Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика и классификация облигаций




 

Долговые ценные бумаги – это обязательства, размещенные эмитентом на фондовом рынке для заимствования денежных средств. Наряду с кредитами они составляют основу заемного капитала. Значительное место среди долговых ценных бумаг занимают облигации.

В соответствии со ст. 816 ГК РФ облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права [Косорукова].

Облигация [1] – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая, в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Стандартами эмиссии ценных бумаг предусмотрены следующие виды размещения облигаций[2]:

1) размещение путем открытой и закрытой подписки;

2) размещение облигаций путем конвертации;

3) при реорганизации.

Решением о размещении облигаций, конвертируемых в акции, должно быть предусмотрено, что конвертация осуществляется:

· по требованию владельцев облигаций;

· по наступлении срока (календарная дата, период времени или событие, которое должно неизбежно наступить);

· и (или) при наступлении обстоятельств, указанных в решении о размещении.

Облигации могут выпускаться в форме именных бездокументарных или предъявительских документарных ценных бумаг. Различают две формы размещения выпуска:

· разовое размещение выпуска;

· заимствование в форме траншей (последовательное размещение выпуска «партиями»).

Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты:

· полное наименование эмитента, место его нахождения и адрес;

· вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;

· государственный регистрационный номер выпуска эмиссионных ценных бумаг и дату государственной регистрации;

· права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;

· условия исполнения обязательств лицом, предоставившим обеспечение, и сведения об этом лице в случае выпуска облигаций с обеспечением;

· указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных данным сертификатом;

· указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске эмиссионных ценных бумаг;

· указание о том, подлежат ли эмиссионные ценные бумаги обязательному централизованному хранению, и если подлежат – наименование депозитария, осуществляющего их централизованное хранение;

· указание на то, что эмиссионные ценные бумаги являются эмиссионными ценными бумагами на предъявителя;

· подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента;

· другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг.

В настоящее время обязательные реквизиты облигаций законодательно не установлены.

Доход облигации как абсолютный показатель может быть выражен в виде:

· периодически получаемых по купонам процентов;

· дисконта – разницы между ценой продажи (номиналом, выкупной ценой или рыночной ценой) и ценой приобретения облигации.

Облигация имеет базовые характеристики (параметры), задаваемые эмитентом в решении об их выпуске (правоустанавливающем документе):

· номинал (номинальную стоимость);

· купонная ставка;

· срок погашения;

· оговорка об отзыве (предусмотренное конструкцией облигации право, дающее возможность эмитенту выкупить выпуск облигаций до наступления срока погашения).

Перечисленные характеристики во многом определяют ценовой уровень облигаций в период их обращения на вторичном рынке.

Купонная ставка и срок до погашения являются определяющими характеристиками облигации, так как они позволяют рассчитать размеры и временные характеристики денежного потока, обещанного эмитентом держателю облигации.

К основным рыночным характеристикам облигаций, складывающимся в результате котирования их на рынке, можно отнести:

· эффективную доходность (доходность к погашению);

· ликвидность облигаций.

Особой характеристикой облигации, связанной с их начальными параметрами, а также с положением дел эмитента и текущей ситуацией на рынке, является риск облигаций.

На любой момент времени структура рыночных цен облигаций, различающихся по значениям отдельных параметров, может быть описана в терминах доходности к погашению.

Характеристика доходности к погашению облигаций в значительной мере зависит от параметра срока до погашения. Разница доходности у двух облигаций обычно называется спрэдом процентных ставок. Чаще всего она используется при сравнении анализируемой облигации с аналогичной безрисковой облигацией (государственной ценной бумагой с теми же сроками погашения и купонной ставкой). Спрэд процентных ставок зачастую измеряется в базисных пунктах. Пункт – сотая часть процента (0,01 %). Например, если доходность к погашению для одной облигации составляет 12,16 %,а для другой 12,90 %, то спрэд процентных ставок равен 74 базисным пунктам (то есть 1 % или 100 б.п.). Исторически «нормальным» для американского рынка считается спрэд в 400 б.п. между доходностью высокодоходных долговых бумаг корпораций и доходностью государственных облигаций. Если эта разница падает до 30 б.п., инвесторы избегают вкладов в такие облигации. Это ведет к падению курсовых цен на них и, как следствие, росту ставок доходности.

