Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 81— 88.
Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 81— 88.
Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская
Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи у детей- алаликов Ознакомление с предметами из окружающей жизни Семья Оборудование: картина «Семья». Тема «Семья» — первая из ряда тем в разделе воспринимаемой речи, так как члены семьи — это самые близкие и постоянные лица, окружающие ребенка. Цель этого занятия — расширение круга представлений ребенка. Логопед, усадив небольшую группу детей или одного ребенка, показывает поочередно изображенных на картине членов семьи и называет их четко, ясно и лаконично: «Это папа, мама, дедушка, бабушка, Тата, Вова». Для проверки понимания и усвоения логопед предлагает детям показать на картинке папу, маму, бабушку и т. д. Если на занятии присутствует группа детей, то лучше попросить одного ребенка показать папу, другого — маму и т. д., но с тем расчетом, чтобы каждый ребенок назвал всех изображенных на картине лиц. Логопед показывает на отдельных членов семьи, изображенных на картинке, и спрашивает: «Кто это? » Ребенок отвечает: «Это мама, это папа» и т. д. Таким методическим приемом достигается сочетание воспринимаемой речи с воспроизводимой, хотя бы в лепетной форме. В зависимости от правильного показа ребенком предъявленных картинок и ответов на поставленные вопросы логопед убеждается в усвоении данных понятий и отводит в связи с этим соответствующее время на прохождение темы. Такой ход занятий с небольшими изменениями формулировок (дай куклу, возьми машину и т. д. ) логопед сохраняет и при прохождении остальных тем.
При отработке данной темы можно рекомендовать родителям наклеить в альбоме ребенка фотографии членов их семьи (и подписать), а логопеду совместно с ребенком ознакомиться с членами семьи неговорящего ребенка, после этого перейти к отвлеченной картинке «Семья». Существительные к теме «Семья»: тетя, мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, Вова, Оля и другие имена детей и т. д. Глаголы: жить, сидеть, идти, работать. Глагольные формы: я живу, мы живем, он живет, они живут; мама (папа) работает; тетя сидит и т. д. Упражнения на закрепление форм повелительного наклонения. Вариант занятия. Логопед поочередно дает задания детям (в форме повелительного наклонения), интонационно выделяя имена детей: «Вова, иди! стой! сядь! Таня, попрыгай! иди! стой! Миша, возьми (мяч)! отдай (мяч)! » Игрушка Оборудование: Игрушки — кукла, зайка, машина, мяч, мишка, лопатка, ведерко, барабан, пирамида. При проведении этого и последующих занятий логопед показывает игрушки или картинки с изображением данных предметов, четко, громко называет их: «Это кукла Ляля, это машина, это мяч, это мишка, это зайка, это лопатка, это ведерко, это барабан, это пирамида». Уметь на картинках вычленить игрушки и предметы: зайчик, мишка — игрушки, а заяц, медведь — животные; кукла и девочка; машина — игрушка и настоящая машина; кубик и кирпич и т. д. В этой теме целесообразно ввести знакомство с глаголом играть; ознакомить с 1-м лицом ед. и мн. числа, 3-м лицом ед. и мн. числа настоящего времени: Я играю — мы играем. Он играет — они играют — и одновременно отработать в понимании вопросные формы. Что это? — Кубик, машина. Для чего (зачем) нужна? — Играть. Что ты (он) будешь делать? — Буду играть. Что ты делаешь? — Играю. Что он (она) делает? — Играет. Упражнения на закрепление темы «Игрушки»: а) вопросные конструкции; б) нацеливающие варианты ответов.
Проводятся упражнения по работе над сюжетной картинкой. Составляется короткий рассказ: Вова несет заику. Оля несет мишку. Таня несет куклу. Дети играют. На одном из таких занятий логопед может познакомить ребенка с частями тела вначале на кукле, а затем на самом ребенке. Показывает голову, глаза, нос, рот и т. д. Вопросы к теме «Части тела». Покажи у куклы нос, рот, голову, глаза и т. д.
Где волосы, руки, ноги, спина, голова? Что делаешь носом, ртом, руками, ногами и т. д.? Ребенок должен уметь показать и назвать (как сможет) указанные части тела, а также назвать действия (глаза видят, ноги ходят, руки играют, работают и т. д. ) Здесь можно предложить следующие игры по активизации речи неговорящего ребенка. 1. Отгадай, кто ушел. Первоначально на столе логопед выставляет две-три (потом до пяти-семи) игрушки. Предложив детям закрыть глаза (отвернуться), логопед в это время прячет одну из игрушек. Дети, открыв глаза (повернувшись), должны назвать, какой игрушки нет, кто ушел. 2. Логопед раздает игрушки, предлагает запомнить, у кого какая игрушка, затем все ставят игрушки на стол: подобно тому как в первой игре логопед прячет 1—2 игрушки, дети должны отгадать, чьи игрушки ушли, и найти их. 3. Игрушки расставляют по комнате, дети должны отыскать, принести логопеду игрушки и назвать, какую игрушку принес, уметь назвать и показать действие (как можно играть с этой игрушкой: машину возить, куклу кормить, мяч бросать, катать). Все эти действия нужно уметь показать с игрушками.
