Стимулирование устной речи у больных с моторной афазией
Стимулирование устной речи у больных с моторной афазией Рекомендуемое некоторыми авторами использование построения фразы по схеме: подлежащее + сказуемое + дополнение — невозможно на раннем этапе, так как этот прием работы требует осознанного, активного участия больного в восстановительном процессе. Следует присоединиться к точке зрения P. M. Боскис и др. (1955) о том, что всякая попытка положить в основу формирования речи лишь формальные грамматические правила обречена на провал. Это положение, высказанное по отношению к глухонемым и тугоухим детям, не теряет своего значения и в случаях, касающихся больных с афазией, особенно на раннем этапе восстановления после инсульта. Методика стимулирования устного высказывания, рекомендованная для больных с грубой моторной афазией (корковой, эфферентной) на раннем этапе восстановления речи, основывается не на формальном изучении различных грамматических категорий, а на стимуляции восстановления так называемого чувства языка — терминов, принятых в лингвистике и психологии. Содержание методики. Разработанная нами методика представляет определенную систему речевых заданий побудительного характера для вызова и активного употребления слов, необходимых для элементарного общения. В результате растормаживания устной речи с помощью пения и автоматизированных речевых рядов достигается возможность довольно четкого сопряженного и отраженного повторения этих рядов. Как только больной включается в относительно свободное их произнесение, начинается подготовка нового вида работы: стимулирования устного высказывания. По нашим наблюдениям, целесообразно начинать переход от растормаживания экспрессивной стороны речи к стимулированию устного высказывания не с коротких фраз или отдельных слов, а с фраз, состоящих из 3—5 слов, а иногда и целых рассказов к сериям сюжетных картинок. Такой переход от пения и чтения стихотворений к сопряженному, а затем отраженному повторению и чтению подписей к сюжетным картинкам позволяет заложить предпосылки к сложному фразовому общению больного в будущем.
На первых занятиях используется главным образом сопряженно-отраженный вид речи. Затем больной приучается пользоваться для ответа словами, входящими в вопрос логопеда, и подводится к овладению построением простой фразы по сюжетным картинкам. Методика стимулирования элементарного устного высказывания на первом этапе работы заключается и в том, что в процессе специально организованной беседы у больного возникают и закрепляются отдельные слова: да, нет, вот, тут, там, хочу. дай. хорошо, плохо, сегодня, вчера, хочу спать, есть, пить, здравствуйте, до свидания и т. д. На первых порах, пока у больных не образуется установка к общению, к ответу и не восстановится звуковая структура этих слов, они произносятся сопряженно или отраженно с логопедом. Для закрепления слов-слогов: да, нет, вот, тут, там больному задаются не только адекватные этим словам вопросы, но и «провокационные». Например, логопед показывает ему картинку «дом» испрашивает. «Это книга? », на что больной, понимая нелепость вопроса, на эмоциональном фоне удивления или досады отвечает: «Нет». Так же прорабатываются слова тут, там, вот и др. Для вызова слов да и нет больному задаются вопросы: ваша фамилия...? вас зовут...? вы жили в...? вы знакомы с...? вы ели? вы спали? вы были в...? Для вызова слов хорошо, сейчас, сегодня, плохо, вчера, зав тра, потом задаются вопросы: как вы спали? как вы себя чувствуете? какая сегодня погода? когда к вам придет врач? когда приедут родственники? когда они (родственники) были? когда вы будете делать уроки? когда вы их делали? и т. п. Подобными вопросами больные побуждаются, стимулируются к ответной речевой реакции.
Как правило, первые спонтанно употребленные больным слова взяты им из уже введенного логопедом пассивного словаря. Интересно, что первыми словами больного являются, как правило, глаголы в повелительном наклонении, которыми больной в свою очередь побуждает логопеда к тому или иному действию. <... > М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). Логопедическая, работа при афазии на раннем этапе восстановления после инсульта. — М., 1972. — С. 22—35.
