Общая характеристика радиационных поражений.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ №3, С КУРСОМ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 29 августа 2014 г. Заведующий кафедрой д.м.н., профессор Саливончик Д.П.
ТЕМА VIII: Радиационные поражения. Острая лучевая болезнь.
Учебно-методическая разработка для студентов 4 курс медико-диагностический факультет Дисциплина «Внутренние болезни»
Авторы: доктор медицинских наук, профессор Д.П. Саливончик; ассистент кафедры Россолова В.В. ассистент кафедры Рудько А.И.
г. Гомель, 2014 г. Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия. III. Задачи (студент должен знать, уметь, практические навыки). IV. Рекомендуемая литература по теме занятия (основная, дополнительная). V. Основные вопросы, обсуждаемые на практическом занятии. VI. Учебно-целевые задачи. VII.Методика проведения и достижение учебно-целевых задач. VIII. Методическое обеспечение занятия. IX. Темы УИРС. X. Ответы на вопросы темы. XI. Самостоятельная работа студентов. XII.Тестовые задания. I.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В современных условиях распространения и значения радиационного фактора для здоровья человека необходимы чёткие представления всех сторон о последствиях воздействия ионизирующих излучений. Ионизирующее излучение является мощным потенциальным средством массового поражения. Атомные заряды обладают не только огромной разрушительной силой, но и способностью поражать личный состав возникающей при взрыве проникающей радиацией. Потенциально опасными для развития техногенной катастрофы могут быть атомные электростанции, некоторые промышленные и военные объекты. Ликвидация последствий промышленных аварии, в том числе трагический опыт Чернобыля показал, что имеющиеся знания по медицинской радиологии позволяют делать прогноз лучевого поражения, предвидеть особенности клинического течения и вести активную лечебную тактику при лучевых поражениях.
II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Изучить клиническую картину, течение и особенности диагностики и лечения различных форм острой лучевой болезни (ОЛБ) – типичной костно-мозговой и острейших форм: кишечной, сосудисто-токсемической и церебральной. Изучить вопросы их ранней диагностики, организацию этапного лечения и вопросы военно-врачебной экспертизы. III. ЗАДАЧИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. Диагностику, тактику и оказание неотложной помощи на всех этапах при поражении ионизирующим излучением. 2. Клинические проявления и течение данной патологии. 3. Методы лабораторно-инструментального подтверждения клинического диагноза. 4. Способы своевременного медикаментозного и немедикаментозного лечения данной патологии. 5. Ответы на учебные вопросы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. Проводить сортировку и оказание медицинской помощи при различных формах поражений ионизирующими излучениями. 2. Проводить общеклиническое обследование пораженных ионизирующим излучением. 3. Выполнять мероприятия первой врачебной и квалифицированной терапевтической помощи пораженным с различными формами радиационных поражений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: 1. Курация пациентов заболевания которых сходны с соответствующими симптомами ОЛБ. 2. Дать оценку имеющимся количественным и качественным изменениям анализов крови и/или костного мозга с точки зрения наличия лучевой болезни, ее формы, степени тяжести и периода заболевания.
3. Работа с учебными историями болезни. IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ ОСНОВНАЯ: 1. Военно-полевая терапия. Учебник под ред. проф. А.А. Бова— Мн.: БГМУ, 2008. 2. Военно-полевая терапия. Практикум. Учебное пособие под ред. А.А. Бова.- Мн.: БГМУ, 2009. 3. С.А. Куценко Военная токсикология, радиобиология, и медицинская защита. — Санкт-Петербург: Фолиант, 2004. — С. 528. 4. Торопцев И.В., Гольдберг Е.Д. Острейшая лучевая болезнь. Томск, 1972, 115с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1..Романцев Е. Ф. и др. — Молекулярные механизмы лучевой болезни. М., «Медицина», 1984. 2. Киреев П. М., Лучевая болезнь, М., 1960.
5. Надеждина Н.М Отдаленные последствия острой лучевой болезни // Медицинская радиология и радиационная безопасность. — 2009. — Т. 48. — № 3. — С. 17-27. 6. Василенко И.Я. Токсикология продуктов ядерного деления. — Москва: Медицина, 1999. — 200 с.
