Э.С. Бейн, Л.Г. Столярова, М.Е. Шохор-Троцкая (Бурлакова), Т.Г. Визель
Схема обследования больного с афазией [5] 1. Исследование общей способности больного к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения: а) полноты собственной речи больного; б) понимания им ситуативной, обиходной речи; в) степени речевой активности; г) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости[6]. 2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух: а) специальные устные инструкции (одночленные, типа «откройте рот! », « поднимите руку! » и многочленные, типа «снимите с телефона трубку! », «возьмите со стола ручку, положите ее на подоконник, а затем спрячьте в карман! »; б) нахождение предметов: «покажите окно! », «покажите нос! », серии предметов, например: «покажите дверь, окно, потолок! » или «покажите нос, ухо, глаз! »; в) короткие сюжетные тексты; г) логико-грамматические конструкции например: «покажите, где круг под крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажите левым мизинцем правое ухо» и т. п. 3. Исследование автоматической речи: а) прямой счет до 10 и обратный (от 10 до 0); б) перечисление дней недели, месяцев; в) окончание пословиц и фраз с «жестким» контекстом типа: « Я мою руки холодной... », со «свободным», типа: «Мне принесли новую... » и т. д.; г) пение песен со словами. 4. Исследование повторной речи: а) повторение звуков, слогов, слов, различных по звуковой структуре (например, «каша», «кабинет», «катастрофа»), фраз (например, «Мальчик рисует самолет», »В магазин привезли продукты») и скороговорок («Сыворотка из-под простокваши»). 5. Исследование функции называния: а) реальных предметов и их картинных изображений; б) действий (ответы на вопросы — «что делать? », «что делают? » — по сюжетным картинкам;
в) цветов; г) пальцев; Д) букв; е) цифр. 6. Специальные исследования особенностей фразовой речи: а) составление фраз с предлогами и без предлогов по сюжетным картинкам; б) конструирование фраз из заданных слов;
в) заполнение пропусков во фразах, например: ♦ Высоко в небе летит реактивный... »; ♦ Я всегда умываюсь холодной... »; ♦ В магазин привезли... »; ♦ Я всегда с нетерпением жду... ». г) рассказ по сюжетной картинке. 7. Исследование фонематического слуха: а) повторение пар слогов и слов с оппозиционными фонемами, например «ба-па», «па-ба» и т. д., или «бочка — почка», «кот — год», «угол — уголь», «мыло — Мила» и т. д. б) показ одного из парных слогов или слов, предъявленных письменно («покажите, где написано " па", где написано " ба", где написано " год", где написано " кот" » и т. п. ); в) оценка больным качества повторения произнесенных логопедом слогов и слов с оппозиционными фонемами, который специально произносит в произвольном порядке правильные и неправильные варианты. 8. Исследование слухо- речевой памяти. Предлагается повторить: а) серии звуков, например +а с у» или «б ш а»; б) серии слов: «дом — лес — кот», «дом — лес — кот — ночь»; в) короткие и длинные сложно построенные фразы. 9. Исследование смысла слов: а) объяснение прямых значений отдельных слов, например ответы на вопрос: «что такое очки, для чего они нужны? », «что такое радость? », какая разница между словами: «обман» и «ошибка»; б) объяснение переносных значений слов и фраз, например ответы на вопрос, что такое «золотое поле», «железная рука! », как понимать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь! » и т. д. Исследование чтения и письма: а) чтение и письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов, фраз, а также коротких текстов; б) самостоятельное письмо слов и фраз по картинкам;
в) звуко- буквенный анализ состава слова, т. е. определение количества букв в слове; перечисление этих букв; складывание слов из букв разрезной азбуки (бухштабирование). Исследование орального и пространственного праксиса. Предъявляются задания: а) высунуть язык, поднять его кверху, заложить за щеку, подуть, поцокать языком, вытянуть, растянуть губы и т. д. [7] б) два раза подуть и два раза поцокать языком, чередуя эти движения несколько раз подряд; в) повторение пространственных поз пальцев и серий движений (например: кулак, ладонь, ребро). Исследование счета: а) решение простых арифметических примеров, например:
7+2 = 8 + 15 = 21 + 7 = б) восполнение пропущенного арифметического знака: 5 7 = 35 20 4=5 Логопед должен вести следующую документацию: а) журнал или карту первичного приема больных, в которых указываются фамилия, имя, отчество больного, возраст, дата заболевания, диагноз, кем направлен, дата обращения в поликлинику или поступления в стационар, дата выписки, количество проведенных занятий, описание речевого статуса больного, задачи и методы восстановительного обучения, результативность восстановительного обучения и пребывание в других логопедических кабинетах города; 2) карточки — картотеки, содержащие те же графы, расставляются по алфавиту для удобства быстрого нахождения сведений о том или ином больном; 3) журнал ежедневного приема больных; 4) дневник, в котором отражено краткое содержание каждого занятия с больным; 5) журнал посещения больных на дому, хранящийся в «Помощи на дому» (для поликлинических больных); 6) годовые отчеты. Примерный перечень методических пособий (разных степеней сложности), необходимых для логопедического кабинета, стационара и поликлиники. 1. Специальные пособия для восстановления фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной сложностью звуковой и слоговой конструкции); наборы картинок, соответствующих словам с различным местоположением букв: в начале, в середине, в конце. 2. Наборы отдельных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропусками слов, различных по их грамматической принадлежности и по степени [характеру их связи с фразеологическим контекстом (связи «жесткие», связи «свободные»)].
3. Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов. 4. Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов. 5. Набор слов: антонимов, синонимов и омонимов. 6. Наборы букв разного шрифта; наборы цифр; наборы элементов букв и цифр; наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур; наборы элементов геометрических фигур для конструирования. 7. Стихи, пословицы, басни с разработанными вопросами к ним, поговорки, юмористические рассказы. 8. Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом. 9. Картинки, изображающие предметы и действия; сюжетные картинки различной сложности; последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.
10. Книги для чтения, сборники диктантов, азбуки, географические карты, наборы пластинок различного цвета и оттенков. Методические рекомендации / Сост. Э. С. Бейн, Л. Г. Столярова, М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова), Т. Г. Визель. - М.. 1976. — С. 5-32.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|