С. Бейн, Л. Г. Столярова, М. Е. Шохор-Троцкая (Бурлакова), Т. Г. Визель Реабилитация больных с афазией, возникшей вследствие мозгового инсульта (Методические рекомендации) <... > Больные после ишемического инсульта достигают максимального восстановления (*»потолка ») чаще в течение 2—4 лет. Поэтому число повторных курсов может ограничиваться 2—3 стационированиями, а общая длительность работы 3— 4 годами. Началу восстановительного обучения должно предшествовать тщательное обследование состояния речи больного. Такое обследование, проводимое врачом, нейропсихологом или логопедом, должно выявить характер и глубину расстройств различных сторон речи. Его задача также обнаружить сохранные элементы речи и других корковых функций. Обследование должно, по возможности, охватить все стороны речи, а также состояние праксиса, гнозиса, счета и т. д. (см. приложение — схему обследования). На основе обследования с учетом данных клинического осмотра вводится общее заключение, определяющее форму речевого расстройства и стадию восстановления речевых функций. С больными с афазией проводятся индивидуальные и коллективные логопедические занятия. Индивидуальную форму работы следует считать при этом основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет особенностей больного, наиболее тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. В процессе проведения занятий в стационаре и поликлинике необходимо постоянное врачебное наблюдение. Логопед (или педагог, ведущий занятия) должен быть в постоянном контакте с врачом и первым сигнализировать об изменениях в состоянии больных во время занятий (усиление речевых расстройств, нарастание отвлекаемости и т. д. ).
При проведении занятий с больными афазией частота и длительность этих занятий, интервалы, смены форм работы определяются состоянием больных, степенью их индивидуальной истощаемости. Они связаны также с различными задачами восстановительного обучения на разных этапах динамики речевых функций после инсульта (см. ниже). Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10—15 минут, желательно 2 раза в день. Средним временем индивидуальных занятий на позднем и резидуальных этапах следует считать 30—45 минут, желательно ежедневно, но не реже трех раз в неделю. Для коллективных занятий (не более трех-пяти человек в группе) время занятий 45—60 минут. В начале работы с больными и по мере восстановления функций речи необходимо периодически, исходя из речевого статуса больного, определять задачи и предполагаемые методы восстановительного обучения больного с афазией. Их следует фиксировать в специальной логопедической карте каждого больного. В истории болезни логопед должен также не реже двух раз в месяц кратко записывать изменения в состоянии речи больных. Логопед в течение рабочего дня в стационаре проводит индивидуальное восстановительное обучение в среднем с шестью больными с афазией. При организации коллективных занятий целесообразно комплектование групп с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления. Желательно проведение вечерних занятий с больными в стационарных условиях. Они должны носить форму выполнения больными домашних заданий. Их основная задача — закрепление осваиваемых на занятиях с логопедом способов преодоления тех или других дефектов речевой деятельности. Вечерняя работа с больными афазией может однако включать и деятельность, выходящую за пределы лишь углубления основной программы восстановительного обучения.
