Общая характеристика и классификация облигаций
Стр 1 из 7Следующая ⇒
Долговые ценные бумаги – это обязательства, размещенные эмитентом на фондовом рынке для заимствования денежных средств. Наряду с кредитами они составляют основу заемного капитала. Значительное место среди долговых ценных бумаг занимают облигации. В соответствии со ст. 816 ГК РФ облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права [Косорукова]. Облигация [1] – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая, в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Стандартами эмиссии ценных бумаг предусмотрены следующие виды размещения облигаций[2]: 1) размещение путем открытой и закрытой подписки; 2) размещение облигаций путем конвертации; 3) при реорганизации. Решением о размещении облигаций, конвертируемых в акции, должно быть предусмотрено, что конвертация осуществляется: · по требованию владельцев облигаций; · по наступлении срока (календарная дата, период времени или событие, которое должно неизбежно наступить); · и (или) при наступлении обстоятельств, указанных в решении о размещении.
Облигации могут выпускаться в форме именных бездокументарных или предъявительских документарных ценных бумаг. Различают две формы размещения выпуска: · разовое размещение выпуска; · заимствование в форме траншей (последовательное размещение выпуска «партиями»). Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты: · полное наименование эмитента, место его нахождения и адрес; · вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг; · государственный регистрационный номер выпуска эмиссионных ценных бумаг и дату государственной регистрации; · права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой; · условия исполнения обязательств лицом, предоставившим обеспечение, и сведения об этом лице в случае выпуска облигаций с обеспечением; · указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных данным сертификатом; · указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске эмиссионных ценных бумаг; · указание о том, подлежат ли эмиссионные ценные бумаги обязательному централизованному хранению, и если подлежат – наименование депозитария, осуществляющего их централизованное хранение; · указание на то, что эмиссионные ценные бумаги являются эмиссионными ценными бумагами на предъявителя; · подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента; · другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг. В настоящее время обязательные реквизиты облигаций законодательно не установлены. Доход облигации как абсолютный показатель может быть выражен в виде: · периодически получаемых по купонам процентов; · дисконта – разницы между ценой продажи (номиналом, выкупной ценой или рыночной ценой) и ценой приобретения облигации. Облигация имеет базовые характеристики (параметры), задаваемые эмитентом в решении об их выпуске (правоустанавливающем документе):
· номинал (номинальную стоимость); · купонная ставка; · срок погашения; · оговорка об отзыве (предусмотренное конструкцией облигации право, дающее возможность эмитенту выкупить выпуск облигаций до наступления срока погашения). Перечисленные характеристики во многом определяют ценовой уровень облигаций в период их обращения на вторичном рынке. Купонная ставка и срок до погашения являются определяющими характеристиками облигации, так как они позволяют рассчитать размеры и временные характеристики денежного потока, обещанного эмитентом держателю облигации. К основным рыночным характеристикам облигаций, складывающимся в результате котирования их на рынке, можно отнести: · эффективную доходность (доходность к погашению); · ликвидность облигаций. Особой характеристикой облигации, связанной с их начальными параметрами, а также с положением дел эмитента и текущей ситуацией на рынке, является риск облигаций. На любой момент времени структура рыночных цен облигаций, различающихся по значениям отдельных параметров, может быть описана в терминах доходности к погашению. Характеристика доходности к погашению облигаций в значительной мере зависит от параметра срока до погашения. Разница доходности у двух облигаций обычно называется спрэдом процентных ставок. Чаще всего она используется при сравнении анализируемой облигации с аналогичной безрисковой облигацией (государственной ценной бумагой с теми же сроками погашения и купонной ставкой). Спрэд процентных ставок зачастую измеряется в базисных пунктах. Пункт – сотая часть процента (0,01 %). Например, если доходность к погашению для одной облигации составляет 12,16 %,а для другой 12,90 %, то спрэд процентных ставок равен 74 базисным пунктам (то есть 1 % или 100 б.п.). Исторически «нормальным» для американского рынка считается спрэд в 400 б.п. между доходностью высокодоходных долговых бумаг корпораций и доходностью государственных облигаций. Если эта разница падает до 30 б.п., инвесторы избегают вкладов в такие облигации. Это ведет к падению курсовых цен на них и, как следствие, росту ставок доходности.
