Приложение 2. Материал для выявления речевых дефектов (косноязычия)
I. Для исследования всех звуков алфавита: п. палец — печка б. барабан — белка м. муха — мел ф. фабрика — фитиль в. валенки — вилка х. хвост — хижина к. камень — кирпич г. гуси — гиря т. тачка — тень д. дом — деньги н. ножницы — нитка с. сани — серп з. зубы — зеркало ц. цыпленок л. лампа — ложка — лук — лесенка р. руки — рельсы ш. шишка ж. жук ч. Чайник щ. щетка й. язык (йазык) лопата собака замок конфета совок муха — мухи рука — руки нога молоток удочка окно усы — хвост язык — гнездо лицо пила корова — трубы грабли мыши этажерка бочка ящик линейка гриб ножницы серп дом шкаф петух жук рот стакан нос палец стол топор мышь ключ прыщ лещ трамвай Гласные звуки проверяются попутно с согласными в тех же словах. Б сомнительных случаях логопат повторяет 2—3 раза данный звук с «а» (жа-жа-жа и т. п.) II. Дополнительный материал для исследования: 1. Звукопроизношения в трудных (по нескольку согласных сряду) сочетаниях: стремя, наперсток, лекарство, верблюд и т. д. 2. Звукопроиэношения в многосложных словах: милиционер, аэроплан, автомобиль, велосипед, алептростанция. 3. Смешения шипящих с свистящими; звонких с глухими; «мягких» с «твердыми»; «р» с «л»: а) крыша — крыса, шапка — санки, жук — зуб, жаба — заяц, часы — цифры — царапана, чай — цепь, чайка — цапля, щека — сцена, Саша — сажа — суша; Паша, Саша, Саня звали Женю ужинать. Забыл железный замок. Чайка и цапля чистят свой клюв. Жук зажужжал. б) башня — пашня, балка — палка, Таня — Даня, гора — кора, гусь — куст и т. д. Балка упала на пол. Таня и Даня идут в школу и т. д в) раба — рябина, был — бил, сын — синька и т. д. г) рама — лама, рожь — ложь, рак — лак, тарелка. Примечание. Для выявления смешения данных звуков хорошо заставлять повторять задание по 2—3 раза подряд.
Приложение 3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА Б. ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ИНСТИТУТА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ЛОИВО) НА 1933/34 УЧ. ГОД. А. Учебно-практическая работа: полнения I Исследование речи вновь принятых школьников и повторная проверка речи школьников, обследованных в прошлом году...... 1 сентября — 1 октября II. Выделение из всей массы школьников детей нуждающихся: 1) в особом наблюдении педагога в области устной речи................. 2) в специальных логопедических занятиях к 10 октября. III. Разбивка логопатов, назначенных для занятий в логопедическом кабинете, на группы в соответствии с особенностями их речевого дефекта и возраста.................... IV. Логопедические занятия по твердому расписанию........................ с 13 октября V. Включение работы по борьбе с речевой дефективностью в классную общепедагогическую работу: 1) усиление внимания педагогов на речевой дефективности учащихся.........., 2) изменение методики прохождения родного языка...................... с 19 октября Б. Работа по массовой и индивидуальной консультации воспитательно-педагогического персонала ЛОИВО по вопросам речевой дефективности. I. Лекции и собеседования массового характера 5 раз в течение года II. Демонстрации логопатов............ III. Посещение педагогами логопедических занятий с учащимися................ IV. Посещение логопедом классных яанятий……….. V. Индивидуальные консультации педагогов по расписанию................... 1 раз в декаду VI. Индивидуальные консультации педагогов по вызову логопеда.................. По мере надобности В Научно-исследовательская работа по вопросам методики педпроцесса и изучения логопатии дебилов. Разработка темы: Методы включения работы по гигиене речи, профилактике и устранению логопатии в общепедагогический процесс (в классную работу). 1-я подтема: анализ стабильного букваря Фортунатовой с логопедической точки зрения и выработка методики увязывания при пользовании букварем обучения грамоте с борьбой с речевыми дефектами..........
Г. Связь со школами г. Слуцка, с научными и практическими учреждениями по вопросам речевой дефективности. I. Консультация в ЛОИВО педагогов и родителей школьников г. Слуцка.......... II. Доклады и лекции для педагогов г. Слуцка. III. Связь с Отофонетическим институтом в Ленинграде (посещение и постановка докладов, экскурсий).................... IV. Связь с 6-й образцовой вспомогательной школой в Ленинграде (посещение и постановка докладов)...................... Д. Проведение месячника в ЛОИВО за вдоровую речь. V. Литературная работа. Литературное оформление в целях опубликования в печати практических и научных достижений логопедического кабинета..... ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РАБОЧИЙ ПЛАН ПО ВЛОИВО на 15 октября—15 ноября 1932/33 уч. года. Группа заик II класса. I. Дыхание. Дыхание с торможением выдоха: а) с 1 паузой, б) с 2 паузами, в) с 3 паузами. II. Голос. Торможение произносимых нараспев гласных звуков: а) с 1 паузой, б) с 2 паузами, в) с 3 паузами. Срок выполнения к 1 декабря. Доложено 20 декабря. 2. раза в месяц 4 раза в год 1 ноября — 1 декабря; одна работа, к 1 ноября, другая работа к 1 мая Приложение 4. ЛОГОПЕДИИ III. Речь. Ритмическое произнесение коротких фраз по картинке с естественными интонациями (отраженная речь, ответы на вопросы). IV. Такое же чтение. Группа косноязычных I класса. I. Гимнастика общих движений тела (см. предыдущий месяц). II. Гимнастика лицевых мышц: а) губы «хоботком» вправо-влево, б) вращение «хоботком», в) поднимание и опускание сжатых вместе губ, г) поднимание и опускание нижней губы, д) поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губ. III. Гимнастика языка: а) язык «чашечкой», б) язык «желобком», в) плоский язык с упором краями в зубы и свободным кончиком, г) при таком положении языка кончик языка загибается вверх-вниз, д) установка ш, ж, с, з и их диференцировка, е) включение их в слова и фразы. Группа ротатиков I и II классов. а) губное р, б) губно-язычное р, в) задувание на кончике языка при напряженно-распластанном положении языка (см. предыдущее III, г).
г) такое же задувание, но с прорывом между нёбом и кончиком языка до образования вибрационного движения кончика языка. Группа ламбдатиков I, II и III классов. а) язык «желобком» с подниманием кончика вверх к альвеолярному отростку, б) поднимание кончика языка «желобком», в) установка твердого л.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|