Имеются в виду коллективные занятия, объединяющие больных с разными формами афазии и включающие доступные элементы «клубной» работы: беседы на темы текущих событий, показ диапозитивов типа « кинопутешествий», обсуждение телевизионного фильма. Полезны также так называемые речевые игры, игры типа лото, отгадывание загадок и т. д. Желателен постоянный контакт логопеда с семьей больного с афазией. Члены семьи по инструкции логопеда могут упражнять больного в некоторых видах речевой деятельности и выполнять с ним домашние задания. Логопед должен разъяснить родным больного с афазией особенности его личности, связанные с тяжестью заболевания и потерей в той или другой степени возможности речевой коммуникации. На конкретных примерах необходимо разъяснять обязательность бережного, терпеливого и вместе с тем уважительного отношения к больному и желательность его посильного участия в жизни семьи. Логопед может также помочь членам семьи больного и его друзьям осознать необходимость постоянного поощрения больного в его попытках к речевому общению, без фиксации, особенно на ранних этапах после инсульта, внимания на неправильностях его речи. При выписке из стационара и завершения этапов амбулаторных занятий рекомендуется использовать четыре оценки результатов восстановительного обучения: 1) «значительное восстановление»: доступность свободного устного и письменного высказывания с элементами аграмматизма и с очень редкими ошибками в письме; 2) «общее улучшение»: возможность общения с помощью фраз, составления несложных текстов по сериям сюжетных картинок, относительное восстановление письма и чтения, а при сенсорной афазии также общее улучшение восприятия речи на слух; 3) «частичное улучшение»: улучшение тех или иных сторон речевой функции (например, появилась возможность общения с помощью отдельных слов, улучшилось понимание речи, восстановилось в той или иной степени чтение и письмо и т. д. ); 4) «без изменений»: отсутствие положительной динамики в состоянии речевых функций [Э. С. Бейн, 1964]. Учебный кабинет логопеда <... > должен быть изолирован, так как для больных с афазией крайне трудна концентрация внимания. Посторонние раздражители затрудняют сосредоточивание Методические основы восстановления речи при афазии Вопрос о методах восстановительного лечения больных афазией является первоочередным. На раннем этапе после инсульта используется механизм растормаживания временно угнетенных речевых функций, их вовлечение в деятельность.
На более поздних, резидуальных этапах, когда речевое нарушение приобретает характер стойкого, сложившегося синдрома (формы) речевого расстройства, — сущностью процесса восстановления является скорее компенсаторная перестройка органически нарушенных функций с использованием сохранных сторон психики, а также стимулирование деятельности сохранных элементов анализаторов. При выработке методической программы восстановительной работы обязательна ее индивидуализация: учет особенностей расстройств речи, личности больного, его интересов, потребностей и т. д. Следует учитывать, что при постановке задач восстановительной терапии (выработки ее программы) необходимы: — дифференциация методик восстановительной терапии при разных формах афазических расстройств; — при организации и выборе метода восстановительной терапии надо исходить из этапного принципа, т. е. учитывать стадию восстановления речевых функций; — при афазии обязательна работа над всеми сторонами речи, независимо от того, какая является первично нарушенной; — при всех формах афазии надо развивать как обобщающую, так и коммуникативную (используемую в общении) сторону речи; <... > — восстанавливать речевую функцию не только с логопедом, в кругу семьи, но и в более широкой социальной среде; — при всех формах афазии развитие способности самоконтроля над своей собственной речевой продукцией. Поэтапное построение <... > восстановления речи при афазии относится не только к различию используемых логопедических методов, но и к учету неодинакового удельного веса сознательного участия больных в процессе восстановления. Оно, естественно, меньше на начальных этапах после инсульта. Принцип дифференциации методов в связи с формой афазии также значим на ранних стадиях. Здесь более показаны логопедические приемы растормаживания речевых функций, «опора» на непроизвольные речевые процессы (привычные речевые стереотипы, эмоционально значимые слова, песни, стихи и т. д. ). Эти приемы способствуют снятию тормозных явлений и втягивают больных в речевое общение с помощью