Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика радиационных поражений.




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ №3,

С КУРСОМ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 8 от 29 августа 2014 г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор Саливончик Д.П.

 

 

ТЕМА VIII: Радиационные поражения. Острая лучевая болезнь.

 

Учебно-методическая разработка для студентов

4 курс

медико-диагностический факультет

Дисциплина

«Внутренние болезни»

 

 

Авторы: доктор медицинских наук,

профессор Д.П. Саливончик;

ассистент кафедры Россолова В.В.

ассистент кафедры Рудько А.И.

 

 

г. Гомель, 2014 г.

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия. III. Задачи (студент должен знать, уметь, практические навыки). IV. Рекомендуемая литература по теме занятия (основная, дополнительная). V. Основные вопросы, обсуждаемые на практическом занятии. VI. Учебно-целевые задачи. VII.Методика проведения и достижение учебно-целевых задач. VIII. Методическое обеспечение занятия. IX. Темы УИРС. X. Ответы на вопросы темы. XI. Самостоятельная работа студентов. XII.Тестовые задания.

I.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В современных условиях распространения и значения радиационного фактора для здоровья человека необходимы чёткие представления всех сторон о последствиях воздействия ионизирующих излучений.

Ионизирующее излучение является мощным потенциальным средством массового поражения. Атомные заряды обладают не только огромной разрушительной силой, но и способностью поражать личный состав возникающей при взрыве проникающей радиацией. Потенциально опасными для развития техногенной катастрофы могут быть атомные электростанции, некоторые промышленные и военные объекты. Ликвидация последствий промышленных аварии, в том числе трагический опыт Чернобыля показал, что имеющиеся знания по медицинской радиологии позволяют делать прогноз лучевого поражения, предвидеть особенности клинического течения и вести активную лечебную тактику при лучевых поражениях.

II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Изучить клиническую картину, течение и особенности диагностики и лечения различных форм острой лучевой болезни (ОЛБ) – типичной костно-мозговой и острейших форм: кишечной, сосудисто-токсемической и церебральной. Изучить вопросы их ранней диагностики, организацию этапного лечения и вопросы военно-врачебной экспертизы.

III. ЗАДАЧИ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Диагностику, тактику и оказание неотложной помощи на всех этапах при поражении ионизирующим излучением.

2. Клинические проявления и течение данной патологии.

3. Методы лабораторно-инструментального подтверждения клинического диагноза.

4. Способы своевременного медикаментозного и немедикаментозного лечения данной патологии.

5. Ответы на учебные вопросы.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Проводить сортировку и оказание медицинской помощи при различных формах поражений ионизирующими излучениями.

2. Проводить общеклиническое обследование пораженных ионизирующим излучением.

3. Выполнять мероприятия первой врачебной и квалифицированной терапевтической помощи пораженным с различными формами радиационных поражений.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

1. Курация пациентов заболевания которых сходны с соответствующими симптомами ОЛБ.

2. Дать оценку имеющимся количественным и качественным изменениям анализов крови и/или костного мозга с точки зрения наличия лучевой болезни, ее формы, степени тяжести и периода заболевания.

3. Работа с учебными историями болезни.

IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

ОСНОВНАЯ:

1. Военно-полевая терапия. Учебник под ред. проф. А.А. Бова— Мн.: БГМУ, 2008.

2. Военно-полевая терапия. Практикум. Учебное пособие под ред. А.А. Бова.- Мн.: БГМУ, 2009.

3. С.А. Куценко Военная токсикология, радиобиология, и медицинская защита. — Санкт-Петербург: Фолиант, 2004. — С. 528.

4. Торопцев И.В., Гольдберг Е.Д. Острейшая лучевая болезнь. Томск, 1972, 115с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1..Романцев Е. Ф. и др. — Молекулярные механизмы лучевой болезни. М., «Медицина», 1984.

2. Киреев П. М., Лучевая болезнь, М., 1960.

  1. Гуськова А. К., Байсоголов Б. Д., Лучевая болезнь человека (Очерки), 1971.
  2. И. Я. Василенко, О. И. Василенко. Биологическое действие продуктов ядерного деления. М., Бином, 2011, 384 с.

5. Надеждина Н.М Отдаленные последствия острой лучевой болезни // Медицинская радиология и радиационная безопасность. — 2009. — Т. 48. — № 3. — С. 17-27.

6. Василенко И.Я. Токсикология продуктов ядерного деления. — Москва: Медицина, 1999. — 200 с.

 

V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ОСУЖДАЕМЫЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

1. Биологическое действие ионизирующего излучения и патогенез лучевой болезни. Острая лучевая болезнь: общее понятие, основные клинические синдромы, классификация (молниеносная и костномозговая формы), периоды клинического течения, диагностика.
2. Особенности клинической картины и течения острой лучевой болезни в зависимости от характера облучения (внешнее: равномерное и неравномерное, внутреннее).
3. Сроки госпитализации больных. Лечение на этапах эвакуации в разные периоды лучевой болезни. Исходы заболевания.  

 

 

VI. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

1. Студенты должны курировать в поликлинике пациентов вместе с участковым врачом-терапевтом.

2. Студенты должны оформлять всю документацию под руководством участкового врача-терапевта.

