Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 7. Тезисы педагога для проведения бесед с учащимися лоиво в начале проводимого двухдекадника «за здоровую и спокойную речь» в 1932/33 учебном году




1. Плохая речь мешает логопату полностью включиться в коллектив в его борьбе эа социализм.

2. Язык должен быть прост, понятен и выразителен. Этому мешают всякого рода недочеты речи, как-то: сюсюкание, шепелявость, картавость, гнусавость, заикание; слишком быстрая или слишком медленная речь; крикливая или слишком тихая речь.

3. Задача школы «подготовлять всесторонне развитых членов коммунистического общества». Знания же приобретаются в значительной мере через обучение. Плохая речь мешает успешно учиться: ученик с плохой речью не может быстро, отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Учитель, да и товарищи, часто не понимают его. Кто плохо говорит, тот обыкновенно и плохо пишет. Из-за плохой речи часто остаются на второй год в том же классе.

4. Из-за плохой речи у детей часто портится характер: они становятся робки, застенчивы, озлоблены. Плохая речь отрывает их от общественной жизни: они не могут выступать с докладами, речами, вести организаторскую работу, быть делегатами и т. п. Крикливая речь надрывает голосовые связки, и голос становится хриплым, а иногда и совсем пропадает. Такая речь раздражает окружающих.

5. Плохая речь одних вредно отражается на речи других товарищей: последние могут подражать плохой речи и этим портить свою здоровую речь.

6. Необходимо активно бороться за улучшение своей речи. Речь должна быть:

а) спокойной, не крикливой, но достаточно громкой;

б) не слишком торопливой и не слишком медленной;

в) плавной, без задержек;

г) с четким и правильным произнесением всех звуков;

д) с короткими фразами, с остановками и на достаточном выдохе;

е) в двухдекадник «За спокойную речь» все должны бороться с недостатками речи, в особенности с крикливой речью: и учителя и воспитатели, а, главным образом, сами дети. Плохо говорящего надо поправлять и показать, как надо говорить: при торопливой речи — задержать, при крикливой — успокоить и т. п. Всеми мерами нужно бороться с насмешками и передразниванием плохой речи: это крайне вредно — речь еще больше ухудшается.

7. Кто плохо говорит, тому надо объяснить, как надо и можно научиться говорить правильно, разъяснить ему необходимость посещения логопедического кабинета и важность тщательного выполнения задания кабинета и наблюдения за своей речью.

Приложение 8. ПЛАН РАБОТЫ ПО ГИГИЕНЕ РЕЧИ, ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТОВ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 1935 Г. В 3-М ДЕТДОМЕ В Г. СЛУЦКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Санитарно-гигиенические мероприятия.

1) Врачебный кабинет производит тщательный осмотр уха, гортани, носовой и ротовой полости, особенно зубов. Воспитатели следят за выполнением назначенного лечения или профилактических мероприятий. Необходимо установить точно степень тугоухости и прогноз лечения ее.

2) Добиться от администрации обязательного введения пользования детьми носовыми платками и проследить за воспитанием у детей навыков пользоваться ими.

3) Добиться введения систематической чистки зубов щетками и порошком, в крайнем случае, полоскания рта соответствующими растворами по утрам и перед сном.

2. Воспитательные мероприятия, осуществляемые, педагогическим и воспитательским персоналом:

1) Систематически бороться с криком, визгом и слишком торопливой речью детей.

2) Систематически следить за правильностью детской речи и своевременно делать поправки, давая личным показом образцы четкой неторопливой речи.

3) Вести беседы с детьми о важности хорошей речи, вреде дефективной речи и активизировать у них стремление бороться со своей речевой недостаточностью.

4) Прикрепить косноязычных к хорошо говорящим товарищам, чтобы они своими поправками и указаниями содействовали улучшению их речи.

5) Систематически проводить выработку глубокого, ровного брюшного дыхания путем соответствующей гимнастики; работу вести в контакте с физкультурником.