сопряженной (осуществляемой одновременно с логопедом), отраженной (вслед за логопедом) и элементарной диалогической речи. Общей особенностью этих методик раннего этапа является то, что они направлены на восстановление всех сторон нарушенной речи, в основном при пассивном участии больного в процессе восстановления, а также на профилактику возникновения и фиксирования некоторых симптомов патологии речи; эти методики дают возможность также активизировать восстановление речевых функций у больных с разными формами афазии. При использовании пения в целях растормаживания логопед должен учитывать: пел ли больной до болезни, возраст больного, его преморбидный уровень, знакомость песни и т. п. Долго задерживаться на этих видах работы не рекомендуется; как только у больного начинает восстанавливаться абрис (контур) слова, целесообразно переходить к стимулированию устного самостоятельного заканчивания больным фраз, кратких ответов на вопросы, составлению фраз по картинкам и т. д. Следует подчеркнуть, что на раннем этапе, когда больной только вышел из периода острого инсульта, работа с ним должна носить особо щадящий и психотерапевтический характер. На следующих этапах (через 1, 2—3 мес. после инсульта) при уже определившемся стабильном синдроме (форме) афазии используются методики, не только стимулирующие общее развитие речи, но и способствующие перестройке нарушенных речевых функций. Отличие от раннего этапа заключается в гораздо большей дифференциации методик восстановления в зависимости от основного нарушенного звена при той или иной форме афазии. При восстановлении речи у больных с афазией особое методическое значение имеет опора на смысловую ее сторону. Смысловая сторона речи используется не только при восстановлении словесных понятий или грамматического строя речи, но и при восстановлении акустико-гностических процессов, так называемого фонематического слуха, и преодолении многих других свойственных афазии нарушений. При афазии необходима комплексная работа над речью в целом. Афазия всегда представляет собой синдром, охватывающий все речевые функции. Поэтому восстановительная терапия должна затрагивать все стороны речи больного. При любой афазии следует работать над звуковым анализом и синтезом состава слов, над чтением и письмом, восстановлением обобщенности словесных понятий, их многозначности, развитием свободного и развернутого высказывания и т. д. К принципиальным методическим положениям относится необходимость при восстановлении любой речевой функции вначале в качестве опоры использовать развернутую систему внешних средств, с тем чтобы в дальнейшем произошло постепенное их свертывание. Это постепенное «свертывание» внешней опоры и приводит к тому, что действие начинает совершаться уже как внутреннее, умственное действие. Например, при нарушениях грамматического строя речи, особенно на начальных этапах, грамматические отношения вначале изображаются в виде наглядных пространственных схем, которые лишь постепенно превращаются во внутренние правила сочетания слов во фразе, употребления предлогов и т. д. (JI. C. Цветкова, 1975). Необходимо подчеркнуть роль эмоционального фактора в процессе реабилитации. Поэтому первостепенное значение приобретает установление с больным правильных взаимоотношений, учет его индивидуальных, личностных особенностей, психотерапевтический подход к каждому больному. Обязательно внимание к созданию щадящего и вместе с тем насыщенного разнообразной программой режима дня в логопедическом кабинете (в отделении реабилитации). Формы афазий и основные приемы восстановительного обучения Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной области доминантного полушария (зоны Брока). Центральным дефектом при этой форме афазии является патологическая инертность речевых стереотипов. Возникающие у больных персеверации затрудняют или делают невозможными устную речь, письмо и чтение. Апраксические нарушения артикуляторного аппарата проявляются при эфферентной моторной афазии не по отношению к отдельному звуку, а к серии, комплексу звуков, и обозначаются как кинетические. У больных в основном сохраняется произнесение изолированных звуков речи, но страдает их серийная организация, нарушается возможность плавной смены одного артикуляторного акта другим. Больные застревают на отдельных звуках или слогах слова, вследствие чего расстраивается его целостная ритмико - мелодическая структура. Персеверации возникают и при построении высказывания по картинке и при восприятии инструкций; больные не могут