Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 5. Уроки с логопедическим уклоном




В начале книги сказано, что очень важной задачей логопеда является включение профилактики дефектов в самый педагогический процесс во время классных занятий. В виде опыта автором были введены в классные занятия «уроки с речевопрофилактическим уклоном» — раз в пятидневку. Цель таких уроков:

1. Предупреждение развития речевых расстройств у детей.

2. Привлечение внимания детей к вопросам культуры речи.

3. Заострение внимания самого педагога на вопросах борьбы с логопатиями и оказание ему помощи в этом деле.

Разработка программы таких занятий производится логопедом совместно с педагогом на прорабатываемом им в данное время материале (стихотворение, статейка, лозунги и т. п.). Первое занятие производится в классе непосредственно логопедом как образец для педагогов, а в дальнейшем педагог ведет работу самостоятельно. Выработанная схема специальных упражнений прорабатывается в течение определенного отрезка времени, обычно в течение двух декад, насыщаясь соответствующим речевым материалом (новые стихи и т. п.). Затем разрабатывается новая схема и т. д. В результате таких уроков педагог начинает активнее и систематичнее внедрять во все педпроцессы профилактические и гигиенические требования и приемы в отношении речевого поведения школьника. Это основное. Для образца приводится схема построения такого урока, проведенного автором совместно с преподавательницей В. П. Граборовой в I классе 178-й Ленинградской вспомогательной школы в начале 1931 учебного года.

СХЕМА УРОКА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ УКЛОНОМ (в скобах — минуты).

Установочная беседа. Только в первый раз проводится беседа о важности хорошей речи и о способах ее оздоровления (2)

I. Зарядка (дети становятся в проходах между партами):

1. Дыхательная гимнастика. Брюшное дыхание (3)

2. Голосовая гимнастика (на выдохе произносятся гласные а, о, у, э, и) (3)

II. Чтение:

1. Чтение со вдохом перед каждым словом, под такт: сначала хором, затем поодиночке (такт отбивается правой рукой) (5)

2. Такое же ритмическое чтение поодиночке, издали — перед всем классом (3)

3. Такое же чтение: один громко прочитывает слово, а все хором повторяют его (3)

4. Такое же чтение поочередно по одному слову; остальные молча отбивают ритм правой рукой (5)

III. Мимико-артикуляторные упражнения:

1. Отгадывание звуков (5)

2. Отгадывание отдельных слов (3)

Издали перед классом поочередно один произносит шопотом, а затем беззвучно сначала звуки, а затем слова. Дети отгадывают. Первый отгадавший становится загадчиком. (В классах, где дети свободно пишут, отгаданное каждым предварительно записывается в своей тетради.)

IV. Самостоятельная речь:

1. Ответы на вопросы преподавателя со вдохом перед каждым словом (5)

2. Пересказ прочитанного перед классом (или небольшое сообщение, доклад и т. п.) (5)

V. Произнесение трудных слов:

Произносятся поочередно перед классом скороговорки [купи кипу пик; бык тупогуб, у быка губа тупа) (3)

Итого...45 266

В эти же 45 минут включаются и все необходимые объяснения и указания, даваемые педагогом в связи с разрабатываемым материалом. Следовательно, на специальную работу приходится несколько меньше времени, чем указано.

Во все рабочие планы при прохождении букваря обязательно включаются логопедические моменты профилактики и коррекции.

Приложение 6. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДВУХДЕКАДНИКА «ЗА ЗДОРОВУЮ И КУЛЬТУРНУЮ РЕЧЬ» В ЛОИВО с 13 ноября по 1 декабря 1933 г.

1. Провести с педперсоиалом установочную беседу «О целях и способах проведения двухдекадника» — 10 ноября.

2. Педагогам, врачу и пионервожатому провести в классах, группах, в лазарете, в отрядах беседы о борьбе за здоровую и культурную речь — до 15 декабря.

3. Всем рабочим и служащим института всемерно помогать детям говорить спокойно и правильно, исправляя при каждом нужном моменте речь ребенка (при разговоре, беседах и пр.).

4. Преподавателям перед первым уроком в классе ежедневно давать установку (1 мин.) на здоровую и культурную речь, а после занятий подытоживать речевое поведение класса и отдельных учеников за день.

5. Обязать врача добиться обеспечения детей носовыми платками, нормальной температурой в помещениях, усилить лечебные мероприятия среди детей, особенно в области уха, горла и носа.

6. Повести решительную борьбу с антисоциальными словами и выражениями (жаргон, ругань) и кличками («огурец», «Иваха» и пр.) путем систематического наблюдения и разъяснения.

7. В воспитательной и образовательной работе широко практиковать все формы художественно-выразительного слова, для чего:

а) отвести ежедневно по 1 часу в воспитательных группах на художественное рассказывание сказок, стихотворений, загадок, скороговорок, пословиц и пр.;

б) силами детей провести вечер двухдекадника «За здоровую и культурную речь» 25 ноября, отвечает завуч;

в) практиковать составление связных рассказов по художественным картинам, специально вывешенным на определенных местах;

г) поставить одноактную инсценировку, осуждающую и высмеивающую некультурную речь, — к 1 декабря.

8. Включить в соцдоговор между классами и группами пункт, предусматривающий спокойную и правильную речь.

9. Организовать в группах шефство хорошо говорящих над неправильно говорящими на основе указаний логопеда.

10. Украсить классы и интернат лозунгами с тематикой двухдекадника.

11. Обязать всех педагогов с помощью выделенных классом, группой учетчиков ежедневно фиксировать все неправильности речи детей по следующей схеме:

№ Фамилия Ругань/Жаргон Крикливоть Неправильная речь Примечание

 

12. Педагоги к концу двухдекадника представляют краткие отчеты об итогах двухдекадника в письменной форме в тройку. Последняя на основании этих материалов составляет общий отчет и докладывает педагогическому совещанию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...