Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Минутка шалости. 8. Изотерапия «Рисуем облака». 9. Релаксация «Ковер-самолет». Психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом в школе




7. Минутка шалости.

В течение 5 минут детям разрешается бегать прыгать, кричать, ша­лить.

8. Изотерапия «Рисуем облака».

Для рисования можно использовать лист ватмана или рулон обоев длиной около двух метров.

«Займите место около листа ватмана. Вы можете свободно передви­гаться вокруг листа и работать на любой территории.

Нарисуйте облачко желаемого размера понравившимся цветом.

Соедините линиями свое облако с теми облаками, которые вам осо­бенно понравились. Представьте, что вы прокладываете дороги.

Нарисуйте на своем облачке, что захотите».

9. Релаксация «Ковер-самолет».

«Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, уба­юкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу пр оплывают дома, по ля, леса, реки и озера... П о степенно ковер -самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, мед­ленно и аккуратно садимся».



Психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом в школе


10. Заключительный этап.

Детям предлагается найти свое сердце, положить на него руку и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его тепло ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть первую и, стараясь сохранить теп­ло в руке, сложить ладони в виде сердца. Дети подходят друг к другу и к психологу и прикасаются «сердцем» к груди, даря тепло своего сердца «на память».

11. Ритуал выхода из сказки.


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

И ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ

СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА

 

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенче­ского компонентов нравственного развития. Исследование когни­тивного компонента предполагает изучение уровня осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Ис­следование эмоционального компонента предполагает изучение нрав­ственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает вы­явление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нрав­ственной направленности личности во взаимодействии со сверстни­ками и т. д.


ДИАГНОСТИКА КОМПОНЕНТА СОЗНАНИЯ когнитивного

НРАВСТВЕННОГО


 

Метод «Беседа»

Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах. Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы, напри­мер:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?


Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? Проведение исследования. Исследование проводится индивидуаль­но. Ребенку 3-7 лет задают вопросы. Обработка данных.

Нужно проанализировать, какие именно качества могут объяснить дети разного возраста. На основе этих объяснений определить, на что при этом ссылается ребенок:

- на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

- на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит»);

- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

- на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не оби­жаю»);

- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: " Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки" »);

- на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего чело­века»; «Жадный... он плохой... »);

- на недифференцированное представление о качестве («Справед­ливый, который делает все только справедливое»).

Необходимо проанализировать ошибки в представлениях детей о нравственных качествах, например:

- объяснение одного качества через другое («Справедливым мож­но назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают дево­чек»);

- называние действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома " Лего", поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хоро­шо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);

- неправильная нравственная, оценка качества («Скромный —■ это плохой»).


Результаты обследования детей соотносят с содержанием представ­лений о нравственно-волевых качествах, характерных для определен­ной возрастной категории:

3—4 года. Складываются элементарные представления о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Формируется отрицательное от­ношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребен­ка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

4—5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и ли­тературных произведений.

5—6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности. вежливости, трудолюбии, от­зывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей»).

6—J лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицатель­ное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Затем нужно выяснить, насколько представления о нравственно-во­левых качествах соответствуют возрасту. На основании этих данных мож­но сделать вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...