переключаться с одного задания на другое. Нарушение кинетической мелодии слова и фразы и возникающие персеверации делают высказывание просодически разрозненным, нарушается его смыслоразличительная интонационная окраска, появляется монотонность. Для эффективной моторной афазии характерен распад и фразовой речи больных. Больные практически перестают употреблять служебные и предикативные части речи, в составе их речи преобладают существительные в именительном падеже, редко встречаются глаголы. Лежащие в основе этого явления нарушения предикативной функции внутренней речи и приводят к аграмматизму, называемому «телеграфным стилем». Нарушения чтения и письма у больных с эфферентной моторной афазией обусловлены затруднениями и звуко- буквенного анализа состава слова, приводящими к пропуску букв и слогов, литеральным парафазиям в устной речи и т. д. В целях преодоления произносительных трудностей построения высказывания на раннем этапе после инсульта используется метод заканчивания пословиц и фраз «жестким» контекстом. В этих же целях на более поздних этапах рекомендуется прежде всего восстанавливать схему слова или предложения. Так, для того, чтобы восстановить ритмическую структуру слова разной степени сложности, полезно введение наглядного, схематического изображения разных его элементов. Так, черточками разной длины изображают слово, слоги, входящие в слово, и буквы, входящие в слоги. Вначале воспроизведение этой схемы осуществляется больным вместе с логопедом, затем — самостоятельно. Целесообразно подбирать слова в порядке усложнения их звуко-рит- мимической структуры (от двухсложного слова с открытыми слогами переходить к трехсложным с разной структурой слога и с ударением на первом, затем на втором, на третьем слоге и т. д. ). Полезны упражнения по составлению разных слов из букв одного слова, путем их перестановки. Необходим разбор морфологического состава слов — выделение одинаковых или разных корней, суффиксов, флексий. При этом целесообразна опора на зрительные схемы морфологического состава слов. Упражнения такого рода стимулируют больного к активному анализу звукового состава слова и осознанию последовательности звуков. Постепенно отпадает необходимость внешних опор, и больного можно переводить от оперирования со схемами к анализу внутреннему, к анализу в уме. Так создаются предпосылки и для преодоления дефектов письма при эфферентной моторной афазии, также связанных с распадом последовательности звукового ряда, нарушением внутренней схемы слова, проявляющимся в перестановке букв, их пропусках и т. д. Задача логопедической работы — восстановление аналитического письма, возможности осознанного анализа состава написанного слова. <... > Динамическая афазия возникает при поражении речевой зоны лобной доли доминантного полушария, расположенной впереди от так называемой зоны Брока. Характерной особенностью нарушения речи больных с этой формой афазии являются речевая аспонтанность, трудности в создании речевого замысла и его планомерного развертывания. Больным с динамической афазией доступны повторение, называние, чтение, письмо под диктовку и краткие ответы на вопросы. В речи этих больных в большинстве случаев отсутствует выраженная сенсомоторная либо грамматико-семантическая недостаточность. При активной стимуляции извне больные в состоянии строить высказывание, адекватное по смыслу, удовлетворительное по своему грамматическому построению, но часто кране скудное, свернутое и стереотипное. Здесь оказывается пострадавшим самое начальное «пусковое» звено речевого высказывания, необходимое для перевода внутренней речи во внешнюю. Методика логопедической работы при динамической афазии направлена на повышение речевой инициативы. С этой целью на начальных стадиях обучения больному даются задания неречевого характера, но требующие от него проявления известной активности (передать какую-нибудь вещь определенному лицу, найти палату в другом отделении и т. д. ). Впоследствии вводятся виды активных действий, связанных с речью (передать что-нибудь «очень важное», написать записку и т. д. ). Собственно-речевая работа включает: а) составление фраз по заданному слову; б) придумывание подписей к картинкам, заглавий к частям какого-нибудь текста; в) составление плана к прочитанному тексту и пересказ текста; г) составление рассказов — импровизаций на заданную тему; д) следует также предлагать больным строить высказывания с опорой на предложенные вопросительные, побудительные слова и на слова-обращения (сколько..., когда..., пожалуйста..., имя