Ликвидность облигаций всегда можно определить по разнице между ценами покупки и продажи, устанавливаемыми дилерами или трейдерами.У облигаций, пользующихся большим спросом, но имеющих высокое предложение, эта разница меньше, чем у тех, торговля которыми ведется пассивно. Поэтому облигации, которые активно покупаются и продаются, должны иметь более низкую доходность к погашению (соответственно их риску, определяемым ликвидностью) и более высокую внутреннюю стоимость, чем пассивные облигации. Доходность облигаций как относительный показатель характеризуется несколькими индикаторами. Различают купонную доходность; текущую доходность; доходность к погашению. Купонная доходность определяется при выпуске облигации, и, следовательно, нет необходимости ее рассчитывать. Текущая доходность характеризует отношение текущих поступлений по облигации в данном году к зафиксированной на момент измерения показателя рыночной стоимости облигации. Показатель доходности к погашению – наиболее информативный параметр для оценки инвестиционной привлекательности и анализа облигаций. Доходность к погашению, или полная доходность, измеряет эффективность инвестиций в облигацию для инвестора в виде годовой ставки сложных ссудных процентов (оценка доходности к погашению рассматривается ниже). Облигация не предоставляет прав на управление предприятием.Благодаря своему долговому характеру облигации представляют собой более надежные вложения, чем акции. Будучи аналогом кредита, они являются «старшими» бумагами по отношению к акциям, т.е. дают преимущественное право при выплате дохода или возврате денежных средств в случае банкротства или ликвидации эмитента. Облигации классифицируются по различным основаниям. Так например, в зависимости от способа выплаты процентов выделяют купонные облигации (с периодическими выплатами купона или одноразового совокупного купонного дохода при погашении) и бескупонные (дисконтные) облигации. Основными покупателями облигаций выступают страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, которые, приобретая долгосрочные облигации, обеспечивают долгосрочные вложения привлеченных денежных средств. При этом они должны быть уверены в том, что эти ценные бумаги надежны и будут своевременно погашены. В связи с этим облигации имеют строгие критерии качества и надежности.
В зависимости от способа формирования дохода выделяют: 1) облигации с фиксированным купоном (ставка купона не изменяется): · облигации с постоянным номиналом; · облигации с нарастающим номиналом (номинал облигации индексируется); 2) облигации с плавающим купоном (номинал не изменяется): · облигации с индексируемым купоном; · облигации с аукционным определением купона; 3) облигации индексируемые (изменяются номинал и купон). B зависимости от характера эмитента выделяют: 1)государственные (федеральные и субфедеральные); 2) муниципальные; 3) облигации государственных учреждений; 4) коммерческие (корпоративные и банковские); 5) облигации иностранных эмитентов. В зависимости от варианта способа легитимации (обозначения) управомоченного на ценную бумагу лица: 1) именные облигации. Права, удостоверенные облигацией и купоном, принадлежат названному в облигации лицу; 2) облигации на предъявителя. Права, удостоверенные облигацией и купоном, принадлежат предъявителю облигации; 3) облигации с отрывным купоном. Права, удостоверенные облигацией, принадлежат названному в облигации лицу, а права, удостоверенные купоном, принадлежат предъявителю купона. По способу погашения выделяют: · облигации с погашением номинала разовым платежом в конце срока; · облигации с распределением погашения во времени; · облигации с последовательным погашением фиксированной доли общего количества облигаций. В зависимости от возможности досрочного погашения выделяют: 1) облигации с запретом досрочного погашения; 2) облигации с правом досрочного выкупа. В зависимости от срока погашения (мировая практика) различают: 