Регулирование и контроль в менеджменте.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Организационные отношения и структуры в системе менеджмента. Организация это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Организация рассматривается как явление и как процесс. Организационная структура управления -упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого Орг. структура – это форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенных функций. Для этого должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсов и несут ответственность за их использование. В зависимости от характера связей выделяют следующие типы организационных структур управления: ª 1. Линейные (бюрократические). Предполагает построение системы управления по ступеням иерархии; подчинение подразделений и сотрудников непосредственному начальнику, который руководит ими по всем видам выполняемых работ. Достоинства: высокая дисциплина в реализации управленческих решений, единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; четкая система взаимных связей функций и подразделений; быстрота реакции в ответ на прямые указания; ясно выраженная личная ответственность руководителя за результаты деятельности своего подразделения Недостатки: большое количество норм и правил, снижающих инициативу сотрудников, - структура способствует излишней жесткости в управлении, - разобщенность горизонтальных связей в производственных системах предприятия, - перегрузка менеджеров высшего уровня, - отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений, - высокие требования к знаниям и опыту руководителя во всех сферах деятельности подчиненных и функциях управления
область применения: ü на предприятиях, когда требуется реализация принципов абсолютного единоначалия, соблюдения жесткой дисциплины труда, формирование единых норм и правил поведения сотрудников (создание единой команды) в условиях отсутствия достаточного количества высококвалифицированных руководителей, заинтересованных в длительной работе на этом предприятии. ü в малом и среднем бизнесе при условии осуществления несложного производства в отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями 2. Функциональные. Предусматривает деление аппарата управления на отдельные подразделения, каждое из которых имеет свою конкретную задачу и обязанности преимущества (структура) стимулирует деловую и профессиональную специализацию деятельности в организации, уменьшает дублирование усилий и потребление ресурсов в функциональных областях, улучшает их координацию, снижает трудоемкость деятельности руководителя высшего уровня управления, улучшает координацию управления недостатки нарушает принцип единоначалия, функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач самих подразделений, чем общих целей организации, увеличивается возможность конфликтов между функциональными областями, способствует появлению трудностей в принятии и реализации согласованных способствует появлению трудностей в принятии и реализации согласованных управленческих решений, возможность появления помех при передаче управленческой информации, различий в ее интерпретации область применения: ü в организациях, занятых выпуском небольшой номенклатуры изделий, действующих в стабильных условиях внешней среды и требующих для функционирования решения ограниченного количества стандартных управленческих задач;
ü организации, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации 1. Линейно-функциональные. Данная структура обеспечивает разделение управленческого труда, так как: ª линейные звенья управления непосредственно принимают решения, ª функциональные - консультируют, разрабатывают конкретные вопросы и готовят решения, программы, планы (роль функциональных служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления организацией в целом) область применения: наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет в большинстве своем рутинные, часто повторяющиеся и редко обновляющиеся задачи и функции 2. Дивизионные: появилась в результате совершенствования линейно-функциональной оргструктуры; потребность ее применения возникла в связи с увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, а также в результате усложнения технологических процессов, продуктовые (полномочия передются одному рук-лю); региональные (подразделения фирмы0; структуры, ориентированные на потребителя (для удовлет. Запросов потребителей) Особенности © продуктовая структура позволяет более легко справиться с разработкой новой продукции с учетом конкуренции, совершенствования конкретной технологии или удовлетворения потребностей покупателей; © региональная структура может обеспечить более эффективный учет местного законодательства, социально-экономической системы и рынков конкретных географических регионов и соответствующих продуктов; © структура, ориентированная на покупателя, дает возможность организации наиболее эффективно учитывать запросы конкретных потребителей, от которых она более всего зависит область применения: ü многопрофильные организации ü организации, расположенные в различных регионах организации, осуществляющие сложные инновационные 6.Централизованные: создаются: для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; для
освоения новой продукции или новой технологии; для решения внезапно возникшей неординарной задачи; для вывода организации из экономического кризиса и т. д. штабные; для решения вопросов и проблем организуется штаб, которому делегируются дополнительные функции управления штаб непосредственно подчиняется руководителю предприятия после выполнения порученных штабу работ, он, как правило, расформировывается может быть организована на базе линейной, функциональной, линейно-функциональной или других структурах управления 7. Адаптивные: позволяют оперативно реагировать на происходящие изменения внешней среды организации и быстро внедрять новую технологию, наиболее эффективны в условиях, когда деятельность организации связана с активным совершенствованием производимой продукции с учетом достижений НТП проектные; является временной структурой, создаваемой для решения конкретной проблемы (задачи), позволяет сконцентрировать все усилия на решении только конкретной задачи (после завершения работы структурное подразделение расформировывается), руководитель проекта наделен проектными полномочиями, включающими в себя ответственность за бизнес-планирование, организацию и контроль в решении производственных, финансовых, кадровых и маркетинговых задач проекта; занимается подбором, расстановкой и стимулированием кадрового состава проектных групп, применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления матричные. построены на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством, обеспечивает четкое разделение управленческой и профессиональной ответственности за проект 8.Комбинированные (смешанные) структуры.