и отчество лица, к которому надо обратиться? и т. д. ); е) моделирование речевых ситуаций, стимулирующих высказывание. Особенно полезно в этом отношении разыгрывание различных речевых этюдов, так называемые речевые игры: «В магазине», «В школе», «В автобусе» и т. д. Особым примером в преодолении аспонтанности больного может быть такое построение занятия, на котором ведущим оказывается не логопед, а больной. Такое занятие можно организовать следующим образом. Сначала логопед вместе с больным обсуждает какой-либо рассказ или биографию известного писателя, а затем больной расспрашивает логопеда о содержании рассказа. Ему разрешается при этом пользоваться лежащими перед ним вопросительными словами. Кроме этих упражнений рекомендуется предлагать больному оценивать на слух различные типы интонаций: вопроса, побуждения, приказа, просьбы; улавливать значение переноса логического ударения в фразе и т. д. Эти методические рекомендации в несколько модифицированном виде могут быть использованы и в работе с больными с другими формами афазии. Афферентная (кинестетическая) моторная афазия возникает у правшей при поражении нижних отделов постцентральной области слева. Первичным дефектом ее является нарушение афферентации движений, нарушение кинестетического контроля движений, следствием чего и оказывается апраксия, обусловливающая невозможность для больного с этой формой афазии выполнения произвольных движений языка, губ и других органов артикуляции. (Больным, например, трудно: подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки и т. д. ) Нарушенная кинестетическая афферентация не может обеспечить соблюдение в каждом конкретном случае двигательных параметров, необходимых для производства заданного движения или звука речи. Происходит утрата тонких двигательных дифференцировок, необходимых для точной реализации схемы артикуляции. В тяжелых случаях больные не в состоянии произносить не только слова, но и отдельные звуки речи, в более легких случаях они общаются с помощью речи, в которой часто возникают литеральные парафазии на основе замен сходных по месту и способу образования звуков. Помимо первичных артикуляторных речевых дефектов в синдроме афферентной моторной афазии имеют место и вторичные системные нарушения, охватывающие различные языковые функции и уровни. К ним относятся: искажение структуры фразы (пропуск отдельных слов, предлогов. неправильная последовательность слов в предложении и т. д. ), сужение значений отдельных слов и различные нарушения письма. Чтение про себя чаще сохраняется. При грубой выраженности афферентной моторной афазии (безречевые больные с наличием речевого эмбола или без него) восстановление артикуляторной стороны речи целесообразно начинать с использования приемов растормаживания устной речи при помощи автоматизированных речевых рядов (пения, порядкового счета), произносимых логопедом несколько раз в замедленном темпе. Сопряженное и отраженное произнесение больным вслед за логопедом автоматизированных речевых рядов — наиболее краткий путь восстановления экспрессивной речи. От сопряженного произнесения автоматизированных речевых рядов рекомендуется уже на стадии появления абрисов (общего звукового рисунка) слов переходить к сопряженному повторению фраз с опорой на картинки и на подписи к ним. В процессе этой работы у ряда больных постепенно восстанавливается (в обход апраксии) артикуляционная сторона речи. Причем нередко у больного еще долгое время остаются трудности артикулирования отдельных звуков и оральная апраксия. Однако далеко не во всех случаях афферентной моторной афазии восстановлению произносительной стороны речи помогает методика «растормаживания» или выделения звука из слова с опорой на сохранные афферентации. Нередко приходится прибегать к вызову отдельных звуков и коротких слов по слуховой и зрительной имитации. <... > Порядок вызова звуков каждый раз устанавливается отдельно в соответствии с реальными произносительными возможностями больного. Не следует при этом работать одновременно над несколькими звуками одной и той же группы. Правильнее отбирать звуки артикуляторных групп, существенно отличающихся друг от друга (например, губные и переднеязычные). Этим достигается и предупреждение литеральных парафазий. Нередко необходимость в вызове остальных звуков группы отпадает, и в речи больного согласно принципу переноса появляются звуки речи, не вызываемые специально. Звуки, вызванные на занятиях, автоматизируют в подобранных для этой цели словах и фразах. В работе с