Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «закончи историю». Обработка данных. Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания. Методика «сюжетные картинки»




Методика «Закончи историю»

Цель, Изучение уровня осознания детьми нравственных норм. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуаль­но. Инструкция. «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Примеры ситуаций.

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным каран­дашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, —


сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом? » Саша ответил...

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку? » Тогда Петя ответил...

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в про­токоле.

Обработка данных.

0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оце­нивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оце­нивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

 

 

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

 

Методика «Сюжетные картинки»

Цель. Изучение эмоционального отношения детей к нравственным нормам.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуаль­но. Ребенку предъявляются картинки (с. 60-64) с изображением поло­жительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны ле­жали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — пло­хие. Раскладывай и объясняй: куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а так­же его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изобра­женным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение де-


Методы диагностики и исследования нравственной сферы дошкольника



 

тей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адек­ватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: по­ложительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п. ) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п. ) - на безнравственный. Обработка данных.

0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, прояв­ляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.












Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...