Задания для родителей.
1. Сходить в магазин, посмотреть, где покупают игрушки. Поупражняться в назывании игрушек и глаголов в форме 1-го и 3-го лица, ед. числа: я ищу, несу, покупаю и т. д. 2. Рассматривание картинок в книге (нахождение игрушек по картинкам). Одежда Оборудование: 1) одежда ребенка, логопеда, куклы; 2) набор картинок «Одежда». Задание. Возьми шубу. Возьми шапку. Возьми фартук. Возьми колготки. Возьми варежки. Возьми платье. Возьми шарф. Надень на себя шапку. Надень на себя варежки. В зависимости от сезона берется первоначально следующая одежда (не более 3—4 названий для запоминания и самостоятельного называния).
Глаголы: надевать, снимать, убирать, вешать. Вопросы, отрабатываемые в теме «Одежда» Что надеваешь? — Шубу, шапку, платье. Что надевает? — Рубашку. Что делает? — Надевает. Что делаешь? — Надеваю. Что сделала? — Надела. Что снимает? — Шубу, шапку, рубашку. Что снимаешь? — Шубу, шапку, рубашку. Конструкция предложений и последовательность действий с предметами одевания а) Для прогулки зимой. Ваня надевает валенки. Таня надевает шапку. Дима надевает варежки. Оля надевает шубу. Таня завязывает шарф. Петя идет гулять. Варианты игр к теме «Одежда». Кукла проснулась. Отрабатывание последовательности в процессе надевания на куклу предметов одежды: майка, трусы, рубашка, колготки, носки, тапочки, штаны (порядок устанавливает логопед). Идем гулять. Логопед готовит к занятию куклу и соответствующую (в зависимости от сезона) одежду. Дети садятся близко к столу с разложенной на нем одеждой для прогулки куклы.
В ходе занятий логопед совместно с детьми устанавливает порядок одевания куклы, называет одежду, в которую оденут куклу, и действия, связанные с одеждой.
Игры с картинками У кого этот предмет? (Закрепление предметного словаря. ) Оборудование: картинки одежды. У логопеда — картинки, у детей — предметы одежды. Логопед показывает картинку с изображением одежды; ребенок в ответ должен показать ту одежду, которую показал на картинке логопед. Тот, кто правильно отвечает, получает фишку. В конце занятия подводится итог, у кого больше фишек. Что ты будешь делать? (закрепление глагольного словаря. ) Оборудование: картинки одежды. Логопед показывает картинки — рубашку, платье и т. д. Спрашивает у детей поочередно: «Что ты будешь делать, Таня? Что делает Вова? Что ты будешь делать? » Ребенок должен ответить: «Буду надевать или надену, одеваю». Правильно назвавший действие получает картинку. Когда все картинки разыграны, логопед переходит к закреплению в активной речи глагола снимать. Теперь ребенок, отдавая картинку логопеду, называет действие (что делаешь? ): снимаю. Подобно этой игре закрепляется и форма глагола 3-го лица ед. и мн. ч. Я надеваю. Я снимаю. Он надевает. Он снимает. Мы надеваем. Мы снимаем. Они надевают. Они снимают. Чего не хватает? а) Объясняется ситуация — на улице холодно. Ребенку дают куклу и одежду: шапку, пальто, шарф. Что еще нужно? — Варежки. Почему? — Холодно. б) Кукла — одежда: пальто, шарф, валенки, варежки. Что еще нужно? — Шапку. в) Пальто, шапка, варежки — нужен шарф. г) Шапка, варежки, шарф — нужно пальто. Аналогичные рассказы логопед может составлять по всем временам года с учетом одеваемой одежды. Рассказ начинает первоначально от общего и переходит к частному.
Грамматические формы для отработки темы «Одежда»
Что это? Что будешь делать? Для чего нужна? Что Коля делает? Что все ребята делают?
(куртку, шапку, ботинки, он обул тапочки)
Шапка (это шапка) Надевать (буду надевать) Возможный вариант ответа: обувать (бувать), надену (дену) Надевать Надевает Надевают
Вот шапка. Ваня (Оля) берет шапку
Рассказы: Таня идет гулять. Мама дала Тане куклу. Таня надела кукле валенки, шапку, варежки, шубу. Вова пришел домой. Он гулял. Вова снимает шапку. Ваня надевает шапку кукле.
Обувь Оборудование: обувь ребенка, логопеда, куклы, картинки «Обувь». Задание. Покажи ботинки. Покажи боты. Покажи калоши. Покажи тапочки. Покажи сапоги. Покажи валенки. Надень ботинки. Надень тапочки. Надень валенки. Сними ботинки. Сними валенки.