6) Воспитывать все элементы речи: дыхание, голос, мимику, жест, артикуляцию и звукопроизношение, изолированное и в связной речи. Эту работу проводить методом специальных, разработанных в логопедическом кабинете, игр, беря их за основу и частично видоизменяя в соответствии с условиями работы, частично вводя новые игры подобного же рода.

7) Усилить работу по организации детских публичных выступлений, связывая их с теми или иными проработками, с тщательной предварительной подготовкой речевого оформления этих выступлений. Участвовать в речевом оформлении хоровых песен.

8) Ежедневно проводить коллективную читку, художественное рассказывание, с вовлечением в активную речевую работу и самих детей

9) Усилить музыкальное воспитание детей путем контакта с преподавателями пения и музыки.

10) Объем и характер речевого материала, прорабатываемого в летнее время, определяются логопедическим кабинетом.

11) Всю проделываемую работу в данном разрезе необходимо заранее совместно с логопедом спланировать для каждой группы, и затем тщательно фиксировать ее выполнение в особом дневнике.

12) Общее руководство, контроль и консультации по отдельным вопросам осуществляются логопедическим кабинетом.

13) В начале учебного года, не позже 15 сентября воспитатели сдают в учебную часть отчеты о проделанной работе.

Приложение 9. ИГРЫ

Целью этих игр является развитие у детей дыхания — этой базы всякой здоровой речи, голоса и артикуляции. Наиболее рациональным использованием этих игр будет пропитывание ими процессов обучения детей чтению, заучиванию наизусть, пению и т. п. Проводя игру самостоятельно, следует предварить ее живым, описанием той сценки, которая воспроизводится в игре. Это оживит игру и выявит детскую наблюдательность (см. игры 2 и 6 как образец).

Вместе с тем эти игры представляют хорошую практику вообще в речевом поведении под наблюдением педагога. Проводить игры следует в большие перерывы, во время урока или перед уроком, а также во всех случаях школьной жизни, где это окажется уместным. Игры лучше проводить в указываемом нами порядке, так как последующие игры включают элементы предыдущих. Для образца приводится ряд таких игр из логопедической практики автора.

В таком же духе, желательно с более жизненной тематикой, проводятся игры для развития словесно-слоговой речи. Например: произнесение скороговорок, стихов под маршировку, инсценировка их и т. д.

а) ДЫХАНИЕ И ГОЛОС.

1. ДЫШАЩАЯ ЦЕПЬ.

Дети становятся цепью в один ряд плотно друг возле друга. Каждый кладет ладонь левой руки на живот себе и правой — на живот соседа справа. По команде руководителя «вдох» все вдыхают, выпячивая вверх живот; по команде «выдох» втягивают живот внутрь. Руками, положенными на живот, дети контролируют друг друга и себя. Кто ошибается — фант (сказать лозунг, вагадку и т. п.).

2. СКАЗКИ КОТА ВАСЬКИ.

Дети делают инсценировку на следующий рассказ руководителя.

Дети садятся на скамеечку рядом. Кот Васька сказку сказывает. Под его мурлыканье они дремать начинают, а слушать сказку хочется. Вдохнут — живот выпятят, голову вверх поднимут — глаза раскроют. А сон одолевает: голова — снова вниз, глаза закрылись, живот втянулся и весь воздух вышел. Васька смотрел, смотрел на них, перестал мурлыкать, обиделся и сказал: «Вам не сказки слушать, а спать». И назвали эту игру «Сказки кота Васьки».

3. КТО ЛУЧШЕ СВЕЧКУ ЗАДУВАЕТ ИЛИ ФЛАЖОК РАЗВЕВАЕТ.

а) Дети садятся на скамейке рядом. Перед всеми один из них держит свечу (лучше — спиртовую лампочку) или флажок. Тот, против кого он стоит, дует изо всей силы на свечу или на флажок по три раза. Так товарищ обходит всех: сначала на один шаг от каждого, а потом на два, на три шага и больше. Кто задул свечу или поколебал флажок, тот берет свечу (флажок), а кто носил ее, садится на его место. Хорошо задувает тот, кто глубоко вдохнет, выпятив живот, а при задувании быстро втянет в себя живот.

