Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение исследования. Обработка данных.. Методика «Подели игрушки»




Проведение исследования.

Инструкция: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте! »

Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это


исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каж­дому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».

Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фи­гурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картин­ки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.

Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном домини­ровании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фи­гурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 минут.

Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает заме­чаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забира­ет все фигурки себе; или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого - лишь фиксировать пове­дение детей.

Обработка данных.

При анализе протоколов нужно выделить признаки, которые объе­диняются в четыре комплексных параметра (симптомокомплекса).

1. Отрицательная нравственная направленность личности:

1) забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимо­сти от степени выраженности данного признака);

2) негативно реагирует на забирание у себя фигурок, например, от­талкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реп­лики типа: «Не дам! », «Мое! » (0-2 балла);

3) пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия (реплики типа: «Делай давай! », «Ты что, совсем? ») (0-2 балла);

4) использует в речи личные местоимения единственного числа, типа «я», «мне» (0-1 балл);

5) не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, ис­пользует только свои фигурки (0-2 балла);

6) работает один (0-1 балла).

2. Положительная нравственная направленность личности:

1) помогает партнеру, например поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0-2 балла);

2) отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла);


3) использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл);

4) сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудниче­ство (0-2 балла);

5) работает вместе с партнером (0-1 балл).

3. Общительность, контактность ребенка:

1) обращается к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов);

2) обращается к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов);

3) реагирует действием на советы партнера (0-2 балла).

4. Заинтересованность в предложенной деятельности:

1) строит сам или вместе с партнером, то есть активно выполняет задание (0-2 балла);

2) следит за работой партнера (0-2 балла);

3)   дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла).
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.
Приведем протокол исследования, проводившегося с дошкольни-
ками. Участники - Женя Г. (6 лет 2 мес. ) и Маша Б. (6 лет 3 мес).

Взрослый кладет перед детьми картинку «Елочка» и дает каждому участнику мозаичные фигуры. Дети сразу дружно принимаются за вы­полнение задания. Женя кладет на середину стола свою фигурку и об­ращается к Маше.

Женя (Маше): Так?

Маша (Жене): Так, так. (Маша привстала со стульчика и внимательно посмотрела на картинку. Дети по очереди кладут фигурки, как на рисунке. ) Женя (Маше): Давай ставь.

Маша (Жене): Куда? (Женя показывает. ) Почти уже готово!

Женя (Маше): Зеленую сейчас надо ставить. (Дети поправляют фи­гурки. Елочка получается аккуратная. )

Женя (взрослому): Все! А можно, мы еще построим?

Маша (взрослому): Мы построили! (У детей счастливый вид, они довольны выполнением задания. )

В приведенном примере каждый из его участников получает следу­ющее количество баллов:

Женя:

Отрицательная нравственная направленность — 1 балл. Положительная нравственная направленность - 8 баллов. Общительность - 6 баллов.

Заинтересованность в деятельности - 6 баллов.


Маша:

Отрицательная нравственная направленность - 0 баллов. Положительная нравственная направленность - 8 баллов. Общительность - 5 баллов.

Заинтересованность в деятельности - 6 баллов.

 

Методика «Подели игрушки»

Цель. Исследование поведения ребенка в ситуации морального вы­бора [16].

Проведение исследования.

Детям предлагается поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми они незнакомы и которых они не ви­дят. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

Обработка данных.

Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он дела­ет неправильно; если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...