больными с афазией нецелесообразно заниматься гимнастикой артикуляционного аппарата, использовать зонды, шпатели для вызова звуков, так же как и работу перед зеркалом, так как сосредоточивание внимания на произвольных артикуляционных движениях лишь тормозит процесс восстановления. Сенсорная (акустико-гностическая) афазия возникает при поражении верхних отделов височной доли доминантного полушария слева (зоны Вернике). Ядром синдрома сенсорной афазии является нарушение фонематического слуха (слу- хоречевого гнозиса). Это расстройство различения на слух звуков речи — фонем, играющих в языке смыслоразличительную роль, и приводит к разной степени нарушениям восприятия, понимания чужой речи. На ранних стадиях заболевания и при обширных очагах поражения наблюдается полное расстройство понимания речи, на более поздних этапах болезни и при менее обширных поражениях больные испытывают лишь затруднения в понимании смысла речи. На основе нарушения фонематического слуха возникает и возможность так называемого отчуждения смысла слов. Заключается оно в разъединении звуковой формы слова с его предметным содержанием. Больной слышит слово, даже повторяет его, но не может понять, что оно обозначает. При сенсорной (акустико-гностической) афазии более сохранным оказывается восприятие обобщенного грамматического значения слова, его грамматической принадлежности, на которое больные часто опираются при попытках проникнуть в смысл услышанного или прочитанного слова. Они могут также, в большинстве случаев средней и легкой степени расстройств, отличить правильную грамматическую конструкцию от неверной. В связи с неустойчивостью, непостоянством звуковой стороны речи, связанной с первичным нарушением акустического гнозиса (различения фонем), расстраивается и самоконтроль больного за своей речью, возникает многословие й обилие литеральных и вербальных парафазий (замена звуков и слов), иногда до степени «словесного салата», когда речь больного становится непонятной для окружающих. В более легких случаях выявляется аграмматизм, характерный для больных с сенсорной афазией. Он характеризуется незаконченностью высказывания, пропусками или заменами существительных местоимениями, обилием глагольных форм, междометий, нарушением согласования между отдельными частями высказывания и т. д. Просодическая ритмико-мелодическая сторона речи у больных с сенсорной афазией, как правило, не страдает: речь их богато интонирована. При сенсорной афазии наблюдаются и вторичные расстройства письма и чтения, по своему характеру напоминающие нарушения устной речи больных (замены фонем близких и далеких в акустическом отношении, их перестановки и отчуждение смысла слов при восприятии чужой речи). В особо грубых случаях сенсорной афазии на начальных этапах восстановительного обучения применяются неречевые формы работы с целью установления контакта, организации деятельности больного, концентрации процесса внимания. <... > Собственно речевая восстановительная работа на первых этапах (особенно в тяжелых случаях) начинается с привлечения и концентрации внимания больного на конкретном содержании слова и короткой инструкции. Для этого вводятся несложные для восприятия слова и эмоционально насыщенные короткие фразы с подписями к ним. Больные учатся дифференцировать слова и фразы вначале по их различному звуковому и ритмическому рисунку, разной слоговой структуре (например: кот—велосипед, шкаф—виноград и т. д. или «дайте ручку», «дайте мяч», «откройте книгу», «откройте окно», «встаньте» и т. д. Затем от дифференциации слов, далеких по слоговой и мелодической структуре, можно перейти к дифференциации слов с близкой слоговой структурой, но с далекими фонематическими отличиями начального звука речи (кот—рот, рак—мак и т. д. ) и слов с общим первым звуком, но разных по своему слоговому и мелодическому рисунку (дерево—дом, стол—собака и т. д. ). Эти слова не только воспринимаются на слух и соотносятся с подписями к картинкам, но и составляются из букв разрезной азбуки, записываются по памяти и под диктовку и прочитываются вслух. В дальнейшем возможен переход к более тонкой слуховой дифференцировке слов, сходных по звуковому рисунку и с близкими по звучанию первыми звуками (балка — палка, дом — том и т. д. ), постепенно больной начинает улавливать, вычленять ранее недоступные для него признаки звуков (фонем) — твердость и мягкость, звонкость и глухость и т. д., и наконец, больной сам научается подбирать слова на близкие по звучанию звуки. Параллельно с этими видами работы логопед