б) Дети, стоя в ряду поочередно, дуют через рупор на подносимые им горящую свечу или флажок. Погасивший свечу или поколебавший флажок сменяет державшего их. Обе игры вести соревнуясь между двумя группами-бригадами.

4. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.

Дети надувают мыльные пузыри и поддерживают их в воздухе поддуванием.

5. ЖУРАВЛИ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ.

а) Дети изображают, как молодые журавли учатся летать. Встают друг за дружкой в ряд. Руки разводят в стороны и поднимают до плеч. В это время делают вдох. Движениями рук подражают взмахам крыльев птицы.

б) Дети встают в затылок друг другу, поднимают со вдохом руки до плеч и левую ногу; затем с выдохом опускают руки и левую ногу. Следующее движение производится правой ногой и т. д.

Руки вверх — вдох; руки вниз — выдох.

6. ЖУРАВЛИ УЛЕТАЮТ.

Осень наступила. Все журавли построились, перекликнулись, взмахнули своими большими, сильными крыльями и, разбежавшись на своих длинных ногах, поднялись в воздух. Улетели — так и мы полетим за ними вдогонку. Один взмах руками — и шаг вперед, другой взмах руками — второй шаг вперед. Руки вверх — вдох; руки вниз — выдох.

7. ГРЕБЛЯ НА ЛОДКЕ.

а) Становись все друг за дружкой. Руки — это ваши весла.

Весла своди впереди на высоте плеч. Выдох. Живот втянуть

Раз!

Весла разводи в стороны. Вдох. Живот выпятить.

Два!

Так учатся грести.

б) Давайте дальше учиться грести.

Весла в сторону — правую ногу вверх поднять.

Весла вперед — нога на землю.

Весла в сторону — левую ногу вверх поднять.

Весла вперед — левая нога на землю.

Раз, два!

Раз, два!

Гребите усерднее, и дышать как следует не забывайте.

в) Взмах веслами — шаг вперед и т. д. (маршировка).

8. ДРОВОКОЛ.

Вместо топора дети сжимают обе руки в один кулак, широко расставляют ноги, подымают со вдохом соединенные руки высоко над головой. По команде изо всей силы опускают кулак вниз между ног и выдыхают воздух. Потом быстро выпрямляются и снова нагибаются.

9. ДЫШИ, ДА ПЛАМЕНИ СВЕЧИ НЕ ШЕВЕЛИ.

Дети по очереди дышат перед свечой, но так, чтобы пламя свечи не колебалось. Вместо свечи можно взять спиртовую лампочку или на ниточке пушинку. У кого пламя или пушинка всколыхнулась — тому или фант, или он выходит из игры. Дышать нужно очень осторожно и ровно.

10. ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ.

Показывается картинка ветряной мельницы и предлагается поиграть в мельницу. Дети становятся гуськом, широко расставив ноги. Руки вытянуты в стороны. Руки — крылья мельницы. Нагибание туловища с распростертыми руками вправо или влево — вдох; выпрямление — выдох.

11. КТО КОГО.

Дети становятся двумя рядами друг против друга и по очереди попарно тянут громкими голосами на гласные буквы а, о, у, э, и. Кто перетянет, тот становится судьей.

12. ПЕРЕПОЛОХ.

Дети, взявшись за руки, становятся в круг, а пять товарищей — по имени а, о, у, э, и (буквы прикреплены у них на груди) — по очереди входят в круг. При появлении каждого все хором и громко произносят его букву, а затем все кружатся около вошедших.

13. ЭХО.

Дети становятся в два ряда друг против друга и у противоположных стен (на открытом воздухе возможно дальше одна партия от партии) одна партия громко произносит а, а вторая эхом тихо отзывается. Партии меняются ролями. Играют на всех гласных звуках.

14. ГРОМКО ГОВОРИ, ДА СВЕЧИ НЕ ГАСИ.

Перед горящей свечой по очереди громко произносятся звуки а, о, у, э, и, но с таким расходованием воздуха, чтобы свеча не погасла. Когда все по очереди испытают свои силы, то выстраиваются полукругом, свечу ставят подальше, и все, произнося определенный звук, гасят ее.

