7. Минутка шалости. 8. Изотерапия «Рисуем облака». 9. Релаксация «Ковер-самолет». Психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом в школе
7. Минутка шалости. В течение 5 минут детям разрешается бегать прыгать, кричать, шалить. 8. Изотерапия «Рисуем облака». Для рисования можно использовать лист ватмана или рулон обоев длиной около двух метров. «Займите место около листа ватмана. Вы можете свободно передвигаться вокруг листа и работать на любой территории. Нарисуйте облачко желаемого размера понравившимся цветом. Соедините линиями свое облако с теми облаками, которые вам особенно понравились. Представьте, что вы прокладываете дороги. Нарисуйте на своем облачке, что захотите». 9. Релаксация «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу пр оплывают дома, по ля, леса, реки и озера... П о степенно ковер -самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся». Психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом в школе 10. Заключительный этап. Детям предлагается найти свое сердце, положить на него руку и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его тепло ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть первую и, стараясь сохранить тепло в руке, сложить ладони в виде сердца. Дети подходят друг к другу и к психологу и прикасаются «сердцем» к груди, даря тепло своего сердца «на память». 11. Ритуал выхода из сказки. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение уровня осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.
ДИАГНОСТИКА КОМПОНЕНТА СОЗНАНИЯ когнитивного НРАВСТВЕННОГО
Метод «Беседа» Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах. Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы, например: Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? Кого можно назвать честным (лживым)? Почему? Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы. Обработка данных. Нужно проанализировать, какие именно качества могут объяснить дети разного возраста. На основе этих объяснений определить, на что при этом ссылается ребенок: - на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»); - на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит»); - на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
- на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»); - на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: " Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки" »); - на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»); - на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный... он плохой... »); - на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»). Необходимо проанализировать ошибки в представлениях детей о нравственных качествах, например: - объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»); - называние действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома " Лего", поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»); - неправильная нравственная, оценка качества («Скромный —■ это плохой»). Результаты обследования детей соотносят с содержанием представлений о нравственно-волевых качествах, характерных для определенной возрастной категории: 3—4 года. Складываются элементарные представления о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости. 4—5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений. 5—6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности. вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей»). 6—J лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Затем нужно выяснить, насколько представления о нравственно-волевых качествах соответствуют возрасту. На основании этих данных можно сделать вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|