V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ОСУЖДАЕМЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
VI. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ 1. Студенты должны курировать в поликлинике пациентов вместе с участковым врачом-терапевтом. 2. Студенты должны оформлять всю документацию под руководством участкового врача-терапевта. 3. Студенты должны обслуживать вызова на дом вместе с участковым врачом. 4. Студенты должны интерпретировать результаты основных клинико-лабораторных методов исследования в терапии при различных нозологических формах вместе с участковым врачом. VII.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЕ УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ
1. Контроль уровня знаний (исходный, конечный). 2. Практическая работа в кабинете лабораторной диагностики. 3. Клинический разбор амбулаторных пациентов. 4. Обсуждение теоретических вопросов темы занятия. 5.Заслушивание рефератов по отдельным актуальным вопросам. 6. Работа с методическими пособиями для студентов. 7. Работа с материалами лекций, монографий. 8. Тестовый контроль уровня знаний. Хронокарта занятия: 1. Организационно-вводная часть 15 мин 2.Исходный контроль знаний 60 мин 3.Самостоятельная работа студентов в качестве 120 мин помощника врача лабораторной диагностики, работа с медицинской документацией 4.Клинический разбор больных по теме занятия 60 мин 5.Заключительное слово преподавателя, постановка домашнего задания на очередное занятие 15 мин VIII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: · амбулаторные карты пациентов; § методическое пособие для студентов 5 курса по теме занятия; § данные лабораторных исследований; § демонстрация пациентов; § тестовые задания; § ситуационные задачи; § истории болезни из архива.
IX. ТЕМЫ УИРС 1.Клинико-лабораторная дифференциальная диагностика при радиационных поражениях. 2.Клинико-лабораторная диагностика степеней тяжести и форм при ОЛБ.
X. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Биологическое действие ионизирующего излучения и патогенез лучевой болезни. Острая лучевая болезнь: общее понятие, основные клинические синдромы, классификация (молниеносная и костномозговая формы), периоды клинического течения, диагностика
Общая характеристика радиационных поражений. Радиационные поражения возникают в результате воздействия на организм различных видов ионизирующего излучения, которое подразделяется на два класса: корпускулярное и электромагнитное. Корпускулярное излучение представляет собой поток атомных и субатомных частиц. К легким заряженным частицам относятся электроны и позитроны; к тяжелым заряженным частицам - протоны, альфа-частицы и дейтроны; к нейтральным частицам - нейтроны. В отличие от корпускулярных излучений электромагнитные излучения распространяются в вакууме с одинаковой скоростью, равной скорости видимого света - 300 000 км/с, и состоит из периодических электрических и магнитных колебаний, отличающихся друг от друга длиной волны. Чем короче волны излучения, тем больше частота его колебаний и, соответственно, выше его энергия и проникающая способность. К наиболее коротковолновым и высокочастотным излучениям относятся рентгеновы и гамма- лучи. Они испускаются в виде сгустков энергии (или квантов, фотонов), измеряемой в электронвольтах (эв) и производных от них - тысячах электронвольт (Кэв) и миллионах электронвольт (Мэв). Источником рентгеновых лучей являются трубки рентгеновских аппаратов, бетатроны, линейные ускорители. Гамма-кванты выделяются в ходе ядерных реакций и при распаде многих радиоактивных веществ. Рентгеновы и гамма-лучи благодаря малой длине волны и большой энергии обладают глубокой проникающей способностью, измеряемой для водных растворов и живой ткани десятками сантиметров. Чем меньше энергия фотона (мягкие излучения), тем больше они поглощаются в поверхностных слоях тканей. При воздействии очень жестких излучений глубинная доза может быть больше поверхностной. Рентгеновы лучи и гамма-кванты при воздействии на вещество передают свою энергию электрону (фотоэффект), и электрон изменяет направление своего движения (эффект квантового рассеяния). В результате образуются быстро летящие электроны, расходующие свою энергию на ионизацию молекул вещества.
Бета-частицы по своим физическим свойствам представляют собой электроны, обладающие отрицательным зарядом, и позитроны, несущие положительный заряд. Бета-излучение наиболее распространенных источников проникает в живые ткани на глубину 0,2 - 0,5 см. Бета-частицы, проходя через вещество, взаимодействуют в основном с электронами электронных оболочек атомов и молекул, вызывая при этом ионизацию или возбуждение последних. Альфа-частицы представляют собой положительно заряженные ядра гелия, состоящие из двух протонов и двух нейтронов. Они образуются при распаде многих радиоактивных веществ (радий, уран, торий, полоний). Благодаря большой энергии, относительно большой массе и двойному положительному заряду они обладают высокой ионизирующей способностью. Альфа-частицы хорошо поглощаются веществом, что обусловливает их малую проникающую способность. В воздухе пробег альфа-частиц равен 8-10 см, а в воде и тканях организма он составляет сотые доли миллиметров.
Нейтроны – элементарные частицы с массой 1 а.е.м. и зарядом, равным нулю. Они вылетают из ядер атомов при некоторых ядерных реакциях, при распаде ядер урана, плутония, амерция. Нейтроны вследствие отсутствия заряда легко проникают в атомы и взаимодействуют с ядром путем упругого и неупругого соударений, радиационного захвата и ядерной реакции. При этом образуются радиоактивные изотопы и возникает наведенная радиоактивность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|