Приложение 5. Уроки с логопедическим уклоном
В начале книги сказано, что очень важной задачей логопеда является включение профилактики дефектов в самый педагогический процесс во время классных занятий. В виде опыта автором были введены в классные занятия «уроки с речевопрофилактическим уклоном» — раз в пятидневку. Цель таких уроков: 1. Предупреждение развития речевых расстройств у детей. 2. Привлечение внимания детей к вопросам культуры речи. 3. Заострение внимания самого педагога на вопросах борьбы с логопатиями и оказание ему помощи в этом деле. Разработка программы таких занятий производится логопедом совместно с педагогом на прорабатываемом им в данное время материале (стихотворение, статейка, лозунги и т. п.). Первое занятие производится в классе непосредственно логопедом как образец для педагогов, а в дальнейшем педагог ведет работу самостоятельно. Выработанная схема специальных упражнений прорабатывается в течение определенного отрезка времени, обычно в течение двух декад, насыщаясь соответствующим речевым материалом (новые стихи и т. п.). Затем разрабатывается новая схема и т. д. В результате таких уроков педагог начинает активнее и систематичнее внедрять во все педпроцессы профилактические и гигиенические требования и приемы в отношении речевого поведения школьника. Это основное. Для образца приводится схема построения такого урока, проведенного автором совместно с преподавательницей В. П. Граборовой в I классе 178-й Ленинградской вспомогательной школы в начале 1931 учебного года. СХЕМА УРОКА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ УКЛОНОМ (в скобах — минуты). Установочная беседа. Только в первый раз проводится беседа о важности хорошей речи и о способах ее оздоровления (2)
I. Зарядка (дети становятся в проходах между партами): 1. Дыхательная гимнастика. Брюшное дыхание (3) 2. Голосовая гимнастика (на выдохе произносятся гласные а, о, у, э, и) (3) II. Чтение: 1. Чтение со вдохом перед каждым словом, под такт: сначала хором, затем поодиночке (такт отбивается правой рукой) (5) 2. Такое же ритмическое чтение поодиночке, издали — перед всем классом (3) 3. Такое же чтение: один громко прочитывает слово, а все хором повторяют его (3) 4. Такое же чтение поочередно по одному слову; остальные молча отбивают ритм правой рукой (5) III. Мимико-артикуляторные упражнения: 1. Отгадывание звуков (5) 2. Отгадывание отдельных слов (3) Издали перед классом поочередно один произносит шопотом, а затем беззвучно сначала звуки, а затем слова. Дети отгадывают. Первый отгадавший становится загадчиком. (В классах, где дети свободно пишут, отгаданное каждым предварительно записывается в своей тетради.) IV. Самостоятельная речь: 1. Ответы на вопросы преподавателя со вдохом перед каждым словом (5) 2. Пересказ прочитанного перед классом (или небольшое сообщение, доклад и т. п.) (5) V. Произнесение трудных слов: Произносятся поочередно перед классом скороговорки [купи кипу пик; бык тупогуб, у быка губа тупа) (3) Итого...45 266 В эти же 45 минут включаются и все необходимые объяснения и указания, даваемые педагогом в связи с разрабатываемым материалом. Следовательно, на специальную работу приходится несколько меньше времени, чем указано. Во все рабочие планы при прохождении букваря обязательно включаются логопедические моменты профилактики и коррекции. Приложение 6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДВУХДЕКАДНИКА «ЗА ЗДОРОВУЮ И КУЛЬТУРНУЮ РЕЧЬ» В ЛОИВО с 13 ноября по 1 декабря 1933 г. 1. Провести с педперсоиалом установочную беседу «О целях и способах проведения двухдекадника» — 10 ноября. 2. Педагогам, врачу и пионервожатому провести в классах, группах, в лазарете, в отрядах беседы о борьбе за здоровую и культурную речь — до 15 декабря.
3. Всем рабочим и служащим института всемерно помогать детям говорить спокойно и правильно, исправляя при каждом нужном моменте речь ребенка (при разговоре, беседах и пр.). 4. Преподавателям перед первым уроком в классе ежедневно давать установку (1 мин.) на здоровую и культурную речь, а после занятий подытоживать речевое поведение класса и отдельных учеников за день. 5. Обязать врача добиться обеспечения детей носовыми платками, нормальной температурой в помещениях, усилить лечебные мероприятия среди детей, особенно в области уха, горла и носа. 6. Повести решительную борьбу с антисоциальными словами и выражениями (жаргон, ругань) и кличками («огурец», «Иваха» и пр.) путем систематического наблюдения и разъяснения. 7. В воспитательной и образовательной работе широко практиковать все формы художественно-выразительного слова, для чего: а) отвести ежедневно по 1 часу в воспитательных группах на художественное рассказывание сказок, стихотворений, загадок, скороговорок, пословиц и пр.; б) силами детей провести вечер двухдекадника «За здоровую и культурную речь» 25 ноября, отвечает завуч; в) практиковать составление связных рассказов по художественным картинам, специально вывешенным на определенных местах; г) поставить одноактную инсценировку, осуждающую и высмеивающую некультурную речь, — к 1 декабря. 8. Включить в соцдоговор между классами и группами пункт, предусматривающий спокойную и правильную речь. 9. Организовать в группах шефство хорошо говорящих над неправильно говорящими на основе указаний логопеда. 10. Украсить классы и интернат лозунгами с тематикой двухдекадника. 11. Обязать всех педагогов с помощью выделенных классом, группой учетчиков ежедневно фиксировать все неправильности речи детей по следующей схеме: № Фамилия Ругань/Жаргон Крикливоть Неправильная речь Примечание
12. Педагоги к концу двухдекадника представляют краткие отчеты об итогах двухдекадника в письменной форме в тройку. Последняя на основании этих материалов составляет общий отчет и докладывает педагогическому совещанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|