Проведение исследования. Обработка данных.. Методика «Подели игрушки»
Проведение исследования. Инструкция: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте! » Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок». Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну. Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 минут. Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе; или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого - лишь фиксировать поведение детей. Обработка данных. При анализе протоколов нужно выделить признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра (симптомокомплекса). 1. Отрицательная нравственная направленность личности: 1) забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака);
2) негативно реагирует на забирание у себя фигурок, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам! », «Мое! » (0-2 балла); 3) пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия (реплики типа: «Делай давай! », «Ты что, совсем? ») (0-2 балла); 4) использует в речи личные местоимения единственного числа, типа «я», «мне» (0-1 балл); 5) не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки (0-2 балла); 6) работает один (0-1 балла). 2. Положительная нравственная направленность личности: 1) помогает партнеру, например поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0-2 балла); 2) отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла); 3) использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл); 4) сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла); 5) работает вместе с партнером (0-1 балл). 3. Общительность, контактность ребенка: 1) обращается к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов); 2) обращается к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов); 3) реагирует действием на советы партнера (0-2 балла). 4. Заинтересованность в предложенной деятельности: 1) строит сам или вместе с партнером, то есть активно выполняет задание (0-2 балла); 2) следит за работой партнера (0-2 балла); 3) дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла). Взрослый кладет перед детьми картинку «Елочка» и дает каждому участнику мозаичные фигуры. Дети сразу дружно принимаются за выполнение задания. Женя кладет на середину стола свою фигурку и обращается к Маше.
Женя (Маше): Так? Маша (Жене): Так, так. (Маша привстала со стульчика и внимательно посмотрела на картинку. Дети по очереди кладут фигурки, как на рисунке. ) Женя (Маше): Давай ставь. Маша (Жене): Куда? (Женя показывает. ) Почти уже готово! Женя (Маше): Зеленую сейчас надо ставить. (Дети поправляют фигурки. Елочка получается аккуратная. ) Женя (взрослому): Все! А можно, мы еще построим? Маша (взрослому): Мы построили! (У детей счастливый вид, они довольны выполнением задания. ) В приведенном примере каждый из его участников получает следующее количество баллов: Женя: Отрицательная нравственная направленность — 1 балл. Положительная нравственная направленность - 8 баллов. Общительность - 6 баллов. Заинтересованность в деятельности - 6 баллов. Маша: Отрицательная нравственная направленность - 0 баллов. Положительная нравственная направленность - 8 баллов. Общительность - 5 баллов. Заинтересованность в деятельности - 6 баллов.
Методика «Подели игрушки» Цель. Исследование поведения ребенка в ситуации морального выбора [16]. Проведение исследования. Детям предлагается поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми они незнакомы и которых они не видят. Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов. Обработка данных. Если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной), считается, что моральный выбор он делает неправильно; если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|