3. Студенты должны обслуживать вызова на дом вместе с участковым врачом.

4. Студенты должны интерпретировать результаты основных клинико-лабораторных методов исследования в терапии при различных нозологических формах вместе с участковым врачом.

VII.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЕ УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫХ ЗАДАЧ

1. Контроль уровня знаний (исходный, конечный).

2. Практическая работа в кабинете лабораторной диагностики.

3. Клинический разбор амбулаторных пациентов.

4. Обсуждение теоретических вопросов темы занятия.

5.Заслушивание рефератов по отдельным актуальным вопросам.

6. Работа с методическими пособиями для студентов.

7. Работа с материалами лекций, монографий.

8. Тестовый контроль уровня знаний.

Хронокарта занятия:

1. Организационно-вводная часть 15 мин

2.Исходный контроль знаний 60 мин

3.Самостоятельная работа студентов в качестве 120 мин

помощника врача лабораторной диагностики, работа

с медицинской документацией

4.Клинический разбор больных по теме занятия 60 мин

5.Заключительное слово преподавателя, постановка

домашнего задания на очередное занятие 15 мин

VIII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

· амбулаторные карты пациентов;

§ методическое пособие для студентов 5 курса по теме занятия;

§ данные лабораторных исследований;

§ демонстрация пациентов;

§ тестовые задания;

§ ситуационные задачи;

§ истории болезни из архива.

 

IX. ТЕМЫ УИРС

1.Клинико-лабораторная дифференциальная диагностика при радиационных поражениях.

2.Клинико-лабораторная диагностика степеней тяжести и форм при ОЛБ.

 

X. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Биологическое действие ионизирующего излучения и патогенез лучевой болезни. Острая лучевая болезнь: общее понятие, основные клинические синдромы, классификация (молниеносная и костномозговая формы), периоды клинического течения, диагностика

 

Общая характеристика радиационных поражений.

Радиационные поражения возникают в результате воздействия на организм различных видов ионизирующего излучения, которое подразделяется на два класса: корпускулярное и электромагнитное. Корпускулярное излучение представляет собой поток атомных и субатомных частиц. К легким заряженным частицам относятся электроны и позитроны; к тяжелым заряженным частицам - протоны, альфа-частицы и дейтроны; к нейтральным частицам - нейтроны. В отличие от корпускулярных излучений электромагнитные излучения распространяются в вакууме с одинаковой скоростью, равной скорости видимого света - 300 000 км/с, и состоит из периодических электрических и магнитных колебаний, отличающихся друг от друга длиной волны. Чем короче волны излучения, тем больше частота его колебаний и, соответственно, выше его энергия и проникающая способность. К наиболее коротковолновым и высокочастотным излучениям относятся рентгеновы и гамма- лучи. Они испускаются в виде сгустков энергии (или квантов, фотонов), измеряемой в электронвольтах (эв) и производных от них - тысячах электронвольт (Кэв) и миллионах электронвольт (Мэв). Источником рентгеновых лучей являются трубки рентгеновских аппаратов, бетатроны, линейные ускорители. Гамма-кванты выделяются в ходе ядерных реакций и при распаде многих радиоактивных веществ. Рентгеновы и гамма-лучи благодаря малой длине волны и большой энергии обладают глубокой проникающей способностью, измеряемой для водных растворов и живой ткани десятками сантиметров. Чем меньше энергия фотона (мягкие излучения), тем больше они поглощаются в поверхностных слоях тканей. При воздействии очень жестких излучений глубинная доза может быть больше поверхностной. Рентгеновы лучи и гамма-кванты при воздействии на вещество передают свою энергию электрону (фотоэффект), и электрон изменяет направление своего движения (эффект квантового рассеяния). В результате образуются быстро летящие электроны, расходующие свою энергию на ионизацию молекул вещества.

Бета-частицы по своим физическим свойствам представляют собой электроны, обладающие отрицательным зарядом, и позитроны, несущие положительный заряд. Бета-излучение наиболее распространенных источников проникает в живые ткани на глубину 0,2 - 0,5 см. Бета-частицы, проходя через вещество, взаимодействуют в основном с электронами электронных оболочек атомов и молекул, вызывая при этом ионизацию или возбуждение последних.

Альфа-частицы представляют собой положительно заряженные ядра гелия, состоящие из двух протонов и двух нейтронов. Они образуются при распаде многих радиоактивных веществ (радий, уран, торий, полоний). Благодаря большой энергии, относительно большой массе и двойному положительному заряду они обладают высокой ионизирующей способностью. Альфа-частицы хорошо поглощаются веществом, что обусловливает их малую проникающую способность. В воздухе пробег альфа-частиц равен 8-10 см, а в воде и тканях организма он составляет сотые доли миллиметров.

Нейтроны – элементарные частицы с массой 1 а.е.м. и зарядом, равным нулю. Они вылетают из ядер атомов при некоторых ядерных реакциях, при распаде ядер урана, плутония, амерция. Нейтроны вследствие отсутствия заряда легко проникают в атомы и взаимодействуют с ядром путем упругого и неупругого соударений, радиационного захвата и ядерной реакции. При этом образуются радиоактивные изотопы и возникает наведенная радиоактивность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...