организует закрепление восприятия устойчивого смысла слова при его изменяющейся грамматической форме, занимается восстановлением смысловой структуры слов, стимулирует самоконтроль больного за собственной речью. <... > Используются смысловые комплексы слов с одинаковыми корнями, вычленяются суффиксы и флексии. Так преодолевают глобальность и непостоянство слухового восприятия и создают опосредствующий предметно-смысловой фундамент различения звуковой стороны речи. Речевое звучание становится предметом осознания больного; появляется возможность саморегуляции, что крайне важно для нормализации вторично измененных при сенсорной афазии значений слов (чаще в направлении их чрезмерного расширения). Вместе с показом широты и богатства словесных связей необходимо раскрывать перед больными действительные границы использования слов, приучать их к критическому выбору слов для выражения мысли. Это один из способов борьбы с вербальными парафазиями (заменами слов) — часто встречающихся в речи больных с сенсорной афазией. При описании больными картинок рекомендуется использовать схему предложения в целях ограничения высказываний больного сенсорной афазией и уточнения его общей структуры. При коррекции экспрессивной речи с самого начала, таким образом, следует помнить о необходимости «наложения рамок», ограничивающих высказывание больных с сенсорной афазией и, следовательно, делающих его более лаконичным и упорядоченным. Например, больному предъявляется простая сюжетная картинка и дается задание сказать, что на ней нарисовано, используя не более 3—4 слов. Помимо этого постоянно уточняется смысл слов, необходимых для построения высказывания. Это уточнение достигается путем их «смыслового обыгрывания», т. е. введение во фразы с самым различным контекстом. Наиболее распространен здесь прием заполнения слов, пропущенных в фразах.
При менее грубой выраженности нарушения понимания и на средних этапах динамики восстановления логопедическая работа ведется в виде бесед на близкие больному темы, а также с использованием устных инструкций, предъявляемых в порядке их усложнения. Чрезвычайно полезно прослушивание больным интересных по содержанию текстов, читаемых логопедом вслух, и ответы на вопросы по тексту. Необходима также специальная работа по выработке контроля за правильностью чужой и собственной речи. Больному предъявляются устно и письменно различные речевые конструкции — правильные и специально искаженные, как по смыслу (парадоксальные фразы, например, «Вы живете на Северном полюсе? »), так и по форме (например, больного спрашивают, правильно ли звучит «кошка сидит на стула»; или правильно звучит, например, «ташка» вместо «чашка» ит. д. ). При воспитании самоконтроля за правильностью своей речи на средних и поздних этапах динамики восстановления полезно фиксировать внимание больного на ошибках с использованием записей его речи на магнитофонной пленке. По мере восстановления у больного с сенсорной афазией фонематического слуха уменьшаются и дисграфические расстройства. Вместе с тем для преодоления дисграфии кроме вышеперечисленных приемов восстановления смысло- различительной стороны речи рекомендуется также проводить зрительные и слуховые диктанты отдельных слов и фраз с опорой на картинки. Акустико- мнестическая афазия возникает при поражении у правшей средних и задних отделов височной области слева. Первичные речевые дефекты при этой форме афазии также относятся к сфере восприятия речи, однако они связаны не столько с нарушением фонематического слуха, сколько с дефектами слухо- речевой памяти, нарушением удержания серии слов, состоящих иногда всего лишь из 2—3 слогов. Из трех предъявленных для повторения слов больной удерживает чаще либо первое, либо последнее слово. При этой форме афазии уменьшается и объем слухоречевого восприятия. При акустико- мнестической афазии наблюдается и некоторое ослабление и обеднение зрительных представлений о предметах. Неспособность к удержанию в памяти речевой информации, воспринятой на слух, приводит к недостаткам понимания длинных, сложнопостроенных речевых отрезков. При показе серий предметов, например: «пол — окно — дверь», или частей тела, например: «нос — глаз — ухо», у больных с акустико- мнестической афазией может проявиться отчуждение смысла слов, не наблюдаемое обычно при показе единичных предметов. Для структуры собственной речи больных с акустико- мнестической афазией характерны трудности актуализации слов, необходимых для организации в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|