15. СИРЕНА.

Дети становятся в один ряд «гуськом» и поднимают руки в стороны — вверх — до встречи их ладонями. Затем руки медленно опускаются. Одновременно с этим — произносится нараспев гласный звук — сначала чуть слышно, а затем постепенно все громче и громче, доходя до максимальной силы. Так произносятся все гласные.

16. НАШ ХОР.

Дети становятся в один ряд «гуськом» и со вдохом поднимают руки до встречи их вверху. Затем руки медленно опускают и произносят гласный звук нараспев, все время с одинаковой силой. Когда руки опустятся до высоты плеч, дыхание задерживается, пока руководитель не отсчитает три такта, затем руки опускаются ниже, и без предварительного вдоха продолжается произнесение данного звука. Кто во время паузы вдохнул или не выдержал паузы — один повторяет это движение.

Так делается со всеми гласными и не только с 1, но и с 2, 3 и 4 остановками. Упражнение оканчивается соревнованием, кто больше на одном выдохе сделает остановок.

17. МАРШ «ЧЕРЕЗ ПЕНЬ - КОЛОДУ».

Становятся «гуськом» и под каждый ритмический удар ногой произносят гласный звук. Вдох набирается в момент подъема ноги. Когда это усвоено, то заданный звук произносится только в такт под ногу — правую или левую. Сначала шаг на месте, затем обыкновенная маршировка.

В дальнейшем можно использовать для развития голоса все «дыхательные игры», заменяя в них выдох голосом.

б) МИМИКА И ЖЕСТ.

1. МИМИКА.

Один становится перед группой и лицом изображает радость, горе, смех, плач и т. п. Кто отгадает, что изображено, тот сам загадывает. Во время игры говорить нельзя — лишь отгадчику разрешается словесно называть угадываемое, остальные могут объясняться только мимическими движениями.

2. НЕМОЙ РАЗГОВОР.

а) Один молча дает всем задание, выражая его жестами (руки, ноги) и мимикой (глаза, губы, язык). Кто угадает задание, тот сам задает его.

б) Садятся рядом друг против друга. Один бросает кому-либо из товарищей платок (мяч) и говорит ему только губами какое-нибудь слово. Тот должен отгадать и повторить вслух. Не отгадал — фант.

При розыгрыше фантов судья тоже говорит только губами, молча.

в) Один выходит вперед и губами командует что-либо. Все делают, кто как понял. Кто правильно выполнил команду, тот сам становится командиром..

3. РАДИОПЕРЕДАЧА.

Все садятся в кружок или в ряд. Крайний губами передает заданное слово соседу, тот другому и так до конца. Последний произносит вслух, что он понял. Если неверно, то отыскивают первого, кто ошибся, и он садится на место радиотелеграфиста.

4. КТО ЛУЧШЕ СЛЫШИТ.

Один становится в самый дальний угол и шепчет какое-нибудь слово. По очереди отгадывают и произносят слово вслух, и все хором повторяют это слово. Не отгадавший сам становится в угол и шопотом загадывает слово.

в) ОТДЕЛЬНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

1. НЕ ЗЕВАЙ.

а) Под каждый удар метронома произносится заданный звук по очереди друг за дружкой: под первый удар — один, под второй — следующий и т. п. Кто собьется или прозевает, тот один должен произнести звук под 10 ударов подряд.

б) То же, но каждый одиночный возглас чередуется хоровым произнесением названного звука. Эту игру можно разнообразить произнесением через один удар, через два и т. д., маршировкой под метроном и т. п.

2. ИГРА В ПОЕЗД.

а) Все становятся друг за другом в затылок и, вращая согнутыми в локтях руками наподобие рычагов паровоза, двигаются по комнате, произнося под ритм марша заданные звуки для:

1) скорого поезда — ш,

2) почтового — ч,

3) товарного — ж,

4) смешанного — щ.

При остановке паровоз выпускает пар на звук с, а тормозит на звук а. Сигналы подает руководитель или кто-либо из детей.

