувствием и внешними обстоятельствами (погода, климат, обстановка и т. п.)......... 18) домашний быт (спокойствие, ссоры и т. п.).......... 19) отношение семьи к заике (строгость, заласканность, насмешки, угрозы)................................. 20) как выражается периодичность заикания............ 21) влияние школы на заикание, (товарищи, педагоги)....... 22) нет ли леворукости, косоглазия................. 23) общая характеристика:................. активный, уравновешенный, вспыльчивый, раздражительный, робкий, застенчивый, плаксивый, замкнутый, общительный, боится темноты, одиночества, фобии и пр................................ 1X. Аграмматизмы в устной и письменной речи и дисграфии: устные ответы и самостоятельная речь, списывание, * диктовка……………… * самостоятельное письмо.................... * X. Темп речи: быстрый……………….. замедленный............................... XI. Прочие особенности речи: многоречивость, логоррея, молчаливость, бедность словаря, затрудненность высказывания, богатство или бедность мимики, жестикуляции и интонации. XII. Причины расстройств речи (подробно): 1) органическое поражение аппарата речи.............. 2) функциональное расстройство................... 3) неправильное воспитание речи................... XIII. Диагноз.................................. СХЕМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ АФАТИКОВ (по Гуцману). (Дополнение к общей схеме.) I. Общие сведения. 1) форма и степень паралича конечностей, в особенности руки и кисти................................. 2) на какой почве произошел паралич................ 3) правша или левша.......................... 4) образование, много ли читал и писал............. II. Состояние сенсорного аппарата:
1) восприятия отдельных фраз, слов и звуков (услышанное должен найти и показать на таблицах, где все это напечатано, или на картинках)................................ 2) считывание с губ (тоже указывает на таблицах или на картинках) 3) показывание названного предмета................. 4) указывание числа слогов в слове................. 5) понимание нарисованного...................... 6) понимание напечатанного..................... 7) понимание мимики и жеста.................... 8) понимание чисел, их названий и цифровых обозначений (указывает на таблице или показывает на пальцах).......... III. Состояние моторного аппарата: 1) отраженное повторение фраз, слов, слогов и звуков...... 2) артикуляция всех звуков...................... 3) диференцировка артикулирующих мускулов….......... 4) дыхание и голос при речи.................. 5) самостоятельная речь........................ 6) называние указанных предметов.................. 7) чтение написанного, напечатанного................ 8) самостоятельное письмо....................... 9) сознательное списывание...................... 10) механическое списывание..................... 11) шопотная речь...........................¦ 12) пение................................. 13) музыкальные расстройства...................... 14) мимико-жестикуляторная речь.................. 15) счет по порядку и вразбивку; математические действия (сложение, деление и т. п.)........................ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АФАЗИИ (по Геду) 1. Узнавание и обозначение 6 обыденных предметов (карандаш, ключ, монета, коробка спичек, ножницы и нож). Больной должен: а) показать тот из них, который ему перед тем вскользь был показан, б) назвать предмет, в) показать его по устному приказу, г) по письменному, д) по тактильному восприятию данного в руки дубликата, е) повторять, ж) написать, з) списать название предмета. 2. Приблизительно так же исследуется его речевое «поведение» по отношению к цветам. 3. Задача «человек, кошка и собака»: показываются изображения человека, кошки и собаки в разных комбинациях по две, и больной должен: а) читать вслух обозначение картинок, б) писать под диктовку обозначение картинок, в) написать и г) вслух назвать, что ему показывают, д) повторить и е) списать обозначение картинок. 4. Задача «часы»: больному показывают два циферблата со стрелками; на одном из них придают стрелкам определенное положение. Он должен: а) поставить на другом циферблате тоже время, б) назвать время, в) поставить стрелки на любое время по устному и письменному приказанию. 5. Больной должен положить одну из четырех монет в одну из четырех чашек. 6. Коснуться одной или другой рукой того или иного глаза или уха: а) подражая движениям исследователя, или б) изображению в зеркале, или в) рисунку, или г) зеркальному отражению рисунка, д) по устному, е) по письменному заданию, ж) записать движения исследователя и з) те, которые он видит в зеркале.
7. Переписать алфавит, распределить буквы по порядку алфавита, то же с днями недели и месяцами. 8. Устно и письменно описать показанную картинку. 9. Считать до 100, писать и читать цифры, производить арифметические действия. 10. Нарисовать легкую картину: а) по модели, б) по памяти. 11. Игры в домино, шашки, шахматы, карты, на биллиарде. По этим задачам исследуется не только речь, но и все «символическое» поведение афатика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|