Ликвидность облигаций всегда можно определить по разнице между ценами покупки и продажи, устанавливаемыми дилерами или трейдерами.У облигаций, пользующихся большим спросом, но имеющих высокое предложение, эта разница меньше, чем у тех, торговля которыми ведется пассивно. Поэтому облигации, которые активно покупаются и продаются, должны иметь более низкую доходность к погашению (соответственно их риску, определяемым ликвидностью) и более высокую внутреннюю стоимость, чем пассивные облигации.

Доходность облигаций как относительный показатель характеризуется несколькими индикаторами. Различают купонную доходность; текущую доходность; доходность к погашению.

Купонная доходность определяется при выпуске облигации, и, следовательно, нет необходимости ее рассчитывать.

Текущая доходность характеризует отношение текущих поступлений по облигации в данном году к зафиксированной на момент измерения показателя рыночной стоимости облигации.

Показатель доходности к погашению – наиболее информативный параметр для оценки инвестиционной привлекательности и анализа облигаций. Доходность к погашению, или полная доходность, измеряет эффективность инвестиций в облигацию для инвестора в виде годовой ставки сложных ссудных процентов (оценка доходности к погашению рассматривается ниже).

Облигация не предоставляет прав на управление предприятием.Благодаря своему долговому характеру облигации представляют собой более надежные вложения, чем акции. Будучи аналогом кредита, они являются «старшими» бумагами по отношению к акциям, т.е. дают преимущественное право при выплате дохода или возврате денежных средств в случае банкротства или ликвидации эмитента.

Облигации классифицируются по различным основаниям. Так например, в зависимости от способа выплаты процентов выделяют купонные облигации (с периодическими выплатами купона или одноразового совокупного купонного дохода при погашении) и бескупонные (дисконтные) облигации.

Основными покупателями облигаций выступают страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, которые, приобретая долгосрочные облигации, обеспечивают долгосрочные вложения привлеченных денежных средств. При этом они должны быть уверены в том, что эти ценные бумаги надежны и будут своевременно погашены. В связи с этим облигации имеют строгие критерии качества и надежности.

В зависимости от способа формирования дохода выделяют:

1) облигации с фиксированным купоном (ставка купона не изменяется):

· облигации с постоянным номиналом;

· облигации с нарастающим номиналом (номинал облигации

 индексируется);

2) облигации с плавающим купоном (номинал не изменяется):

· облигации с индексируемым купоном;

· облигации с аукционным определением купона;

3) облигации индексируемые (изменяются номинал и купон).

B зависимости от характера эмитента выделяют:

1)государственные (федеральные и субфедеральные);

2) муниципальные;

3) облигации государственных учреждений;

4) коммерческие (корпоративные и банковские);

5) облигации иностранных эмитентов.

В зависимости от варианта способа легитимации (обозначения) управомоченного на ценную бумагу лица:

1) именные облигации. Права, удостоверенные облигацией и купоном, принадлежат названному в облигации лицу;

2) облигации на предъявителя. Права, удостоверенные облигацией и купоном, принадлежат предъявителю облигации;

3) облигации с отрывным купоном. Права, удостоверенные облигацией, принадлежат названному в облигации лицу, а права, удостоверенные купоном, принадлежат предъявителю купона.

По способу погашения выделяют:

· облигации с погашением номинала разовым платежом в конце срока;

· облигации с распределением погашения во времени;

· облигации с последовательным погашением фиксированной доли

 общего количества облигаций.

В зависимости от возможности досрочного погашения выделяют:

1) облигации с запретом досрочного погашения;

2) облигации с правом досрочного выкупа.