Из словаря темы «Обувь» берется в активный словарь: тапочки, ботинки, сапоги, туфли, валенки. Проводятся упражнения по дифференциации обуви применительно к времени года, но на этом внимание не фиксируется. Эта тема может быть рекомендована родителям для закрепления. Грамматические категории, отрабатываемые в этой теме Я обуваю — она, он обувает. Мы обуваем — они обувают. Я снимаю — она, он снимает. Мы снимаем — она снимают. Задания для родителей. 1. Показать, где хранится одежда (шкаф, вешалка, ящик, полка). 2. Что делают с одеждой (одевают кого-то, надевают что- то, снимают, гладят, убирают). 3. У кого какая (большая и маленькая. Одежда детская, взрослая: мамина — дочкина, папина—сына). 4. Сравнить по размеру одежду. У мамы большая. У Оли маленькая. У мамы больше. У Оли меньше. У мамы шапка большая. У Оли шапка маленькая и т. д. 5. Познакомить, где берут одежду (шьют, покупают), побеседовать, показать ателье, магазин «Одежда». 6. Можно рекомендовать родителям сходить с ребенком в магазин «Одежда» и «Обувь». 7. Рассматривая картинки в книге, обратить внимание на одежду, обувь. Предложить детям показать и назвать одежду мальчика и девочки, папы и мамы. Посуда Оборудование: набор настоящей или игрушечной посуды. Задания. 1. Покажи кружку. Покажи чайник. Покажи чашку. Покажи нож. Покажи ложку. 2. Вымой чашку. Вымой ложку. Вымой кружку. Вымой стакан. Вымой тарелку. Вымой миску. Могут быть также рекомендованы варианты игр, упражнений, формирующие восприятие речи и помогающие активизации фразовой речи. Существительные: чашка, ложка, тарелка, нож, вилка, кастрюля, сковородка, чайник. Глаголы: есть, мыть, варить, жарить. Что ты хочешь? Дидактический материал: игрушечная посуда (чашка, ложка, нож, кастрюля, тарелка, чайник, сковородка). Ход игры. Дети садятся около стола логопеда. Вызванные (по желанию) называют (или показывают, что они хотят), при этом обязательно надо говорить за логопедом или сказать самостоятельно: Я хочу (назвать предмет, указав на него) чашку: допустим вариант — хочу чашку. Логопед после каждой формы дает законченный вариант я хочу кастрюлю и т. д., пока все предметы не будут разобраны. Затем логопед обращается к каждому из детей и просит назвать, что он взял. «Саша, что ты взял? » Ответ может быть односложный: «Ложку, чашку, сковородку» и т. д. Следующий этап. Логопед просит ребенка поставить кастрюлю на место и назвать действие, которое ребенок совершает: «Что ты делаешь? Что ставишь? » — «Ставлю чашку, чайник, сковородку» и т. д. «Кладу ложку, нож» и т. д. В заключение можно вспомнить, у кого какой предмет был. Тот, кто вспомнит свои предметы, получает фишку или тот же предмет, что изображен на картинке. И то и другое остается у ребенка на память.
Упражнение на закрепление действий, выполняемых с посудой Детям раздают посуду. Необходимо показать, как ребенок ею будет пользоваться и что будет делать с ней. Дети показывают, как едят ложкой, пьют из чашки, режут ножом. После того как дети совершили действия, логопед задает вопросы детям: «Чем едят? В чем варят? » Ребенок должен поднять соответствующий предмет — ложку, нож, кастрюлю и т. д. Затем логопед предлагает назвать предмет и что с его помощью можно делать. Ложка (что будешь делать? ). Есть, буду есть. Сковорода (что будешь делать? ). Жарить, буду жарить и т. д. Игры- загадки. Логопед изображает действия без предметов, имитируя еду, питье и т. д. Нужно отгадать: что он делает? — Ест, варит (ставит кастрюлю на плиту) и т. д. Отгадывающий получает фишку или картинку. Работа по сюжетной картинке (картинка «Посуда»). Каждому из детей раздают одну и ту же картинку (сюжетную). Логопед медленно излагает сюжет изображенного на картинке. Дети по своей картинке поочередно показывают, о чем логопед рассказывает. Например, дети играют (показывают двух девочек). Таня держит куклу. Валя варит обед. Мишка сидит. На столе посуда. На плите кастрюля, сковородка. Затем логопед может задать детям вопросы по данной картинке. Логические упражнения Оборудование: кукла, мишка, посуда, стоящая в стороне. Ход занятия. 1. У тети (логопед) кукла и тарелка. Тетя будет кормить куклу. Что ей нужно, чтобы куклу накормить? (Ложку. ) 2. У мишки много хлеба, ему нужен кусочек. Помоги мишке взять (сделать, получить) кусочек. Что нужно взять из посуды? (Нож. ) 3. Вова хочет пить. Что ему нужно взять (дать), чтобы он мог сам пойти за водой? (Чашку. ) 4. У Вовы чашка. Из чего можно налить воды? (Из чайника. ) Задания для родителей. 1. Познакомить ребенка, где дома хранится посуда (в шкафу, серванте, столе, в буфете и т. д. ). 2. Какая есть посуда? — в которой готовят еду, и та, из которой едят. 3. Рассмотреть в сравнении (ложки большие и маленькие, тарелки большие и маленькие, чайники). Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Изд. 2-е. — М., 1977. — С. 23—34.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|