1) краткосрочные (от 1 года до 5 лет); 2) среднесрочные (от 5 до 12 лет); 3) долгосрочные (от 12 до 30 лет); 4) бессрочные. По степени обеспеченности различают: 1) необеспеченные облигации; 2) обеспеченные облигации: · облигации с залоговым обеспечением, в том числе ипотекой или ипотечным покрытием; · облигации, обеспеченные поручительством; · облигации, обеспеченные банковской гарантией; · облигации, обеспеченные государственной или муниципальной гарантией. При выборе срока, на который размещаются облигации, предприятие обычно находится перед дилеммой: размещать облигации на короткий срок под меньший процент и нести большой риск или размещать облигации на более длительный срок, что повышает процентную ставку, но уменьшает риск. При этом на выбор срока размещения облигации оказывают влияние следующие факторы:
· разница в доходности краткосрочных и долгосрочных облигаций; · кредитный рейтинг; · размер фирмы; · перспективы развития фирмы. Рейтингом ценных бумаг и присвоением им группы надежности занимаются известные рейтинговые компании. В настоящее время наиболее известными рейтинговыми агентствами выступают «Standard & Poor ' s» (Стандарт энд Пурз) и компания «Moody ' s» (Мудис Инвестор Сервис) (табл. …). В данной таблице отражено ранжирование облигаций в зависимости от степени кредитоспособности их эмитентов. Таблица …. Рейтинг ценных бумаг
Способные к уплате | ||||||||||||||||||||
ААА | Ааа | Наивысший рейтинг – способность погасить заем и процентные ставки, основная категория надежности – высшая категория | ||||||||||||||||||
АА | Аа | Очень высокая вероятность погашения основного долга и процентных ставок, надежность – высококачественные | ||||||||||||||||||
А | А | Сильная способность к платежам, но чувствительные к неблагоприятным экономическим условиям – высшие среднекачественные | ||||||||||||||||||
ВВВ | Ввв | Наличие необходимого капитала для покрытия долга, испытывают воздействие неблагоприятных экономических условий – низшие среди среднекачественных | ||||||||||||||||||
Спекулятивные | ||||||||||||||||||||
ВВ | Вв | Неопределенные и подверженные риску, платежеспособность которых может быть прервана во времени, возможность – в данный момент погашаемые, временная неплатежеспособность | ||||||||||||||||||
В | В | Изначально уязвимые, но в данный момент могут погашать проценты, долг, т.е. принципиально погашаемые | ||||||||||||||||||
ССС | Ссс | Обеспечивающие некоторую защиту инвесторов, но имеющие большой риск – ненадежные | ||||||||||||||||||
СС | Сс | Высокоспекулятивные, по своей надежности следующие за рейтингом ССС | ||||||||||||||||||
С | С | Задолженность менее обеспеченная, чем в предыдущем случае | ||||||||||||||||||
D | Р | Непогашаемая задолженность |
Формально рейтинг любого эмитента в стране не может превышать рейтинга страны.
Также может формироваться кредитный рейтинг компаний – это классификация эмитентов ценных бумаг с точки зрения их кредитной надежности. При этом по качеству и надежности выделяют четыре группы облигаций:
· облигации высшего качества – «А»;
· облигации среднего качества – «В»;
· спекулятивного качества – «С»;
· непогашаемые облигации – «Р» или «D».
В свою очередь все группы подразделяется на три подгруппы.
Рейтинги от «АА» до «ССС» могут различаться путем добавления знака плюс или минус, чтобы показать относительное положение внутри основных категорий рейтингов. «ААА» – Американская арбитражная ассоциация – означает очень высокую степень кредитоспособности; облигации, относящиеся к классу «ВВ» и ниже, носят название «бросовые облигации»; «Р» или «D» – отказ от погашения облигаций.
При рассмотрении качества облигаций следует отметить, что по облигациям более высокого качества выплачивается более низкий процент, а облигации третьей группы самые высокодоходные, так как они наиболее рискованные. Зная рейтинг компании, можно по статистическим таблицам рейтинговых агентств оценить вероятность дефолта.
|
|