В зависимости от срока погашения (мировая практика) различают:

1) краткосрочные (от 1 года до 5 лет);

2) среднесрочные (от 5 до 12 лет);

3) долгосрочные (от 12 до 30 лет);

4) бессрочные.

По степени обеспеченности различают:

1) необеспеченные облигации;

2) обеспеченные облигации:

· облигации с залоговым обеспечением, в том числе ипотекой или

ипотечным покрытием;

· облигации, обеспеченные поручительством;

· облигации, обеспеченные банковской гарантией;

· облигации, обеспеченные государственной или муниципальной

гарантией.

При выборе срока, на который размещаются облигации, предприятие обычно находится перед дилеммой: размещать облигации на короткий срок под меньший процент и нести большой риск или размещать облигации на более длительный срок, что повышает процентную ставку, но уменьшает риск. При этом на выбор срока размещения облигации оказывают влияние следующие факторы:

· разница в доходности краткосрочных и долгосрочных облигаций;

· кредитный рейтинг;

· размер фирмы;

· перспективы развития фирмы.

Рейтингом ценных бумаг и присвоением им группы надежности зани­маются известные рейтинговые компании. В настоящее время наиболее известными рейтинговыми агентствами выступают «Standard & Poor ' s» (Стандарт энд Пурз) и компания «Moody ' s» (Мудис Инвестор Сервис) (табл. …). В данной таблице отражено ранжирование облигаций в зависимости от степени кредитоспособности их эмитентов.

Таблица ….

Рейтинг ценных бумаг

 

Standard & Poors Moody's Характеристика инвестиционных качеств ценных бумаг, соответствующих категории рейтинга

Способные к уплате

ААА Ааа Наивысший рейтинг – способность погасить заем и процентные ставки, основная категория надежности – высшая категория
АА Аа Очень высокая вероятность погашения основного долга и процентных ставок, надежность – высококачественные
А А Сильная способность к платежам, но чувствительные к неблагоприятным экономическим условиям – высшие среднекачественные
ВВВ Ввв Наличие необходимого капитала для покрытия долга, испытывают воздействие неблагоприятных экономических условий – низшие среди среднекачественных

Спекулятивные

ВВ Вв Неопределенные и подверженные риску, платежеспособность которых может быть прервана во времени, возможность – в данный момент погашаемые, временная неплатежеспособность
В В Изначально уязвимые, но в данный момент могут погашать проценты, долг, т.е. принципиально погашаемые
ССС Ссс Обеспечивающие некоторую защиту инвесторов, но имеющие большой риск – ненадежные
СС Сс Высокоспекулятивные, по своей надежности следующие за рейтингом ССС
С С Задолженность менее обеспеченная, чем в предыдущем случае
D Р Непогашаемая задолженность

 

Формально рейтинг любого эмитента в стране не может превышать рейтинга страны.

Также может формироваться кредитный рейтинг компаний – это классификация эмитентов ценных бумаг с точки зрения их кредитной надежности. При этом по качеству и надежности выделяют четыре группы облигаций:

· облигации высшего качества – «А»;

· облигации среднего качества – «В»;

· спекулятивного качества – «С»;

· непогашаемые облигации – «Р» или «D».

В свою очередь все группы подразделяется на три подгруппы.

Рейтинги от «АА» до «ССС» могут различаться путем добавления знака плюс или минус, чтобы показать относительное положение внутри основных категорий рейтингов. «ААА» – Американская арбитражная ассоциация – означает очень высокую степень кредитоспособности; облигации, относящиеся к классу «ВВ» и ниже, носят название «бросовые облигации»; «Р» или «D» – отказ от погашения облигаций.

При рассмотрении качества облигаций следует отметить, что по облигациям более высокого качества выплачивается более низкий процент, а облигации третьей группы самые высокодоходные, так как они наиболее рискованные. Зная рейтинг компании, можно по статистическим таблицам рейтинговых агентств оценить вероятность дефолта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...