Полезно предварительно провести эту игру перед зеркалом, чтобы выработать точность движений.

б) Первый в ряду «паровоз» издает пыхтящие звуки (ж, ш, ч или щ), а остальные «вагоны» воспроизводят ритм колес:

та-та-п,а, та-та-та или да-да-да, да-да-да.

в) Логопед или ученик поет песенку «Поезд мчится»... (стр. 266), а остальные, изображая движение поезда, ритмично произносят: оке, че, ша, ща.

Впереди поезда (на «паровозе») флаг с произносимыми буквами.

3. ВЬЮГА.

а) Все под дирижерством руководителя, сидя перед зеркалом; начинают тихо (рр) звук з, затем постепенно усиливают его до высшего предела (фф) и, наконец, также постепенно ослабляют (рр) его (ср. на стр. 261, № 15).

б) Так же на звук с.

4. ТЕЛЕФОН.

Садятся в один ряд и друг перед другом передают поочередно звуки з и с, получивший з передает соседу с и т. д. Кто собьется, тот 5 раз произносит с-з»

5. ПЧЕЛКИ.

а) На команду «пчелки прилетают» дети хором начинают произносить звук с и постепенно усиливают его, пока руководитель не скажет «прилетели».

б) Полет жука также символизируется звуком ж.

г) СЛОВА И СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

1. ЖУК.

а) Стоя на месте, дети одновременно плавно размахивают руками наподобие крыльев и переступают ногами. Под ритм этих движений произносят первые три строки стишка «ЖУК».

4-я строка — руки рупором ко рту.

5-я» — вращение рук в плечевом суставе.

6-я и 8-я строки — первое движение.

9-я строка — ладони на грудь.

10-я и 11-я строки — руки на бедра, смелая осанка.

13-я строка — мелкие летательные движения руками и быстрый бег мелкими шажками.

12-я строка—прыжок (слово «Я» опускается). (При инсценировке 12-я и 13-я строки переставляются.)

б) То же, но с маршировкой.

2. ПОЖАРНЫЕ.

(Текст на стр. 266.)

Дети стоят парами и произносят хором стихотворение. 2-я строка — пригласительный жест рукой вправо. 3-я» — то же влево.

4-я» — быстро поворачиваются друг к другу, берутся за руки и накачивают воду. Хорошо дать им в руки шест.

3. ГОЛОСА ЖИВОТНЫХ.

Дети разбиваются на две группы: одни спрашивают, а другие отвечают, подражая животным.

Гуси, гуси?

— Га-га-га! Есть хотите?

— Га-га-га! Утки, утки?

— Кря-кря-кря! Есть хотите?

— Кря-кря-кря! Жучка, жучка?

— Гау-гау-гау! Есть ты хочешь?

— Гау-гау-гау! Ежик, ежик?

— Фрр-фрр-фрр! Есть ты хочешь?

— Фрр-фрр-фрр! Кошка, кошка?

— Мяу-мяу-мяу! Есть ты хочешь?

— Мяу-мяу-мяу! и т. д.

б) Дети образуют круг и, держась за руки и двигаясь вокруг одного, спрашивают его хором, а он отвечает им. Если он верно и вовремя ответит, то выходит из круга, а на его место становится следующий по очереди.

Л

1, От топота копыт пыль по полю летит.

2. Певунья-птичка поздно прилетела.

Д

1. Даем новые домны!

2. Добрый Демид на дом глядит.

3. Дятел и дуб продалбливает.

4. Дон-дон-дон, загорелся Дашин дом.

5. Новая посуда, а вся в дырах (решето).

6. В небо дыра, в землю дыра, а посредине огонь да вода (самовар).

7. Солнце, воздух и вода — вот зарядка для труда.

Б

1. Бык тупогуб, у быка губа тупа.

2. Баю, баюшки, баю.

3. Маленькая болтунья — молоко болтала, не выболтала.

М

1. Этого Кузьму я и сам возьму.

2. Мама намылила мылом мокрую Машу.

Ф

1. У Фомушки денежки: Фомушка — Фома.

У Фомушки нет денежек: Фомка — Фома.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...