7. «Добрый - злой». 8. «Цветок сказки». 9. «Сочиняем сказку». 10. «Красный, желтый, голубой». 11. «Разноцветные сказки».
7. «Добрый - злой». Цель. Обучение дифференцированию понятий «добро» и «зло». Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, и определить: < Кто из них - добрый, а кто - злой? < Как дети об этом догадались? < Чье изображение больше понравилось детям и почему? 8. «Цветок сказки». Цель. Развитие творческого воображения Детям предлагается выбрать карточку с изображением сказочного героя. Психолог говорит: «Встаньте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы отправляетесь в гости к сказочному персонажу (выбранная карточка). Вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы дивной красоты. Выберите цветок, который вы могли бы назвать именем сказочного героя. Какой он? Расскажите нам о своем цветке. Затем психолог произносит названия различных сказок, а дети придумывают, какого цвета эта сказка. 9. «Сочиняем сказку». Цель. Развитие творческого воображения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Психолог предлагает детям вытянуть карточки с вопросами, на которые дети должны ответить небольшой сказкой. Содержание вопросов может быть следующим: Как вы думаете, почему птицы летают? • Почему медведи сосут лапу? • Почему лиса рыжая? • Почему лягушки квакают? • Почему кактус колючий? • Почему осел не слушается? • Почему незабудки голубые? Затем дети могут нарисовать иллюстрации к своим сказкам. 10. «Красный, желтый, голубой». Цель. Развитие нравственных качеств и творческих способностей. Дети становятся в круг и вытягивают вперед руки со сложенными вместе ладошками. Психолог вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные сказочные предметы или игрушки (колобок, лягушка, «молодильное» яблочко, облачко и т. д. ). После этого дети хором говорят: «Красный, желтый, голубой, выбираем цвет любой... »
Те, у кого в ладошках цветные предметы, выбегают на середину круга и показывают всем свои цвета. Затем психолог рассказывает детям легенду; «Давным-давно наша земля была пустынным и раскаленным небесным телом. На ней не было ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю. Рассыпал Он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой. Солнышко принялось согревать землю, вода поила их влагой, но семена не всходили. Вокруг них была только серая однотонная земля, и они не хотели расти серыми. Тогда Бог повелел разноцветной радуге-дуге подняться над землей и украсить ее разными красками. С тех пор радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли та украшена». После этого каждый ребенок, стоящий в середине круга, по очереди называет свой цвет, а другие дети по кругу называют предметы или явления этого цвета. Дети, которые не смогли назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется в игре последним. Тот или иной цвет должен «пройти» один или два круга, прежде чем дети будут разыгрывать следующий цвет. 11. «Разноцветные сказки». Цель. Развитие творческого воображения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие произвольности и самоконтроля. Эта игра является продолжением предыдущей. Из перечисленных предметов того или иного цвета попросить детей придумать сказку. Начало игры повторяется, и вышедшие на середину круга говорят первое предложение сказки своего цвета, а затем остальные дети по очереди добавляют к ней по одному предложению.
Сказку начинает и заканчивает победивший в предыдущей игре. 12. «Радужные сказки». Цель. Развитие творческого воображения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие произвольности и самоконтроля. Все дети делятся на группы по цветам радуги, и каждая группа сочиняет сказку своего цвета. Каждое предложение сказки начинается с нового цвета, по порядку цветов радуги. Таким образом получается «радужная» сказка. Каждый сочиняет и рисует сказку своего самого любимого цвета. Психолог предлагает детям использовать в своих рисунках как можно больше оттенков того или иного цвета, которому посвящена сказка. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ 1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: • обращайтесь по имени; ■ занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле... ); ■ используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния). 2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать. Проанализируйте свое поведение: • Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца? Не возникает ли желание его перебить? ' Не ловите ли вы себя на мысли, что то, о чем говорит ребенок, — неважно, пустяки? ■ Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах. 3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь: исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт; ■ обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический климат; ■ постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну», «значит», «в общем» и т. д. )
Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом преимущественно невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание. 4. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах? 5. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой: ■ как часто вы улыбаетесь детям;
* способны ли вы смеяться вместе с детьми; * как часто ваше лицо выражает усталость и заботу. 6. Учитесь видеть себя со стороны: • чаще анализируйте собственную деятельность; * стремитесь ставить себя на место ребенка; ■ развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми. 7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо: быть самому убежденным в том, о чем вы говорите; • ясно и понятно излагать доводы детям; ♦ проявлять выдержку и терпение. 8. Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку. 9. 0собенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность. 10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с деть- носитесь к ребенку. Избегайте при разрешении детских ссор, драк следующих приемов:
• требований («Не мешайте», «Перестаньте ссориться»); • наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива); ■ нотаций («Сколько раз тебе можно повторять? »); т оценок, которые несут в себе характер иронии («Ну я так и знала, что это опять сделал Петров»); - возмущения («Вы только посмотрите, что вы наделали! »); - предвосхищающей отрицательной оценки («От тебя никогда ничего хорошего не дождешься! »); - вопросов к детям: «Кто разрушил постройку? », «Кто ударил? ». Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы: -1 предвосхищающую положительную оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»); • ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»); ■ ■ выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику («Почему ты так поступил? », «Расскажи, как это произошло »); • разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»). Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть: » непонимание психологической ситуации, настроения детей; • недостаточная саморегуляция; ► несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе; - механическое копирование стиля общения коллег. 11. Организуя процесс воспитания, учитывайте интеллектуальные способности, личностные и характерологические особенности детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|