Регулирование и контроль в менеджменте. Контроль - это заключительная стадия процесса управления, представляющая собой процесс посредством, кот. рук-во орг-ции удерживает ее на запланируемой траектории достижения цели, получая информацию о текущих результатах деят-ти и устранения выявленных отклонений и нарушений.Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с производственным циклом. Ф-ции контроля: проверочная, информац, диагностич, коммуникационная, прогностич, стимулир, корректир, ориентирующая, защитная. Принципы контроля: 1. должна быть всеохватывающим 2. четкая стратегич направленность 3. напрвл на предотвращ ошибок, а не на их исправл. 4. гибкость и приспособляемость к внеш ср 5. своевременность 6. направленность на конкретные процессы и явл-я. 7. ориентир на человека 8. избегать чрезмерного контроля Он включает 5основ этапов: 1.Установка параметров функционир и развития О, к-ое необходимо контролировать, а так же источники инф-ии о них. Эти параметры обычно имеют вид нормативов, стандартов и отражают в зложненные планы задачи. 2.создается модель орг-ции на котор отраж потоки ресурсов, инф-ции, места затрат, т.е. так называемые точки приложения контроля. 3.получение инф-ции о состоянии и результатах функционир-я объекта на основании чего можно разрабатывать эффективное решение. Источники инф. Статистические данные, фин отчетность, опросы. 4.Анализ результатов, что позвол опред отклонение от заданных параметров и необ-ть осущ корректир воздействий 5.внесение корректировок в работу. Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней так и внешней. Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Контроль необходим и для поддержания успеха. Виды контроля: - по содержанию: фин-ый, маркет-ый, контроль качества, произ-ый. - по методам: фактический, документал-ый, оценочный - по типу: традиционный, опережающий, предпринимательский - по интенсивности: нормальный, усиленный - по месту осуществления: стационарный, летучий - по целям: фильтрующий, корректирующий - по стадиям: Предварител, Текущий,Заключительный Контроль:внешний - имеет место, когда субъект и объект контроля находятся в разных системах, внутренний - имеет место, когда субъект и объект контроля находятся в одной системе. Предварительный контроль -это такой подход к контролю, который использует ресурсы в системе организационной деятельности как средства контролирования выполнения организационных целей. Он осуществляется путем анализа наличия состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами
Текущий контроль — это такой подход к контролю, который основан на его применении в процессе выполнения работы. Текущий контроль оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации. Обратный контроль — это такой подход к контролю, который сосредоточен на результатах деятельности организации после завершения производственного процесса.
13. Мотивация деятельности в менеджменте и результативность управления организацией. В основе дея-ти всегда лежит мотивация. Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо к Дея-сти, направ на достижение целей орг-и. Стимул- внеш раздражитель, склон к действию. Мотив - внутр психолог причина, опред выбор направленности поведения, соц-психол причина, котор тормозит или раскручивает поведение человека. Потреб-и - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первич потр-сти заложены генетически, а вторич вырабатыв в ходе познания и обретения жизн опыта. Потреб-и можно удовлетв вознаграждениями. Вознаграждение -это то,что человек считает для ценным. Теории мотивации: Содержательные стараются опред потреб-и, побуждающие людей к действию. Иерархия потребностей по Маслоу. физиолог потреб-и - потреб-и в безопасности и уверенности -социальные потреб-и потреб-и в уважении - потреб-и самовыражения. Т. К. Альдерфера: потреб-и существования (в безопасности, физиолпотреб-и); потреб-и связи; потреб-и роста. Т. потребностей МакКлалланда - в основе лежит упор на потреб-и высших уровней - власти, успеха и причастности. 2-х факторная теория Герцберга - это теория основанная на потреб-ях, котор условно разделил на “гигиенические факторы” (вознагаждене) и “мотивации”. Процессуальные раскрывают при каких условиях и каким образои становится возможным удовлетворение потребностей людей и достижение целей. Т ожиданий Врума. что наличие активной потреб-и не явл единст необход условием мотивации человека на достижение опред цели. При анализе мотивации к труду подчеркивает важность 3-х взаимосвязей: 1) затраты труда - результаты; 2) результаты - вознаграждение; 3) валентность (удовлетворенность вознаграждением). Т справедливости.Адамса люди субъективно опред отношение получ вознаграждения к затрач усилиям и затем соотносят его с вознаграждением др людей, выполн аналог работу. Т Портера -Лоулера резуль- сть труда работника завис от его усилий, характер особ-й и возм-ей, оценки им своей роли. Объем затрач усилий завис от оценки работником ценности вознагр-ния и уверенности в том, что оно будет получено. В соответствии с концепцией партисипативного управления мотивация работника опред его заинтересованностью в том, как его Дея-ть сказывается на функционировании всей орг-и, стремлением участвовать в протекающих в орг процессах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|